Opel Crossland: (не)бюджетный кроссовер, с которым немцы возвращаются в Россию
Opel переходного периода
Ещё две модели, поставляемые в Россию, микроавтобус Zafira и «каблучок» Combo — это просто «французы» с опелевской молнией на передке. А вот Crossland — оригинальная модель. Хочется написать «первый Opel, разработанный под руководством французов», но это не так.
В реальности это скорее «Opel переходного периода» — машину проектировали, когда два концерна ещё сотрудничали на равноправной основе, но переговоры о покупке наверняка уже велись. В основу легла французская платформа PSA PF1 от Peugeot 2008 и Citroen C3 Aircross, но на стёклах можно разглядеть логотип «GM»...
Да-да: это для нас Opel Crossland — абсолютная новинка, а в Европе его продают ещё с 2017 года. Недавно модель пережила рестайлинг — и в таком виде попала на российский рынок.
Колобок, я тебя съем
Забавно, как многое зависит от позиционирования автомобиля. Ещё в начале двухтысячных минивэны были громадным хитом, потом их популярность упала — теперь покупателям не жить без кроссовера.
По сути-то Crossland — самый настоящий преемник микровэна Meriva: очень близки размеры, пропорции, компоновка. Но позиционируется он как SUV — бамперы и боковины украсили накладками из матового пластика, визуально вытянувшими пропорции машины, чуть увеличили дорожный просвет... И вуаля — продажи Кроссленда в Европе оказались вдвое больше, чем у вышедшей из моды Меривы!
Хотя у Кроссленда нет даже полного привода — платформа PF1 не подразумевает возможности установить независимую заднюю подвеску и подвести момент к задним колёсам. Впрочем, это не препятствие даже для многих российских покупателей: по данным статистики, доля переднеприводников среди кроссоверов класса В составляет от 63 до 78 процентов.
Кстати, в Европе у Опеля есть сразу две модели в этом сегменте. Помимо высокого «колобка» Crossland это более стремительный, с внешней претензией на спортивность кроссовер Mokka, в основе которого лежит более современная модульная платформа EMP1.
Новый стиль
Недавний рестайлинг придал Кроссленду черты нового фирменного стиля, который уже обкатали на кроссовере Mokka и ретро-концепте Manta GSe ElektroMOD. Все новые Опели теперь получат эффектный глянцево-чёрный «визор» между фар.
До обновления кроссовер назывался «Crossland X»
В Россию он попал вот таким: с новым передком и без буквы «X»
Изменения минимальны, но пошли машине на пользу: чёрная вставка вместо радиаторной решётки и визуально объединённые задние фонари словно зрительно расширили автомобиль.
Crossland предлагается в семи колерах, но часть из них можно получить в двухцветном исполнении — с контрастной крышей, чёрной или белой. Итого — семнадцать цветовых комбинаций. Если решите приобрести Crossland, выбирайте цвета поярче: красный, синий или оранжевый — они здорово украшают машину!
На «европейце» по самым европейским дорогам России
Чтобы познакомиться с новинкой, мы отправились в самый западный регион России — Калининград. Тут бы схохмить про поездку на «бывшую родину Опеля»... но наш кроссовер собран в Испании — на том же заводе в Сарагосе, где выпускают соплатформенный Citroen C3 Aircross. Планов на локализацию машины в РФ нет.
Автомобили для российского рынка практически не отличаются от «европейцев». Даже «пакет для плохих дорог» не подразумевает вмешательства в подвеску: лишь усиленную шумоизоляцию и алюминиевую защиту картера.
Из шести вариантов двигателей — бензиновых, дизельных и газовых — оставили один. В этом месте российские читатели сардонически ухмыльнутся: под капотом трёхцилиндровый моторчик 1.2 с турбонаддувом мощностью 110 лошадиных сил. Выбора трансмиссии тоже не оставили: только шестиступенчатый автомат Aisin, что и понятно: три четверти покупателей компактных кроссоверов выбирают две педали.
Милая обстановочка
Устроившись за рулём, обнаруживаю: несмотря на скромные размеры — а Crossland один из самых компактных кроссоверов в классе — в салоне вполне комфортно. Но хоть места мне с ростом 190 сантиметров и хватает, по мелким неудобствам ясно: проектировали этот интерьер для людей посубтильнее. Скажем, приливы боковой поддержки на подушке кресла упёрлись мне в бёдра, площадка для левой ноги мелковата, а левая рука норовит соскользнуть с подлокотника.
Материалы недорогие, но экономия в глаза не бросается — тем более, что у нас машина в топовой комплектации Ultimate с опциональной обивкой из алькантары. Верх передней панели отделан мягким пупырчатым пластиком, а дверные подлокотники и участок над ними затянуты эко-кожей с подкладом. Хотя внимательному взгляду следы экономии откроются: например, на задних дверях мягких накладок нет.
Симпатичная панель приборов с подковообразным обрамлением центрального монитора типична для Опелей последнего поколения. Впрочем, вам это вряд ли о чём-то скажет: большинство из них выпустили, когда марка уже ушла из России.
Nach Königsberg!
Мотор пускается с кнопки и оживает с характерной трёхцилиндровой дрожью и забавным тарахтением. Но после запуска вибрации быстро исчезают — мотор снабжён балансирными валами.
В «неудобных» режимах лёгкий зуд на полу и сиденье всё-таки проявляется — при интенсивном торможении, когда автомат сбрасывает передачу за передачей, либо когда мотор работает внатяг на низких оборотах (что редкость, поскольку автомат обычно избегает такого режима).
На отличных калининградских шоссе выудить из машины подробности затруднительно: уж больно асфальт ровный. Но отмечу хорошую проработку аэродинамики (из равномерного шумового фона ничего не «выпирает») и аквариумную обзорность, которой слегка мешают лишь по-минивэновски массивные основания передних стоек.
