Опубликовано 04 января 2013, 17:23

Национальное достояние

Лучшие российские пилоты 2012 года по версии "Мотора"
Вслед за рейтингом десяти лучших пилотов планеты, "Мотор" составил "топ-5" и для российских гонщиков.
Фото с официальных сайтов команд и пилотов
Фото с официальных сайтов команд и пилотов

Российские пилоты окончательно освоились на трассах планеты, и теперь регулярно побеждают в крупнейших мировых соревнованиях. Но им еще есть куда расти: в рейтинге "Мотора" лучших пилотов мира места соотечественникам пока не нашлось. Поэтому мы решили составить для них отдельный "топ" – в надежде, что когда-нибудь они сами заставят нас отказаться от этой идеи, застолбив себе пару-тройку мест в общем списке.

Мы старались быть построже и поменьше хвалить российских пилотов. Ведь нам действительно уже хочется включить кого-нибудь из них в список "лучших из лучших" по-настоящему, безо всяких географических признаков. Но для этого им нужно еще чуть-чуть прибавить.


Национальное достояние

В 2012 году Леонид Новицкий, по сути, не выиграл ничего, кроме пары спецучастков на "Дакаре". Но эти две победы, наверное, и являются главными в короткой гоночной карьере вице-президента Федерации... спортивного свиноводства России.

Все потому, что "Дакар" – есть "Дакар". Одна из главных гонок на планете, которая находится в одном ряду с "Гран-при Монако", "24 часами Ле-Мана", "Инди-500". Если бы в одной из них кому-то из наших удалось финишировать в первой пятерке, мы бы уже гордились. А Новицкий на прошлогоднем "Дакаре" едва не добрался до "топ-3".

На "Дакаре" у нас почему-то по-прежнему принято гордиться грузовой командой из Набережных челнов, некогда воевавшей с боевыми техничками.

Новицкий, между тем, стартует на "Дакаре" в топовой легковой категории. Он был и остается пилотом X-Raid – лучшей на данный момент команды, выступающей в знаменитом марафоне. Еще важнее то, что с каждым годом Леонид неизменно прогрессирует. Так что, совсем скоро у нас может появится первый победитель "Дакара", выигравший гонку на машине легче пяти тонн.


Национальное достояние

Быстрых парней из картинга у нас немало, но с переходом в более серьезные "формулы" у многих начинаются проблемы. Чем же хорош Сергей Сироткин?

Сергей Сироткин хорош тем, что его потенциал не надо разглядывать через увеличительное стекло. Он быстр, он очень талантлив. Но поэтому с него и спрос больше. Титул в европейской Формуле Abarth в 2011 году, если честно, не говорит ни о чем – уровень соперников в этом первенстве не тот, чтобы восхищаться этой победой. Третье место по итогам чемпионата 2012 года в Auto GP с парой выигранных гонок – тоже не самое выдающееся достижение. В ней и выступали-то полтора десятка человек. Наконец, две победы в итальянской Формуле-3 и пятое место по итогам чемпионата? Тоже хорошо. Но могло бы быть отлично.

С Сироткиным вот какая штука: в любой из серий, в которой бы он ни выступал, Сергей всегда был одним из лучших. Быстрейшие круги, поулы, победы – к ним он уже успел приучить.

Сироткин – очень быстрый. И ему всего 17 лет, а значит времени у него навалом.

Главное, пора перестать ошибаться. И ему самому, и его менеджерам. Стартовать в один уикенд в пяти гонках двух разных чемпионатов (пара этапов итальянской Ф-3 пересеклась с гонками Auto GP), как это было с Сергеем в этом году, – все-таки перебор.

Чего мы ждем от Сергея в 2013-м? Мы ждем, что в Формуле-Renault 3.5 он будет бороться за подиумы и победы с самого начала. Без скидок на обстоятельства, плохие настройки, инженеров, погоду и тому подобные глупости.


Национальное достояние

Раскроем страшную тайну: молодые российские гонщики друг друга не очень-то любят. Оно, в общем, и понятно. Им ведь и спонсоров между собой делить, и народную славу. Какая уж тут дружба? Но есть одно исключение: ни один российский пилот не сказал ни одного плохого слова о Данииле Квяте. "Даня? Нет, за Даню надо кулаки держать".

