Bentley Brooklands: гордость старой школы
История автомобиля, который стал классикой ещё при жизниУ вас нет ощущения, что на стыке тысячелетий не было людей, которые могли бы пожаловаться на скуку? Речь не о праздном образе жизни — скорее, о повсеместной занятости: кто-то пытался найти работу, кто-то — утопить горе на дне бутылки, кто-то — влиться в реку капитализма, а кто-то — просто выжить под дождём из снарядов. Даже у прожигателей жизни, превративших быт в 3D-версию «Дня сурка», находились причины ждать завтрашний день — от нового эпизода мыльной оперы до грядущего апокалипсиса из-за «проблемы 2000 года».
Было не до скуки и сотрудникам компании Bentley. Пока менеджеры утрясали стратегию развития бренда с боссами группы Volkswagen, а юридический отдел обрывал провода BMW в надежде урегулировать правовые вопросы, инженерный корпус корпел над новым Continental GT: ему было суждено дебютировать на Парижском автосалоне 2002 года и стать самым успешным автомобилем марки на тот момент. В общем, заводу в Крю было не до охоты на фазанов — тут хоть бы на пятичасовой чай успеть.
Ну а 2003 год вовсе стал переломным для Bentley: спустя пару месяцев после дебюта Continental GT компания полностью перешла под контроль Volkswagen, закрыв все обязательства перед BMW AG. К тому времени на машинах Bentley уже не использовались битурбированные версии баварского V8 M62, а к концу года на покой ушёл кабриолет Azure первого поколения — ближайший родственник Rolls-Royce Corniche.
Оригинальный Azure выпускался с 1995 по 2003 год, в его основе была та самая платформа SZ, на которой строились ещё Silver Spur, Turbo R, оригинальный Mulsanne — в общем, чуть ли не все модели Bentley (и Rolls-Royce) 1980-х годов. Оставалась всего одна ниточка, которая связывала две марки, жившие бок о бок на протяжении 67 лет…
Этой ниточкой был седан Arnage, в интерпретации Rolls-Royce представляющий собой модель Silver Seraph. Несмотря на очевидное внешнее сходство и практически идентичный интерьер, Arnage и Silver Seraph серьёзно отличаются технически: так, седан Bentley оснащался исключительно битурбированными «восьмёрками» — как баварскими, так и 6,75-литровыми «Эльками» — а Rolls-Royce, выпускаемый с 1998 по 2002 год, шёл исключительно с 12-цилиндровым мотором BMW M73. Коробки передач у седанов тоже были разными: если Arnage, в зависимости от года и версии, оснащался и четырёх-, и пяти-, и даже шестиступенчатым автоматом, то Silver Seraph был монументально минималистичен со своим 5-ступенчатым автоматом ZF 5HP30.
В отличие от Silver Seraph, Arnage выпускался довольно долго — до 2009 года, пока его не сменил Mulsanne нового поколения. За одиннадцать лет на конвейере седану удалось не только существенно пережить соплатформенный Rolls-Royce, но и обзавестись парой «детишек», которые сполна раскрывали потенциал не только шасси, но и восьмицилиндрового двигателя L-серии…
Долгожданным «первенцем» стал Azure второго поколения. В Bentley справедливо решили, что большой кабриолет, спокойно вмещающий четверых, клиентам из Калифорнии или стран Средиземноморья нужнее, чем сопоставимых размеров купе: в конце концов, эту роль могли на себя взять и Continental GT, и седан Flying Spur — пускай и с рядом оговорок. А вот большая «дорожная яхта» тёплым краям была нужна позарез.
Сказано — сделано: в 2005 году Azure второго поколения дебютирует на Франкфуртском автосалоне, недвусмысленно намекая, что на Continental GT свет для Bentley клином не сошёлся. Самим фактом своего существования кабриолет словно бросал вызов современному автомобилестроению, которое со сменой тысячелетий почему-то ударилось в футуризм и превалированию форм над функцией.
Но Azure был не таким — он был по-настоящему олдскульным. Словно его создавали коучбилдеры 1960-х, не стесняющиеся «заряжать» клиентам абсолютно баснословные суммы за свои труды.
Мало того, что кузовные панели автомобиля изготавливались вручную, так еще и колесная база Arnage для Azure ни на сантиметр не укорачивалась! А это более трех метров между осями! Разумеется, должное внимание было уделено и настройкам подвески, и жесткости кузова, и механизму складывания крыши. А под капотом поселился могучий 6,75-литровый V8, оснащённый уже двумя турбонагнетателями: в версии Azure он развивал 456 лошадиных сил и 875 Нм, а в версии Azure T — все 507 сил и 1000 Нм.
