Читальный зал

Машины из девяностых, которые дожили до наших дней и сейчас продаются

Мы называли их иномарками и завидовали их владельцам. Может быть, еще не поздно наверстать упущенное?
Именно в девяностые годы автомобили разделились на «наши» и «иномарки». И если первые были средством передвижения, то вторые — самым четким социально-культурным кодом, который безошибочно считывался всеми вокруг. Да и сами девяностые в России — не просто десятилетие, а целый культурный пласт. В голове обывателей закрепился ряд стереотипов и народных терминов: «шестисотый», «вишнёвая девятка», «бочка»…

Парадокс, но коллективная память — явление очень неточное. Например, сленговые прозвища «бумер» и «крузак» — не из девяностых. Первое распространилось уже в двухтысячных, а второе стало популярным только после того как Land Cruiser в «сотом» кузове вытеснил большинство других внедорожников и стал в этом классе «выбором по умолчанию». Нет, девяностые — это Pajero и Cherokee, это Passat B3 и Skoda Felicia. Помните, как Саабы 9000 встречались на каждом перекрестке? Пожалуй, тогда эта подборка для вас. Некоторые автомобили из первого десятилетия новой России еще остались в живых.

Mercedes-Benz S 600 L

Начнем с главного автомобиля-символа девяностых. Поставим галочку в этой графе, чтобы смело двигаться вперед.

Прежде чем возить дорвавшихся до успеха россиян, легендарный «сто сороковой» десять лет провёл в предродовых муках. Его разработка началась на заре восьмидесятых, и её вектор не раз менялся. То конструкторы бились над тем, как правильно разместить V12 под капотом, то дорабатывали комплектации после премьеры первого Lexus LS — флагман из Штутгарта обязан был превосходить любого конкурента. Наконец, премьера S-Класса прогремела в Женеве в 1991 году. Новые флагман Mercedes-Benz щеголял двойным остеклением, боковыми подушками безопасности и самой продвинутой электроникой для своего времени.

Модификация 600 SEL стала флагманом линейки: шестилитровый V12 мощностью 408 лошадиных сил, недюжинные 2720 кг полной массы и иной индекс (удлинённые на 100 миллиметров седаны SEL несли обозначение V140 вместо W140). Выше в иерархии марки были только бронированная версия Sonderschutz, весившая почти четыре тонны, и лимузин Pullman.

«Шестисотым» обыватели называли любой S-Class, даже если это был S 320, а пошлые прозвища «слон», «кабан» и «рубль-сорок» прилипли к седану чуть позже. Поймите правильно, мы любим автомобили, но фольклор вокруг них — параллельная тема, в которую не всегда хочется погружаться.

Почувствовать себя особо важной персоной предлагает продавец из Екатеринбурга. Жизнь хорошо помотала этот «шестисотый»: 450 тысяч километров пробега и 11 владельцев с 1992 года. Тем не менее хозяин утверждает, что машина в идеальном состоянии. И цена приятная: 900 тысяч рублей. Отметим, что это именно дорестайлинговый W140 с выдвижными хромированными «антенками» в задних крыльях, которые заменяли огромному седану парктроники. И мощность двигателя в 1992 году составляла именно 408 лошадиных сил, а не 394, как на более поздних версиях, дефорсированных с приходом новых экологических норм.

BMW 5-series (E34)

Если «шестисотый» в девяностых ассоциировался у обывателя с сильнейшими мира сего и внушал благоговение, то «бэха-пятерка» скорее вызывал чувство тревоги. Чёрные седаны 5-й и 7-й серии были атрибутами грозных молодых людей, быстро и оперативно решавших вопросы с чужими долгами. Хотя пятая серия создавалась совсем не для этого…

Представленный в 1987 году седан E34 заменил собой заслуженную модель Е28. Климат-контроль, АБС, автоматический контроль тяги, изменяемые фазы газораспределения… Прибавьте к этому опциональный полный привод и кузов универсал с поднимающимся задним стеклом, которых у пятой серии прежде никогда не было, и поймете, почему новых «пятёрок» продали вдвое больше, чем Е28 — 1 миллион 333 тысячи машин за 10 лет производства против 722 тысяч у предыдущего поколения.

В России этот автомобиль любим до сих пор — к примеру, в мае этого года авторы YouTube-канала «ПриветТачка» восстановили одну из ранних E34 и разыграли за один рубль среди подписчиков.

