Когда появились люксовые внедорожники?
1906 — Rolls-Royce 10 HP
На этом месте мог быть любой люксовый автомобиль начала прошлого века. Качественных асфальтовых дорог в начале ХХ века не существовало, поэтому все машины имели огромный дорожный просвет, чтобы беспрепятственно добираться до загородных усадеб, пути к которым часто размывало дождем. А полный привод… Полный привод и сейчас есть не на всех кроссоверах. Хотя на автомобилях Spyker встречался уже в то время — вспомнить хотя бы модели 60 HP, 25/36 и 32/40. Для последних двух привод на переднюю ось предлагался в качестве дорогостоящей опции.
1934 — Mercedes-Benz G4
Войны начала ХХ века стали локомотивом технологического прогресса. Особенно в Германии. А поскольку верхушка национал-социалистической партии предпочитала передвигаться в роскоши, местным автопроизводителям пришлось проявлять изобретательность и создавать для нее выскокомфортабельные вездеходы. Лучше всех с задачей справились в Mercedes-Benz.
G4, две задние оси которого были ведущими, изначально разрабатывался как штабной автомобиль, но оказался слишком дорогим в производстве для широких нужд. Поэтому его быстро переквалифицировали в машину для парадов и торжественных проездов, на которой, в случае чего, можно было выехать на поле боя после сражения. Мощный рядный двигатель с 8 цилиндрами разгонял 3,7 тонны металла до скоростей свыше 100 километров в час, в то время как салон баловал пассажиров кожей и центральными подлокотниками на двух из трех рядов сидений.
1962 — Jeep Wagoneer
После Второй мировой даже люксовые седаны и купе, привычные в двадцатых-тридцатых годах, были редкостью — что уж говорить про вездеходы. Затишье продержалось не очень долго: в конце 1950-х попытку возродить сегмент люксовых внедорожников предприняли американцы. Неудивительно: удаленная от театра военных действий страна восстановилась довольно быстро, у людей появились свободные деньги и желание обеспечить себя максимальным комфортом. Этим-то и воспользовалась компания Jeep, выпустив первый (по мнению американцев) люксовый внедорожник.
После того, как конкуренты из GM, Ford и даже International Harvester начали наращивать свое присутствие в сегменте внедорожников, Jeep сделал ход конем, создав Wagoneer (и его пикап-версию Gladiator). Крупный рамный внедорожник с широчайшей гаммой двигателей, независимой передней подвеской, а также кондиционером и автоматической коробкой передач оказался настолько успешным, настолько комфортным, что без существенных изменений выпускался вплоть до 1991 года. За это время компания Jeep сменила трех владельцев…
1970 — Range Rover
Немногим меньше на конвейере продержался оригинальный Range Rover — с 1970 по 1996 год. Изначально автомобиль не задумывался как представитель премиум-сегмента — он должен был стать простой и современной машиной для охотников: для них предусмотрели и багажную аппарель, на которую легко закинуть добычу, и пластиковый салон, который, в случае чего, можно мыть прямо из шланга... Но поскольку Range оказался ощутимо комфортнее своих предшественников (спрос на которые, к удивлению менеджеров и не думал падать), в Land Rover решили сделать из новинки машину для аристократов.
Уже скоро Range Rover обзавелся кондиционером, автоматической трансмиссией, планками из дерева, кожей. Линейка двигателей расширилась – появились более мощные V8, а также новые четырехцилиндровые дизели. А в 90-е годы оригинальному Рэйнджу даже перепала пневматическая подвеска — правда, ее ставили только на флагманские версии, и только последние четыре года производства. Тем не менее, свой след в истории Range Rover оставил, став первым роскошным внедорожником «по принуждению» и первым подобным автомобилем с родословной: четыре поколения — это достижение. К тому же, именно Range Rover стал базой для дебютного внедорожника Bentley — речь идет о штучном Dominator для султана Брунея, а не Bentayga.