Предвижу шквал иронических комментариев, но трёхцилиндровый моторчик честно тащит на свои 110 сил. Динамика вполне пристойная: «сотню» машина набирает за 10,9 секунды. Хотя для меня важнее не столько предельные цифры, сколько ощущение тяги под педалью. Которое здесь присутствует благодаря выгодной моментной характеристике: максимальная тяга доступна всего с 1500 оборотов в минуту и вплоть до 3000 оборотов. По величине максимального момента (205 Нм) турбомотор 1.2 близок к среднестатистическому двухлитровому «атмосфернику», но пик у таких двигателей обычно приходится на гораздо бóльшие обороты (в районе 4000).
Правда, во время интенсивного разгона — скажем, при обгонах, в салон прорывается отчётливое тарахтение. Сам по себе уровень шума обыкновенный для машин такого уровня — непривычен его характер.
У Кроссленда есть довольно широкий набор ассистентов водителя, но активные меры может предпринять только система автоторможения, распознающая автомобили и пешеходов. Остальная электроника только предупреждает — о выходе из полосы движения или о машине в слепой зоне: самостоятельно отворачивать Crossland не умеет.
В глушь
Уход с широких шоссе на локальные двухполоски я воспринял с благодарностью. Подступающие прямо к асфальту аллеи из раскидистых дубов, тополей и лип — фантастически живописны. И какой дурак обозвал их «последними солдатами Вермахта»?
И наконец-то повороты... в которые Crossland ныряет не по-кроссоверному проворно. Упругая подвеска, небольшие крены: хорошо, что не стали делать «пакет для плохих дорог» с увеличенным клиренсом — наверняка убили бы эту легкость повадок. Соскучился я по таким простым, но приятным машинкам из Европы!
При этом дорожную мелочёвку в виде трещинок в асфальте, шершавой щебёнки и даже выбоин побольше Crossland преодолевает с достоинством — не сбиваясь с траектории, не передавая их на кузов или в руль, а просто превращая в шум. Конечно, на грунтовках и в ямах поглубже ожидаемо перестаёт хватать ходов подвески.
Автоматическая коробка передач о шести ступенях тоже проявила себя с лучшей стороны: быстро и вовремя переключалась, лишь изредка задумывалась перед переключениями вниз, и иногда допускала небольшие пинки.
Из всего «бездорожья» у нас на маршруте оказалась лишь одна дачная грунтовка: негусто — не проверишь даже работу шайбы выбора режимов ездовой электроники IntelliGrip. Единственное, что удалось выяснить достоверно — внедорожная геометрия Кроссленда оказалась лучше обещанной. Официальные данные обещают скромные 166 миллиметров клиренса. Но я проверил цифры с рулеткой и обнаружил, что таково расстояние от земли до нижних опор пружин задней подвески. Непосредственно под двигателем просвет составляет 180 миллиметров, а под задней балкой — и того больше: уже что-то приличное.
А теперь о неприятном
Два дня в компании Opel Crossland оставили у меня приятные воспоминания: машина сумела расположить к себе — произвела впечатление честной, живой и удобной (хоть и простоватой).
Но цены... В российском представительстве говорят, что считают Crossland нишевой моделью, и поэтому не собираются разворачивать локальную сборку. А без неё рассчитывать на привлекательные цены не получится.
Читайте также
Прайс-лист на Crossland только начинается с 1 699 000 рублей за машину в самой простой комплектации «Crossland» — c галогеновыми фарами и стальными дисками. А топ-версия Ultimate c электронными ассистентами, бесключевым доступом, регулировкой передних кресел по семи направлениям и сдвижным задним диваном с раздельным складыванием спинки переваливает хорошо за два миллиона — стоит от 2 149 000 рублей.
Опелевцы сравнивают свою новинку с заслуженным Nissan Qashqai, недавно представленным Volkswagen Taos, его собратом Skoda Karoq и Suzuki Vitara. На этом фоне Crossland действительно лишь чуточку дороже.
Но эти машины заметно крупнее (кроме Витары) — длиннее на 15–20 сантиметров, и относятся скорее к «переросткам» сегмента B-SUV. А их список оснащения может предложить много такого, чего на Crossland в принципе не ставится: например, полный привод, адаптивный круиз-контроль или систему удержания в полосе.
Не говоря уже о том, что сегмент B-SUV просто кишит и другими, финансово более привлекательными предложениями — начиная от Renault Duster или Kaptur и заканчивая Hyundai Creta или Kia Seltos. А за ценник «топового» Кроссленда уже можно искать машину классом выше — скажем, младшие модификации Тигуана.
В общем, несмотря на мои симпатии к маленькому Опелю, «нишевая модель» — предельно честное описание его судьбы на российском рынке. Слава богу, опелевцы не намерены сохранять этот статус-кво. Планы у них довольно агрессивные — каждый год обновлять имеющиеся модели и запускать один-два новых продукта. Среди которых, дай бог, окажется что-то в том же духе, но посвежее — и отечественной сборки. /m
Технические характеристики
Opel Crossland | |
---|---|
Тип двигателя | бензиновый L3 |
Рабочий объем, см³ | 1199 |
Макс. мощность, л.с. /об/мин | 110/5500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 205/1500 |
Тип привода | передний |
Коробка передач | автоматическая, 6-ступенчатая |
Передняя подвеска | пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | пружинная, скручивающаяся балка |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4217х1765x1605 |
Колесная база, мм | 2604 |
Снаряженная масса, кг | 1263 |
Объем багажника, л | 410 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 11,9 |
Макс. скорость, км/ч | 187 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 6,2 |
Объем топливного бака, л | 45 |
Цена, руб. | от 1 699 000 |