Крупная рыба
Чем запомнится автомобильный 2014-й годУходящий год оказался богатым на автомобильные события. Fiat и Chrysler стали одной компанией, в России началась большая реформа ОСАГО, система стабилизации в Европе стала обязательной для всех новых машин, а китайцы заявили о желании застроить Россию своими заводами. Но все вышеописанное кажется мелким и неинтересным на фоне тех событий 2014 года, которые выбрали мы.
[center]Красивые «Лады»[/center]
=Красивые «Лады»
Бывшему дизайнеру Volvo и Mercedes-Benz Стиву Маттину хватило всего года после назначения на должность шеф-дизайнера «АвтоВАЗа», чтобы превратить премьеры Волжского автозавода из повода для насмешек в действительно важное событие. На Московском автосалоне 2012 года дебютировал прототип Lada XRay, который демонстрировал то, как будут выглядеть новые «Лады», а в 2014-м Стив подготовил к выставке сразу две "бомбы".
В августе 2014-го посетители ММАС могли полюбоваться на два крутейших концепт-кара от "АвтоВАЗа": доведенный и приближенный к конвейеру кроссовер XRay и совершенно новый седан Vesta, который не стыдно было бы показать даже в Женеве. Сложная оптика, хитро закрученные линии кузова в новом стиле Lada, мудреные выштамповки, атлетичный профиль, большие колеса и ладный салон.
Постойте, это точно «Лада», а не новинка Peugeot или Mazda?
Точно! Ведь уже в 2015-м «Веста» станет серийной.
Выпуск Lada Vesta начнется следующей осенью в Ижевске. Модель построят на собственной платформе «АвтоВАЗа», но с применением деталей и узлов моделей альянса Renault-Nissan. XRay, в свою очередь, построят на шасси Renault Sandero. Но даже если бы «вазовцы» использовали платформу 412-го «Москвича», мы бы все равно ждали и «Весту», и «Иксрэй». Хотя бы из-за того, что модели из Тольятти наконец-то перестали быть терпеливыми жертвами пластического хирурга с искаженным чувством прекрасного, превратившись в современные автомобили. Разве это не отличная новость?
[center]Две неудавшиеся революции[/center]
=Две неудавшиеся революции
В начале XXI века разве кто-нибудь мог представить, что в России появятся сразу две компании, которые займутся разработкой суперкаров и доступных гибридов? Вряд ли. Но в 2007 году музыкант, актер, шоумен и гонщик Николай Фоменко запустил бренд Marussia Motors, под которым должен был создаваться первый суперкар с российской пропиской. А в 2010-м появилась компания «Городской автомобиль» (позже переименованная в «ё-АВТО»), делавшая «ё-мобиль».
Самое интересное, что обе российские компании закончили свое существование в 2014-м. Сначала в небытие отправилась «ё-АВТО»: в феврале проект по созданию уникального российского гибрида остановили, а в апреле права на некоторые разработки компания передала НАМИ за номинальную сумму в один евро. В НАМИ, в свою очередь, открыто дали понять, что возрождать «ё-мобиль» никто не собирается, и дешевого российского гибрида не будет. По крайней мере, в ближайшие годы.
О крахе Marussia Motors стало известно в апреле. Компания прекратила работу над всеми проектами сразу, включая «Кортеж», сократила сотрудников, которые несколько месяцев не получали зарплату, и покинула производственные помещения на Московском заводе холодильной техники «Снежинка». По словам сотрудников «Маруси», и Фоменко, и генеральный директор компании Антон Чеглаков, и Антон Колесников, который в разное время занимал в компании высокие должности, разом испарились и никому ничего не рассказали. Суммарный долг «Маруси» перед работниками и поставщиками составил 100 миллионов рублей, но у компании не нашлось ничего, что можно было продать для его покрытия: все распродали до краха.
я выбрал вместо рекламы.
[center]Очередное прощание с испанцем[/center]
=Прощание с испанцем
В 2014 году пути российского рынка и Seat в который раз разошлись. Официальные причины: «сокращение сегментов, в которых представлена марка, общая экономическая ситуация и колебания курсов валют». Но не нужно быть аналитическим гением, чтобы понять, что «Сеаты» россияне попросту не приняли – даже несмотря на массированную рекламную кампанию. С января по декабрь 2014-го фирма продала в России 1486 автомобилей, что вдвое меньше, чем годом ранее. Получается, что продажи Seat упали в пять раз сильнее просевшего на 11,6 процента рынка. Вот такая математика.
Почему машины Seat не понравились отечественным автомобилистам? Непонятно. Модели строились на современных шасси и оснащались современными двигателями концерна VW. Выглядели «Сеаты» на фоне излишне консервативных соплатформенных моделей и вовсе отлично. Да и ценник на «испанцев» не вызывал приступов панической атаки. Тем не менее, четвертая с 1996 года попытка привить водителям в России любовь к испанским автомобилям оказалась неудачной. Может быть в следующий раз получится лучше? Вопрос только в том, будет ли он, этот "следующий раз".
