BAIC BJ40. Wrangler по-пекински
Кто ты, воин?
BAIC BJ40 производит убедительный визуальный эффект: если не приглядываться, он похож на довольно удачный шарж на легендарную модель Jeep. Но при ближайшем рассмотрении становятся заметны иные пропорции. Китайский автомобиль значительно короче американского, особенно по колёсной базе — до показателей идейного вдохновителя между осями не хватает аж 26 сантиметров.
Впрочем, корни BJ40 тянутся к модели внедорожника для китайской армии Beijing BJ2022 Yongshi (переводится как храбрый воин), поэтому габариты у него свои. А конструкцию крыши и дизайн привели к концепции Рэнглера уже при разработке гражданской версии. В итоге размерами BAIC BJ40 близок ко всё тому же Tank 300. Эти два внедорожника объединяет ещё и цена, которая начинается с цифры 4, и даже общая силовая установка. Поэтому именно с Тэнком стоит сравнивать BAIC в первую очередь.
Но если Tank уже доказал, что может быть автомобилем на все случаи жизни (особенно после появления версии City с автоматической муфтой полного привода), то BAIC представляется скорее стильной игрушкой для активного отдыха. Крышу долой, лобовое на резиновые буферы на капоте — и газ в пол по бескрайним просторам!
Благо, подвеска тут такая же энергоёмкая, как на Тэнке — действительно можно нестись по серьёзным колдобинам с сохранением полного контроля и даже относительного комфорта. Хотя на мелочах, вроде городских заплаток и стыков, всё же не избежать типичной рамной дрожи по кузову.
Но в действительности нарисованная воображением красивая картинка разудалой эксплуатации BJ40 с ветром в волосах и песком на зубах разбивается о суровые реалии. Максимум, что можно снять с кузова быстро и без особых усилий (не считая запаски и «дворников») — две секции крыши над первым рядом сидений. Чтобы получить своеобразную четырёхдверную таргу, нужно повернуть девять защёлок на потолке и потянуть наверх крышу, стоя сбоку на порожке-подножке.
А вот демонтаж задней части крыши, в отсутствие которой автомобиль становится полноценным кабриолетом, требует наличия базовых навыков мастера-арматурщика — придётся технично поддевать крепления обшивки, отключать электрические фишки и иметь помощника для перетаскивания цельного пластикового колпака крыши. Во время теста заниматься этим, к сожалению, было некогда — оставим раздевание BJ40 на лето.
Складывание лобового стекла на капот — вообще аттракцион на один раз, попробовать и забыть. Так как придётся откручивать большое количество крепежа, для которого нужен инструмент, и какая-то тара, чтобы не потерять болтики. Даже в порядке эксперимента заниматься этим не хочется. Неудивительно, что я не нашёл ни одного фото или видео BJ40 с откинутым на буферы лобовым. При этом ещё большой вопрос, для чего это вообще нужно.
Изначально у военных Jeep Willys рамка падала на капот, чтобы упаковывать машины в транспортировочные ящики во время Второй мировой. А сейчас владельцы Рэнглеров лишь вяло дискутируют на форумах о функционале этого решения в 21 веке: среди вариантов есть мотоциклетные ощущения, удобство на сафари, просмотр фильмов в автокинотеатре и фейерверков, просто как развлечение. (Не)нужное подчеркнуть.
Суровое барокко внутри
Более тривиальные сценарии использования автомобиля заставят задуматься о более приземлённых удобствах. Или отсутствии оных: например, придётся освоить хлопанье дверями, как в «Гелике». Вряд ли целевая аудитория BJ40 когда-то владела G-Классом, поэтому просто вспомнить и сразу успешно применить эту технику закрывания дверей не получится.
При этом снаружи двери оснащены ручками, которые на такой высоте иначе как «под неестественный хват» не назовёшь. Да и бесключевой доступ управляет только пуском двигателя кнопкой в салоне. А для отпирания замков всё равно придётся взять в руки брелок.
