К столетию СССР: лучшие советские автомобили
Лучший легковой автомобиль — ГАЗ-21
Если бы не он: ВАЗ-2101
Оставить ненужные споры не получится. У каждого, пожалуй, найдется свой кандидат на роль лучшего советского автомобиля. В ком-то заговорит ностальгия, другие обратятся к логике и цифрам, третьим просто не нравится «Волга»... Стоп! Что значит не нравится?!
Это, наверное, и есть самый главный талант машины Юрия Гагарина, Юрия Деточкина и Юрия Никулина (три Юры сразу, можно загадывать желание!): у нее совсем нет хейтеров. Первая «Волга» не самая прогрессивная по конструкции, не самая большая по тиражу, не самая популярная за рубежом. Её сила в другом.
Появившись в конце 1950-х, ГАЗ-21 стал для страны одним из символов оттепели. Надеждой на светлое будущее, в котором у советского человека, кроме естественной гордости за космические свершения и покорение арктического шельфа, будут еще и своя квартира, свои сбережения, свой автомобиль. И не абы какой, а большой и красивый как «Волга»!
В том, что эти надежды не оправдались, ГАЗ-21 уже точно не виноват.
Лучший внедорожник — ВАЗ-2121 «Нива»
Если бы не он: УАЗ-469
Она вполне могла оказаться и победителем первой номинации. И точно выиграла бы приз зарубежных покупательских симпатий. Ни один другой автомобиль в истории СССР не уходил на экспорт такими тиражами, как «Нива»! Да, речь «всего» о полумиллионе машин за 40 лет. Нынешний RAV4 больше экспортируется за один год. Но для советской модели это огромное достижение.
Заметим, достижение созданное собственными руками. Без заимствования, подглядывания и переосмысления. «Нива» своя, полностью отечественная разработка — от компоновки до дизайна. И что еще важнее — разработка, высоко оцененная мировой автомобильной элитой.
Мы сейчас даже не про знаменитое письмо инженеров Suzuki Петру Прусову, обращавшихся к автору «Нивы» как к крестному отцу «Витары». Берите выше. В сегодняшнем всепоглощающем буме внедорожников и кроссоверов большая заслуга и машины с легко запоминающимися буквами индекса — 2121.
Лучший гоночный автомобиль — Lada VFTS
Если бы не он: Москвич-Г4
И снова сложный случай… Реальных полновесных и неоспоримых достижений в истории советского автоспорта не то чтобы мало — их практически нет. Успехи «Москвичей» в трансконтинентальных ралли на рубеже семидесятых? При всем уважении, это отнюдь не победы в общем зачете. Громкие триумфы КамАЗа в «Дакаре»? Они пришлись уже на эпоху после распада СССР…
Давайте просто отметим профессионализм команды прибалтийского гонщика и конструктора Стасиса Брундзы. В советское время эти парни построили в Вильнюсе по-настоящему крутой автомобиль группы B!
Lada VFTS была, пожалуй, самым совершенным ралли-каром СССР. Облегченный кузов, крутой боди-кит, 180 сил, кулачковая коробка и еще где-то с миллион улучшений по сравнению со стоковой «пятеркой», превратили заднеприводный ВАЗ-2105 VFTS в один из лучших раллийных автомобилей мира. Своего класса разумеется.
Это доказано не только победами в «Кубке дружбы» соцстран: Lada VFTS хорошо смотрелась и на этапах чемпионата мира, неизменно сражаясь за первое место в классе.
Лучший грузовик — КамАЗ-5320
Если бы не он: ЗИЛ-130
Пусть он не совсем КамАЗ — прототип первого грузового автомобиля Камского завода это всего лишь отданный «на аутсорс» ЗИЛ-170В — но его важность для СССР невозможно переоценить.
Когда стране страшно не хватало современных, выносливых и экономичных грузовиков, как в сказке появился он. Сначала в чистом поле вырос огромный завод, а затем заколосились рекордные тиражи грузовиков. Только представьте — всего через 12 лет после запуска главного конвейера КамАЗ отпраздновал выпуск миллионного грузовика. Размах!
Вообще кого-то удивляет, что черты оригинального 5320 вполне угадываются и в облике современных КамАЗов?
Лучший концепт — Москвич-408 Турист
Если бы не он: МАЗ-2000 «Перестройка»
Автомобильный дизайн, вопреки расхожему мнению, в Советском Союзе был. И хороший тоже. Классных концептов, придуманных и построенных в СССР, хватит даже не на книгу — на многотомный сборник. Как выбрать из них лучший?..
Москвич-408 Турист был бы в числе финалистов любого хит-парада. Даже базовый 408-й седан — один из самых сбалансированных и изящных автомобилей Европы первой половины шестидесятых. Не зря главный конструктор АЗЛК Александр Андронов считал дизайн семейства 408/412 эталонным.
В виде спортивной двухдверки со съемным верхом и вовсе получилась песня. Сексапил на колесах, который если что и портит, то лишь неуместное слово «Турист» в названии. Гораздо лучше смотрелся бы вариант «Москвич-408 GT». Он того заслуживал на все сто.
Лучший автобус — ЛиАЗ-677
Если бы не он: ЗИЛ-118 «Юность»
Мы вновь приготовились отбивать атаку несогласных. Да, ЗИЛ-118 в свое время казался будущим автобусостроения. «Юность» опьяняла своей непринужденной привлекательностью, пачками забирая призы на международных выставках. Но что значили единицы выпущенных 118-х для огромной страны? Для большинства «Юность» на агрегатах правительственного лимузина казалась недостижимой, как иномарка — только с клеймом Сделано в СССР.
На ЗИЛ-118 смотрели как на летающую тарелку. Смотрели из салона настоящего народного автобуса ЛиАЗ-677. Он был неидеален, как и жизнь в Советском Союзе, но подобно исчезнувшей стране умудрился оставить о себе лишь самые добрые воспоминания.
В «Луноходе» всегда находилось место для всех. Пусть даже и стоячее. В нем всегда было очень мягко и очень-очень тепло. И даже «звон бутылок» изношенных крестовин кардана казался не врожденной болячкой ЛиАЗа, а живинкой любимого автобуса.
Лучший дизайнер — Юрий Долматовский
Если бы не он: Владислав Пашко
За дизайнера говорят его работы — автомобили. Особенно те, что не остались яркой фантазией на бумаге, а воплотились в реале металла, стекла и пластика.
У Юрия Ароновича Долматовского таких как минимум три. Все новаторские, намного опередившие время — НАМИ-013, «Белка», такси ВНИИТЭ-ПТ. Многие знания, как водится, ведут к многим печалям. Новаторское мышление и стиль Долматовского не оценили, серийных моделей на его счету нет. Зато есть нечто большее.
Юрий Аронович был не просто дизайнером, он огромный фанат и прекрасный популяризатор автомобилей. Его книгами, его рисунками болели сотни тысяч советских мальчишек. Самые талантливые и целеустремленные из их числа со временем сами превратились в инженеров и дизайнеров. Другим, кому повезло меньше, стали журналистами и просто людьми, через всю жизнь пронесшими любовь к автомоблям.
Спасибо!
Лучший конструктор — Андрей Липгарт
Если бы не он: Петр Прусов
Первый советский автомобиль НАМИ-1, легендарные «Эмка» и «Победа», уникальный по конструкции ЗИМ, труженик ГАЗ-51 — перечислили только самые важные проекты в карьере Андрея Липгарта, а будто перелистнули половину истории автопрома СССР.
Влюбленный в свое дело энтузиаст, он всю жизнь посвятил автомобилям, а взамен получал не только заслуженные почести и уважение. Липгарт на себе прочувствовал и жестокость системы. Повезло ещё: с должности главного конструктора ГАЗа его сняли в 1951-м, а не скажем десятью годами раньше. Тогда бы ссылкой в Миасс простым рабочим завода «Урал» эта история не закончилась…
Лучший бренд — «Лада»
Если бы не он: ГАЗ
Может быть что-то обидное в том факте, что самый важный автомобильный бренд СССР создавался с помощью итальянцев? Нисколько. Разве учиться может быть стыдно?
Автомобильная промышленность в стране, конечно, была и до ВАЗа. Но именно Волжский автозавод перевел отечественную автоиндустрию на рельсы рыночной экономики. Именно «Жигули» создали здоровую конкуренцию, без которой невозможен прогресс. Оглядываясь на ВАЗ, из вечной зоны комфорта вышел АЗЛК. Пусть ни к чему хорошему эта история и не привела.
В общем-то неудивительно, что сегодня Lada остается единственным отечественный брендом легковых автомобилей, у которого есть хоть сколько-нибудь внятная стратегия развития и хоть какие-то перспективы. Звучит, может быть и не слишком оптимистично, но у других нет даже этого… /m