Опубликовано 19 июня 2015, 15:43
4 мин.

Модель для сварки

Возрождение гоночной «Победы», часть вторая: постройка
На улице 50 лет ВЛКСМ, напротив комбината бытового обслуживания и скорой помощи, среди металлической стружки и пританцовывающего радио «Ах, удивительная жизнь моя» возрождается гоночная «Победа». В прошлый раз мы вспоминали ее историю, теперь отправляемся увидеть вживую процесс постройки.
Модель для сварки

На улице 50 лет ВЛКСМ в Подольске, напротив комбината бытового обслуживания и скорой помощи, среди металлической стружки и пританцовывающего радио «Ах, удивительная жизнь моя» возрождается гоночная «Победа». В прошлый раз мы вспоминали ее историю, теперь отправляемся увидеть вживую процесс постройки.

Одетый в синюю спецовку и блистающий золотым зубом мастер суетится вокруг зачищенного кузова, прикладывая к нему кусок металла. Главный вопрос дня — куда крепить распорку — усилитель кузова.

Никто здесь не говорит: «Дай мне вот эту #@$%$!». Лонжерон называют лонжероном, рессору — рессорой. В общем, непривычно. В реставрационном центре «Молотов Гараж» «Победа» находится третий месяц и уже успела пройти путь от рассыпающегося в руках ржавого фастбэка до блестящего родстера.

Модель для сварки

После драматической битвы Мосолова и Метелева — наших Лауды и Ханта — в чемпионате СССР 1956 года, оригинальные гоночные «Победы», вероятно, передали команде шестого московского таксопарка, где они со временем исчезли в небытие.

Во всяком случае, каких-либо следов и чертежей машин не осталось. Да и были ли они вообще?

В середине пятидесятых на ГАЗе аврально доводили двадцать первую «Волгу», и, очевидно, занимались «Победами» лишь факультативно — после смены, для души. Работали по металлу, «на живую». Смотрели, где срезать, усилить, подогнуть. И подрезали. Точно так же делают и сейчас.

Постройка родстера Мосолова — после линейных гонок эта машина строилась с прицелом на кольцо, так что была лишена сложных обтекателей. Да и возиться с ними уже не было времени.

Постройка родстера Мосолова — после линейных гонок эта машина строилась с прицелом на кольцо, так что была лишена сложных обтекателей. Да и возиться с ними уже не было времени.

Единственная зацепка для реставраторов — карточки заводского фотографа Николая Добровольского, многие из которых вошли в книгу «ГАЗ 1932–1982. Русские машины». Работая над ней, Иван Падерин из Gorkyclassic перебрал в архивах ГАЗа десятки тысяч фотографий и обнаружил на некоторых из них необычные «Победы» со срезанной крышей.

После изучения сухих фактов и коротких заметок советских корреспондентов в руках Gorkyclassic появилась практическая инструкция, по которой можно было возродить еще одну легенду пятидесятых. Оставалось только решиться это сделать.

Модель для сварки

От идеи воссоздать «Победу» Метелева, с единственной фарой и выпирающими по сторонам огромными обтекателями, пришлось отказаться сразу. Обтекаемый алюминиевый кузов пришлось бы выстукивать по деревянным болванкам, гадая над радиусами и сопряжениями со стальной основой.

«Считай, этот кузов — еще одна машина», — поясняет Иван. Не говоря уже про проблемы с движением по обычным дорогам и парковкой.

Родстер, сделанный из «торпеды» Метелева. Хорошо виден обтекаемый дюралевый кузов. За решеткой радиатора скрывается единственная фара.

Родстер, сделанный из «торпеды» Метелева. Хорошо виден обтекаемый дюралевый кузов. За решеткой радиатора скрывается единственная фара.

Конец 90-х годов, Горьковский автомобильный завод — тогдашний руководитель клуба владельцев 21-й «Волги» Иван Падерин и заслуженный испытатель, гонщик, чемпион СССР Вячеслав Мосолов. До начала постройки гоночной «Победы» остается еще 16 лет.

Конец 90-х годов, Горьковский автомобильный завод — тогдашний руководитель клуба владельцев 21-й «Волги» Иван Падерин и заслуженный испытатель, гонщик, чемпион СССР Вячеслав Мосолов. До начала постройки гоночной «Победы» остается еще 16 лет.

