Опубликовано 22 октября 2012, 19:52

Дешевизна, равенство, братство

Как устроена Мировая гоночная серия Renault
Формула-Renault 3.5 занимает в европейской иерархии автоспорта место в первой тройке, уступая только Формуле-1. «Мотор» узнал, как устроена Мировая серия Renault, сколько стоит полный сезон, и как безвестному чемпионату удалось собрать лучших молодых пилотов со всего континента.
Фото Renault Sport и "Мотора"
Фото Renault Sport и "Мотора"

В минувшие выходные в Испании закончился сезон Формулы-Renault 3.5. Этот молодежный чемпионат занимает в европейской иерархии автоспорта место в первой тройке, уступая только Формуле-1 и, возможно, GP2. «Мотор» узнал, как устроена Мировая серия Renault, сколько стоит полный сезон и как безвестному чемпионату удалось собрать лучших молодых пилотов со всего континента.

История Мировой серии Renault началась в 2005 году, когда Renault Sport – спортивное подразделение французского автопроизводителя – решилось на смелый эксперимент. Французы отказались от звания «придворной» серии при больших кузовных первенствах ETCC и FIA GT и пустились в свободное плавание.

Финальный этап Мировой серии Renault превратился в настоящий триллер. Титул в старшей категории 3.5 выиграл Робин Фряйнс: для победы голландцу пришлось действовать в духе Сенны и молодого Шумахера -- пилот выбил из гонки своего основного соперника Жюля Бьянки. Кроме того, специалисты уже обратили внимание на "теневого" героя сезона: Антонио Феликс да Кошта пропустил три первых этапа и все равно закончил сезон на четвертом месте.

\Еще более насыщенной получилась борьба в младшем классе 2.0. Для завоевания чемпионского титула Даниилу Квяту требовалось чудо – и оно произошло: впервые в сезоне соперник уфимца Штоффель Вандорн вылетел с трассы и самоустранился из борьбы. Казалось, что теперь россиянину нужно просто доехать до финиша, но ошибочный выбор резины поставил крест на надеждах Квята выиграть титул. В итоге Даниил остался вторым в десяти очках позади оппонента.

Традиционно молодежные «формульные» чемпионаты служили гонками поддержки для более статусных соревнований – считалось, что юниорские серии с открытыми колесами не могут привлечь зрителей сами по себе. Подразделение Renault Sport взялось опровергнуть это утверждение. Созданный путем слияния не очень популярного Еврокубка Формулы-Renault V6 и Мировой серии Nissan чемпионат получил название Формула-Renault 3.5. Это первенство открыло новую эру в молодежных гоночных сериях.

Впервые юношеский чемпионат по гонкам с открытыми колесами вышел из положения «бедного родственника» и отправился в самостоятельное плавание. Тактика принесла ошеломительный успех: за семь лет своими глазами посмотреть на Формулу-Renault 3.5 пришли 4 миллиона 300 тысяч зрителей, а победа в этом чемпионате с каждым годом становится все более значимой и престижной. Прежние партнеры прочно забыты: европейская серия ETCC превратилась в международную WTCC, из которой бегут автопроизводители, а казавшееся незыблемым первенство FIA GT успело закрыться, переименоваться и вновь закрыться. В наши дни большинству кузовных чемпионатов остается только мечтать о зрительской аудитории, собираемой Формулой-Renault 3.5.

Раз в год Формула-Renault 3.5 становится гонкой поддержки Формулы-1: молодежная серия приезжает в Монако. Из-за плотного расписания чемпионат отходит от традиционного формата "два заезда за уикенд" -- в Монте-Карло пилоты выходят на старт лишь один раз

Раз в год Формула-Renault 3.5 становится гонкой поддержки Формулы-1: молодежная серия приезжает в Монако. Из-за плотного расписания чемпионат отходит от традиционного формата "два заезда за уикенд" -- в Монте-Карло пилоты выходят на старт лишь один раз

История Мировой серии Renault – это наглядное пособие для всех гоночных промоутеров в мире, которые хотят сделать свой чемпионат интересным, востребованным и финансово стабильным. По словам босса команды Team RFR Дмитрия Сапгира, организаторам удалось "выйти в ноль": по сути, Renault получает рекламу и медиа-отдачу, практически ничего на это не тратя.

После того, как в Renault Sport разобрались с предпочтениями публики, крепко «подсевшей» на «формулы», вокруг головного класса 3.5 начали сооружать сеть подручных чемпионатов, где могли бы формироваться кадры для старшей серии. Первым номером в этом списке служит Формула-Renault 2.0: в эту серию попадают 16-17 летние подростки, только-только сменившие карт на профессиональный гоночный автомобиль.


Дешевизна, равенство, братство

Но чемпионат жив не одними пилотами: для долгого будущего Мировой серии Renault важнее команды, желающие на постоянной основе выступать в разных категориях. Сейчас в двух классах одновременно представлены две конюшни, а добрая половина то и дело переходит из одного первенства в другое. «Соседское» положение двух чемпионатов позволяет команде, столкнувшейся с финансовыми трудностями, оперативно перейти из статусной 3.5 в более доступную категорию 2.0 – а преуспевающие участники «младшего» класса всегда могут совершить обратный маневр. При этом переходы происходят ежегодно – сравните с GP2 и GP3, участники которых закреплены на одном месте трехлетним планом. С нарушителями там обходятся жестко – их просто выгоняют.

«Двухлитровая Формула-Renault будет хорошей серией поддержки для чемпионата 3.5 только в том случае, если там будет поддерживаться высокий конкурентный уровень, – рассказывает директор спортивных соревнований Renault Sport Жан-Паскаль Дос. – Конечно, мы могли бы сделать переход в класс 3.5 призом за победу в Формуле-Renault 2.0, но у нас нет цели собрать все лучшие команды в старшей категории. В первую очередь для нас важен высокий уровень обеих серий».

Формула-Renault 2.0 -- самый востребованный класс среди молодых пилотов. На фото гонка в Бельгии

Формула-Renault 2.0 -- самый востребованный класс среди молодых пилотов. На фото гонка в Бельгии

Взаимопроникновение команд двух чемпионатов привело к любопытным последствиям: пилоты, попробовавшие себя в двухлитровом классе, не торопятся уходить на сторону. Раньше выпускники Формулы-Renault 2.0 разбредались по национальным Формулам-3, но теперь лучшие пилоты все чаще решают остаться в семье Renault, чтобы сделать следующий шаг в категории 3.5. И не последнюю роль в этом решении играют связи с командами: зачастую молодые спортсмены предпочитают продолжить карьеру в знакомом коллективе, чтобы без лишнего стресса адаптироваться к более мощной технике.

Путь Робина Фряйнса:

2010: Чемпион европейской Формулы-BMW

2011: Чемпион европейской Формулы-Renault 2.0

2012: Чемпион Формулы-Renault 3.5

Дополнительным стимулом для выпускников «школы 2.0» становится денежный приз, который можно потратить только на выступления в классе 3.5. Именно так свой бюджет на 2012 год собрал новоявленный чемпион Робин Фряйнс: по сути, за голландца заплатили сами организаторы чемпионата. В европейских гонках высшего уровня мало подобных примеров, а если брать «формульные» чемпионаты, то аналогов и вовсе не найти.

Тесты в Формуле-1 -- традиционный приз для чемпионов Формулы-Renault 3.5. В сезоне-2010 титул взял россиянин Михаил Алешин: осенью того же года москвич опробовал болид команды Renault, ныне известной как Lotus

Тесты в Формуле-1 -- традиционный приз для чемпионов Формулы-Renault 3.5. В сезоне-2010 титул взял россиянин Михаил Алешин: осенью того же года москвич опробовал болид команды Renault, ныне известной как Lotus

Формула-Renault 3.5 – это моносерия на болидах Dallara T12 с восьмицилиндровыми двигателями Zytec мощностью 530 лошадиных сил. Как и в большинстве молодежных гоночных чемпионатов, здесь запрещено самостоятельно строить или дорабатывать автомобили: машины централизованно поставляются командам, которым остается только найти правильные настройки.

Дешевизна, равенство, братство

"Я не могу в точности сказать, сколько гоночные коллективы тратят на выступление в Формуле-Renault 3.5, так как в качестве организаторов Renault Sport генерирует только половину этой суммы, – признается Жан-Паскаль Дос. – Команда, которая участвует в чемпионате, платит нам вступительный взнос, а затем самостоятельно приезжает на нужную трассу. По сути, мы вынуждаем конюшни тратить деньги на переезды с автодрома на автодром, но в совокупности это не больше 50 процентов от годового бюджета. Гоночным коллективам также нужно платить своим работникам, обслуживать машину и нести все остальные сопутствующие расходы. Думаю, я больше бы узнал о реальных цифрах, если бы мой сын решил заняться гонками ― в этом случае у меня бы появилась детальная информация о финансовых запросах команд".

И тем не менее, Дос называет сумму: 800 тысяч евро.

Именно столько необходимо средней команде Формуле-Renault 3.5 на полноценный сезон из девяти этапов (по две гонки в каждом) с необязательной тестовой сессией – в перерасчете на одного пилота. "В зависимости от команды числа варьируются в пределах 700-900 тысяч евро, – уточняет француз. – Такие суммы вполне приемлемы ― участие в GP2 намного дороже. Наша цель ― сохранить бюджеты участников Формулы-Renault 3.5 ниже миллиона евро. Миллион ― это психологическая отметка, которую мы не имеем права переступать".

Между тем, руководитель проданного коллектива Team RFR Дмитрий Сапгир называет другую сумму: "Думаю, вряд ли сейчас кто-то уложился в 2 миллиона евро. Скорее, бюджет ближе к двум с половиной или трем миллионам". Во многом, именно такими затратами объясняется продажа конюшни испанцам из AV Formula – спонсоры российского коллектива не потянули затраты, возросшие после перехода на новый болид.

"Наши призовые достаточно велики, так как мы решили поощрять только тех, кто добивается высоких результатов. В отличие от менее статусных соревнований мы не хотим платить участникам только за то, что они вышли на старт. Команды тоже выигрывают деньги: мы платим им по истечении половины сезона, а потом еще раз в конце чемпионата". 
%
% **Жан-Паскаль Дос**, директор спортивных соревнований Renault Sport

"Наши призовые достаточно велики, так как мы решили поощрять только тех, кто добивается высоких результатов. В отличие от менее статусных соревнований мы не хотим платить участникам только за то, что они вышли на старт. Команды тоже выигрывают деньги: мы платим им по истечении половины сезона, а потом еще раз в конце чемпионата". % % Жан-Паскаль Дос, директор спортивных соревнований Renault Sport

Казалось бы, у Формулы-Renault 3.5 было мало шансов одолеть "младшую сестру" Формулы-1 GP2 – ведь гонки этой серии проходят в одни уикенды с европейскими Гран-при. Но практика показала обратное. В GP2 начали все чаще попадать финансово обеспеченные пилоты, не обремененные гоночным талантом, зато имеющие за плечами щедрых инвесторов, которые готовы из года в год оплачивать им место в лучших командах. В Формуле-Renault 3.5 подобная стратегия не гарантирует успеха из-за старательного "уравнивания" шансов представителей разных конюшен.

"Мы не хотим становиться слишком похожими на GP2 ― у нас другие цели, – объясняет Жан-Паскаль Дос. – Мы воспринимаем наличие этой серии как вызов: что же, мы разные, поэтому мы попробуем сделать другой болид. Наши машины будут дешевле и у нас будет собственная философия, которая заключается в предоставлении участникам равных возможностей и достойного соотношения цена/качество. Для нас важен спортивный паритет: мы специально отказались от реверсивной стартовой решетки ― вместо этого мы проводим отдельную квалификацию для каждого заезда. С таким подходом пилот будет всегда начинать гонку ровно с того места, на котором он квалифицировался".

Сохранить равенство между участвующими командами помогает и предельно жесткое следование букве регламента. Там, где другие серии могли бы спустить что-то на тормозах, в Формуле-Renault 3.5 строго следят за исполнением технических требований – порой доходя в своем стремлении до абсурда. В 2010 году в чемпионате произошел хрестоматийный случай, когда одного из фаворитов первенства Эстебана Геррьери дисквалифицировали за... кусок скотча, прилепленный его механиками к болиду.

В 2012 году Мировая серия Рено впервые посетила Россию: за уикенд на треке Moscow Raceway побывали около 85 тысяч человек

В 2012 году Мировая серия Рено впервые посетила Россию: за уикенд на треке Moscow Raceway побывали около 85 тысяч человек

После того, как аргентинец разбил машину в квалификации, его команде пришлось быстро восстанавливать переднюю часть болида к старту гонки. Из-за спешки механики не смогли найти все необходимые детали и закрепили один лючков амортизаторов клейкой лентой. Кто-то из особо внимательных соперников подал протест – и Геррьери лишили первого места, исключив из итогового протокола. "О каком вмешательстве в конструкцию автомобиля вообще может идти речь, когда люди просто подстраховались? – возмущался после гонки конкурент Эстебана в борьбе за титул Михаил Алешин. – Механики не успели установить штатное крепление с левой стороны на лючок передних амортизаторов, и что интересно, если бы они его так и не установили, то не были бы наказаны! А то, что этот лючок мог попасть кому-то в голову во время гонки, техническую комиссию почему-то не волнует – главное, что было вмешательство в конструкцию автомобиля».

"Кто-то говорит, что мы перегибаем палку, но я уверен, что наша система предельно справедлива, – парирует Дос – Когда в чемпионате 15 автомобилей укладываются в одну секунду, каждая деталь имеет значение". В 2010 году Эстебан Геррьери совсем чуть-чуть не дотянулся до первого места по итогам чемпионата – кто знает, будь правила Мировой серии Renault чуть либеральнее, Алешин мог бы так и не выиграть титул в классе 3.5.

Помимо основных заездов Формулы Рено 2.0 и 3.5, во время этапов Мировой серии проводятся также соревнования кузовных прототипов Megane Trophy, хэтчбеков Clio RS и шоу-заезды для зрителей на автомобилях марки Renault

Помимо основных заездов Формулы Рено 2.0 и 3.5, во время этапов Мировой серии проводятся также соревнования кузовных прототипов Megane Trophy, хэтчбеков Clio RS и шоу-заезды для зрителей на автомобилях марки Renault

Комбинация относительной дешевизны участия, объективного судейства и обстановки спортивного соперничества в паддоке позволили Формуле-Renault 3.5 очень быстро набирать популярность даже в пост-кризисный период, когда отцы некоторых гонщиков могут себе позволить прикупить для сына команду Формулы-1, а особо щедрые президенты с легкостью отдают деньги государственных компаний на автоспортивные проекты сомнительной ценности.

В Формуле-1 тоже оценили усилия Renault: все больше резервных гонщиков из команд чемпионата мира оказываются не в пафосной и дорогой GP2, а в более приземленном классе 3.5. "Тренд" заложили в Red Bull, а потом к нему подключились Caterham, Ferrari, Force India и Mercedes AMG. "Теперь нам приходится дожидаться публикации расписания Формулы-1, прежде чем составлять собственный календарь – мы не должны допускать совпадения дат, – не без удовольствия констатирует Дос. – Если в наших чемпионатах возникнут пересечения, то пилоты, имеющие обязательства перед командами Формулы-1, столкнутся с трудностями – некоторые заявлены в качестве «пилотов по пятницам», а кому-то просто нужно быть в паддоке Формулы-1 на каждом этапе».

Победитель сезона 2012 года Робин Фряйнс и его команда

Победитель сезона 2012 года Робин Фряйнс и его команда

Немаловажен для участников и итоговый приз: каждый год чемпиону Формулы-Renault 3.5 оплачивают целый день тестов в команде Формулы-1. В этом году обладатель титула попадет на испытательные заезды Red Bull. И кто знает, не станет ли это завязкой истории о Золушке – скромный голландский парень Робин Фряйнс без богатых спонсоров благодаря собственному таланту и трудолюбию уже скоро сядет за руль чемпионского болида Ф-1. И возможно, это только начало: координатор Red Bull Хельмут Марко знает толк в одаренных пилотах.