22 октября 2012, 18:52

Дешевизна, равенство, братство

Как устроена Мировая гоночная серия Renault

Фото Renault Sport и "Мотора"

В минувшие выходные в Испании закончился сезон Формулы-Renault 3.5. Этот молодежный чемпионат занимает в европейской иерархии автоспорта место в первой тройке, уступая только Формуле-1 и, возможно, GP2. «Мотор» узнал, как устроена Мировая серия Renault, сколько стоит полный сезон и как безвестному чемпионату удалось собрать лучших молодых пилотов со всего континента.

История Мировой серии Renault началась в 2005 году, когда Renault Sport спортивное подразделение французского автопроизводителя решилось на смелый эксперимент. Французы отказались от звания «придворной» серии при больших кузовных первенствах ETCC и FIA GT и пустились в свободное плавание.

Финальный этап Мировой серии Renault превратился в настоящий триллер. Титул в старшей категории 3.5 выиграл Робин Фряйнс: для победы голландцу пришлось действовать в духе Сенны и молодого Шумахера -- пилот выбил из гонки своего основного соперника Жюля Бьянки. Кроме того, специалисты уже обратили внимание на "теневого" героя сезона: Антонио Феликс да Кошта пропустил три первых этапа и все равно закончил сезон на четвертом месте.

\Еще более насыщенной получилась борьба в младшем классе 2.0. Для завоевания чемпионского титула Даниилу Квяту требовалось чудо и оно произошло: впервые в сезоне соперник уфимца Штоффель Вандорн вылетел с трассы и самоустранился из борьбы. Казалось, что теперь россиянину нужно просто доехать до финиша, но ошибочный выбор резины поставил крест на надеждах Квята выиграть титул. В итоге Даниил остался вторым в десяти очках позади оппонента.

Традиционно молодежные «формульные» чемпионаты служили гонками поддержки для более статусных соревнований считалось, что юниорские серии с открытыми колесами не могут привлечь зрителей сами по себе. Подразделение Renault Sport взялось опровергнуть это утверждение. Созданный путем слияния не очень популярного Еврокубка Формулы-Renault V6 и Мировой серии Nissan чемпионат получил название Формула-Renault 3.5. Это первенство открыло новую эру в молодежных гоночных сериях.

Впервые юношеский чемпионат по гонкам с открытыми колесами вышел из положения «бедного родственника» и отправился в самостоятельное плавание. Тактика принесла ошеломительный успех: за семь лет своими глазами посмотреть на Формулу-Renault 3.5 пришли 4 миллиона 300 тысяч зрителей, а победа в этом чемпионате с каждым годом становится все более значимой и престижной. Прежние партнеры прочно забыты: европейская серия ETCC превратилась в международную WTCC, из которой бегут автопроизводители, а казавшееся незыблемым первенство FIA GT успело закрыться, переименоваться и вновь закрыться. В наши дни большинству кузовных чемпионатов остается только мечтать о зрительской аудитории, собираемой Формулой-Renault 3.5.

Раз в год Формула-Renault 3.5 становится гонкой поддержки Формулы-1: молодежная серия приезжает в Монако. Из-за плотного расписания чемпионат отходит от традиционного формата "два заезда за уикенд" -- в Монте-Карло пилоты выходят на старт лишь один раз

История Мировой серии Renault это наглядное пособие для всех гоночных промоутеров в мире, которые хотят сделать свой чемпионат интересным, востребованным и финансово стабильным. По словам босса команды Team RFR Дмитрия Сапгира, организаторам удалось "выйти в ноль": по сути, Renault получает рекламу и медиа-отдачу, практически ничего на это не тратя.

После того, как в Renault Sport разобрались с предпочтениями публики, крепко «подсевшей» на «формулы», вокруг головного класса 3.5 начали сооружать сеть подручных чемпионатов, где могли бы формироваться кадры для старшей серии. Первым номером в этом списке служит Формула-Renault 2.0: в эту серию попадают 16-17 летние подростки, только-только сменившие карт на профессиональный гоночный автомобиль.



Но чемпионат жив не одними пилотами: для долгого будущего Мировой серии Renault важнее команды, желающие на постоянной основе выступать в разных категориях. Сейчас в двух классах одновременно представлены две конюшни, а добрая половина то и дело переходит из одного первенства в другое. «Соседское» положение двух чемпионатов позволяет команде, столкнувшейся с финансовыми трудностями, оперативно перейти из статусной 3.5 в более доступную категорию 2.0 а преуспевающие участники «младшего» класса всегда могут совершить обратный маневр. При этом переходы происходят ежегодно сравните с GP2 и GP3, участники которых закреплены на одном месте трехлетним планом. С нарушителями там обходятся жестко их просто выгоняют.

«Двухлитровая Формула-Renault будет хорошей серией поддержки для чемпионата 3.5 только в том случае, если там будет поддерживаться высокий конкурентный уровень, рассказывает директор спортивных соревнований Renault Sport Жан-Паскаль Дос. Конечно, мы могли бы сделать переход в класс 3.5 призом за победу в Формуле-Renault 2.0, но у нас нет цели собрать все лучшие команды в старшей категории. В первую очередь для нас важен высокий уровень обеих серий».

Формула-Renault 2.0 -- самый востребованный класс среди молодых пилотов. На фото гонка в Бельгии

Взаимопроникновение команд двух чемпионатов привело к любопытным последствиям: пилоты, попробовавшие себя в двухлитровом классе, не торопятся уходить на сторону. Раньше выпускники Формулы-Renault 2.0 разбредались по национальным Формулам-3, но теперь лучшие пилоты все чаще решают остаться в семье Renault, чтобы сделать следующий шаг в категории 3.5. И не последнюю роль в этом решении играют связи с командами: зачастую молодые спортсмены предпочитают продолжить карьеру в знакомом коллективе, чтобы без лишнего стресса адаптироваться к более мощной технике.

Путь Робина Фряйнса:

2010: Чемпион европейской Формулы-BMW

2011: Чемпион европейской Формулы-Renault 2.0

2012: Чемпион Формулы-Renault 3.5

Дополнительным стимулом для выпускников «школы 2.0» становится денежный приз, который можно потратить только на выступления в классе 3.5. Именно так свой бюджет на 2012 год собрал новоявленный чемпион Робин Фряйнс: по сути, за голландца заплатили сами организаторы чемпионата. В европейских гонках высшего уровня мало подобных примеров, а если брать «формульные» чемпионаты, то аналогов и вовсе не найти.

Тесты в Формуле-1 -- традиционный приз для чемпионов Формулы-Renault 3.5. В сезоне-2010 титул взял россиянин Михаил Алешин: осенью того же года москвич опробовал болид команды Renault, ныне известной как Lotus

Формула-Renault 3.5 это моносерия на болидах Dallara T12 с восьмицилиндровыми двигателями Zytec мощностью 530 лошадиных сил. Как и в большинстве молодежных гоночных чемпионатов, здесь запрещено самостоятельно строить или дорабатывать автомобили: машины централизованно поставляются командам, которым остается только найти правильные настройки.

"Я не могу в точности сказать, сколько гоночные коллективы тратят на выступление в Формуле-Renault 3.5, так как в качестве организаторов Renault Sport генерирует только половину этой суммы, признается Жан-Паскаль Дос. Команда, которая участвует в чемпионате, платит нам вступительный взнос, а затем самостоятельно приезжает на нужную трассу. По сути, мы вынуждаем конюшни тратить деньги на переезды с автодрома на автодром, но в совокупности это не больше 50 процентов от годового бюджета. Гоночным коллективам также нужно платить своим работникам, обслуживать машину и нести все остальные сопутствующие расходы. Думаю, я больше бы узнал о реальных цифрах, если бы мой сын решил заняться гонками ― в этом случае у меня бы появилась детальная информация о финансовых запросах команд".

И тем не менее, Дос называет сумму: 800 тысяч евро.

Именно столько необходимо средней команде Формуле-Renault 3.5 на полноценный сезон из девяти этапов (по две гонки в каждом) с необязательной тестовой сессией в перерасчете на одного пилота. "В зависимости от команды числа варьируются в пределах 700-900 тысяч евро, уточняет француз. Такие суммы вполне приемлемы ― участие в GP2 намного дороже. Наша цель ― сохранить бюджеты участников Формулы-Renault 3.5 ниже миллиона евро. Миллион ― это психологическая отметка, которую мы не имеем права переступать".

Между тем, руководитель проданного коллектива Team RFR Дмитрий Сапгир называет другую сумму: "Думаю, вряд ли сейчас кто-то уложился в 2 миллиона евро. Скорее, бюджет ближе к двум с половиной или трем миллионам". Во многом, именно такими затратами объясняется продажа конюшни испанцам из AV Formula спонсоры российского коллектива не потянули затраты, возросшие после перехода на новый болид.

"Наши призовые достаточно велики, так как мы решили поощрять только тех, кто добивается высоких результатов. В отличие от менее статусных соревнований мы не хотим платить участникам только за то, что они вышли на старт. Команды тоже выигрывают деньги: мы платим им по истечении половины сезона, а потом еще раз в конце чемпионата". % % Жан-Паскаль Дос, директор спортивных соревнований Renault Sport

Казалось бы, у Формулы-Renault 3.5 было мало шансов одолеть "младшую сестру" Формулы-1 GP2 ведь гонки этой серии проходят в одни уикенды с европейскими Гран-при. Но практика показала обратное. В GP2 начали все чаще попадать финансово обеспеченные пилоты, не обремененные гоночным талантом, зато имеющие за плечами щедрых инвесторов, которые готовы из года в год оплачивать им место в лучших командах. В Формуле-Renault 3.5 подобная стратегия не гарантирует успеха из-за старательного "уравнивания" шансов представителей разных конюшен.

"Мы не хотим становиться слишком похожими на GP2 ― у нас другие цели, объясняет Жан-Паскаль Дос. Мы воспринимаем наличие этой серии как вызов: что же, мы разные, поэтому мы попробуем сделать другой болид. Наши машины будут дешевле и у нас будет собственная философия, которая заключается в предоставлении участникам равных возможностей и достойного соотношения цена/качество. Для нас важен спортивный паритет: мы специально отказались от реверсивной стартовой решетки ― вместо этого мы проводим отдельную квалификацию для каждого заезда. С таким подходом пилот будет всегда начинать гонку ровно с того места, на котором он квалифицировался".

>
Reload
1 / 4

Одним из участников сезона-2012 является сын экс-пилота Формулы-1 Яна Магнуссена Кевин.

Сохранить равенство между участвующими командами помогает и предельно жесткое следование букве регламента. Там, где другие серии могли бы спустить что-то на тормозах, в Формуле-Renault 3.5 строго следят за исполнением технических требований порой доходя в своем стремлении до абсурда. В 2010 году в чемпионате произошел хрестоматийный случай, когда одного из фаворитов первенства Эстебана Геррьери дисквалифицировали за... кусок скотча, прилепленный его механиками к болиду.

В 2012 году Мировая серия Рено впервые посетила Россию: за уикенд на треке Moscow Raceway побывали около 85 тысяч человек

После того, как аргентинец разбил машину в квалификации, его команде пришлось быстро восстанавливать переднюю часть болида к старту гонки. Из-за спешки механики не смогли найти все необходимые детали и закрепили один лючков амортизаторов клейкой лентой. Кто-то из особо внимательных соперников подал протест и Геррьери лишили первого места, исключив из итогового протокола. "О каком вмешательстве в конструкцию автомобиля вообще может идти речь, когда люди просто подстраховались? возмущался после гонки конкурент Эстебана в борьбе за титул Михаил Алешин. Механики не успели установить штатное крепление с левой стороны на лючок передних амортизаторов, и что интересно, если бы они его так и не установили, то не были бы наказаны! А то, что этот лючок мог попасть кому-то в голову во время гонки, техническую комиссию почему-то не волнует – главное, что было вмешательство в конструкцию автомобиля».

"Кто-то говорит, что мы перегибаем палку, но я уверен, что наша система предельно справедлива, парирует Дос Когда в чемпионате 15 автомобилей укладываются в одну секунду, каждая деталь имеет значение". В 2010 году Эстебан Геррьери совсем чуть-чуть не дотянулся до первого места по итогам чемпионата кто знает, будь правила Мировой серии Renault чуть либеральнее, Алешин мог бы так и не выиграть титул в классе 3.5.

Помимо основных заездов Формулы Рено 2.0 и 3.5, во время этапов Мировой серии проводятся также соревнования кузовных прототипов Megane Trophy, хэтчбеков Clio RS и шоу-заезды для зрителей на автомобилях марки Renault

Комбинация относительной дешевизны участия, объективного судейства и обстановки спортивного соперничества в паддоке позволили Формуле-Renault 3.5 очень быстро набирать популярность даже в пост-кризисный период, когда отцы некоторых гонщиков могут себе позволить прикупить для сына команду Формулы-1, а особо щедрые президенты с легкостью отдают деньги государственных компаний на автоспортивные проекты сомнительной ценности.

В Формуле-1 тоже оценили усилия Renault: все больше резервных гонщиков из команд чемпионата мира оказываются не в пафосной и дорогой GP2, а в более приземленном классе 3.5. "Тренд" заложили в Red Bull, а потом к нему подключились Caterham, Ferrari, Force India и Mercedes AMG. "Теперь нам приходится дожидаться публикации расписания Формулы-1, прежде чем составлять собственный календарь мы не должны допускать совпадения дат, не без удовольствия констатирует Дос. Если в наших чемпионатах возникнут пересечения, то пилоты, имеющие обязательства перед командами Формулы-1, столкнутся с трудностями некоторые заявлены в качестве «пилотов по пятницам», а кому-то просто нужно быть в паддоке Формулы-1 на каждом этапе».

Победитель сезона 2012 года Робин Фряйнс и его команда

Немаловажен для участников и итоговый приз: каждый год чемпиону Формулы-Renault 3.5 оплачивают целый день тестов в команде Формулы-1. В этом году обладатель титула попадет на испытательные заезды Red Bull. И кто знает, не станет ли это завязкой истории о Золушке скромный голландский парень Робин Фряйнс без богатых спонсоров благодаря собственному таланту и трудолюбию уже скоро сядет за руль чемпионского болида Ф-1. И возможно, это только начало: координатор Red Bull Хельмут Марко знает толк в одаренных пилотах.