Вариант с постройкой второй «Победы» Мосолова выглядел более реальным и более простым, а на деле и вовсе оказался не сложнее сборной модели из коробки. Обтекаемый кузов с заваренными дверьми состоит из единой скорлупы и капота, а все изгибы и переходы понятны по фотографиям Добровольского.

За основу взяли старую, стоящую на приколе «Победу» 1956 года, прожившую нелегкую жизнь таксомотора. Агрегаты уже никуда не годились, а состояние кузова местами было сравнимо с «Титаником». Но ведь и старая кляча иногда может вытянуть счастливый билет?

Знаменитый свинцово-оловянный припой, которым из-за дрянной стали и штампов выравнивали кузов, утяжеляя ранние модели на сто пятьдесят — двести килограммов, сдули пескоструйкой и заменили шпаклевкой.

Заподлицо с кузовом вварили двери, по сути заново сделали лонжероны, вставили усиливающие распорки, наконец, восстановили днище и пороги — главную силовую основу машины — пока что это самая сложная часть работы.

Модель для сварки

Теперь осталось лишь добавить сварной каркас безопасности — «Победа» изначально задумывалась для участия в гонках и мероприятиях, а не для гаража, так что ее создатели не избежали ряда компромиссов. Полноценной репликой ее назвать сложно.

Например, под капотом будет стоять двигатель от двадцать четвертой «Волги». Воссоздать оригинальный гоночный мотор с двумя свечами и мощностью 85 сил попробовать можно, но более современный мотор должен обеспечить больший ресурс, надежность, ремонтопригодность и схожую приемистость.

Техническая инспекция мотора «Победы» во время чемпионата СССР.

Техническая инспекция мотора «Победы» во время чемпионата СССР.

Коробка тоже от «двадцатьчетверки» — во всяком случае, здесь четыре ступени вместо трех, и на всех есть синхронизаторы. На гоночные «Победы» ставили укороченную главную передачу, что ухудшало динамику, но повышало максималку, а с волговской коробкой получаешь сразу и то, и другое.

Передняя подвеска пружинная, как у «Дзинтары» — у нее шире колея, а сзади стоят победовские рессоры, правда, без капризных рычажных амортизаторов. Они потекут после круга по Moscow Raceway — родстер собирается выступить в двух оставшихся этапах серии Moscow Classic Grand Prix.

Модель для сварки
Как только «Победа» будет закончена, мы планируем собрать чемоданы и отправиться на ней на трассу чемпионата СССР 1956 года — Минское кольцо. Впервые за шестьдесят лет по асфальту Минского шоссе должен проехать советский гоночный родстер.

Как только «Победа» будет закончена, мы планируем собрать чемоданы и отправиться на ней на трассу чемпионата СССР 1956 года — Минское кольцо. Впервые за шестьдесят лет по асфальту Минского шоссе должен проехать советский гоночный родстер.

Дорожный просвет все равно пока как у «УАЗа», так что передние пружины еще придется подрезать на два-два с половиной витка, а сзади нужно будет оставить два-три листа рессор. «Победа» должна выглядеть приземисто и элегантно даже на классических 16-дюймовых колесах, уже не говоря про колеса для трека — они еще меньше.

Покрышки для машины любезно предоставил Hankook, правда, под нужную размерность 205/70 R14 на складе нашлась лишь модель ME02. Вообще-то, она предназначена для «комфортной езды», но в сравнении с оригинальной скользкой резиной И77 — это практически гоночные слики.

«Со спортом мы расстанемся не скоро. Но время не унять и не сдержать. Придут честолюбивые дублёры. Дай Бог им лучше нашего сыграть!»

«Со спортом мы расстанемся не скоро. Но время не унять и не сдержать. Придут честолюбивые дублёры. Дай Бог им лучше нашего сыграть!»

Каркас безопасности спроектировал Марк Подольский с кафедры спортивных автомобилей МАДИ, с настройкой двигателя обещал помочь гонщик Алексей Васильев, а в целом проект поддерживает Motul. И «Мотор».

Так что «Победа» состоит не только из гаек и болтов, но и энергии многих энтузиастов. Под ботинками которых и крутится Земля.

Фотографии, иллюстрации и чертежи из архива Gorkyclassic и готовящейся к публикации книги Ивана Падерина и Дениса Орлова «Победа и другие события».

P.S.

Непередаваемая атмосфера гонок тех лет — киножурнал о соревнованиях конца пятидесятых. «На отдельных участках скорость машин достигает двухсот километров в час. Ай-яй-яй! Да, кому-то здорово не повезло!»