W10: уникальный двигатель Volkswagen, про который почти ничего не известно
Загадочная страница в истории W-образных двигателей концерна VolkswagenДействительно W-образный
Для начала — небольшое пояснение для тех, кто не знаком с этой техникой. Традиционно термином «W-образный» обозначали совершенно другой тип двигателей с тремя рядами цилиндров. Проще всего представить его как V-образник, в развале которого установили ещё один ряд цилиндров. Либо как обрезанную «звезду», от которой оставили только три «луча».
Такие двигатели применялись в начале XX века в авиации, но также и в автоспорте. Например, как мотор W12 на гоночном Napier Railton тридцатых годов или крайне неудачном болиде Формулы-1 Life L190 образца 1990 года.
/imgs/2023/08/15/04/6103235/1947432e04fd4772a4eed3191fbc3a12f2d40aa4.jpg)
Тот самый набросок с двигателем W18, который сделал Фердинанд Пиех сделал в 1997 году во время поездки в Японию
© Bugatti
Именно такую конфигурацию мотора в 1997 года Фердинанд Пиех выбрал для возрождённой марки Bugatti, во время поездки в Японию набросав на конверте схему W18. Атмосферник объёмом 6,3 литра построили, взяв за основу геометрию цилиндра и камеру сгорания новейшего четырёхцилиндрового мотора 1.4 TSI модели EA111.
/imgs/2023/08/16/13/6105436/0e4b67d1bf87bdc075b91137fce245a1d73ef631.jpg)
/imgs/2023/08/16/13/6105437/bd3d9c1e166fa88cc996895ab149131719d2ca35.jpg)
/imgs/2023/08/16/13/6105436/0e4b67d1bf87bdc075b91137fce245a1d73ef631.jpg)
/imgs/2023/08/16/13/6105437/bd3d9c1e166fa88cc996895ab149131719d2ca35.jpg)
Двигатель W18: отчётливо видно три ряда цилиндров и три головки
© Bugatti
Экзотический мотор приводил в движение первые концепт-кары Bugatti, созданные после того, как марка перешла под контроль концерна Volkswagen — переднемоторное купе EB 118 образца 1998 года, большой седан EB218 1999 года и среднемоторный суперкар 18/3 Chiron 1999 года. Но в итоге от применения этого двигателя на серийных машинах отказались — и теперь увидеть его можно лишь в музее Volkswagen в Вольфсбурге.
Дважды смещённо-рядный
Параллельно инженеры Volkswagen проектировали линейку двигателей W12 и W8. По нашим прикидкам, работы должны были идти с 1996 по 2001 год. Скорее всего, стартовали они чуть раньше: ведь осенью 1997 года на Токийском автосалоне уже дебютировал первый концепт-кар с таким двигателем — среднемоторное купе Volkswagen W12. Впрочем, не исключаем, что мотор на шоу-каре мог быть ненастоящим, макетным.
/imgs/2023/08/16/12/6105348/e4a1f946b29c530aedbdc08229551a68015d6b55.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105354/b8a9df4bd4fb7bdd3630a21f1cd533d71c949433.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105355/107fd1cdde8104b8139d6c4f0b68e5e0af2b5791.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105348/e4a1f946b29c530aedbdc08229551a68015d6b55.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105354/b8a9df4bd4fb7bdd3630a21f1cd533d71c949433.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105355/107fd1cdde8104b8139d6c4f0b68e5e0af2b5791.jpg)
Первый серийный вариант двигателя W12: атмосферный мотор объёмом 6 литров ставился на Audi A8
© Audi
А в 2001 году началось серийное производство W-образных двигателей — W12 для представительских седанов Audi A8 и W8 для топ-версии Volkswagen Passat. Кстати, два года спустя мотор W12 получил пару турбин: такую версию разработали для Bentley Continental GT.