Но время неумолимо играло против Arnage и Azure: молодые клиенты Bentley безоговорочно выбирали Continental GT, а любители олдскула ждали чего-то, как ни парадоксально, нового. Нагляднее всего эту странность демонстрируют цифры: из тех 10 014 машин, которые компания Bentley изготовила в 2007 году, 9200 были Континенталями GT. Стало быть, модель, в которой ещё прослеживались гены Роллс-Ройса, нужно было отправлять на пенсию. И, разумеется, с шиком…
Теперь вы знаете, какие события предшествовали появлению, пожалуй, самого харизматичного гран-турера начала XXI века. Автомобиля, без которого компания Bentley вполне могла бы обойтись, но не создать который не имела никакого морального права. Bentley Brooklands, господа! Точнее, Bentley Brooklands второго поколения.
Тут бы сказать пару слов о том, каким выдающимся и харизматичным был оригинальный Brooklands. Но увы, первый Bentley с этим именем оказался настолько малозаметным, что опознать его смогут только лишь самые преданные фанаты марки: Brooklands представлял собой более доступный вариант модели Turbo R, которая, в свою очередь, была связана с Mulsanne, Silver Spur… Опять дух 1980-х, опять платформа SZ. В общем, похвастать Brooklands мог только немногочисленным тиражом в 1380 экземпляров и, конечно, красивым именем, которое очень много значит для компании Bentley по сей день.
Именно на трассе Бруклэндс — старейшем стационарном автодроме не только Великобритании, но и мира — компания Bentley начала выстраивать репутацию производителя быстрых и надёжных автомобилей. Способствовали тому знаменитые Bentley Boys — состоятельные мужи Британии, которые в свободное от основной работы время побеждали за рулем довоенных Bentley не только на Бруклендсе, но и в 24 Часах Ле-Мана, знаменитой гонке против Le Train Bleu…
Тогдашняя «гоночная техника» Bentley была достаточно громоздкой, тяжёлой и, что примечательно, наддувной. Поэтому можно не сомневаться, что Bentley Boys сполна оценили бы последний на сегодня Brooklands, исповедующий те же принципы.
«Гордое спортивное наследие Bentley, закалённое достижениями бессмертных Bentley Boys на знаменитом треке Бруклэндс в 1920-х годах, отразилось в нашем новом купе, в котором воплощены стиль, мощь и роскошь той эпохи», — так отзывался о новом Brooklands тогдашний глава компании Bentley доктор Франц-Йозеф Пефген. И за этой пафосной формулировкой, изобилующей эпитетами, скрывалась хрустально чистая правда.
Стиль
На первый взгляд может показаться, что создать Brooklands было едва ли сложнее, чем одноимённый седан начала 1990-х. Что тут особенного — превращаешь тканевый верх Azure в металлический, обшиваешь его кожей изнутри — и принимайте, готово! Однако перед дизайнером Дирком ван Брекелем и его командой стояла действительно непростая задача, и чтобы понять это, достаточно посмотреть на среднестатистический кабриолет, у которого изначально предусмотрен аналог в виде купе.
Обычно кабриолеты, у которых есть собратья с жёстким верхом, с поднятой крышей выглядят не лучшим образом — мягкий верх является компромиссным для автопроизводителя решением. Однако «открытый» Azure этого недостатка был лишён, и причина очевидна — автомобиль изначально задумывался как кабриолет, и только. Стало быть, если бы Азьюру просто «забетонировали» крышу, он мог выглядеть как минимум… компромиссно — а такой результат был неприемлем для автомобиля, знаменующего завершение целой эпохи. В результате ван Брекелю пришлось полностью переработать верхнюю часть машины, начиная от рамки ветрового стекла и заканчивая задними крыльями.
Легкости и вытянутости силуэту Brooklands добавляют отсутствующие центральные стойки (перед нами классический хардтоп) и «парящее» заднее стекло, которое благодаря толстой чёрной рамке словно возвышается над кузовом. Довершают образ 20-дюймовые колёсные диски, которые на 5,4-метровом круизном лайнере выглядят совершенно не пошло.
Поскольку изначально предполагалось, что Brooklands будет автомобилем малочисленным и очень дорогим, инженеры из Крю решили не заморачиваться с созданием новых боковых панелей, а буквально приваривали жёсткий верх к основанию кузова кабриолета Azure. В результате ювелирного ручного труда, длящегося 110 человеко-часов для каждого из 550 экземпляров Brooklands, хардтоп получил высочайшую жёсткость кузова, что было немаловажно как для комфорта пассажиров, так и для удовольствия водителя.
Мощь
Едва ли стоит рассчитывать, что 2,7-тонное купе подарит водительский опыт какого-нибудь Lotus Exige, однако от Brooklands это никогда и не требовалось. Гран-туризмо — это про другое. Например, про беззаботные прострелы по автобанам. Или вальяжные, комфортные поездки где-нибудь по La Route Napoleon. Вот тут олдскульный Brooklands не знал себе равных.
Хардтоп оснастили самым мощным вариантом 6,75-литрового V8 L-серии, который был у Bentley на тот момент: с парой турбонагнетателей этот антиквариат, уходящий корнями в 1959 год, развивал 537 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту и 1050 Нм при 3250 оборотах — то есть почти в 3 раза больше, чем тот же двигатель в середине прошлого века.
Благодаря сумасшедшей тяге, а также стрессоустойчивому шестиступенчатому автомату ZF с ручным режимом, 2650 килограммов металла разгонялись до 100 километров в час всего за 5,3 секунды, а дистанцию в четверть мили преодолевали за 13,3 секунды… Если, конечно, водителю удавалось реализовать тот самый килоньютон. С отключённой системой стабилизации Brooklands может за секунды превратить задние покрышки в воспоминания — было бы желание.
С максимальной скоростью у купе тоже не было ни малейших проблем — она ограничивалась лишь длиной дороги и достигала 296 километров в час. Хорошо автомобиль и тормозил — особенно при наличии опциональных карбон-керамических 14-дюймовых тормозов стоимостью 29 270 долларов.
А управляемость… Она у Brooklands, как раньше сказали бы в Крю, «достаточная». Важно, что управление столь большим, столь тяжёлым автомобилем не вызывает каких-либо затруднений — а большее от него и не требуется. Для прощупываний нюансов обратной связи и игрищ с недостаточной/избыточной поворачиваемостью у владельца Bentley Brooklands имеются другие автомобили. Которые, впрочем, в дальнем путешествии будут не настолько удобны и многогранны.
Роскошь
У компании Bentley уже давно имеется представление о том, как выглядит её среднестатистический клиент: согласно внутренней методичке, покупатель автомобиля Bentley — это мужчина старше 40 лет, чьё состояние оценивается в 30 миллионов долларов и в гараже которого находятся восемь машин. Надо полагать, те 550 счастливчиков, что успели приобрести Brooklands, хранят его на видном месте, потому что его великолепие — это не только классическая внешность и «ламповый» двигатель с букетом петролхэдских ароматов. Это дотошная любовь к деталям, которые иной человек может счесть за психическое расстройство всей команды инженеров.
То, что у Brooklands два аккумулятора (один — для двигателя, другой — для всей бортовой электроники), едва ли кого-то удивит. Но не все знают, что на пошив одного только руля Brooklands уходило 19 часов человеческого труда. Или что по программе индивидуализации от Mulliner интерьер Brooklands можно было отделать любым типом древесины. Абсолютно любым — от дешёвой сосны, с видом и ароматом которой клиент связывает свое детство, до редких и ценных пород, вроде глазкового клёна.
Абсолютно все панели в Brooklands являются тем, чем они кажутся на первый взгляд: если что-то выглядит как металл — это металл, если что-то выглядит как кожа — это кожа. На дорогих материалах здесь не экономили хотя бы потому, что репутационные потери для Bentley в случае «экономии на булавках» были бы гораздо ощутимее.
я выбрал вместо рекламы.
Исключительный комфорт и роскошь Brooklands распространялись не только на водителя и переднего пассажира: на заднем ряду в распоряжении седоков были великолепные кресла с подогревом, индивидуальный климат-контроль, индивидуальные лампы для чтения и великолепные подушечки на задних стойках: при движении на шоссе на них можно было дремать, а при движении по горному серпантину — мягко прикладываться головой под воздействием боковых перегрузок. Как и полагается британскому люксовому автомобилю, полы устланы ковриками с высочайшим ворсом, в которых обувь буквально утопает.
я выбрал вместо рекламы.
