Опубликовано 21 июля 2011, 20:18

Чистый лист

В "Лужниках" прошла презентация электрокара Nissan Leaf
Два шатра за кордоном в Лужниках и три машины, вокруг которых собралась небольшая группа журналистов -- вот так тихо и незаметно в нашей стране состоялась первая короткая ездовая презентация серийного электромобиля Nissan Leaf.
Фото Петра Баканова и Nissan
Фото Петра Баканова и Nissan

Два шатра за кордоном в Лужниках и три машины, вокруг которых собралась небольшая группа журналистов – вот так тихо и незаметно в нашей стране состоялась первая ездовая презентация серийного электромобиля Nissan Leaf.

Между тем, мировая общественность уже успела оценить всю важность самого факта появления этого электрокара: Leaf завоевал два почетных титула: «Европейский автомобиль 2011 года» и «Мировой автомобиль 2011 года». Нам удалось совершить круг на электромобиле по парковым аллеям спортивного комплекса.

Leaf -- это пятидверный хэтчбек, построенный на полностью оригинальной платформе. Премьера электрокара состоялась в августе 2009 года, а серийное производство модели началось в октябре 2010-го. Силовая установка представляет собой трехфазный 80-киловаттный (приблизительно 109 лошадиных сил) синхронный электродвигатель с максимальным крутящим моментом в 280 Нм, смонтированный с преобразователем напряжения и редуктором на передней оси, а также 360-вольтовую литий-ионную батарею, которая состоит из 48 блоков и расположена под днищем автомобиля. Емкость аккумуляторов составляет 24 киловатт в час, а мощность -- 90 киловатт.

Leaf -- это пятидверный хэтчбек, построенный на полностью оригинальной платформе. Премьера электрокара состоялась в августе 2009 года, а серийное производство модели началось в октябре 2010-го. Силовая установка представляет собой трехфазный 80-киловаттный (приблизительно 109 лошадиных сил) синхронный электродвигатель с максимальным крутящим моментом в 280 Нм, смонтированный с преобразователем напряжения и редуктором на передней оси, а также 360-вольтовую литий-ионную батарею, которая состоит из 48 блоков и расположена под днищем автомобиля. Емкость аккумуляторов составляет 24 киловатт в час, а мощность -- 90 киловатт.

Органы управления в Leaf ничем не отличаются от любой малолитражки с автоматической коробкой передач: руль, две педали и селектор трансмиссии. Правда, здесь он задает лишь направление движения, а не выбирает передачи, и полностью лишен механической связи с силовой установкой.

Приборы похожи на те, что используются на классических автомобилях, только справа, вместо указателя уровня топлива в баке, находится шкала с запасом заряда аккумуляторной батареи, а также индикатор расстояния, которое можно пройти до следующей подзарядки. Слева -- указатель температуры аккумуляторной батареи, а место тахометра заняла шкала, показывающая, какой процент мощности силовой установки используется в тот или иной момент.

Приборы похожи на те, что используются на классических автомобилях, только справа, вместо указателя уровня топлива в баке, находится шкала с запасом заряда аккумуляторной батареи, а также индикатор расстояния, которое можно пройти до следующей подзарядки. Слева -- указатель температуры аккумуляторной батареи, а место тахометра заняла шкала, показывающая, какой процент мощности силовой установки используется в тот или иной момент.

Первое ощущение за рулем – абсолютная тишина и отсутствие вибраций в салоне. Двигателя не слышно, ведь электромобилю чуждо такое понятие, как холостые обороты. На перемещение педали газа – простите, акселератора – электромотор реагирует без промедления. Машина живо стартует с места и легко набирает крейсерскую скорость в 110 километров в час. Как утверждает производитель, энерговооруженность у Leaf ничуть не хуже, чем у автомобиля с 2,5-литровым бензиновым двигателем V6!

Длина электрокара составляет 4445 миллиметров, ширина -- 1770 миллиметров, высота -- 1550 миллиметров, а колесная база равна 2700 миллиметрам. Leaf может развивать максимальную скорость в 140 километров в час.