/imgs/2023/08/16/12/6105358/e7ebbf4b4dc4ec460e7fe752bffd86e7e4867afb.jpg)
/imgs/2023/08/16/14/6105572/ddfab498e5599285a32a7f602e51c4cfc5e9bda4.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105360/596b3bc4e72b959fe302b44c1f22914621c2b84a.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105361/6f0020d0a976d47eeb8f844f0ed68145e4efc74f.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105367/2b6f39a5c4529fd3d95790e21e35a0901d638eb3.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/08/16/12/6105358/e7ebbf4b4dc4ec460e7fe752bffd86e7e4867afb.jpg)
/imgs/2023/08/16/14/6105572/ddfab498e5599285a32a7f602e51c4cfc5e9bda4.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105360/596b3bc4e72b959fe302b44c1f22914621c2b84a.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105361/6f0020d0a976d47eeb8f844f0ed68145e4efc74f.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105367/2b6f39a5c4529fd3d95790e21e35a0901d638eb3.jpg)
На этих фотографиях с завода Bentley можно рассмотреть особенности двигателя W12
© Bentley
Этот «дубль-вэ» устроен совершенно иначе — гораздо более изощрённо: общей архитектурой он напоминает простой V-образный мотор, вот только цилиндры в каждой половине блока расположены не в ряд, а с небольшим смещением. Мы точно не знаем, кому конкретно принадлежала идея создать такой двигатель, но обычно проект связывают с именем Фердинанда Пиеха.
Отец VR6
Впрочем, одно ясно наверняка: без Хермана Крюгера появиться на свет он просто не мог. Ведь именно этот инженер-моторист в восьмидесятые создал сверхкомпактный «смещённо-рядный» двигатель, где цилиндры в блоке «упакованы» под небольшим углом друг к другу. Крюгер много экспериментировал с разными вариантами конструкции. Сперва построил опытную двухлитровую «шестёрку» RV6 с углом развала восемь градусов. Затем разработал целое семейство моторов иной геометрии, с углом развала пятнадцать градусов — бензиновых, дизельных, с двумя или четырьмя клапанами на цилиндр, с наддувом и без, с одним, двумя или даже тремя распредвалами. Все они отличались длинноходной конструкцией и исключительной компактностью.
/imgs/2023/08/16/13/6105468/d7a04b614d2c46617e64b68441a8e6253a19108c.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105389/8b12605a89508abdd30f9557539c2526121e1fc3.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105387/6c19cb41e1fc4a8f6582e37d049089b7a68c6875.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105388/097d9e9411ba6e9d60c39dca8a5b0b174faa52b2.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105386/ac2af61c02cdfb88cf1ae53e98d295ecf3f463b0.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/08/16/12/6105385/9cdc9857fbd9871e500f15e9cb08e0b79fab1226.jpg)
/imgs/2023/08/16/13/6105468/d7a04b614d2c46617e64b68441a8e6253a19108c.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105389/8b12605a89508abdd30f9557539c2526121e1fc3.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105387/6c19cb41e1fc4a8f6582e37d049089b7a68c6875.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105388/097d9e9411ba6e9d60c39dca8a5b0b174faa52b2.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105386/ac2af61c02cdfb88cf1ae53e98d295ecf3f463b0.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105385/9cdc9857fbd9871e500f15e9cb08e0b79fab1226.jpg)
Самый первый из серийных моторов VR6 конструкции Хермана Крюгера: 2,8 литра, два клапана на цилиндр, 174 лошадиные силы. Тяга — впечатляющие по тем временам 240 Нм. Сейчас столько может выдавать турбомотор 1.4
© Volkswagen Group
«Смещённо-рядный» мотор сочетает преимущества рядных и V-образных двигателей: он и короткий, и узкий, имеет всего одну головку, что упрощает конструкцию. На коленвалу — отдельные шатунные шейки для каждого цилиндра и семь коренных шеек, как у рядного мотора.
/imgs/2023/08/16/13/6105446/0a6040904db12edf8c3d95f318ceea19bcde41a0.jpg)
/imgs/2023/08/16/13/6105445/87de4a581108979578aaa9ac680ddee281294f11.jpg)
/imgs/2023/08/16/13/6105446/0a6040904db12edf8c3d95f318ceea19bcde41a0.jpg)
/imgs/2023/08/16/13/6105445/87de4a581108979578aaa9ac680ddee281294f11.jpg)
Volkswagen Golf III VR6
© Volkswagen UK
Правда, до серии дошёл только бензиновый вариант. В 1990 году бензиновую 12-клапанную «шестёрку» с чугунным блоком объёмом 2,8 литра запустили в производство — мир узнал её под обозначением «VR6». Благодаря длине всего 458 миллиметров мотор легко удалось вписать под капот «Гольфа» и «Пассата» третьего поколения, а также микроавтобуса Caravelle, установив его поперечно.
