«Четыре титула – это много»
Монолог Себастьяна ФеттеляНа Гран-при Индии Себастьян Феттель стал чемпионом мира Формулы-1 в четвертый раз подряд. После финиша решающей гонки спортсмен поведал немало интересного о своем детстве, целях и жизненных установках, а также о том, чем легендарные спортсмены отличаются от остальных. "Мотор" представляет монолог самого молодого четырехкратного чемпиона Формулы-1 в истории.
Я часто вспоминаю, с чего я начинал. В детстве Формула-1 была такой далекой ― она даже не была моей целью. Она была мечтой. В настоящую цель она превратилась в 15 или 16 лет.
Мои родители никогда не давили на меня. Только теперь я понимаю, как много времени они на меня тратили. В каком-то смысле они посвятили мне свою жизнь. Так что даже если бы я не попал в Формулу-1, а получил образование и устроился на нормальную работу, я все равно бы с теплотой вспоминал детские годы.
В детстве я ездил на картах, и первое, что мне хотелось знать после финиша заезда ― мой результат. Мне было интересно, действительно ли я быстр. А когда тренировка на трассе заканчивалась, я возвращался в песочницу, чтобы поиграть с игрушечными машинками.
Когда я был маленьким, наша семья просто весело проводила время. Никто не думал, что все закончится Формулой-1.
В возрасте семи или одиннадцати лет гонки оставались моим хобби. Мы с друзьями могли пойти на картодром, поиграть в прятки или отправиться на футбольное поле, чтобы погонять мяч. Впрочем, я был не слишком хорош в футболе. Проигрывать я не любил никогда.
Люди всегда найдут, на что пожаловаться ― такова человеческая натура. Я немец и, возможно, в моей природе жаловаться на что-то.
Посмотрите на машину Формулы-1. Она же очень маленькая ― любой грузовик намного больше нее. Но представьте, какую скорость может развивать этот болид. Я наслаждаюсь самим фактом того, как быстро я могу ехать за рулем гоночного автомобиля. Неважно, каким я буду на финише ― первым, вторым, пятнадцатым или последним. Это не изменит уникальных ощущений от пилотажа. Я очень надеюсь, что со временем это чувство не исчезнет.
Когда Фернандо Алонсо начал выигрывать гонки, я смотрел Формулу-1 по телевизору. А теперь он стал моим самым сложным соперником. Он невероятно талантливый гонщик, за рулем Фернандо творит потрясающие вещи. При этом он испанец ― а значит, относится ко всему по-настоящему страстно.
На современных автодромах зрители не могут почувствовать скорость. Разумеется, никто не хочет отказываться от технического прогресса, но вместе с заботой о безопасности мы потеряли способность вызывать восторг у фанатов.
Я не эгоист. Я не собираюсь присваивать себе всю славу за победу в чемпионате. Я безмерно благодарен каждому сотруднику Red Bull. Загляните в их зарплатные ведомости и вы не поверите, что кто-то может тратить столько времени на работу. Да лучше работать в «Макдональдсе», чем быть механиком команды Red Bull! Наши ребята выкладываются на 100 процентов. Они обожают свою работу, им доставляет удовольствие сама возможность трудиться над машиной Формулы-1.
Мы не видим того, что происходит за пределами гоночных трасс. Паддок Формулы-1 ― это изолированная вселенная. Многие люди воспринимают его как тюрьму, называют его цирком... Я не такой. Мне нравится проводить время в паддоке, общаться с людьми, которых я знаю.
Я всегда плохо сплю в ночь перед Гран-при. В последний час перед пробуждением я особенно беспокоен ― в этот момент я уже думаю о предстоящей гонке.
Фанатам сложно понять, что в действительности происходит в Формуле-1 . Ведь они понятия не имеют, кто мы на самом деле. Увы, я не могу каждому объяснить, что я за человек. В наши дни все происходит настолько быстро, что люди не всегда слушают, что я им говорю.
Самое важное ― заработать уважение тех, кого ты знаешь лично и против кого сражаешься на гоночных трассах.
Финальная гонка прошлого сезона оказалась невероятной. Такую историю невозможно придумать ― для этого просто не хватит воображения.
В этом году меня несколько раз освистывали, хотя я не сделал ничего плохого. Что ж, я ответил им своими выступлениями на трассе ― и я этим горд.
Я не виню фанатов Ferrari в том, что они меня освистали. Я не злопамятный. Все мы любим гонки, и если кто-то болеет за Ferrari, то им, естественно, не нравится, когда выигрывает кто-то другой. Дело не во мне. Я достаточно взрослый, чтобы это понимать.
После победы в последней гонке инженер сказал мне, что я должен все делать, как всегда ― проехать в закрытый парк и оставить там машину. Но я подумал: какого хрена? На главной трибуне собралось столько людей, я должен покрутить для них "пончики". Я хотел повеселиться, и я сделал это.
Четыре чемпионских титула ― это много. Только подумайте. Четыре. Титула. Встать в один ряд с легендами ― Фанхио, Простом, Шумахером... Я слишком молод для того, чтобы это осознать. Может, когда мне исполнится 60 лет, я пойму, что это значит. Правда, к тому моменту всем остальным будет на это наплевать. Зато это останется важным для меня.
Хуан Мануэль Фанхио выиграл пять чемпионских титулов, а Стирлинг Мосс оставался вторым три или четыре раза. И знаете, легендарным спортсменам хватает духу, чтобы называть вещи своими именами. Когда я говорил с Моссом, он сказал: "Черт возьми, этот парень и вправду был быстрее меня. Он заслужил свои победы".
Большинство гонщиков меня уважает.
Если бы мне нужно было кому-то посвятить свой четвертый титул, я бы посвятил его своей девушке.
Рано или поздно я уйду в отставку – и буду по-прежнему молод. Жду не дождусь этого дня.
Не поймите меня неправильно. В конце концов, я говорю как обыкновенный болельщик Формулы-1.