Длина электрокара составляет 4445 миллиметров, ширина -- 1770 миллиметров, высота -- 1550 миллиметров, а колесная база равна 2700 миллиметрам. Leaf может развивать максимальную скорость в 140 километров в час.

Но самое главное, здесь нет рывков, которые происходят при переключении передач, и нет задержек при добавлении тяги. Все потому, что трансмиссии как таковой здесь тоже нет – электродвигатель с инвертером напрямую соединены с редуктором. Ускорение накатывает моментально, электромобиль действительно «следует» за перемещением правой педали.

А вот к тормозам нужно привыкать – педаль у Leaf тугая и короткоходная, а когда водитель ее нажимает слегка, силовая установка электромобиля сначала переходит в режим рекуперации (электромотор работает как генератор, подзаряжая батареи) и лишь затем задействует тормозные механизмы.

Без подзарядки машина может проехать до 175 километров, если мерить по европейскому ездовому циклу, либо 200 километров, если следовать японской методике измерений. Но указанные цифры достаточно условны, ведь запас хода зависит от погодных условий, рельефа местности, использования кондиционера, износа батареи и стиля вождения. В любом случае, зарядки будет хватать, в среднем, на один день - согласно статистике, 80 процентов европейских автомобилистов проезжают не больше 100 километров в сутки.

Без подзарядки машина может проехать до 175 километров, если мерить по европейскому ездовому циклу, либо 200 километров, если следовать японской методике измерений. Но указанные цифры достаточно условны, ведь запас хода зависит от погодных условий, рельефа местности, использования кондиционера, износа батареи и стиля вождения. В любом случае, зарядки будет хватать, в среднем, на один день - согласно статистике, 80 процентов европейских автомобилистов проезжают не больше 100 километров в сутки.

По части управляемости Leaf мало чем отличается от какого-нибудь Nissan Note, разве что чуть лучше "рулится" и быстрее реагирует на действия водителя. Секрет кроется в том, что самый тяжелый элемент в «Лифе» – это плоская аккумуляторная батарея (массой около 300 килограммов), расположенная под полом в пределах колесной базы электромобиля, что улучшает развесовку. Тогда как у традиционного хэтчбека двигатель и коробка передач расположены в передней части машины.

С помощью 400-вольтового зарядного устройства, которые уже имеются на специальных терминалах в Европе, аккумуляторную батарею Nissan Leaf можно зарядить на 80 процентов всего за 30 минут. Процесс зарядки от бытовой 220-вольтовой розетки займет восемь часов. Дабы литий-ионная батарея прослужила дольше, производитель рекомендует заряжать Leaf от обычной электросети. Для подзарядки машины в домашних условиях потребуется специальный кабель с адаптером. Порт для зарядки батарей оборудован двумя розетками -- одна для обычной зарядки, а вторая -- для быстрой. Обе они находятся под откидной крышкой в передней части автомобиля.

С помощью 400-вольтового зарядного устройства, которые уже имеются на специальных терминалах в Европе, аккумуляторную батарею Nissan Leaf можно зарядить на 80 процентов всего за 30 минут. Процесс зарядки от бытовой 220-вольтовой розетки займет восемь часов. Дабы литий-ионная батарея прослужила дольше, производитель рекомендует заряжать Leaf от обычной электросети. Для подзарядки машины в домашних условиях потребуется специальный кабель с адаптером. Порт для зарядки батарей оборудован двумя розетками -- одна для обычной зарядки, а вторая -- для быстрой. Обе они находятся под откидной крышкой в передней части автомобиля.

Nissan Leaf оснащен солнечными батареями в задней части крыши, продвинутым бортовым компьютером и интерфейсом для подключения мобильного телефона. Кроме того, машина получила специальные энергосберегающие передние фары и шины Bridgestone Ecopia EP150 с низким коэффициентом сопротивления качению.

