Новые слова в гонках: что такое Картсим, Микс и фиджитал
Необычный формат «картсим»
Двухчасовая командная «Гонка звёзд» проводится на симуляторе и на картодроме в виде параллельных заездов на выносливость со сменами пилотов. Соответственно, в каждой команде в любой момент времени два гонщика находятся за рулём, а два других ожидают, чтобы их сменить во время пит-стопа.
За время соревнования каждый участник должен проехать минимум по одной 20-минутной сессии как в реальности, так и в виртуальном пространстве. На финише подсчитывается сумма очков каждой команды согласно занятым местам в картинге и симрейсинге (баллы за эти дисциплины равноценны), по сумме которых и определяется победитель.
Порядок старта и карт для старта (не секрет, что абсолютно равных по техническому состоянию машин в картинге не бывает) определяется жребием, а 5-круговая квалификация нужна лишь для того, чтобы определить победителя соревнования в случае равенства очков у двух команд. Пилоты довешиваются до 85 кг, а больший, чем это значение, вес в Гонке звёзд не компенсируется.
Симуляторная часть заездов проводится на игровом оборудовании профессионального уровня в игре Assetto Corsa Competizione. Оно состоит из мощного игрового компьютера, изогнутого монитора с огромной диагональю и кокпита-каркаса, на котором смонтирован гоночный ковш и руль с педалями. Стоимость такой сборки легко превышает полмиллиона рублей, что примерно вдвое дороже 9-сильного карта, который используется для тренировок и гонок в клубе MIKS Karting.
Для второй части Гонки звёзд организаторы выбрали виртуальное воплощение трассы «Нижегородское кольцо» и переднеприводник Lada Kalina NFR R1. То есть практически такую же кольцевую Ладу, на которой мне в 2020 году посчастливилось проехать этап РСКГ в реальной жизни! А на «НРинге» недавно как раз проводилась презентация гражданской Гранты Спорт. С картингом я тоже знаком неплохо — в 2014–2016 годах немало времени провёл за тренировками на закрытых картодромах и даже проехал пару сезонов главного «прокатного» чемпионата страны — того самого MIKC (ныне — MIKS).
Значит осталось всего ничего — собрать команду, которая при этом была бы вправе называться Motor.ru, и где все будут хотя бы не медленнее меня. Ведь соперниками в Гонке звёзд, как можно догадаться из её названия, будут известные российские автогонщики и пилотессы: в составы 10 команд-конкурентов заявлены Александр Смоляр, Ирина Сидоркова, Анастасия Нифонтова, Алексей Карачёв, Михаил Симонов, Кирилл Ладыгин, Иван Самарин, Сергей Сироткин, Борис Шульмейстер, Артур Мурадян и другие гранды российского автоспорта.
Неочевидная интрига
Не буду перечислять регалии каждой из «звёзд» — у интересующихся автоспортом читателей эти фамилии и так на слуху, а поисковые системы могут рассказать многое про каждую из них. Важно то, что это действительно быстрые и добившегося многого профессиональные спортсмены. Причем все они выступают на разной технике: среди звёздных участников есть кольцевики, раллисты, кроссмены, дрифтеры, пилоты с формульным опытом, заслуженные мастера спорта и вчерашние картингисты топ-уровня.
В картсиме всё разнообразие этого опыта во многом уравнивается необходимостью уверенно выступить сразу в двух столь непохожих друг на друга гоночных дисциплинах. Прокатный картинг требует очень специфической техники пилотажа — если человек занимается гонками, но давно (или вообще никогда) не сидел в таких машинках, то вкатиться в картинговую трассу ему может быть очень непросто. Потому что определённо придётся ломать кое-какие гоночные рефлексы.
Так же и с киберзаездами: без наработанной привычки ехать «по глазам и рукам», без вестибулярного подтверждения ощущений (которое есть в любой реальной машине) достаточно сложно, как и показывать хорошие времена, даже если в реальности ты очень быстрый пилот. Хотя сейчас многие профессиональные гонщики используют симулятор для подготовки. Например, ведущий в том числе тренерскую деятельность Борис Шульмейстер признался, что готовит подопечных к реальным кузовным гонкам в том числе с помощью «наката» на симуляторе.
В итоге невозможно с уверенностью предположить, кто из звёздных пилотов выстрелит в какой дисциплине, а кто испытает трудности. Тем более, что многие из них люди занятые и не имеют возможности достаточно потренироваться к дружеской, по сути, гонке. Чтобы сбалансировать команды, организаторы добавили во многие коллективы топовых картингистов из Микса и профессиональных игроков из высшей лиги симрейсинга. Команде Мотора досталось как раз по одному такому, а четвёртым стал Михаил Конончук, пишущий для вас прекрасные тексты вроде этого.
Подготовка: руки помнят (но не всё)
В последние годы я редко оказывался за рулём карта. Но каждый такой случай подтверждал аксиому, что забыть, как рулить (ездить на велосипеде, играть на гитаре, плавать, рисовать) — невозможно. Поэтому за свой темп я не переживал, но провёл несколько тренировок и проехал в качестве подменного пилота гонку в чемпионате Микс. Темп был нормальный, а проблемой стала стёртая «до мяса» ладонь — старые и недостаточно цепкие гоночные перчатки не смогли защитить мои руки, поэтому Гонку звёзд я впоследствии ехал с болью от елозящих в не зажившей до конца ране пластырей.