1986 — Lamborghini LM002
Как и Range Rover, Rambo-Lambo тоже не планировался в качестве роскошной машины для шейхов или «малиновых пиджаков» — его создавали с прицелом на эксплуатацию в американской армии. Однако тендер LM002 проиграл (во многом из-за 12-цилиндрового двигателя от суперкара Lamborghini Countach) и итальянцы решили, что нужно идти от противного: не упрощать LM002 с помощью нового двигателя, а наоборот — делать его еще роскошнее, еще ближе к своим эксклюзивным собратьям.
Так мир получил первый серийный внедорожник, который собирался вручную, имел мизерный тираж (328 машин) и, куда без этого, ревущий V12 под капотом. Поскольку этот самый V12 под капот не очень помещался, LM002 обзавелся солидной горбинкой на своем носу, которая, надо полагать, не добавляла обзорности. Несмотря на 445 лошадиных сил мощности, динамика LM002 сейчас не поражает воображение: разгон до 100 километров в час длился почти 10 секунд, а максимальная скорость упиралась в 200 километров в час. Увы, 2700 килограммов массы и аэродинамику кирпича никто не отменял. Если хотите взглянуть на «Рэмбо Ламбо» на ходу, рекомендуем видео Алексея Жутикова.
1990 — Mercedes-Benz G-класса
Мы в курсе, что «Гелендваген» выпускается с 1979 года, но будем честны — оригинальный внедорожник в кузове W460 едва ли имел хотя бы малейшие претензии на люксовость. То ли дело W463, который, постепенно меняясь, выпускался до 2017 года: тут были и кожа, и дерево, и автоматические коробки, и вся мыслимая и немыслимая электроника для своего времени. Именно W463 стал тем G-вагеном, который многие знают — брутальным, но стильным внедорожником, который уместно смотрится и на улицах Монако, и по пояс в грязи где-то в российской глубинке.
Пожалуй, с появлением именно этого автомобиля формулировка «роскошный внедорожник» перестала быть чем-то странным и диковинным. А уж после релиза версии G 55 AMG она прочно закрепилась в сознании автомобильных энтузиастов. В Mercedes-Benz сполна осознают эту ответственность, поэтому новый Gelandewagen взял от предшественника всё, что было уместно забрать с собой в XXI век. Под конец производства W463 отметился несколькими невероятными спецверсиями. Самые яркие —G500 4×4² и G 650 Landaulet от Maybach. По ссылкам — наши видеообзоры.
1992 – Mega Track
Mega Track — это Lamborghini LM002 из параллельной вселенной: в данном случае не брутальный рамный внедорожник получил суперкаровский мотор, а четырехместное среднемоторное купе обзавелось внушительным дорожным просветом в 220 миллиметров и полным приводом. Вызвавшей фурор на Женевском автосалоне 1992 года машине пророчили статус хита, но не повезло — Mega Track шел к серийному производству слишком долго.
Серийным французский суперкар так и не стал — лишь 5 экземпляров (по другим сведениям 11) были выпущены к концу 1995 года. Все они получили уникальную систему полного привода, пневматическую подвеску, а также двигатель и коробку передач от Mercedes-Benz S 600 W140. Поэтому Mega Track мог разгоняться до 100 километров в час за 6 секунд, а потолок его максимальной скорости упирался в 250 километров в час. Подробнее — в нашем специальном материале.
1997 — Lincoln Navigator
Все участники этого списка привносят в понятие «роскошный внедорожник» что-то новое. Не стал исключением и Navigator, который дал понять, что максимальный комфорт может быть доступен не только седокам первого ряда, но и второго. И даже третьего. Чуть позже эту же идеологию (которая успешно работает по сей день) подхватил Cadillac Escalade, а также немецкие автопроизводители с их огромными кроссоверами вроде Mercedes GLS и BMW X7.
