«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Объясняем одно из популярных заблуждений в русскоязычной автомобильной средеАнглийским термином clay model на самом деле обозначают модель из особой разновидности скульптурного пластилина. Это довольно интересный материал: при комнатной температуре он твердый, и это позволяет дизайнерам-макетчикам обрабатывать его инструментом, а также снимать с законченной модели размеры.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/17/5488546/d2a72fe694009a99c4bc055fabcffc79aac581d9.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/17/5488547/1e30278c796a8f66a97d238fe3477be827096407.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/17/5488548/a38beec71b4debf4d3c999bbb9d13494afdc835c.jpg)
Зиндельфинген, дизайн-студия Mercedes-Benz
© Mercedes-Benz
Однако при нагреве до 60 градусов (для этого нередко используют строительные фены) скульптурный пластилин становится таким же пластичным, как и обычный, тогда форму можно просто лепить — опять же, руками или с помощью инструмента.
Пластилиновый макет должен дать дизайнерам и руководству компании наглядное представление, как будет выглядеть новая модель. Вот только эта матовая охристая масса совсем не похожа на блестящий краской автомобиль — даже воображение не поможет. Для придания реалистичности макет из твердого пластилина можно покрасить. Но есть и более современное решение: нанести на него эластичную пленку, которая визуально сделает пластилин похожим на металл. Пленку смачивают водой, чтобы выгнать из-под неё воздух.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/21/5488638/87b585adc25c35d712c7cd1061eec878c8999cda.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/21/5488637/62cf5fbbed3704ef39b9ab35a31a6b7924ecbe82.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/21/5488636/75bd7a0b60ec8f54a8ef98c87ed8d9ee4ac53dab.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/21/5488639/6bc4d2b669ebc01d7aac9d2104f4fbd05cf90be8.jpg)
В дизайн-студии Mercedes-Benz в Зиндельфингене не только нельзя фотографировать, не разрешается даже иметь при себе телефон. Так что за эти снимки процесса спасибо пресс-службе.
© Mercedes-Benz
Макеты делают в двух масштабах — 1:5 и в натуральную величину. До стадии «один к пяти» могут дойти несколько конкурирующих вариантов дизайна, а вот полноразмерным, как правило, становится лишь финальный вариант. При дефиците времени можно выполнить только правую часть модели, а слева (там, где пройдет продольная плоскость сечения) прикрепить зеркало. Но сейчас так не делают: в дизайн-студиях давно нашли другие способы экономии времени.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488655/33f21aec21cf96e123a62ccae350026d953bf88d.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488656/b1f334dba6e2fd4dc7b60150244b977b39b665cc.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488657/601531511ec85f7a9b44249079f812e63472614c.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488658/bbb8f2ffbcf7e06d8172b0dc3f4eae7dc0a74eec.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488659/3d6f9e11798c7274f2bf57d2a113f3fc7f990f56.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488661/7bd6a30e26dbaca94ec71f1292cf2ac28b40df18.jpg)
Макеты 1:5 как правило отражают конкурирующие версии дизайна одной модели. Порой после премьеры их даже показывают широкой публике, ведь это уже поздняя стадия разработки. Чаще всего это делает Mercedes-Benz. На этих фото — варианты внешности купе Е-Класса
© Mercedes-Benz
В любом случае напрашивается вопрос: неужели в XXI веке по-прежнему необходимо вытачивать пятиметровый автомобиль из пластилина вручную? Разве нет более простого и современного способа изготовить форму в натуральную величину? Вопрос закономерный, ведь техника макетирования сложилась задолго до цифровых 3d-моделей, фрезерных станков с числовым программным управлением и 3d-принтеров. И всё же от неё не отказались.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/13/5488274/244eaa2b22bb7a5e084f956953135bd7becb78c2.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/13/5488275/38b22c6f249dfdb5f09a5a8507f7ffc918a51607.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/13/5488273/85ca8fb35bd1f1d0546e834d4268f9a62d5e5839.jpg)
Дизайн-центр Volkswagen в Потсдаме. Журналистам решили показать процесс изготовления макета Volkswagen Passat. Разумеется, только после премьеры серийной модели.
© Андрей Моторов
Смысл в том, что макетирование — не ремесленный процесс, а творческий. Нужно не просто взять и превратить эскизы и 3d-модель в вещественный объект: рука дизайнера, которая обрабатывает макет вручную, тоже творит. И улучшает форму, делает её более совершенной на уровне мельчайших нюансов. Макетчик не меняет форму, но он её финализирует, пропуская через свои руки.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/22/5488645/98eb75bf9a443db52450fd70e9d9f7344e2ba07f.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488652/f5071f603f930538a82419827cff53fa82cef282.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/22/5488649/fa9475429987b8ab2762d9081d4af3a29a2daa5b.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/22/5488647/39c9bd166ba8954ee1a42918a642bfa9e12ac351.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/22/5488644/b205e53313282053839af814d9c90a342c724656.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/22/5488646/64f0a87d4719f9febbeba931c2119c7ff7cb8817.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/22/5488648/328a9a708fd46dc6c2a4e53e7f2e05c1c72eb594.jpg)
![](/thumb/61x0/filters:quality(75)/imgs/2022/07/10/23/5488653/abdd35cfce94f3864b61270d8703ae3bfa5513b6.jpg)
Этот макет суперкара Nissan GT-R50 by ItalDesign (о нем мы рассказывали во всех подробностях) мне показали в европейском дизайн-центре Nissan в Лондоне. Прежде всего обратите внимание: его правая и левая части не одинаковы. На одном макете отрабатывали сразу два варианта дизайна
© Андрей Моторов
В первом приближении процесс можно автоматизировать, ведь холодный скульптурный пластилин можно обрабатывать даже фрезой с ЧПУ. Но конечный результат делается только руками.
Цифровые технологии очень многое изменили в процессе разработки автомобилей. Однако предпосылок к тому, что ручное макетирование исчезнет в ближайшие годы, не видно.