У электромобиля тщательно продуманная аэродинамика: Leaf может похвастать плоским днищем и обтекаемой формой передней части машины, что позволяет снизить сопротивление набегающему потоку воздуха и шумы в салоне.

У Nissan Leaf есть и специальный энергосберегающий режим ECO, который "обрезает" мощность двигателя и переводит кондиционер в «щадящий» режим работы.

У Nissan Leaf есть и специальный энергосберегающий режим ECO, который "обрезает" мощность двигателя и переводит кондиционер в «щадящий» режим работы.

Но все же, как говорят в самой компании, несмотря на все преимущества электрокара, Leaf пока сложно воспринимать как практичное транспортное средство, например, для семьи. Стоимость этой машины в США составляет 33 тысячи долларов, а европейцам она обойдется в 31 тысячу евро. Недешево. Плюс, есть трудности с подзарядкой автомобиля при дальних поездках. Поэтому клиенты, покупающие электромобили сейчас, – это, в первую очередь, корпорации с крупным автопарками, либо компании, поощряющие новаторские технологии и уделяющие повышенное внимание вопросам экологии и сокращения расходов.

Мультимедийное устройство на центральной консоли включает в себя целую подсистему NISSAN CARWINGS -- телематический комплекс, позволяющий владельцу дистанционно обмениваться информацией с машиной по интернету через специальную сим-карту. Регистрация в системе привязана к VIN-номеру автомобиля, поэтому даже при смене владельца профиль транспортного средства сохраняется.  
Через эту систему можно задавать и отслеживать параметры зарядки батареи, состояние электромобиля и графики энергопотребления. Владельцы также смогут дистанционно включить систему отопления/кондиционирования во время зарядки, чтобы к моменту начала поездки в салоне установился комфортный микроклимат. Можно запрограммировать таймер для зарядки батареи в ночное время, когда стоимость электроэнергии во многих странах ниже, чем днем.  
Помимо вышеперечисленного, CARWINGS обменивается данными с навигационной системой, показывая карту расположения зарядных станций, рассчитывает оптимальный маршрут до конечной точки (с посещением терминалов подзарядки при необходимости) или просто показывает на карте границы области, которую электромобиль может проехать на оставшемся запасе заряда аккумуляторов.

Мультимедийное устройство на центральной консоли включает в себя целую подсистему NISSAN CARWINGS -- телематический комплекс, позволяющий владельцу дистанционно обмениваться информацией с машиной по интернету через специальную сим-карту. Регистрация в системе привязана к VIN-номеру автомобиля, поэтому даже при смене владельца профиль транспортного средства сохраняется.
Через эту систему можно задавать и отслеживать параметры зарядки батареи, состояние электромобиля и графики энергопотребления. Владельцы также смогут дистанционно включить систему отопления/кондиционирования во время зарядки, чтобы к моменту начала поездки в салоне установился комфортный микроклимат. Можно запрограммировать таймер для зарядки батареи в ночное время, когда стоимость электроэнергии во многих странах ниже, чем днем.
Помимо вышеперечисленного, CARWINGS обменивается данными с навигационной системой, показывая карту расположения зарядных станций, рассчитывает оптимальный маршрут до конечной точки (с посещением терминалов подзарядки при необходимости) или просто показывает на карте границы области, которую электромобиль может проехать на оставшемся запасе заряда аккумуляторов.

Как заявляют представители "Ниссана", за шесть лет эксплуатации Leaf с ежемесячным пробегом в тысячу километров его владельцы смогут сэкономить больше пяти тысяч евро по сравнению с обычной машиной класса "C" с традиционным ДВС. Цены на электричество, конечно, в разных странах отличаются, но анализ показывает, что они, как правило, все равно в среднем в пять раз ниже, чем цены на топливо.

Поскольку Nissan Leaf на малой скорости движется почти бесшумно, он оснащен системой звукового предупреждения пешеходов о приближении электромобиля. Если машина движется со скоростью до 30 километров в час, то система подает звуковой сигнал с помощью динамика, встроенного в переднюю часть автомобиля. Когда скорость превышает 30 километров в час, пешеходы и так услышат шум движущегося транспортного средства (гул шин, например), поэтому "предупреждающий" звук автоматически отключается.

Поскольку Nissan Leaf на малой скорости движется почти бесшумно, он оснащен системой звукового предупреждения пешеходов о приближении электромобиля. Если машина движется со скоростью до 30 километров в час, то система подает звуковой сигнал с помощью динамика, встроенного в переднюю часть автомобиля. Когда скорость превышает 30 километров в час, пешеходы и так услышат шум движущегося транспортного средства (гул шин, например), поэтому "предупреждающий" звук автоматически отключается.

Кроме того, в Европе владельцы Leaf получают налоговые послабления и другие "приятности" – например, денежные субсидии на покупку, абонементы на бесплатную зарядку электроэнергией в течение года, возможность ездить по полосам, зарезервированным для общественного транспорта, бесплатный въезд и возможность припарковаться в центральных районах крупных мегаполисов, закрытых для обычных автомобилей. Еще одна привлекательная сторона «ниссановского» электрокара – отсутствие потребности в частом техобслуживании, так как Leaf, по сути, лишен привычных «расходников» вроде масляных и топливных фильтров.

Почти 100 процентов материалов, из которых состоит электромобиль Nissan, могут подвергаться вторичной переработке. Кроме того, в Японии, совместно с корпорацией Sumitomo, Nissan организовал совместное предприятие по "повторному использованию, продаже, изготовлению и переработке" батарей для электромобилей.

Почти 100 процентов материалов, из которых состоит электромобиль Nissan, могут подвергаться вторичной переработке. Кроме того, в Японии, совместно с корпорацией Sumitomo, Nissan организовал совместное предприятие по "повторному использованию, продаже, изготовлению и переработке" батарей для электромобилей.

Какие планы на будущее? Сейчас компания всеми силами пытается объяснить покупателям, что приобретение электромобиля не ставит крест на их свободе передвижения. Ведь именно эта "фобия" является главным препятствием в умах европейцев на пути к автомобилям на электротяге.

Мудрые японцы делают ставку и на молодежь, падкую на современные гаджеты. Причем «обработка мозгов» ведется сызмальства: программы знакомства школьников и студентов с электромобилем Leaf уже подготовлены в некоторых странах. Помимо этого, компания всячески поддерживает семинары, посвященные вопросам экологии и энергосбережения, ведь они позволяют собирать и анализировать информацию, которую потом можно использовать для более эффективного развития инфраструктуры для электромобилей.

На данный момент по всему миру продано примерно 7,5 тысячи электромобилей Leaf. Плюс компания подписала около 90 соглашений о сотрудничестве в продвижении электромобилей с правительствами различных стран, властями некоторых городов и с крупными компаниями.  
Электромобиль выпускается на японском заводе Nissan в Оппаме, а в скором времени его производство развернут в Северной Америке и в Великобритании. На заводе в США сборка таких машин, как ожидается, начнется в конце 2012 года, а на предприятии в Соединенном Королевстве - в начале 2013 года.  
Аккумуляторы для Leaf выпускаются на совместном предприятии компаний Nissan и Nec в Японии. На этом заводе производят четырехслойные блоки батарей, которые затем отправляются в Оппаму, где на линии, отвечающей за установку бензобаков на автомобили с традиционными силовыми установками, они монтируются на электромобиль. Каждый Nissan Leaf комплектуется 48 такими блоками.  
Помимо модели Leaf в Оппаме также собирают машины Juke и Cube.