В салоне довольно клаустрофобно. Такой эффект создаёт маленькая относительно размеров кузова площадь остекления, обилие выпирающего интерьерного рельефа (поручни, каркас кузова, выпуклости передней панели и дверных карт), а также тяжёлый декор в виде сочетания чёрного с красным цветов и обилия разномастной прострочки. Но и реальные внутренние габариты далеки от таких, когда можно говорить о просторном салоне.
На обоих рядах могут нормально расположиться пассажиры среднего роста. Но такие факторы, как громоздкая одежда, рост выше среднего, большая собака или наличие в багаже объёмного внедорожного «шмурдяка» сразу переводят салон в категорию тесных. Сделать комфортное спальное место в багажнике не получится — образующаяся после складывания дивана (раздельного, кстати) площадка недостаточно длинная и ровная. Впрочем, любители приключений умудряются спать даже в Jimny, поэтому при необходимости и тут вполне можно свернуться креветкой.
Водительское место менее удобно, чем в том же Тэнке. Прежде всего, за счёт слабо угадываемых внешних габаритов внедорожника — непонятно, насколько сильно выдаются за основной кузов мускулистые бамперы, фендеры и навесная запаска. Частично проблема слабой обзорности решается подъёмом сиденья вверх, но тогда теснота салона напомнит о себе с новой силой. Назад тоже мало что видно, так как цифровое салонное зеркало сильно искажает расстояние до объектов, а также слепнет в дождь из-за особенностей аэродинамики кузова.
Невнятная обзорность через окна на сложной местности (например, в густом лесу) усугубляется отсутствием камер с мониторингом на 360 градусов (Tank 300 таковой оснащён). В распоряжении водителя есть только ракурс назад с изображением посредственного качества и бесполезным цифровым зумом аж двух степеней увеличения. Такое исполнение камеры хорошо отражает проработку всей мультимедийной системы: она почти целиком состоит из малозначительных настроек и бесполезных приложений.
Зато приятно удивило качество звучания музыки, которое находится примерно на уровне «премиальной» системы топ-комплектации Tank 300. Хорошая мощность без потери качества и глубокий бас особенно пригодятся в те редкие моменты, когда BJ40 будет кататься без крыши. Жаль только, что при каждом перезапуске автомобиля отваливается соединение Bluetooth, и смартфон приходится подцеплять заново. Всяких карплеев, разумеется, нет.
На фоне бестолковой мультимедийной системы приятно удивляет второй экран, расположенный перед водителем. У приборной доски лаконичный дизайн, создатели которого явно вдохновлялись современными Mercedes-Benz. Вместе со стилем у немецких машин позаимствовали хорошую информативность — данные можно выводить в разных комбинациях, но хорошая читаемость будет сохраняться всегда.
Среди отображаемых показателей есть даже моточасы двигателя и температура трансмиссии, что напоминает уже о внедорожниках из Америки. Наконец, один из самых полезных инструментов приборной доски — схематичное положение передних колёс в реальном времени. Это здорово выручает на бездорожье, когда можно легко не заметить один оборот руля и пытаться безрезультатно двигаться вперёд с колёсами, стоящими поперёк колеи плугом.
Вне дорог
Но если не совершать глупых ошибок, то на бездорожье можно чувствовать себя довольно уверенно. Даже в отсутствие механических блокировок BAIC BJ40 уверенно преодолевает препятствия разных типов. Так, в глубокой луже с илистым дном хорошо работают плоское днище, мощная тяга пониженного ряда и оперативно срабатывающие имитации блокировки. А выбраться из жижи через высокую ступеньку рельефа помогает великолепный показатель угла въезда: 37 градусов у BJ40 это не только лучше 33 у Tank 300, но и даже чуть круче Рэнглера с его 36 градусами.