Технически оригинальный Navigator представлял собой глубоко модифицированный Ford Expedition — который, в свою очередь, был создан на раме пикапа Ford F-серии. Однако Lincoln получился гораздо комфортабельнее за счет использования самовыравнивающейся пневматической подвески, обилия шумоизоляции и качественных материалов. На первых порах внедорожник оснащался 5,4-литровым V8 Triton с одним распредвалом на ряд цилиндров, однако впоследствии мотор заменили на… 5,4-литровый V8, но уже InTech. У которого распредвалов было вдвое больше.
2002 — Porsche Cayenne
Прагматичные немцы, которые не гонятся за гигантизмом, пошли иным путем. Они отсекли от внедорожников рамы, сделали легкие несущие кузова, поставили в них моторы помощнее и дали роскошным SUV то, чего им так недоставало — скорости. Больше всего в этом деле преуспели в Porsche, которые на Mercedes ML и BMW X5 ответили спорным по тем временам Cayenne. Тогда никто даже предположить не мог, что Cayenne станет для Porsche золотой жилой.
В топовом исполнении Turbo S первый Cayenne развивал 275 километров в час, пока соперники глотали пыль на ограниченных электроникой 250. При этом кроссовер можно было заказать с механической коробкой передач, хотя подобных экземпляров построили всего несколько сотен. Независимо от версии, Cayenne шел исключительно с полным приводом и, надо признать, был не так уж плох на бездорожье — платформа Туарега давала о себе знать.
2015 — Tesla Model X
Это не самый роскошный в мире SUV, не самый способный на пересеченной местности. Но однозначно самый экстравагантный и динамичный. Про Tesla Model X сказано и написано уже очень много (например, вот отличный видеообзор Ильи Фролова), так что отметим лишь главное: это электромобиль, это чертовски быстрый автомобиль, и это электромобиль, который заставил других создавать электромобили.
Были бы мы свидетелями рождения Audi e-tron или Jaguar I-Pace, если бы не появилась Model X? Сказать сложно. Прототип первого массового электрокроссовера был представлен еще в 2012 году, а три года спустя машина с самыми необычными задними дверями стала серийной. В своем топовом варианте, P100D, она проезжает на одном заряде около 450 километров и достигает скорости в 100 километров в час за какие-то 3 секунды.
2015 — Bentley Bentayga
В том же 2015-м серийным стал другой знаковый кроссовер — Bentley Bentayga. Планка роскоши взмыла на невиданную для класса высоту (от одной только опции Breitling Bentley Mulliner Tourbillon можно потерять дар речи — это часы на торпедо за 150 тысяч евро), поднялась и планка максимальной скорости. Bentayga стала первым в мире серийным SUV, который преодолел потолок в 300 километров в час. Да, на один километр в час, но все же.
С тех пор звание быстрейшего SUV успело улизнуть к соплатформеннику Бентайги — Lamborghini Urus. Однако Bentley еще может восстановить статус-кво — ведь на подходе версия Bentayga Speed. Помимо традиционного для современных Bentley мотора W12 кроссовер можно заказать и с другими двигателями – бензиновым V8, дизельным V8 и даже бензиновым V6. Но в последнем случае его будет дополнять электрическая силовая установка.
2018 — Rolls-Royce Cullinan
Наивысшая веха истории люксовых внедорожников на сегодняшний день — Rolls-Royce Cullinan. Самый роскошный транспорт, на котором можно атаковать песчаные дюны и перевозить старые холодильники на дачу. Здесь есть все, что полагается Роллсу: двери с электроприводом, фирменные зонтики, ковры с неприлично высоким ворсом, лучшие натуральные материалы, великолепная шумоизоляция…
Программа индивидуализации Rolls-Royce — это магазин игрушек для сверхбогатых: на машину установят все, чего душа требует — лишь бы за душой что-то было. Поэтому Cullinan, как и любой Rolls-Royce, можно украсить, например, маркетри или же элегантными линиями, нанесенными вручную от носа до хвоста машины Марком Куртом (так называемые coach stripes). Двигатель Cullinan — привычный для марки V12 объемом 6,75 литров. С двойным турбонаддувом.