Репортаж9 мин.

Раздача слонов

Как судьба распределила испытания и награды в жарком Гран-при Малайзии

© Getty Images

Основная религия в Малайзии — ислам. Следом (если «Википедия» не врет) идут буддизм и христианство, и только около шести процентов приходится на индуизм. Но высшие силы, очевидно, с официальной статистикой не знакомы, равно как и с тем, что Формула-1 к религии не имеет вообще никакого отношения. А как иначе объяснить тот водопад чисто кармических испытаний, наказаний и вознаграждений, который в этот раз обрушился на пилотов и их команды? «Мотор» на всякий случай зажигает благовония и подводит итоги одной из самых необычных гонок сезона.

Основная религия в Малайзии — ислам. Следом (если «Википедия» не врет) идут буддизм и христианство, и только около шести процентов приходится на индуизм. Но высшие силы, очевидно, с официальной статистикой не знакомы, равно как и с тем, что Формула-1 к религии не имеет вообще никакого отношения. А как иначе объяснить тот водопад чисто кармических испытаний, наказаний и вознаграждений, который в этот раз обрушился на пилотов и их команды? «Мотор» на всякий случай зажигает благовония и подводит итоги одной из самых необычных гонок сезона.

Хэмилтона жестко проверяют на прочность

Хронологию событий гонки можно освежить, прочитав наш традиционный онлайн

Давайте честно: Льюис за свою карьеру успел нажить не только огромную армию фанатов, но и приличный лагерь противников. Возможно, сопоставимый по размерам. Поэтому когда у действующего чемпиона что-то вдруг идет не так, по миру проносится злорадное: «А вот нечего было выпендриваться и всяких Биберов победными шампанскими угощать!». Но в Малайзии даже у самых лютых ненавистников Хэмилтона сердце могло (и должно было) уйти в пятки. Потому что такого он точно не заслужил.

Британец, парой предыдущих этапов снова поставленный в позу догоняющего, имел все шансы отыграться, причем абсолютно по делу. На «Сепанге» он был просто-напросто сильнее напарника — и все шло к подзабытому уже сценарию, когда Льюис доминирует и не чешется, а Нико тужится и потеет, но не может догнать. В тренировках Хэм имел стабильное преимущество, а в квалификации выдал пусть и не совсем чистый, но все-таки рекордный круг, на который Росберг так и не смог ответить. Главный рэпер всея Формулы-1 на сей раз не провалил старт, а от дальнейшего беспокойства его уже в первом повороте избавил Феттель, который не нашел ничего лучше, чем врубиться на торможении в лидера чемпионата.

Любые теории о заговоре против Льюиса и намеренной порче его моторов, конечно, полная чушь. Если не смотреть на то, что постили в официальном Твиттере Mercedes незадолго до пожара. Сначала два эмодзи-огня, затем четыре…

«Ну, тут все понятно», — сказали зрители и переключили свое внимание на более интересные события. В частности, на красивый и по-хорошему злой прорыв Росберга из хвоста пелотона. Но у мироздания было другое мнение: одна из новых, «оплаченных» еще в Бельгии силовых установок Mercedes внезапно отправилась к праотцам. Причем максимально драматично — с огоньком, как в старые добрые времена. И именно тогда, когда в победе Хэмилтона не оставалось никаких сомнений.

Шокированный, оглушенный, потерянный Льюис только и смог, что обвинить в этой феноменальной непрухе высшие силы. И если он прав, то лично нам здесь видится уже не расплата за предыдущие прегрешения, а серьезное испытание духа и морали. Кажется, гипотетическим вершителям судеб просто захотелось, чтобы в этом чемпионате действительно победил сильнейший.

«Быкам» воздается за упорство

Да, этот дубль — первый в турбоэре — гонщикам Red Bull подарили. Не взорвись у Хэмилтона мотор, не ошибись Феттель в Росберга — и «газировочные» машины наверняка были бы на финише третьей и четвертой. Но разве команда не заслужила этот успех? Полтора года назад, на прошлом Гран-при Малайзии, Риккардо с Квятом беспомощно барахтались в конце первой десятки. А теперь Дэн и его новый напарник не только опередили единственного оставшегося в бою пилота Ferrari (с нынешней формой Скудерии это пара пустяков), но и не пропустили обратно неудержимого Росберга. Чего, к слову, тому же Райкконену не удалось.

Нет, ну правда, этот парень просто обезоруживает своей непосредственностью.