А в Москве сегодня можно купить ещё один интересный экземпляр — не восстановленный, а сохранённый! Седан 525i с пробегом в 80 тысяч километров хранится в гараже, и его состояние на снимках удивляет. За 3,33 миллиона рублей продаётся не только сам автомобиль с колёсными дисками AC Schnitzer и «механикой», но и комплект запчастей вместе с нераспакованными бамперами M-Technik.

Jeep Grand Cherokee

Grand Cherokee — ещё один автомобиль «для разборок». Опять же, на своей родине брутальный внедорожник имел совсем другой имидж: в гаражах знаменитостей и архитекторов, покупавших Grand Cherokee в максимальных комплектациях, его соседями были немецкие и британские люксовые седаны. Впрочем, что в Штатах, что в России имя «Большого Чероки» означало престиж.

Начало жизни Grand Cherokee было не менее суровым, чем он сам. В конце восьмидесятых компания Jeep принадлежала убыточной American Motors Corporation, которой, в свою очередь, владели французы из Renault. Jeep была единственной маркой в составе AMC, которая могла гарантировать стабильную прибыль, и это заметили в Chrysler Corporation. Однако Renault не соглашалась продавать только Jeep: либо американцы заберут AMC целиком, либо не заберут вовсе. В итоге Ли Якокка рискнул, в 1987 году купив AMC вместе со всеми долгами и устаревшими заводами, и не прогадал: с 1993 по 1998 год было продано почти полтора миллиона Grand Cherokee!

В Зеленограде как раз ждёт покупателя экземпляр с 5,9-литровым V8, развивающим 249 лошадиных сил, кожаным салоном, полным приводом и автоматической коробкой. Версия 5.9 – редкая и самая престижная. Её можно узнать по дополнительным воздухозаборникам и иной решетке радиатора. За раритет просят 420 тысяч рублей.

Cadillac Fleetwood

Часто, говоря об «автомобилях вне времени», мы думаем о прогрессивном дизайне, который будет оставаться актуальным десятилетиями. Но в случае с Cadillac Fleetwood всё в точности наоборот. Огромный 5,7-метровый линкор словно нарисовал выходец из шестидесятых. И все же эта модель выпускалась с 1993-го по 1996 год!

Для покупателей такой седан был возможностью владеть настоящим «олдскулом» и при этом не мучиться с эксплуатацией раритета. 5,7-литровые V8, четырёхступенчатый автомат, задний привод и рамная конструкция — непонятно, как «последний истинный Cadillac» существовал в одной эпохе с E34 и W140.

В Россию он официально не поставлялся, но это не помешало нескольким экземплярам попасть в страну. Один из автомобилей, чёрный лимузин с белоснежным салоном, продаётся в Екатеринбурге за 900 тысяч рублей. По словам нынешнего хозяина, ранее машина принадлежала президенту Туркменистана! Комплектация достойна главы государства — трёхзонный климат-контроль, телевизор, DVD и полный пакет обогрева сидений.

Nissan Patrol (Y60)

Если на Grand Cherokee «новые русские» ездили на важные встречи, то Patrol поколения Y60 мог стать отличным подспорьем на охоте. Хотя между двумя внедорожниками было больше общего, чем различий.

Например, история обоих началась с военных заказов. Первое поколение Patrol увидело свет в 1951 году и должно было стать для японцев тем же, чем стал «Виллис» для США: неприхотливой и простой в ремонте рабочей лошадкой. Эти «козлики» даже внешне походили друг для друга, только гражданский Patrol имел под капотом рядные «шестёрки» объёмом 3,7 и 4 литра, тогда как Willys MB располагал только четырьмя цилиндрами.

Машина второго поколения, Patrol 60, больше походила на Land Rover Defender, а её способности расширились: она стала первым автомобилем, который пересёк австралийскую пустыню Симпсон площадью 143 тысячи квадратных километров. Третье поколение кардинально сменило дизайн, обзавелось пятидверным кузовом с тремя рядами сидений и уважением ООН. И только четвёртый «Патруль» попал в Россию, где быстро добился признания.

Один из таких автомобилей продаётся в Москве за 550 тысяч рублей. Цвет — чёрный, заявленный пробег — 400 тысяч километров, а из приятных мелочей — всего два владельца за 24 года жизни и отсутствие гнили и ржавчины.