Мой коллега Михаил Конончук хорош в управлении полноразмерными автомобилями (недаром он работает контраварийным инструктором) и иногда поигрывает в кибергонки, но вот на тележках с мотором никогда не блистал. Поэтому мы с ним пошли ускоряться в Академию картинга Mazda (МКА) под руководством Сергея Балдина, в которой я тренировался в былые годы.
Миша здорово намял с непривычки рёбра, но за несколько тренировок встал во вполне приемлемый темп. Который потом очень здорово улучшил уже в самой Гонке звёзд. Нашими с ним напарниками по команде Motor.ru стали топ-пилот из всё той же МКА Илья Сидельников и один из лучших симрейсеров страны — пилот LADA Sport ROSNEFT Кирилл Антонов.
От последнего можно было бы перенять очень много опыта во время тренировок на симуляторе, но Кирилл приболел и помогал процессу дистанционно. В результате двое в нашей команде ехали на виртуальной Калине на очень конкурентоспособном уровне, а двое отставали от них на существенную секунду с круга. Одним из последних был я: симулятор оказался более сложной штукой, чем кажется на первый взгляд.
Дополнительно мне мешало то, что цифровая модель автомобиля не совсем точно повторяла поведение реального. И требовала совершать противоестественные действия: например, сильно переруливать в медленных поворотах и проходить их буквально «плугом». Но условия для всех одинаковые, поэтому жаловаться не на что — чем выше адаптивность и универсальность пилота, тем он ценнее в составе команды фиджитал-соревнований.
Гонка и её результаты
Картинговую гонку мы выиграли! Приехали на первое место за счёт сбалансированного состава, маленького подвига двух изначально более медленных пилотов, а также удачи и грамотной тактики. Имея в составе двух условно картингистов и двух симуляторщиков, мы решили сначала откатать максимально короткие отрезки в непрофильных для каждой пары гонщиков дисциплинах.
А потом потом посадить всех пилотов на более длинные сессии уже за тот тип руля, с которым они наиболее эффективны — и отыгрывать позиции у соперников за счёт хорошей стабильной скорости, помноженной на большую продолжительность стинтов (так называется сессия пилота в гонке).
Но в изначальный план вмешалась фортуна: по жеребьёвке нам выпал бодрый карт и 3 место на старте. Это значит, что на реальной трассе начинать надо картингисту Илье Сидельникову, который единственный из нас способен наверняка реализовать эту удачу и создать максимальный задел. Так и произошло: вскоре он вырвался в лидеры, а приняв от него эстафету, я увеличил преимущество над преследователями: более полного круга. Но настоящий подвиг у нас в команде совершили журналист Конончук с симрейсером Антоновым — они раскатили потрясающий по сравнению с собою вчерашними темп и привезли Motor.ru победу в картинговой части Картсима.
На симуляторе тоже жарко: наш сим-лидер не смог доминировать над коллегами (сильных кибер-пилотов в составе команд было много), далее случилась немного сбившая нас с толку перезагрузка сервера, а также давила коллективная ответственность. Ведь помимо позиции на трассе каждый пилот отвечал и за недопущение срезок — на всю команду даются 5 «бесплатных» выходов за пределы трассы, а за шестой уже следует весомая пенализация.
Под финишный флаг я проехал уже в безопасном темпе «доездинга» — главное было не отдать четвёртое место и не получить штрафов. Ведь в это же время Михаил Конончук привозит победу в картинге, и таким образом команда Motor зарабатывает 30+18=48 очков. Ровно столько же, сколько и конкуренты из коллектива Сергея Сироткина «Московский спорт»! Поэтому судьбу первого места решат результаты квалификации — у кого был лучше результат (у нас) — тот и чемпион.
Но вскоре после финиша «Мотору» назначается штраф за некий эпизод в кибер-гонке, отбрасывающий нас с 4 на 6 итоговое место. Пересчёт очков — и Motor.ru приглашают лишь на третью ступень пьедестала. Оказалось, что у нашего опытнейшего симрейсера Кирилла Антонова был гоночный инцидент с автомобилем соперников, который судьи трактовали как нарушение. Инцидент крайне неоднозначный и лишь один из многих подобных среди всех команд.
Ведь контактной борьбы в сим-гонке хватало — например, меня лично опередили с помощью грубого контакта, а наказания сопернику не последовало. Поэтому вопрос, почему внимание судей уже после финиша привлёк один спорный и не влияющий на позиции в гонке эпизод с командами, в числе которых есть претендент на абсолютную победу в соревновании, оставлю открытым.
Что всё это значит
Конечно, высокий результат нашей команды — не повод обольщаться и думать, что мы лучше всех. Завсегдатаи чемпионата MIKS намного быстрее нас на картодроме, зачастую не будучи при этом ни профессионалами, ни тем более звёздами. А симрейсинг — это вообще свой отдельный мир, в котором нужно проводить почти всё свободное время, чтобы стать чемпионом. Но одновременно это и полезный инструмент для профессиональных пилотов и просто отличное развлечение для любителей.
Чем больше слагаемых успеха присутствует в каком-то мероприятии, тем большую роль играет менеджмент. Надо собрать сбалансированную и мотивированную команду, организовать тренировки, быть готовыми к самым разным сценариям в гонке, скоординировать действия во всех частях соревнования. Так, в картинге нам здорово помог профессиональный менеджер из Mazda Karting Academy — он ловко и вовремя сажал нас на машины одна лучше другой.
И всё же, главное в такой дружеской гонке — не место, кубки и фотографии с подиума, а атмосфера и удовольствие от полученного опыта борьбы с крутыми соперниками. Самый сложный из которых — ты сам. Об этом подробнее расскажу в будущих публикациях на тему картинга и автоспорта. /m