Дело, конечно, и в прогрессе двигателей Renault — даже Палмер! Попал! В десятку! Но еще больше — в титанической работе тех, кто корпел над шасси. Этого нельзя не оценить. Как и то, как в Малайзии вели себя сами гонщики Red Bull. За круг до того момента, когда надежды Льюиса на победу сгорели желтым пламенем, подопечные Хорнера выдали настолько красивую, жесткую и притом абсолютно корректную борьбу, что хоть картину рисуй да на стену вешай. Что было бы дальше, не «появись» на трассе виртуальный сейфти-кар, мы уже не узнаем. Может, у какого-нибудь девятнадцатилетнего пилота в итоге сдали бы нервы… Но то, что получилось, получилось здорово.

Это равновесие может пошатнуться в любой момент (и тем скорее, чем ближе «Быки» подберутся к борьбе за титул), но здесь и сейчас Риккардо с Ферстаппеном выглядят прям здорово. Талантливый Макс ощутимо подгоняет Дэна, а тот, в свою очередь, дает юному коллеге понять, что у него не забалуешь. И собственным примером учит ездить не только быстро, но и взросло.

Про австралийца вообще надо сказать отдельно. Малайзийский успех стал для него отличной компенсацией за удары Испании и Монако — кажется, теперь Риккардо вернулся на пик спортивной формы. И, что даже еще важнее, формы моральной.

И если каждая победа Дэна будет сопровождаться такой же атмосферой на подиуме, то пусть он выигрывает хоть все гонки подряд. Просто вспомните, когда еще церемония награждения в Формуле-1 приносила столько чистого, неразбавленного позитива? Кто еще способен устроить такой по-хорошему душевный балаган, начисто лишенный пафоса? Кто может не только сам выпить шампанское из самого потного ботинка сезона, но и заставить сделать то же самое напарника, начальника и даже соперника?! О том, дойдет ли когда-нибудь очередь до Берни Экклстоуна, думать пока не будем. Лучше еще раз поблагодарим Дэна за то, что он такой классный парень. И за то, что дождался шанса посвятить победу Жюлю Бьянки.

Феттелю пора взять себя в руки

Себа, безусловно, можно понять. Когда в начале года твоя команда бьет себя копытом в грудь и говорит про борьбу за титул, а потом подводит то с тактикой, то с техникой, то с тактикой и техникой одновременно, в итоге откатываясь вообще на третье место, — самообладание сохранять довольно трудно. Но все-таки нужно. Особенно если ты четырехкратный, черт побери, чемпион. Увы, в этом сезоне немец запоминается в основном не выступлениями (хотя и они есть, вроде сингапурского), а регулярными жалобами по радио и странными движениями вроде того, что было в Спа.

Уже вечером после гонки Нико Росберг рассказал, что Себ ему позвонил и извинился. Респект!

На «Сепанге» эта накопившаяся нервозность достигла пика: ничем иным совершенно детскую ошибку Себа объяснить не получается. И раз уж мы сегодня разбираем гонку с кармической точки зрения, то оцените реплику Нико Росберга в командном релизе: «Казалось, будто в меня прилетела неуправляемая торпеда с четырьмя титулами». Кто не помнит, аналогичным морским снарядом сам Феттель обозвал Даниила Квята в Китае. Все возвращается, Себ. Все возвращается.

Следующая гонка для немца тоже станет подпорченной: за свой проступок он схлопотал штраф — потерю трех мест на старте. Но именно сейчас Феттелю стоит собрать волю в кулак и выступить лучше, чем когда-либо. Не только и не столько на трассе, сколько внутри команды. Предполагалось, что Себ должен сплотить Ferrari, как в свое время Шумахер, но что-то пока не получается. И не факт, что дело только в коллективе.

Заканчивая тему Ferrari — еще пара слов о… Росберге. Нет, у автора не поехала крыша, просто Нико умудрился за одну гонку столкнуться сразу с двумя алыми машинами. Так вот, решение судей наказать немца за контакт с Райкконеном выглядит как минимум спорно. Да, те 10 секунд, что были начислены к итоговому результату немца, ни на что не повлияли. Но почему у стюардов опять возникают проблемы с тем, чтобы отличить жесткую, но адекватную борьбу двух опытных пилотов от ошибок, безрассудства и прочей мальдонадовщины? Не надо так…

Стремительный McLaren, развалившийся Haas

Росберг, конечно, большой молодец, что прорвался с самого дна на подиум. Впрочем, при наличии «самовоза», которым, как ни крути, пока является машина Mercedes, это достижение стоит признать пусть и похвальным, но ожидаемым. А вот так, чтобы на McLaren, с последнего места да на седьмое… В последний раз подобное могло считаться нормой года четыре назад. И вот — тук-тук, здравствуйте, почтальон Алонсо, принес вам тут посылочку с сенсацией.