Toyota Crown

На западе страны улицы наводнили одни машины, а на Дальнем Востоке — совсем другие. Импорт из Японии настолько интересен и разнообразен, что ему стоило бы посвятить отдельный материал. Но в этой подборке мы решили ограничиться характерным примером.

Этот седан родился почти одновременно с Patrol, но за 65 лет жизни изменился ещё кардинальнее. Когда-то компактная заднеприводная четырёхдверка массой едва больше тонны, оснащенная полуторалитровыми моторчиками, к пятнадцатому поколению выросла почти на метр в длину и породнилась с флагманом Lexus LS. А ещё она стала в шесть раз мощнее: гибридная установка нового Crown выдаёт 359 лошадиных сил против 60 у первого поколения.

И хотя Crown выбирался на рынки Европы и США редко и ненадолго, он успел полюбиться россиянам. Знакомство «Крауна» с нашей страной началось с седьмого поколения S120, которое производилось в восьмидесятых. Этот автомобиль стал самобытной и качественной альтернативой растиражированным немецким бизнес-седанам. А по широте выбора Crown вовсе мог перещеголять оппонентов: три типа кузовов (седан, хардтоп и универсал) и одиннадцать моторов на выбор (2,4-литровые дизели и бензиновые двигатели объёмом от двух до трёх литров). «Восьмой» Crown предлагал ещё больше силовых установок и — впервые в истории автомобилестроения — навигацию c CD-ROM и цветным дисплеем.

В Благовещенске продаётся Crown восьмого поколения S130, и его состояние просто удивительно. В наше время тяжело найти японский заднеприводный седан, не обременённый тюнингом, а этот — в полностью заводском виде! И если вам не жалко отдать за тридцатилетний автомобиль 555 тысяч рублей, а езда с правым рулём не вызывает отторжения, то это отличный вариант.

Alpina B3 3.2 (E36)

Тюнинг-контор, занимающихся доработкой BMW, сегодня больше, чем диалектов немецкого языка. И под доработкой обычно подразумеваются громкий звук выхлопа, большие турбины, борьба за секунды до «сотни»… О комфорте такие ателье, как правило, забывают.

К счастью, уже 55 лет существует компания Alpina, которая старается подружить высокие скорости и комфорт на обычных дорогах. Чаще всего итогом их работы становятся автомобили, в динамике едва уступающие «эмкам», но не ломающие позвоночник водителя при рывке с места. Такой в своё время стала и Alpina B3 3.2. Созданные в противовес 3,2-литровой версии M3 седаны и универсалы при меньшей мощности (265 л.с. против 321 у M3) разгонялись до 100 км/ч всего на 0,4 секунды медленнее. Максимальная скорость спортсмена из Бухлоэ была выше: 260 км/ч против стандартных 250 у мюнхенского противника.

Но, в отличие от BMW M, Alpina — штучный эксклюзив. По словам хозяина одной из таких машин, в девяностых было собрано всего 85 седанов, а до наших дней дожили 50. Сейчас зелёная четырёхдверка с золотыми полосами на кузове хранится в Феодосии, где с 2015 года приводится в порядок. За 24 года жизни машина наездила 140 тысяч километров у четырёх хозяев, и готова ездить ещё — главное, найдите у себя свободные 1,49 миллиона рублей.

Audi A8

Флагманская модель A8 стала, пожалуй, самым громким заявлением марки Audi о своей состоятельности с момента её создания. Седан представительского класса с цельноалюминиевым кузовом (в 1994 году!) был не то что визитной карточкой, а самым настоящим знаменем инженеров Ингольштадта. Разработка модели обошлась примерно в 700 миллионов долларов (и это цены конца восьмидесятых!). Легендарный инженер и менеджер Фердинанд Пиех рассматривал алюминиевый несущий кузов как средство компенсировать дополнительный вес систем полного привода, который в те годы еще очень редко встречался на легковых автомобилях, но уже зарекомендовал себя на Audi.

Подозреваем, флагманская модель была выбрана для эксперимента не случайно: самые дорогие технологии логично включать в цену самой дорогой модели. Впрочем, достоверных данных о том, что разработка первой A8 окупилась за восемь лет производства, у нас нет. Многие инсайдеры из компании утверждали, что каждый экземпляр продается в убыток. Это роднит А8 с другим детищем Пиеха — Bugatti Veyron.