В годы своего производства Brooklands стоил огромных денег: цены на купе начинались от 348 085 долларов, но, поскольку все машины были напичканы опциями и индивидуализированы, стоимость большинства экземпляров превышала отметку в 400 тысяч долларов, а некоторых — и в полмиллиона.
Наследие
Если посмотреть на нынешнее состояние концерна Volkswagen, на то, как его бренды интегрированы между собой, создаётся ощущение, что автомобиля, подобного Brooklands, в истории Bentley уже никогда не будет. И, пускай это мнение будет непопулярным, мы должны радоваться такому стечению обстоятельств.
Потому что Brooklands не терпел и малейших компромиссов — ни со своими покупателями, ни со своим наследием. Именно так и должна была завершиться глава этой книги. Хочется надеяться, что и Bugatti будет писать свою историю самостоятельно, а пока…
Старая школа закрывается, в окнах навсегда гаснет свет. На входе появляется памятная табличка, свидетельствующая о том, что перед нами памятник архитектуры, который не стоит опошлять сайдингом или металлопластиковыми окнами.
Brooklands дебютировал на Женевском автосалоне 2007 года и практически сразу был полностью распродан, став классикой и коллекционной ценностью при жизни. Поскольку автомобиль от и до изготавливался вручную, первые покупатели получили свои купе лишь в начале 2008 года, а последние — в 2011-м. Сложно сказать, какие чувства испытывали рабочие в Крю, создавая эту величественную машину. Наверное, нечто такое, что может залечить только семейный психолог.
В 2010 году, под занавес производства Brooklands, компания Bentley представила книгу, посвящённую истории модели. Она так и называлась — «The Bentley Brooklands». Её авторами были Саймон де Бёртон, а также недавно покинувший этот мир автогонщик и журналист Тони Дрон. Книга была представлена в двух вариантах — «стандартном» и «особенном» — и рассказывала историю модели, а также содержала ранее не опубликованные фотографии со всех уголков планеты. К чему это всё? К тому, что владельцы машин радостно купили эту книгу, как правило выбирая специальный вариант, обшитый кожей в цвет интерьера автомобиля.
А ещё приобрели набор чемоданов Asprey, созданный специально для Brooklands, а также тематический хронограф. Brooklands — это больше, чем просто автомобиль. Даже больше, чем стиль жизни.
Четырёхглазый хардтоп давно не выпускается. Как и его идеологический наследник Mulsanne, так и не ставший купе (во всяком случае, без помощи сторонних компаний — тут нельзя не отдать должное смельчакам из Ares Design). И сейчас в модельном ряду Bentley аналога Brooklands нет. Купе Continental GT третьего поколения, которым мы искренне восхищаемся, — совсем другое. Настолько, что с выдающимся гран-туризмо более уместно сравнить седан Flying Spur.
Именно его мы привезли на съемку Brooklands, чтобы показать контраст между моделями, разделенными парой десятилетий… И контраста практически нет! Внешне оба автомобиля — современная классика британского люкса. Да, у Flying Spur по нынешней моде шире радиатор, но во всем остальном в машинах узнаются близкие родственники.
Технически Flying Spur и Brooklands — дети разных веков. Не в метафорическом, а в самом прямом смысле. Полный привод, поворотный механизм колес задней оси, многокамерная пневмоподвеска, активные стабилизаторы поперечной устойчивости, рота электронных ассистентов — вот что скрывается под алюминиевым кузовом седана. Общего с Brooklands — разве что V8 под капотом вместо W12 (двигатель для Flying Spur можно выбрать).
В салоне «Шпоры» понимаешь, как много сделали дизайнеры и инженеры, чтобы сохранить всё аутентичное наследие марки. А ведь в техническом смысле оформление интерьера — не более чем оболочка для бесконечного списка оборудования, которого двадцать лет назад в автомобилях просто не было.
Заглянув в интерьер Brooklands, видишь это самое наследие воочию. Приходится даже напоминать себе, что яхтоподобное купе вообще-то тоже выпущено в XXI веке и тоже оснащено множеством весьма современных опций. Раздельный климат-контроль, аудиосистема Naim, сиденья с массажем и памятью положений… Настоящая роскошь — сочетать всё это со статусом коллекционного классического Bentley. Brooklands — как подзорная труба, через которую можно вглядеться в глубину истории на целое столетие, самому оставаясь тут, в комфорте и роскоши сегодняшней автомобильной индустрии.