Конечно, Фернандо помогла чехарда в первой фазе гонки, удачные моменты появления VSC и полковничий запас свежих шин, но без скорости (своей и машины) все равно было не обойтись.

Гонщиком дня зрители почему-то выбрали Макса Ферстаппена, но Твиттер быстро отреагировал вот этой гифкой в тему.

У Дженсона Баттона все получилось не так ярко, но на то есть уважительная причина в виде трехсотой гонки — больше только у Шумахера и Баррикелло. Причем Михаэль свой юбилейный этап закончил 13-м, а Рубенс вообще сошел. В любом случае, теперь уже без опаски можно говорить, что McLaren-Honda наконец встает с колен и возвращается в борьбу. У команды еще есть шанс все испортить в следующем году, когда сменится регламент. Но пока что она имеет полное право радоваться плодам долгого и тяжелого труда.

А вот ребятам из Haas карма посылает все более отчетливые звоночки: расслабляться не надо – надо напрягаться. Солидный урожай очков, собранный в первых гонках, вскружит голову кому угодно, но красно-серые машины начинают пугающе рассыпаться на части. Если антикрылья, которые отваливались в самом начале сезона, еще можно понять, то почему в шестнадцатой гонке у Грожана в тренировке на ровном месте отваливается зеркало, а в гонке отказывают тормоза — вопрос.

Причем с тормозами-то у Haas вообще давняя проблема. Плюс отскочившее в гонке колесо Гутиерреса. Кажется, кто-то наверху хочет, чтобы Джин Хаас сотоварищи усвоили простую истину: чтобы финишировать первым, для начала надо финишировать вообще. А чтобы финишировать, надо вдумчиво конструировать и качественно производить. Иными словами, стартовый запас халявы закончился.

Если долго мучиться…

Весь сезон в Williams чудят с тактикой, упорно пытаясь уменьшить число пит-стопов. Притом, что проводят они их быстрее всех. Эти странные решения раз за разом (кроме Канады) оказываются неверными и могут в итоге привести к тому, что команда упустит четвертое место в Кубке конструкторов. Но стратеги Williams — птицы гордые, их так просто не собьешь. Поэтому они продолжают гнуть свою линию и в Малайзии вдруг снова догнули ее до достойного результата. В смысле, Боттас на стратегии с единственной остановкой смог опередить пилотов Force India — которые, впрочем, вдвоем все равно принесли своей команде больше очков. А что показал бы Масса — мы уже не узнаем, потому что гонка Фелипе пошла под откос еще до старта.

Вторым человеком, который пошел на меньшее число пит-стопов и в итоге преуспел, стал Джолион Палмер. За парня необходимо порадоваться — как-никак, долгожданное попадание Renault в топ-10 и первое очко в Формуле-1. Но, возможно, и последнее. В этом сезоне скорость машины не позволяет рассчитывать на что-то особенное, а в следующем году Джолиона в чемпионате уже может и не быть. Очередь за креслом пилота Renault сейчас длиннее, чем за «айфоном» в базарный день, от спонсорских бюджетов команда зависит не особо сильно, а яркими выступления Палмера назвать как-то не выходит.

Зато его напарник буквально жжет. В пятницу машина Кевин Магнуссена решила сыграть в факел, из которого датчанину пришлось быстро-быстро выскакивать. Этот эпизод не мог не возобновить разговоры о системе защиты головы Halo, которую первоначально собирались ввести уже в следующем году. Она увеличивает время эвакуации из машины примерно на пять секунд — и это не то время, которое пилотам хочется провести в горящей машине. В итоге все сошлись во мнении, что над Halo стоит еще очень внимательно подумать и изучить все плюсы и минусы. Ведь какое бы решение в итоге ни было принято, его последствия могут уйти далеко за пределы чьей-то персональной кармы. /m

Оценки от «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

5/5

Нико Росберг

Если бы пилотам Mercedes не помешали Феттель и Фортуна, тут наверняка стояла бы четверка.

5/5

Льюис Хэмилтон

Если к Японии успеет собраться и вернуть боевой настрой, будет совсем герой.

2/5

Себастьян Феттель

Показал, как не надо.