Кстати, в 1998 году Volkswagen выпустил на его основе ещё более экзотический мотор — VR5. Пятицилиндровый двигатель объёмом 2,3 литра был ещё короче (407 миллиметров), и ставился как поперечно (на Volkswagen Golf и Bora), так и продольно (на Volkswagen Passat). А в 1999-м VR6 получил четырёхклапанные головки.
Очень компактная экзотика
Малую габаритную длину унаследовали и W-образные моторы. Что было очень кстати, поскольку Audi A8, Volkswagen Phaeton и Bentley Continental GT все имеют похожую компоновку с расположением двигателя в переднем свесе. С обычным V12 размеры свеса стали бы непозволительно большими, но W12 имел всего 513 миллиметров в длину. Некоторые «четвёрки» крупнее! Двигатель W8 для Пассата и того меньше: лишь 420 миллиметров в длину.
/imgs/2023/08/16/12/6105362/5c3f54de13811086e994c855f47d122899019a4c.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105365/8a64d039e012d5fd04b9dd12000920696f47cb05.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105363/7887a56257ca4a9802ded86e14e2e6d85b71c8d1.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105362/5c3f54de13811086e994c855f47d122899019a4c.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105365/8a64d039e012d5fd04b9dd12000920696f47cb05.jpg)
/imgs/2023/08/16/12/6105363/7887a56257ca4a9802ded86e14e2e6d85b71c8d1.jpg)
Сравнение блоков двигателей W12 и W8
© Volkswagen Group
Архитектура всех этих моторов одинакова: от двигателей VR6/VR5 они унаследовали 15-градусный угол между соседними цилиндрами и привод ГРМ в задней части агрегата. Развал между двумя половинками блока составляет 72 градуса, а сам блок изготовлен из алюминия, дабы снизить нагрузку на переднюю ось.
Забытый вариант
Но вот о конфигурации W10 мы в «Моторе» впервые услышали только две недели назад... когда один из немецких «Ваговодов» по имени Ари поделился в соцсетях своим новым приобретением — полуразобранным двигателем. Парень из Ганновера неровно дышит к W-образным и «смещённо-рядным» моторам. В его гараже сразу несколько редких машин: хэтчбек Golf R32 четвёртого поколения, универсал Passat R36 шестого поколения, универсал Passat W8 «пятого с половиной» поколения и внедорожник Touareg W12 Sport.
/imgs/2023/08/15/04/6103226/50df5da077101c9f1b78ed395b0773f469323bf5.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103225/e0abe9a7df910865cbce91c9651ac2233107670f.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103227/e1b2e16cdebdb48e6042636b0a47c8bd20635cf4.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103229/09c3663f4c9a76c31778dfcf4b9c907f404dad57.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103231/f58c16d6c96c1331be472651f294dc9fdedd118e.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/08/15/04/6103228/ac6522abacf7c2cabd80c13491b9de5193a1fcdd.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103230/9faa7c75f68c0aa615ddeaab47cecb1658141ec6.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103226/50df5da077101c9f1b78ed395b0773f469323bf5.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103225/e0abe9a7df910865cbce91c9651ac2233107670f.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103227/e1b2e16cdebdb48e6042636b0a47c8bd20635cf4.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103229/09c3663f4c9a76c31778dfcf4b9c907f404dad57.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103231/f58c16d6c96c1331be472651f294dc9fdedd118e.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103228/ac6522abacf7c2cabd80c13491b9de5193a1fcdd.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103230/9faa7c75f68c0aa615ddeaab47cecb1658141ec6.jpg)
Части опытного двигателя W10, доставшиеся любителю многоцилиндровых Фольксвагенов
© Ari / @UnVRnunft
Тут многие из тех, кто профессионально работают с Фольксвагенами, вспомнили, что в фирменных программах самообучения для механиков не раз встречали упоминания мотора W10 — так, будто бы он выпускался серийно. И, как это часто бывает, необычные находки притягивают друг друга: вскоре мы узнали, что в Бельгии продают целую машину с таким мотором. Причём это... BMW M5.