Из всех российских парней, что сейчас пустились по пути Виталия Петрова в Формулу-1, Квят пока лидирует. У него есть талант, он быстр, и за его спиной стоит Red Bull. Это как знак качества на хорошем продукте.

Даниил – это, по сути, первый российский пилот, которого не нужно сравнивать с другими российскими пилотами. Его нужно сравнивать со всеми остальными.

С одной стороны, в 2012 году Даниил стал вице-чемпионом в серии Формула Renault 2.0, в которой выступают почти 40 пилотов – самые талантливые гонщики его поколения. С другой – он стал лишь вторым, несмотря на то, что провел в этом чемпионате уже второй год. То есть, по стандартам грозного Доктора Марко с задачей Даня все-таки не справился. Конечно, такому результату можно найти объяснение. Неверный выбор покрышек в последней гонке, пара глупых столкновений… Но Доктор Марко может и не смотреть гонки всех своих подопечных – ему проще заглянуть в итоговые протоколы.

Быть пилотом Red Bull – это не только знак качества. Это еще и огромное давление, которое с каждым годом будет только расти. Квят находится в уникальной для российских пилотов ситуации: он застрахован от выбора плохих команд, ему не надо судорожно искать деньги на очередной сезон: Red Bull всегда всё "делает красиво". Даниилу нужно заниматься только одним – побеждать.

Сложно? Конечно. А как по-другому? Если "быкам" нужен еще один Феттель, а Квят – один из претендентов, то "Феттелем" пора становиться прямо сейчас.


Национальное достояние

Как оценить сезон Виталия Петрова? Если сравнивать его выступление с напарником по Caterham Хейкки Ковалайненом, то финна Виталий переиграл. Не сказать, чтобы убедительно, но все-таки он был чуточку лучше. Но вот в чем проблема: кто такой Хейкки Ковалайнен, чтобы победу над ним считать залогом успешного сезона? Пилот, который не пригодился McLaren, а за три года в зеленой команде (как бы она там ни называлась) так и не смог выбраться обратно "в люди"?

Нет, победа над Хейкки "по очкам" – этого слишком мало. Мог ли Петров добиться большего? Тоже нет.

В сухом остатке выходит так: сезон Петрова получился просто добротным. Виталий не бил машины, развивался, что было видно по противостоянию с тем же Хейкки в квалификациях, и не терял мотивацию. То есть, делал именно то, что и должен был делать. А раз так, то почему бы его не похвалить?

Виталий остается (пока еще) пилотом самого сильного и престижного на планете чемпионата. И он делает свою работу хорошо. Может быть даже отлично. Вот только результаты его труда очень сложно разглядеть за зелеными автомобилями…

Главное – он безусловно заслужил право остаться. И в Формуле-1, и уж тем более в Caterham. Но даже если этого не случится, то упрекать самого себя Виталию будет не в чем.


Национальное достояние

Новиков ближе всех из российских пилотов подобрался к звездному небосклону одного из старейших чемпионатов мира. Дело даже не в шестом месте личного зачета WRC по итогам года. И точно не в паре подиумов – они, будем откровенны, достались Евгению во многом благодаря ошибкам соперников.

Нет, его успехи – это своего рода награда за старания. Медаль. Ведь Новиков сумел справиться со своим главным недугом – с ненужными ошибками. Конечно, он по-прежнему ошибается, но теперь вылетов и аварий стало гораздо меньше, чем результативных финишей.

Два подиума, в Португалии и Италии – вот главное свидетельство прогресса Новикова. Там, где другие (даже, представьте себе, Леб!) ошибались, Женя продолжал ехать и приезжал "в призы".

В 2012 году Женя сделал ровно то, что от него требовалось: набрался опыта и стал стабильным. А со скоростью у него и так всегда был полный порядок.

Теперь Новиков – пилот одной из сильнейших команд WRC. Теперь нам хочется от него уже побед. А потом, наверное, мы будем требовать от него и титула. Не сразу, но будем.