Правда, остальные значения внедорожной геометрии у BAIC не настолько выдающиеся: клиренс, углы съезда и рампы равны соответственно 210 мм, 31 и 23 градуса, тогда как у Tank 300 это 224, 34 и 23. И даже с такими цифрами вполне можно ехать искать пусть и небольшие, но уже по-настоящему внедорожные приключения. Особенно если установить зубастые АТ или вообще грязевые шины: штатный размер здесь 30,5 дюйма, но вот по поводу 32 или 33 без примерки сказать сложно. Визуально расположение колёс в арках очень похоже на Tank 300, поэтому базово в этом вопросе можно ориентироваться на конкурента.
Диапазон перемещения колёс задней оси до отрыва от грунта также очень значительный: «вывесить» BAIC в реальных условиях придётся ещё постараться. Но когда это происходит, нужно грамотно управлять электронными блокировками. В срабатывании системы есть значительная задержка, поэтому требуется некоторое упрямство в удержании газа до момента, когда тормоза прикусят вращающиеся вхолостую колёса. И сразу приготовиться ловить автомобиль тормозами — начало движения получается слишком резким. Однозначно хотелось бы более тонкой настройки этой системы.
Конечно, в Китае есть версия с задней механической блокировкой (и с обеими межколёсными тоже). Но в России имеем то, что имеем — и отсутствие такого недорогого и одновременно важного для внедорожника механизма играет против BAIC BJ40. Но всё равно в большинстве ситуаций на офроуде автомобиль справляется именно так, как ожидаешь от офроуд-машины.
От кузова ничего не отваливается (потерянный в луже номер не в счёт — проверяйте крепление рамки, а лучше снимайте табличку при съезде с асфальта), плоское и лишённое «якорей» днище не мешает скользить по колее там, где не хватает относительно скромного клиренса, а подвеска хорошо сохраняет контакт колёс с поверхностью.
Управление тягой интуитивно понятное, акселератор откалиброван удачно. А ещё при штурме очередного препятствия не приходится ломать голову над выбором наиболее подходящей электронной программы из множества доступных, как это происходит в Tank или Land Rover. Коварство продвинутой вспомогательной электроники состоит в том, что неправильный выбор режима обычно приводит к большим потерям, чем выгода от правильно выбранного. В BJ40 нет никаких программ — нет и проблем.
Большинству водителей, которые не хотят или не могут разобраться со сложными алгоритмами, такой вариант подходит больше. А с базовым подключением-отключением передней оси и понижающего ряда справиться проще простого. Ещё один связанный с офроудом важный нюанс: мне не довелось буксировать застрявший BAIC, но проушины автомобиля выглядят не слишком удобными и доступными.
А обрамляющий буксировочные крюки хром — потенциальная жертва первой же жёсткой эвакуации с помощью троса. Также вызывает вопросы жизнеспособность закрытых выпуклыми обтекателями крупных противотуманок. И финальное — у моторного отсека слабая грязезащита, в частности в блок управления двигателем оказался сильно забрызган после штурма пары не самых глубоких луж. Настораживает.
На асфальте и в быту
По твёрдым покрытиям BJ40 передвигается с той же степенью уверенности и стабильности, что и по рыхлым грунтам. Реальные возможности даже немного шире, чем можно ожидать от такой брутальной машины. Но без каких-либо подстрекательств со стороны автомобиля прыгнуть на асфальте выше головы — чем грешит тот же 272-сильный Wrangler, сочетающий высокую мощность с козлением подвески. Тормоза адекватные, если не требовать от них слишком многого. Крейсерская 130 — без проблем: курсовая устойчивость и шумоизоляция на этой скорости вполне приличные.
Хорошая тяга присутствует во всём доступном скоростном диапазоне — двигатель BAIC отличается от установленного в Tank мотора в основном лишь нюансами компоновки навесных агрегатов. В нём те же 218 л.с. и 380 Н∙м и заявленная динамика на уровне какой-нибудь Креты (реальная по ощущениям соответствует цифрам). Рулевое управление очень понятное и надёжное, можно даже шустрить в виражах с некоторым удовольствием. Разве что в парковочных режимах руль тяжеловат для такой скользкой кожи на ободе — приходится крепко в него вцепляться.
Расход топлива заметный: 14–15 литров в полупустом городе и около 11, если неспеша ехать по трассе. Впрочем, вспомните сколько потребляли тяжёлые рамники 10–20 лет назад и перестаньте требовать от двухтонного кирпича (пусть и с небольшим турбомотором) экономичности городского кроссовера. Хотя ходят ещё слухи о дизеле — если такая версия действительно появится, то ей наверняка простят даже отсутствие блокировок.
А вот действительно неприятная особенность — это нюанс с настройкой системы стабилизации. Любое её срабатывание душит мотор слишком надолго. А в режиме заднего привода (полный в любом случае отключится на 60 км/ч) это может быть вполне безобидная ситуация вроде проезда лежачего полицейского в дождь или поворота с прилегающей дороги на главную со стартом с места с повёрнутыми колёсами. Так из-за моргающей пиктограммы можно даже не успеть разогнаться при встраивании в быстрый поток.
Но в большинстве бытовых повседневных моментов с BAIC BJ40 всё хорошо — с обязательной поправкой на концептуальную кондовость этой модели. Просто не нужно удивляться отсутствию штурманского света на потолке, когда этот потолок — быстросъёмный. Пусть функции раскиданы кое-как и распределены по одинаково выглядящим крутилкам и кнопкам — это не страшно, когда самих этих функций раз два и обчёлся. Запомнить основные всё равно будет несложно. Пусть бестолкова мультимедийка — уже здорово, что акустика выдает хороший (по меркам класса автомобиля) звук.
«Джип» выходного дня
Вычурный дизайн обивки-обшивки со всеми этими ромбами, двойными строчками и подсветками — неотъемлемая составляющая имиджа. Внедорожник такого формата, как и любая техника для активного отдыха, не обязан отличаться утончённостью стиля. Вспомните, как выглядит пляжное багги или катер для вейка — и вопросы отпадут сами собой. Если для вас это слишком, то есть более гармоничный Tank 300.
Для покупки за сравнимые деньги именно BAIC BJ40, а не чего-то другого, нужно хотеть иррациональный автомобиль. Автомобиль-декларацию: свободы передвижения, самовыражения. Свободы от обязательств и шаблонов, а также от необходимости выбирать «топ за свои деньги». Объективно у BAIC BJ40 пока нет аргументов, чтобы привлечь хоть сколько-нибудь значительное количество российских любителей внедорожников.
Таковым могла бы стать в первую очередь цена. Во вторую — наличие варианта с дизелем. Дальше было бы хорошо иметь возможность купить версии с заводским тюнингом (в Китае есть вариант с лифтом, большими колёсами, лебёдкой, блокировками и подобным) и, наконец, трёхдверку.
Но всё это мечты о стабильном рынке с сильными ресурсными брендами, которые могут баловать нас разнообразием версий. А пока что BJ40 это дорогая и неочевидная альтернатива Tank 300. А альтернатива — это всегда хорошо, какая бы она ни была. И чего у BAIC не отнять — это стильной внешности, качества конструкции и честных ходовых качеств. /m
Подробные технические характеристики
BAIC BJ40 | |
---|---|
Тип двигателя | бензиновый L4 турбо |
Рабочий объем, см³ | 1967 |
Макс. мощность, л.с. /об/мин | 218/5500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 380/1800–3600 |
Тип привода | полный подключаемый |
Коробка передач | автоматическая 8-ступенчатая |
Передняя подвеска | пружинная двухрычажная |
Задняя подвеска | пружинная зависимая |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4645×1925×1871 |
Колесная база, мм | 2745 |
Снаряженная масса, кг | 2080 |
Объем багажника, л | 532 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 10,85 |
Макс. скорость, км/ч | н.д. |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 10,4 |
Объем топливного бака, л | 75 |
Цена, руб. | 4 350 000 |