[center]Первая переднеприводная BMW[/center]
В 2014 году компания BMW показала россыпь новинок: пятидверку 4-Series GranTurismo, X4, кабриолет M4, самый мощный M5, X6 нового поколения, кабриолет 2-Series, а также «заряженные» M-версии последних X5 и X6. Но одна премьера стоит особняком на этом фоне: баварцы запустили на рынок первую переднеприводную модель в своей истории – 2-Series Active Tourer. Хэтчбек построили на той же платформе, что и новые MINI, но с другими настройками и легкими доработками по технике.
«Новая «двушка» – это действительно один из лучших переднеприводных автомобилей, на которых я ездил. У нее острые реакции и потрясающая цепкость в скоростных дугах, так что добиться пораженческого сноса здесь можно только в случае полного непонимания базовых законов физики, разжеванных еще учебниками начальных классов. Но у Active Tourer нет той легкости и ненасытности, с которой пожирают повороты все остальные «бэхи», за исключением разве что моделей с буквой X в названии. И проблема, кажется, в том, что создателям этой машины попросту не хватило смелости сделать окончательный выбор: спорт или комфорт», – писал главный редактор "Мотора" о 2-Series Active Tourer после знакомства с этой новинкой.
Но важность появления переднеприводного автомобиля в гамме BMW в другом: на новой платформе баварцы собираются построить сразу несколько новых моделей, включая замену BMW X1. Так что наш мир уже никогда не будет прежним.
[center]Чистки на «АвтоВАЗе»[/center]
Свою работу на «АвтоВАЗе» Бу Андрессон начал с «улучшения экономического состояния компании», что привело к увольнению 7,5 тысячи сотрудников предприятия. Рабочие бастовали, жаловались и отказывались уходить даже несмотря на довольно щедрые компенсации (тем, кто согласился уйти с завода в феврале, выплачивали пять месячных зарплат), но Бу продолжал гнуть свою линию. В итоге выяснилось, что это только цветочки, ведь всего в 2014-м «АвтоВАЗ» избавился от 13 тысяч человек. Другими словами, был уволен каждый пятый работник.
Но Андрессон проредил не только ряды обычных рабочих, но и сократил состав топ-менеджмента. Летом компанию покинули вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелев, директор по инжинирингу Сергей Курдюк, начальник кузовного управления Игорь Селявин, глава отдела закупки оборудования Андрей Гильбух, а также вице-президент по маркетингу и рекламе Артем Федосов. На «АвтоВАЗе» отметили, что это естественная ротация кадров, но, по информации СМИ, например, Шмелев ушел из компании из-за разногласий с Андерссоном.
Особенно показательны последние увольнения на «АвтоВАЗе»: с завода выдворили директора по закупкам Мариуша Напиорковски. Официальная версия – ненадлежащее исполнение обязанностей, неофициальная – якобы попался на взятках.
Плюс ко всему, Андрессон заставил все руководство «АвтоВАЗа» пересесть со служебных иномарок на изделия Волжского завода. Сам Бу колесит по Тольятти на особом универсале Lada Largus VIP. Премиальные иномарки, принадлежащие заводу, были проданы. Такая вот шведская оптимизация в российских условиях.
[center]Ferrari без Луки[/center]
=Ferrari без Луки
Мы говорим – Стив Джобс, подразумеваем – Apple, говорим – Microsoft, вспоминаем Билла Гейтса. А когда речь заходит о Ferrari, то первыми в голову приходят два имени: Энцо Феррари и Лука ди Монтеземоло. С первым все понятно – он основал марку имени себя, а второй руководил итальянским брендом на протяжении последних 23 лет.
За те четверть века, что ди Монтеземоло стоял у руля Ferrari, компания расцвела. Во-первых, она выпустила кучу отличных дорожных автомобилей – F355, F50, 430, 458 Italia, F12berlinetta, Enzo, LaFerrari. Запустила клиентскую программу XX, в рамках которой были созданы ставшие легендарными трековые монстры FXX, FXX K и 599XX.
Мало того, именно Луке "Скудерия" обязана своими успехами в Формуле-1 – под его началом свой первый чемпионский титул в 1975 году выиграл Ники Лауда. Тогда же команда получила первый за 11 лет Кубок конструкторов.
Пожалуй, больше Луки для Ferrari сделал разве что сам Энцо.