На данный момент по всему миру продано примерно 7,5 тысячи электромобилей Leaf. Плюс компания подписала около 90 соглашений о сотрудничестве в продвижении электромобилей с правительствами различных стран, властями некоторых городов и с крупными компаниями.
Электромобиль выпускается на японском заводе Nissan в Оппаме, а в скором времени его производство развернут в Северной Америке и в Великобритании. На заводе в США сборка таких машин, как ожидается, начнется в конце 2012 года, а на предприятии в Соединенном Королевстве - в начале 2013 года.
Аккумуляторы для Leaf выпускаются на совместном предприятии компаний Nissan и Nec в Японии. На этом заводе производят четырехслойные блоки батарей, которые затем отправляются в Оппаму, где на линии, отвечающей за установку бензобаков на автомобили с традиционными силовыми установками, они монтируются на электромобиль. Каждый Nissan Leaf комплектуется 48 такими блоками.
Помимо модели Leaf в Оппаме также собирают машины Juke и Cube.

Сейчас «ниссановцы» думают об упрощении процесса замены использованных аккумуляторов, о расширении возможностей встраиваемой солнечной батареи для обслуживания бортовой электросети, об увеличении емкости батарей и об оснащении Leaf более эффективной системой обогрева салона, в частности сидений и руля.

Но вот насколько реальна эксплуатация Leaf в нашей стране – пока большой вопрос. Испытаний этого электромобиля в России пока не проводили. Как поведал один из технических специалистов Nissan, сотрудники компании очень надеются протестировать машину в условиях российских морозов ближайшей зимой. Перед запуском в серию машина, конечно же, проходила тесты в Скандинавии, однако конкретные цифры, например, насколько быстро батарея теряет заряд при отрицательной температуре, «ниссановцы» не сообщают. Со своей стороны отметим, что пока Leaf продается только на рынках с достаточно теплым климатом.

На краш-тестах Euro NCAP электромобиль Nissan Leaf заработал максимальную оценку в пять звезд. Эксперты отметили, что испытания проводились с включенными аккумуляторами, которые расположены под задними сиденьями автомобиля. В ходе столкновения никаких проблем с батареями -- короткого замыкания или угрозы удара пассажиров током -- выявлено не было. Специалисты организации, правда, отметили, что жесткий пластик центральной консоли и рулевой колонки может представлять опасность для коленей и бедер пассажиров. Кроме того, защиту шеи от хлыстовых травм при наезде сзади эксперты оценили как "минимально эффективную".

На краш-тестах Euro NCAP электромобиль Nissan Leaf заработал максимальную оценку в пять звезд. Эксперты отметили, что испытания проводились с включенными аккумуляторами, которые расположены под задними сиденьями автомобиля. В ходе столкновения никаких проблем с батареями -- короткого замыкания или угрозы удара пассажиров током -- выявлено не было. Специалисты организации, правда, отметили, что жесткий пластик центральной консоли и рулевой колонки может представлять опасность для коленей и бедер пассажиров. Кроме того, защиту шеи от хлыстовых травм при наезде сзади эксперты оценили как "минимально эффективную".

В любом случае, о скорой продаже «Лифов» в нашей стране речь пока не идет. Для начала японцы хотят познакомить россиян со своими достижениями в области производства автомобилей на электротяге и попытаются заинтересовать своим проектом российские власти и крупных инвесторов. Если бизнес-элита и чиновники захотят способствовать развитию соответствующей инфраструктуры – займутся строительством терминалов и зарядных станции для электромобилей, а также организуют господдержку покупателей подобной техники, как это принято в европейских странах, то Leaf вполне может появиться на российских дорогах. Ведь рано или поздно об этом все равно придется задуматься – прогресс, к счастью, неумолим.

Технические характеристики Nissan Leaf

Длина, мм4445
Ширина, мм1770
Высота, мм1550
Колесная база, мм2080
Снаряженная масса, кг1795
Двигательсинхронный электродвигатель переменного тока EM61
Мощность, лошадиных сил/об-мин109 / 2730-9800
Крутящий момент, Нм/об-мин280 / 0-2730
Время разгона от 0 до 100 километров в час, снет данных
Максимальная скорость, километров в чаc140
Пробег на одной зарядке, км175
Тег: