Чистый лист
В "Лужниках" прошла презентация электрокара Nissan LeafДва шатра за кордоном в Лужниках и три машины, вокруг которых собралась небольшая группа журналистов – вот так тихо и незаметно в нашей стране состоялась первая ездовая презентация серийного электромобиля Nissan Leaf.
Между тем, мировая общественность уже успела оценить всю важность самого факта появления этого электрокара: Leaf завоевал два почетных титула: «Европейский автомобиль 2011 года» и «Мировой автомобиль 2011 года». Нам удалось совершить круг на электромобиле по парковым аллеям спортивного комплекса.
Органы управления в Leaf ничем не отличаются от любой малолитражки с автоматической коробкой передач: руль, две педали и селектор трансмиссии. Правда, здесь он задает лишь направление движения, а не выбирает передачи, и полностью лишен механической связи с силовой установкой.
Первое ощущение за рулем – абсолютная тишина и отсутствие вибраций в салоне. Двигателя не слышно, ведь электромобилю чуждо такое понятие, как холостые обороты. На перемещение педали газа – простите, акселератора – электромотор реагирует без промедления. Машина живо стартует с места и легко набирает крейсерскую скорость в 110 километров в час. Как утверждает производитель, энерговооруженность у Leaf ничуть не хуже, чем у автомобиля с 2,5-литровым бензиновым двигателем V6!
Но самое главное, здесь нет рывков, которые происходят при переключении передач, и нет задержек при добавлении тяги. Все потому, что трансмиссии как таковой здесь тоже нет – электродвигатель с инвертером напрямую соединены с редуктором. Ускорение накатывает моментально, электромобиль действительно «следует» за перемещением правой педали.
А вот к тормозам нужно привыкать – педаль у Leaf тугая и короткоходная, а когда водитель ее нажимает слегка, силовая установка электромобиля сначала переходит в режим рекуперации (электромотор работает как генератор, подзаряжая батареи) и лишь затем задействует тормозные механизмы.
По части управляемости Leaf мало чем отличается от какого-нибудь Nissan Note, разве что чуть лучше "рулится" и быстрее реагирует на действия водителя. Секрет кроется в том, что самый тяжелый элемент в «Лифе» – это плоская аккумуляторная батарея (массой около 300 килограммов), расположенная под полом в пределах колесной базы электромобиля, что улучшает развесовку. Тогда как у традиционного хэтчбека двигатель и коробка передач расположены в передней части машины.
Nissan Leaf оснащен солнечными батареями в задней части крыши, продвинутым бортовым компьютером и интерфейсом для подключения мобильного телефона. Кроме того, машина получила специальные энергосберегающие передние фары и шины Bridgestone Ecopia EP150 с низким коэффициентом сопротивления качению.
У электромобиля тщательно продуманная аэродинамика: Leaf может похвастать плоским днищем и обтекаемой формой передней части машины, что позволяет снизить сопротивление набегающему потоку воздуха и шумы в салоне.
Но все же, как говорят в самой компании, несмотря на все преимущества электрокара, Leaf пока сложно воспринимать как практичное транспортное средство, например, для семьи. Стоимость этой машины в США составляет 33 тысячи долларов, а европейцам она обойдется в 31 тысячу евро. Недешево. Плюс, есть трудности с подзарядкой автомобиля при дальних поездках. Поэтому клиенты, покупающие электромобили сейчас, – это, в первую очередь, корпорации с крупным автопарками, либо компании, поощряющие новаторские технологии и уделяющие повышенное внимание вопросам экологии и сокращения расходов.
Как заявляют представители "Ниссана", за шесть лет эксплуатации Leaf с ежемесячным пробегом в тысячу километров его владельцы смогут сэкономить больше пяти тысяч евро по сравнению с обычной машиной класса "C" с традиционным ДВС. Цены на электричество, конечно, в разных странах отличаются, но анализ показывает, что они, как правило, все равно в среднем в пять раз ниже, чем цены на топливо.
Кроме того, в Европе владельцы Leaf получают налоговые послабления и другие "приятности" – например, денежные субсидии на покупку, абонементы на бесплатную зарядку электроэнергией в течение года, возможность ездить по полосам, зарезервированным для общественного транспорта, бесплатный въезд и возможность припарковаться в центральных районах крупных мегаполисов, закрытых для обычных автомобилей. Еще одна привлекательная сторона «ниссановского» электрокара – отсутствие потребности в частом техобслуживании, так как Leaf, по сути, лишен привычных «расходников» вроде масляных и топливных фильтров.
Какие планы на будущее? Сейчас компания всеми силами пытается объяснить покупателям, что приобретение электромобиля не ставит крест на их свободе передвижения. Ведь именно эта "фобия" является главным препятствием в умах европейцев на пути к автомобилям на электротяге.
Мудрые японцы делают ставку и на молодежь, падкую на современные гаджеты. Причем «обработка мозгов» ведется сызмальства: программы знакомства школьников и студентов с электромобилем Leaf уже подготовлены в некоторых странах. Помимо этого, компания всячески поддерживает семинары, посвященные вопросам экологии и энергосбережения, ведь они позволяют собирать и анализировать информацию, которую потом можно использовать для более эффективного развития инфраструктуры для электромобилей.
Сейчас «ниссановцы» думают об упрощении процесса замены использованных аккумуляторов, о расширении возможностей встраиваемой солнечной батареи для обслуживания бортовой электросети, об увеличении емкости батарей и об оснащении Leaf более эффективной системой обогрева салона, в частности сидений и руля.
Но вот насколько реальна эксплуатация Leaf в нашей стране – пока большой вопрос. Испытаний этого электромобиля в России пока не проводили. Как поведал один из технических специалистов Nissan, сотрудники компании очень надеются протестировать машину в условиях российских морозов ближайшей зимой. Перед запуском в серию машина, конечно же, проходила тесты в Скандинавии, однако конкретные цифры, например, насколько быстро батарея теряет заряд при отрицательной температуре, «ниссановцы» не сообщают. Со своей стороны отметим, что пока Leaf продается только на рынках с достаточно теплым климатом.
В любом случае, о скорой продаже «Лифов» в нашей стране речь пока не идет. Для начала японцы хотят познакомить россиян со своими достижениями в области производства автомобилей на электротяге и попытаются заинтересовать своим проектом российские власти и крупных инвесторов. Если бизнес-элита и чиновники захотят способствовать развитию соответствующей инфраструктуры – займутся строительством терминалов и зарядных станции для электромобилей, а также организуют господдержку покупателей подобной техники, как это принято в европейских странах, то Leaf вполне может появиться на российских дорогах. Ведь рано или поздно об этом все равно придется задуматься – прогресс, к счастью, неумолим.
Технические характеристики Nissan Leaf
Длина, мм | 4445 |
Ширина, мм | 1770 |
Высота, мм | 1550 |
Колесная база, мм | 2080 |
Снаряженная масса, кг | 1795 |
Двигатель | синхронный электродвигатель переменного тока EM61 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 109 / 2730-9800 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 280 / 0-2730 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | нет данных |
Максимальная скорость, километров в чаc | 140 |
Пробег на одной зарядке, км | 175 |