И пусть на наших дорогах в девяностых почти все Audi были «бочками» или «селедками» (так вульгарно называли модели 80 и 100), живых экземпляров этих моделей осталось мало. К тому же они не так интересны, как A8.

В Санкт-Петербурге продают интересный экземпляр. Во-первых, эта A8 красная, во-вторых, как утверждает владелец, в превосходном техническом состоянии, и в-третьих, езда на такой машине не будет сплошным разорением. Привод — передний, коробка — ручная, мотор — 150-сильный дизель. Довольно экономичный способ приобщиться к немецкому представительскому классу! Конечно, если не пугает пробег порядка миллиона (!) километров.

За автомобиль 1997 года выпуска просят 400 тысяч рублей. Когда-то первому владельцу пришлось заплатить за этот экземпляр круглую сумму. Отрадно осознавать, что компании Audi он обошелся еще дороже.

Subaru SVX

Говоря о Subaru, мы в первую очередь вспоминаем раллийное наследие, универсалы повышенной проходимости Legacy Outback или, на худой конец, странноватый пикап Baja. И не каждому известно, что в девяностых годах «Плеяды» продавали настоящий гран-туризмо. SVX никогда не будет в списке характерных машин эпохи, но мы включили его в подборку на правах доступной экзотики.

Главными оппонентами SVX считались Mazda Eunos Cosmo и Mitsubishi 3000GT. В борьбе с ними Subaru сделала ставку на необычность. Отсюда и внешность авторства Джуджаро, и 3,3-литровый оппозитный двигатель мощностью 230 лошадиных сил в сочетании с полным приводом, что уже странно для купе подобного класса. И если внешность была прогрессивной (например, таким «окном в окне», как у SVX, раньше могли похвастать только суперкары), то с четыхёрступенчатым автоматом и массой 1625 кг двухдверку нельзя было назвать быстрой. Необычный Subaru потерпел рыночное фиаско: после 6 лет продаж и 25 тысяч проданных машин проект закрыли с убытком в 75 миллионов долларов.

Несмотря на это, сегодня коллекционная ценность SVX растёт. К примеру, за купе в неплохом состоянии продавец из Салехарда просит 450 тысяч рублей. Пробег 27-летнего Subaru превышает 220 тысяч километров. Любители японского раритета, налетайте!

Volvo 960

Это сегодня заднеприводный Volvo 960 — любимый инструмент дачников, старших родственников и других адептов горшка и грядки. В девяностых он был флагманом модельного ряда Volvo — и заодно «дедушкой» сегодняшнего S90.

Вместе с младшим 940 этот автомобиль входил в «серию 900», сменившую семисотую серию. Ключевое отличие 960 от 940 — количество цилиндров, которое и прописано во второй цифре индекса. Двигателей у 960 два: рядные «шестёрки» были доступны с объёмом 2,5 и 3 литра. В списке кузовов, помимо привычных четырёхдверных седанов и универсалов, значились лимузины и даже шестидверные седаны, которые производили сторонние ателье. Чтобы отдалить 960 от «младшего брата», шведы изменили флагману дизайн передней части, а после большого обновления 1997 модель переименовали в S90. А в самой богатой комплектации Royal даже можно было сменить задний диван на два отдельных кресла с подогревом.

Сегодня, чтобы окунуться в атмосферу шведского люкса девяностых, достаточно накопить 303 тысячи рублей и приехать в Москву. За такие деньги продают седан с топовым трёхлитровым мотором мощностью 204 лошадиные силы, автоматической коробкой и недурным оснащением. Круиз-контроль, аудиосистема Mark Levinson, люк с электроприводом… А ещё хозяин сообщает, что автомобиль был куплен в незавидном состоянии и подвергся кропотливому восстановлению, так что новым владельцем должен стать «заботливый и понимающий человек».

Saab 9000

Другая, не менее интересная сторона автомобильной роскоши с родины Альфреда Нобеля — Saab 9000. За 13 лет производства «девятитысячный» сменил два поколения, и хотя первое в России не так известно, второе официально ввозилось в страну с начала девяностых.