/imgs/2023/08/15/04/6103234/7cff6a8f981608bd3da51f57ac6fccadc8737c92.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103233/d11af3e412b9770577bc99e8c637a63062eddd8d.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103234/7cff6a8f981608bd3da51f57ac6fccadc8737c92.jpg)
/imgs/2023/08/15/04/6103233/d11af3e412b9770577bc99e8c637a63062eddd8d.jpg)
Упоминания о моторе W10, так и не пошедшем в серию, даже просочились в фирменные обучающие материалы для механиков
© VR Society
BMW с душой Фольксвагена
Дальнейшее мы пишем со слов сотрудников фирмы GDM Motors, в шоу-руме которой стоит уникальная машина. Полностью верифицировать эти данные нам не удалось.
По их данным, машина в кузове E39 была переделана в опытном производстве Volkswagen — как «мул» для испытаний нового мотора. Это вполне бьётся с тем, что мы знаем о повседневных практиках в концерне. Например, технический директор Bugatti Грегор Грис в одном из интервью рассказывал, что для испытаний двигателя W18 его установили под капот «семёрки» BMW. На эту же мысль наводит исполнение подкапотной электропроводки на быстроразъёмных соединениях (их видно у лобового стекла).
/imgs/2023/08/15/03/6103222/720eb3d1ed6e42ae06197935655aa7f2e37c30ad.jpg)
/imgs/2023/08/15/03/6103223/b4137d9a340dddbdef5fa1ca21170d94a9a5c05a.jpg)
/imgs/2023/08/15/03/6103222/720eb3d1ed6e42ae06197935655aa7f2e37c30ad.jpg)
/imgs/2023/08/15/03/6103223/b4137d9a340dddbdef5fa1ca21170d94a9a5c05a.jpg)
BMW M5 с уникальным мотором дожидается своего покупателя в салоне GDM Motors. Цена — «по запросу»
© GDM Motors
Бельгийцы упоминают, что Фердинанд Пиех поручил разработку семейства W-образных моторов доктору Сабине Виллеке. Мы нашли её профиль в соцсетях — и хотя про работу на Volkswagen там не говорится, но по фотографиям ясно, что она действительно занималась двигателями.
Почти никаких технических характеристик не приводится: упомянуто лишь, что мотор развивает 500 лошадиных сил и 550 ньютон-метров. А вот это для нас сомнительно. И вот почему.
Мы можем с уверенностью предположить, что рабочий объём опытного W10 составляет пять литров — ведь все серийные W-образники вплоть до 2010 года имели одинаковую геометрию цилиндра: диаметр 84 миллиметра, ход поршня 90,2 миллиметра. То есть объём каждого цилиндра — 499,9 кубических сантиметров.
/imgs/2023/08/15/03/6103224/670606f10ec90f479ce9e6c341ac2907c8a23031.jpg)
Непривычная картина под капотом BMW. Часть впуска изготовлена из углепластика, под лобовым стеклом видно быстроразъёмные соединения для подключения двигателя к бортовой электронике
При этом литровая мощность серийных моторов в атмосферном исполнении составляла максимум 90 лошадиных сил. Выше она была лишь на рекордном Volkswagen W12 Nardò — 100 лошадиных сил с литра. Дело в том, что получить высокую отдачу с атмосферника такого типа сложнее, чем с обычного V-образного или рядного мотора аналогичного объёма — головка с каналами разной длины представляет собой компромисс: об этом упоминал и «отец VR6» Херман Крюгер, и Герман Грис. Так что скорее мощность мотора W10 находится в диапазоне от 340 до 450 лошадиных сил.
Под капотом прототипа обращает внимание высочайшее качество изготовления деталей, в том числе из углепластика — на опытных машинах такое встречается далеко не всегда. На этом фоне нетрудно поверить в историю, которую рассказывают продавцы — мол, Фердинанд Пиех оказался настолько доволен результатами испытаний, что стал использовать опытную машину в качестве личной.
В который раз убеждаюсь: даже в совсем недавнем прошлом есть масса загадок, которые способны поставить в тупик людей «со стороны». И тема фольксвагеновских W-образников ещё ждёт своего исследователя. Уверен, что эти двигатели крайне радикальной конструкции достойны отдельной книжки, как и люди их создававшие!