Уход ди Монтеземоло с поста президента Ferrari связывают с его конфликтом с руководителем концерна Fiat (ныне FCA) Серджио Марккионе. Поговаривают, что Лука был против расширения модельного ряда Ferrari и вывода акций компании на биржу, тогда как Марккионе считал это необходимым. Очевидно, стороны не договорились. Попрощавшись с главной компанией своей жизни, ди Монтеземоло отправился спасать ведущего авиаперевозчика Италии – компанию Alitalia. Но есть мнение, что свое последнее слово в истории Ferrari ди Монтеземоло пока не сказал.
[center]Народный пилот[/center]
=Народный пилот
В 2014 году «Мотор» совместно с «Академией ралли» сделал то, на что раньше решались только гиганты вроде Sony и Nissan – предоставил всем своим читателям возможность стать настоящим гонщиком. Победитель конкурса «Народный пилот» получал в свое распоряжение на пять этапов кольцевой седан VW Polo, подготовленный по требованиям класса «Национальный» российской серии кольцевых гонок (РСКГ).
Конкурс проходил в три этапа: викторина на знание истории автоспорта, видеообращение полуфиналистов к читателям и финал, в котором пятерке лучших нужно было показать свои навыки быстрой езды на Смоленском кольце за рулем гоночного седана VW Polo. Победителем стал Максим Белоцкий – участник любительских кольцевых чемпионатов и Гонки звезд "За Рулем". В течение 2014 года Белоцкий откатал в РСКГ пять этапов, прогрессировал на протяжении всего сезона, но частые аварии не позволили ему побороться за места на подиуме.
В 2015 году «Народный пилот» пройдет во второй раз, а значит еще один читатель «Мотора» получит возможность примерить на себя роль профессионального гонщика.
[center]«8 марта» автопрома[/center]
=«8 марта» автопрома
Международный женский день в автомобильной промышленности наступил 15 января 2014 года. На должность руководителя концерна General Motors пришла Мэри Барра – первая женщина в истории индустрии, которой доверили пост главы автомобильной компании. На этой должности Барра сменила Дэна Акерсона, который покинул GM из-за того, что у его жены диагностировали рак.
Дочь человека, проработавшего в Pontiac 39 лет, пришла на работу в General Motors в качестве стажера в 1980 году в возрасте 18 лет. В течение следующих 33 лет она занимала в GM самые разные должности: от простого инженера до руководителя завода. В 2013 году в контракте Барры значилась должность «Исполнительного вице-президента по разработке глобальных продуктов, закупкам и поставкам». За месяц до объявления о ее назначении на место исполнительного директора General Motors издание CNN Money назвало ее самой влиятельной женщиной в автомобильной индустрии. Уже тогда открыто говорилось о том, что место Акерсона в будущем займет именно она.
Итоги первого года работы Барры оценивать пока сложно. По большому счету, весь 2014-й она разгребала наследие предшественников. Год омрачился еще и историей с массовыми отзывами машин концерна General Motors из-за проблем с ключами и замками зажигания. Тем не менее, даже если Барра не превратит GM в лидера отрасли, звания первой женщины, вставшей у руля крупнейшего автомобильного гиганта, у нее уже никто не отнимет.
[center]Черный декабрь[/center]
Декабрь 2014 года участники автомобильного рынка России, по всей видимости, запомнят надолго. Уже к середине месяца у дилеров начали заканчиваться или вовсе закончились автомобили. Причем покупатели, приехавшие, в том числе из Белоруссии и Казахстана, скупали все: на складах не осталось как бюджетных моделей, так и машин премиальных марок.
Причиной для подобного ажиотажа стало резкое ослабление курса рубля: во вторник, 16 декабря, биржевой курс доллара вырос на 15,6 рубля (до 80,1 рубля), а евро – на 22 рубля (до 100,74 рубля). В результате, некоторые компании, опасаясь негативного развития дальнейших событий, перестали поставлять продавцам автомобили. На подобный шаг пошли даже те, кто выпускает или собирает машины в России. Например, Cadillac, Opel и Kia. Корейская компания решила отдать клиентам только те машины, которые были оплачены на сто процентов, а заказы до конца 2014 года принимались только на Rio российского производства. Некоторые фирмы на столь радикальный шаг не пошли, ограничившись повышением цен, а некоторые, например Nissan, меняли прайс-лист чуть ли не каждую неделю.
Понятно, что резко выросший спрос сделал отличную кассу как автопроизводителям, так и дилерам, позволив закрыть год с серьезной прибылью. Но теперь все затаились в ожидании 2015-го. Что будет с рублем в первые месяцы следующего года – непонятно. А значит, непонятно и то, какими будут цены на новые автомобили. Вот почему некоторые дилеры заморозили свою деятельность, а российские предприятия ушли на новогодние каникулы раньше срока. И даже если ситуация на валютном рынке стабилизируется, то в начале 2015 года у продавцов просто не будет свободных машин для продажи. Значит, здравствуйте полугодовые очереди и рост рынка подержанных автомобилей. Хотя... кажется, уже началось.