4/5

Кими Райкконен

Серенько. Кроме эпизода с Росбергом и вспомнить нечего.

5/5

Даниэль Риккардо

Молодец в гонке, дважды молодец после нее. Супер!

5/5

Макс Ферстаппен

У Макса тоже были отличные шансы на победу — и не сказать, что он упустил их сам. Главное, что повел себя мудро — 19 лет уже исполнилось, как-никак!

Б/О

Фелипе Масса

Формально гонка у Фелипе была, а фактически — нет.

5/5

Вальттери Боттас

В такие моменты Вальттери бывает очень силен. Жаль, что сейчас он значительно сильнее своей машины.

4/5

Даниил Квят

Сразу же повредив машину об Магнуссена, Даня уже ни на что особо рассчитывать не мог. И пусть его вины в этом нет, шансы проявить себя стремительно тают.

4/5

Карлос Сайнц

Малайзия совсем не подошла Toro Rosso. Наверное, 11 место в таких условиях — вполне сносно.

3/5

Нико Хюлькенберг

Не самая яркая гонка, но главное — очки в копилку.

4/5

Серхио Перес

После квалификации казалось, что Чеко должен финишировать на пару мест выше.

Б/О

Кевин Магнуссен

Раз в Сингапуре все прошло отлично, здесь должно было пойти не так. И пошло. Пожар в пятницу, столкновение с Гутиерресом и Квятом в воскресенье.

5/5

Джолион Палмер

Лучшее выступление Джолиона в сезоне. Удержит ли планку?

5/5

Фернандо Алонсо

Второе седьмое место подряд — но насколько круче оно было добыто!

5/5

Дженсон Баттон

Потому что это самая результативная трехсотая гонка в истории Формулы-1.

Б/О

Роман Грожан

Второй этап подряд у Романа ломаются тормоза. На сей раз в гонке, а не до нее, но еще непонятно, что хуже.

Б/О

Эстебан Гутиеррес

В такой хаотичной гонке у Эстебана были шансы избавиться от проклятия 11-го места. Но он поймал проклятие колесного диска.

5/5

Маркус Эрикссон

Неплохое выступление для Sauber. А максимальный балл — за то, что всю гонку Маркус ехал по страшной жаре с неработающей системой подачи воды.

Б/О

Фелипе Наср

В Малайзии техника не выдерживала у многих. В частности, у Фелипе.

3/5

Паскаль Верляйн

Мы уже начинаем забывать о том, что машины Manor в середине сезона стабильно обгоняли Sauber. И сам Паскаль как-то перестал феерить.

4/5

Эстебан Окон

В какой-то момент ехал вообще десятым. За это и плюс балл.

Итоги гонки

ПозицияПилотКоманда
1.Дэниэл РиккардоRed Bull
2.Макс ФерстаппенRed Bull
3.Нико РосбергMercedes-AMG
4.Кими РайкконенFerrari
5.Вальттери БоттасWilliams
6.Серхио ПересForce India
7.Фернандо АлонсоMcLaren
8.Нико ХюлькенбергForce India
9.Дженсон БаттонMcLaren
10.Джолион ПалмерRenault
11.Карлос СайнцToro Rosso
12.Маркус ЭкриссонSauber
13.Фелипе МассаWilliams
14.Даниил КвятToro Rosso
15.Паскаль ВерляйнManor
16.Эстебан ОконManor

Личный зачет

ПозицияПилотКомандаОчки
1.Нико РосбергMercedes-AMG288
2.Льюис ХэмилтонMercedes-AMG265
3.Дэниэл РиккардоRed Bull204
4.Кими РайкконенFerrari160
5.Себастьян ФеттельFerrari153
6.Макс ФерстаппенRed Bull147
7.Вальттери БоттасWilliams80
8.Серхио ПересForce India74
9.Нико ХюлькенбергForce India50
10.Фернандо АлонсоMcLaren42
11.Фелипе МассаWilliams41
12.Карлос СайнцToro Rosso30
13.Роман ГрожанHaas28
14.Даниил КвятToro Rosso25
15.Дженсон БаттонMcLaren19
16.Кевин МагнуссенRenault7
17.Паскаль ВерляйнManor1
18.Джолион ПалмерRenault
19.Стоффель ВандорнMcLaren1

Кубок конструкторов

ПозицияКомандаОчки
1.Mercedes-AMG553
2.Red Bull359
3.Ferrari313
4.Force India124
5.Williams121
6.McLaren62
7.Toro Rosso47
8.Haas28
9.Renault8
10.Manor1
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget