Читальный зал8 мин.

Мечта маньяка-семьянина: крутые японские универсалы

Быстрые Subaru для любых дорог, Lancer Evo с багажником, Nissan Skyline GT-R в шкуре «сарая» и другие чудеса из мира JDM

Mitsubishi Lancer Evolution IX Wagon GT

© Mitsubishi

В России не любят универсалы, и это очень печально. Обидный штамп автомобиля для едущего на дачу ботаника совершенно не соответствует действительности. А даже если и соответствует, хуже от этого многофункциональные машины не становятся. Универсал — это удобство, практичность и хороший вкус! А иногда — выбор петролхеда. Истории известна когорта реактивных «сараев» от европейских премиальных брендов. У японцев тоже есть шустрая грузопассажирская техника. Точнее, была. Целая армия для JDM (Japanese Domestic Market), внутреннего рынка страны.

Toyota

Давайте для разогрева вспомним Altezza Gita, она же Lexus IS SportCross за пределами Японии. С завода у нее 2,0-литровый четырехцилиндровый 3S-GE, «шестерка» 1G-FE того же объема и славный трехлитровый 2JZ-GE (217 л.с.). Чугунный гигант в более компактной, нежели современный универсал Volkswagen Golf машине? Почему бы и нет! С задним приводом сочеталась пятиступенчатая автоматическая коробка передач, а с полным — четырехступенчатая.

Toyota Altezza Gita AS300

© Toyota

Жаль, что Gita обделена веселым крутильным мотором 3S-GE BEAMS (Breakthrough Engine with Advanced Mechanism System). Пятая итерация с фазовращателями на впускном и выпускном распредвалу встречается только на седане Altezza RS200. Мощность при наличии шестиступенчатой механической коробки передач — 210 л.с. при 7600 об/мин. С автоматической КП характеристики чуть скромнее — 200 л.с. при 7000 об/мин, а пиковые 216 Нм достигаются при более низких оборотах.

Toyota Sprinter Carib

© Toyota

И все-таки в линейке Toyota были готовые выполнять широкий спектр задач автомобили с бодрым атмосферником — Sprinter Carib BZ Touring/Corolla BZ Touring. «Спринтер» и «Королла» — это поразительно выносливые и живучие «ослики». Но с 1,6-литровым 4A-GE они превращались в нечто большее. Некоторые наши зарубежные коллеги называют их спорткаром Corolla Levin BZ-R в практичном форм-факторе, и с этим сложно поспорить. Пятая эволюция двигателя (известна как Black Top за клапанную крышку черного цвета), как и предшествующая, интересна двадцатиклапанной головкой блока цилиндров, четырьмя индивидуальными дроссельными заслонками и системой изменения фаз газораспределения. Все это великолепие настроено агрессивнее прежнего. Степень сжатия повышена до 11,1:1. Итого — 167 л.с. при 7800 об/мин. Привет высокооборотным «Хондам» из второй половины девяностых!

Toyota Caldina GT-T

© Toyota

Пока еще на просторах России попадается некогда популярная Caldina GT-T (ST215W) на базе второго поколения 1997–2002 годов. «Калдина» — это кузен европейского Avensis, но не его точная копия. Например, заряженная версия предназначалась только для внутреннего рынка Японии.

Toyota Caldina GT-T

© Toyota

Снаружи GT-T отличается другими бамперами, накладками на пороги и аж двумя спойлерами на крышке багажника. Видок боевой, словно Toyota только что выехала из тюнинг-центра. Похожим образом выглядела вариация GT, но у нее нет такой характерной особенности «джи-ти-ти», как воздухозаборника на капоте. Аналогии с Subaru вполне уместны: у Caldina под ним тоже прячется интеркулер.

Toyota Caldina GT-T

© Toyota

Известная по спортккупе Celica GT-Four и среднемоторной легенде MR2 двухлитровая «турбочетверка» 3S-GTE представлена в еще более высокой степени форсировки: 260 л.с. и 324 Нм. Привод полный. Разгон до 100 км/ч за 6,4–6,5 секунды в зависимости от типа коробки передач.

Toyota Caldina GT-T

© Toyota

К 2002-му подоспела новая Caldina, а вместе с ней обретший вторую молодость быстроходный «сарай». На сей раз он назывался GT-Four и смотрелся просто сногсшибательно, однако по силовому агрегату во многом повторял старичка.

Toyota Caldina GT-Four

© Toyota

Огромный Estate Athlete V (JZS171W) 1999–2003 годов из племени восьмых «Краунов» — вершина тойотовского универсалостроения! Победная комбинация роскошного велюрового салона, просторного грузового отсека и готовой сорвать задние колеса в дым мощи. Модификация весьма редкая: построено 5012 штук. Вдвое меньше, чем седанов.

Toyota Crown Estate Athlete V

© Toyota

Только Athlete V среди всех Crown комплектовался рядным шестикотловым 1JZ-GTE объемом 2,5 литра. «Младший брат» известного колоссальным потенциалом 2JZ-GTE не лыком шит. У него турбокомпрессор и система изменения фаз газораспределения. Мощность (280 л.с.) идентична таковой у «первого джея» до обновления с двумя турбонагнетателями и без VVT-i, но эластичность заметно лучше — 379 Нм доступны уже при 2400 об/мин. Напомним, 1JZ-GTE прославил и другие «Тойоты» с классической компоновкой. В частности, гран-турер Soarer 2,5 GT-T и, конечно, культовые спортседаны Chaser Tourer V и Mark II Tourer V.

Toyota Mark II Blit

© Toyota

Crown Athlete V Estate — не единственная многофункциональная Toyota с наддувным «джейзетом». Как не вспомнить здоровяка Mark II Blit 2,5 iR-V (2002–2007 годов)! Он делил шасси с последними «маркообразными» (X110) и совсем не походил на четырехдверного тезку, а в итоге передал эстафету переднеприводному минивэну Mark X ZIO. И куда только катится этот мир?…

Subaru

«Созвездие плеяд» едва ли не единственный японский производитель с шустрым универсалом в гамме. Современная модель Levorg — это дань уважения многолетней традиции. Ее начала Legacy, хотя, полагаем, в сознании петролхедов быстрые «спортвагоны» Subaru в первую очередь ассоциируются со знаменитыми Impreza WRX (GF8) и WRX STI, а также европейской GT. Классные автомобили! Драйверские, с оппозитными «турбочетверками» EJ20 мощностью от 211 л.с. и стандартным полным приводом, способные по сей день доставить море радости. Но был и другой герой — Impreza Gravel Express.

Subaru Impreza Wagon Gravel EX

© Subaru

«Гравийный экспресс» выпускался всего-навсего с 1995 по 1996 год и тихо ушел со сцены из-за низкого спроса. Покупатели откровенно не поняли специфичный антураж: к увеличенному дорожному просвету и двухцветной окраске прилагался полноценный передний кенгурятник и запасное колесо в чехле за пятой дверью. Гибрид легковушки и внедорожника довольно бодро ехал по любому покрытию, благо 2,0-литровый наддувный двигатель (220 л.с.) и энергоемкая подвеска позволяли. В настоящее время найти Gravel Express очень сложно. Как отмечает новозеландский сайт Garage Dreams, большинство машин эксплуатировалось в тяжелых условиях и их никто особо не щадил.

Subaru Legacy 2.0 GT-B Touring Wagon

© Subaru

Спортивные Legacy, разумеется, не такие дефицитные. Перечислять всех и каждого мы не станем, иначе наш рассказ превратится как минимум в «Войну и мир». Лучше вспомним самые интересные и харизматичные. Заряженные грузопассажирские версии появились еще на рубеже восьмидесятых-девяностых и уже во втором поколении вышли на отметку в 280 л.с. благодаря двойному наддуву. В частности, столько у GT-B с мотором EJ20R и механической коробкой передач.

Subaru Legacy B4 Blitzen Wagon

© Subaru

Тем, кому следующая Legacy GT (276 л.с. с механической КП и 265 л.с. с автоматической) казалась обыденной, предлагался Blitzen. Помню, как двадцать лет назад автомобильная пресса удивлялась происхождению «молнии»: к ее эффектному и яркому экстерьеру приложили руку дизайнеры Porsche! Начинка почти традиционная, если бы не одно обстоятельство — 280-сильный агрегат состыкован с первой в истории дорожных Subaru секвентальной автоматической коробкой передач Aisin.

Subaru Legacy STI S402 Station Wagon

© Subaru

Blitzen фигурировали и в четвертом колене, но здесь фокус стоит навести на STI S402. Почему «четыреста два»? Потому что таков тираж седанов и универсалов с оснащенным двухпоточным турбокомпрессором двигателем «два и пять» (285 л.с. и 392 Нм при 2000–4800 об/мин), амортизаторами Bilstein, тормозами Brembo от Impreza Type RA-R и 18-дюймовыми колесными дисками BBS.

Subaru Legacy 2.5 GT tS STI Touring Wagon

© Subaru

Среди пятых Legacy внимания достойна модификация 2,5 GT tS (tuned by STI). Это не полноценная «стишка», а обласканная инженерами спортивного подразделения вариация. Они взяли шестьсот седанов и универсалов с EJ255 и настроили их для более острой эмоциональной езды. Стойки Bilstein с более жесткими пружинами, растяжка под капотом и другие элементы дополнительного усиления кузова, спортивная выхлопная система, спойлеры и, конечно, факт ограниченности серии определенно давали чувство превосходства.

Nissan

Королева дрифта Silvia трех последних итераций — самый знаменитый обладатель 2,0-литровой «турбочетверки» SR20DET. Впрочем, не одной ей так повезло. Пакетик сока с отличным потенциалом ставили на минивэн Liberty GT4 Higway Star, кроссоверообразный R’nessa GT Turbo и другие модели. Ну а нас в первую очередь интересует Avenir Salut GT Turbo (W10).

Nissan Avenir Salut 2.0 X GT Turbo

© Nissan

Это не что иное, как внутрияпонский Nissan Primera со всеми фишками в стиле JDM — полным приводом, 210 лошадиными силами, автоматической коробкой передач и боевым экстерьером. Во втором поколении он получил название GT4 и прибавку в 20 л.с.

Nissan Stagea 260RS Autech Version

© Nissan

Среди поклонников знаменитого суперкупе Skyline GT-R наверняка хватает желающих совместить его высокотехнологичную начинку и практичный кузов. Что ж, понимаем и разделяем! Можно заняться масштабным ультрадорогим своп-проектом, но есть вариант для истинных самураев — попробовать отыскать уникальный Nissan Stagea RS260 Autech Version. Суть Skyline GT-R Wagon. Придется постараться, ибо с ноября 1997 по март 2001 года выпущено всего 1734 штук. Но квест того стоит!

Nissan Stagea 260RS Autech Version

© Nissan

За «Стейджией» (WC34) второй половины девяностых зарезервировали линейку рядных «шестерок», включая RB25DET NEO объемом 2,5 литра с наддувом и модернизированной головкой блока цилиндров. Но только Stagea 260RS от придворного тюнинг-ателье Autech достался легендарный мотор «гэтера» — 2,6-литровый RB26DETT (280 л.с.) с двумя параллельно работающими турбокомпрессорами и шестью дроссельными заслонками. Система полного привода ATTESA E-TS позаимствована у GT-R R33. В рецепт приготовления суперуниверсала мечты вошел задний самоблокирующийся дифференциал, спортивная подвеска, растяжка между опорами передних стоек, более толстый задний стабилизатор поперечной устойчивости, тормоза Brembo, аэродинамический обвес и 17-дюймовые колесные диски BBS.

Nissan Stagea AR-X Four

© Nissan

В следующем поколении (M35) столь экзотичного и харизматичного автомобиля уже не было. Тем не менее, быстрые полноприводники сохранились в лице 250tRS Four V и RX Four с турбонаддувным V6 VQ25DET или заряженного атмосферным VQ35DE «три и пять» заднеприводного скорохода Stagea 350S. Все они развивают 280 л.с.

Мимо этого Nissan мы просто не могли пройти! Знакомьтесь, малоизвестный EXA (в Северной Америке — Pulsar NX). Сперва он представлял собой купе и кабриолет, а во второй половине восьмидесятых превратился в трансформер. Крышка багажника у трехобъемного варианта демонтируется и меняется на подъемный колпак. С ним EXA превращается в шутинг-брейк, трехдверный спортуниверсал. Привод у стиляги передний. Моторы безнаддувные объемом 1,6 и 1,8 литра.

Mitsubishi

В палитре Mitsubishi Motors тоже есть «единорог», которого можно долго преследовать, но так и не поймать. Первая встреча с ним гарантированно удивит. Еще бы, пятидверка Lancer с широченными крыльями и передней частью от спорткара Evolution IX наверняка заставит призадуматься о стоимости и сложности переделки гражданской машины в псевдораллийную. Только не падайте, но Evolution Wagon — заводской проект. Просто не слишком известный.

Mitsubishi Lancer Evolution IX Wagon GT-A

© Mitsubishi

Он построен с использованием 2,0-литрового турбонаддувного 4G63T с системой изменения фаз газораспределения MIVEC от девятого Evo и его полного привода с блокируемым многодисковой муфтой межосевым дифференциалом ACD (Active Center Differential). Покупатели выбирали из версии GT с шестиступенчатой механической коробкой передач и оснащенной пятиступенчатым «автоматом» GT-A. У последней более компактный турбокомпрессор и поменьше отдача — 272 л.с. и 343 Нм против 280 л.с. и 392 Нм.

Mitsubishi Legnum VR-4 Type S

© Mitsubishi

Первоначально компания планировала выпустить 2500 экземпляров, но, по данным некоторых источников, в итоге расщедрилась на 2924 единицы. Нынче такую днем с огнем не сыщешь, так что желающим резвый многоцелевой Mitsubishi стоит обратить внимание на полноприводный Legnum VR-4. Топ-модель в гамме восьмого Galant достойна считаться одним из самых красивых японских спортуниверсалов. Техника не отстает от экстерьера.

Mitsubishi Legnum VR-4

© Mitsubishi

«Веер» разгоняет тоску поперечно расположенным 280-сильным V6 6A13TT объемом 2,5 литра с двумя турбокомпрессорами. Вышестоящий Type S покруче базового варианта Type V: на него стандартно ставился адаптивный «автомат» INVECS-II и даже задний активный дифференциал AYC (Active Yaw Control). Со всем этим добром «сарай» взлетал очень бодро. Поговаривают, в пределах шести секунд до 100 км/ч. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget