«Глиняная модель» — это ошибка перевода
Объясняем одно из популярных заблуждений в русскоязычной автомобильной среде/imgs/2022/07/10/13/5488242/1618e8a622b3ca76aaae64ccf174985a64598d9c.jpg)
Английским термином clay model на самом деле обозначают модель из особой разновидности скульптурного пластилина. Это довольно интересный материал: при комнатной температуре он твердый, и это позволяет дизайнерам-макетчикам обрабатывать его инструментом, а также снимать с законченной модели размеры.
Зиндельфинген, дизайн-студия Mercedes-Benz
© Mercedes-Benz
Однако при нагреве до 60 градусов (для этого нередко используют строительные фены) скульптурный пластилин становится таким же пластичным, как и обычный, тогда форму можно просто лепить — опять же, руками или с помощью инструмента.
Пластилиновый макет должен дать дизайнерам и руководству компании наглядное представление, как будет выглядеть новая модель. Вот только эта матовая охристая масса совсем не похожа на блестящий краской автомобиль — даже воображение не поможет. Для придания реалистичности макет из твердого пластилина можно покрасить. Но есть и более современное решение: нанести на него эластичную пленку, которая визуально сделает пластилин похожим на металл. Пленку смачивают водой, чтобы выгнать из-под неё воздух.
В дизайн-студии Mercedes-Benz в Зиндельфингене не только нельзя фотографировать, не разрешается даже иметь при себе телефон. Так что за эти снимки процесса спасибо пресс-службе.
© Mercedes-Benz
Макеты делают в двух масштабах — 1:5 и в натуральную величину. До стадии «один к пяти» могут дойти несколько конкурирующих вариантов дизайна, а вот полноразмерным, как правило, становится лишь финальный вариант. При дефиците времени можно выполнить только правую часть модели, а слева (там, где пройдет продольная плоскость сечения) прикрепить зеркало. Но сейчас так не делают: в дизайн-студиях давно нашли другие способы экономии времени.
Макеты 1:5 как правило отражают конкурирующие версии дизайна одной модели. Порой после премьеры их даже показывают широкой публике, ведь это уже поздняя стадия разработки. Чаще всего это делает Mercedes-Benz. На этих фото — варианты внешности купе Е-Класса
© Mercedes-Benz
В любом случае напрашивается вопрос: неужели в XXI веке по-прежнему необходимо вытачивать пятиметровый автомобиль из пластилина вручную? Разве нет более простого и современного способа изготовить форму в натуральную величину? Вопрос закономерный, ведь техника макетирования сложилась задолго до цифровых 3d-моделей, фрезерных станков с числовым программным управлением и 3d-принтеров. И всё же от неё не отказались.
Дизайн-центр Volkswagen в Потсдаме. Журналистам решили показать процесс изготовления макета Volkswagen Passat. Разумеется, только после премьеры серийной модели.
© Андрей Моторов
Смысл в том, что макетирование — не ремесленный процесс, а творческий. Нужно не просто взять и превратить эскизы и 3d-модель в вещественный объект: рука дизайнера, которая обрабатывает макет вручную, тоже творит. И улучшает форму, делает её более совершенной на уровне мельчайших нюансов. Макетчик не меняет форму, но он её финализирует, пропуская через свои руки.
Этот макет суперкара Nissan GT-R50 by ItalDesign (о нем мы рассказывали во всех подробностях) мне показали в европейском дизайн-центре Nissan в Лондоне. Прежде всего обратите внимание: его правая и левая части не одинаковы. На одном макете отрабатывали сразу два варианта дизайна
© Андрей Моторов
В первом приближении процесс можно автоматизировать, ведь холодный скульптурный пластилин можно обрабатывать даже фрезой с ЧПУ. Но конечный результат делается только руками.
Цифровые технологии очень многое изменили в процессе разработки автомобилей. Однако предпосылок к тому, что ручное макетирование исчезнет в ближайшие годы, не видно.