Первые мысли об автомобиле бизнес-класса в Saab зародились ещё в середине семидесятых. Только для создания машины, способной дать отпор Mercedes-Benz и BMW, нужны ресурсы, которых шведам недоставало. Тогда они обратились в Fiat. Те к концу семидесятых разработали платформу Type Four, которая легла в основу Fiat Croma, Alfa Romeo 164, Lancia Thema и Saab 9000. Отсюда и ощутимое внешнее сходство машин первого поколения с итальянскими «близнецами». Главным отличием 9000 от соплатформенников было оснащение: Saab хвастал бортовым компьютером, климат-контролем, кожей в салоне и электроприводами стёкол и зеркал. К тому же, у модели была целая россыпь турбомоторов мощностью от 150 до 225 лошадиных сил в комплектации Aero.

Saab — автомобили для ценителей, но это не делает их менее доступными. В Северной Осетии хранится тёмно-зелёный лифтбек 1996 года выпуска. За всё время у машины было всего 2 владельца, проехавших на ней 225 тысяч километров. Цена вопроса — 235 тысяч рублей. Неплохо для самобытной пятидверки с 200-сильным турбомотором!

Daewoo Espero

Корейский седан, построенный на американской платформе и одетый в «костюм» от итальянских портных... Когда-то Daewoo были гораздо интереснее, чем сегодняшние перелицованные седаны Chevrolet. А модель Espero стала одим из самых популярных автомобилей девяностых. И была намного интереснее более дешевой Нексии, которая задержалась на конвейере в Узбекистане значительно дольше.

Соплатформенная «семья» Espero ещё шире, чем у Saab 9000. На тележке GM J, одной из самых дешёвых и неприхотливых, была построена целая россыпь машин: Chevrolet Cavalier (вместе с близнецами от Vauxhall и Toyota), Cadillac Cimarron, Pontiac Sunbird и Sunfire, Holden Camira… И более известная на постсоветском пространстве Opel Ascona C.

Daewoo же вклинилась в этот список, желая нагрянуть на рынки Европы. С этой же целью компания заручилась поддержкой Bertone и в 1990 году представила Espero, а в 1995 запустила его на рынках Австралии и Великобритании. Утверждают, что дизайн Espero — непринятая работа для Citroen.

Экспансия в Западную Европу не удалась — британцам не полюбились устаревший дизайн и тяга кузова к коррозии. Зато в России седан прижился благодаря неплохому для класса оснащению и просторному салону.

Одна из таких рабочих лошадок неплохо сохранилась в Черкесске. Оснащение — одни плюсы: механическая коробка («автомат» ругали за частые поломки), топовый двухлитровый двигатель мощностью 105 л.с. (были ещё моторы на 90 и 95 сил, первый из которых вовсе позаимствовали у Nexia). И цена в 100 тысяч рублей не может не радовать.

Honda Civic

Благодаря Jeep Grand Cherokee Ли Якокка смог вернуть AMC в американские руки без многомиллионных убытков, Toyota Crown заложил фундамент сегмента японских бизнес-седанов, а роль Honda Civic в истории ещё более значима. Ведь это — первый массовый японский автомобиль.

Civic стал иконой не только для рядовых автолюбителей, но и в кругах гонщиков самого разного калибра. Эти седаны и хэтчбеки сражались на дрэг-стрипах, участвовали в тоуге (так называют заезды по извилистым горным дорогам), ставили рекорды Нюрбургринга… И одним из самых любимых энтузиастами вариантов оказался Civic пятого поколения. Он выпускался пять лет — с 1991-го по 1995 год — и имел три типа кузова: седан, купе и трёхдверный хэтчбек. Обилие моторов (целых 14 вариантов), самые мощные из которых развивали 160 лошадиных сил, и снаряжённая масса трёхдверки в 925 кг сделали её отличным инструментом для тюнинга.

Именно поэтому найти сейчас полностью заводской Civic — задача не из лёгких. И ненамного проще отыскать тюнингованный вариант, на который не больно смотреть. Но мы постарались, и вот он — ярко-синий Civic в приятной глазу конфигурации и с двухлитровым 150-сильным мотором. За его спиной — 333 тысячи километров, часть из которых пройдена в ралли. Если Петрозаводск недалеко от вас и на счету есть свободные 250 тысяч рублей — почему бы не присмотреться? /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget