Опубликовано 13 июля 2022, 08:20
2 мин.

«Глиняная модель» — это ошибка перевода

Объясняем одно из популярных заблуждений в русскоязычной автомобильной среде
В последнее время в русскоязычных источниках часто встречается словосочетание «глиняная модель». Разумеется, автомобильная индустрия не использует глину для создания моделей. Глина больше подходит для художественного творчества. А макетирование требует довольно высокой точности, которая глине недоступна. Так из чего сделаны эти модели? Сейчас всё объясним.
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
© Андрей Моторов

Английским термином clay model на самом деле обозначают модель из особой разновидности скульптурного пластилина. Это довольно интересный материал: при комнатной температуре он твердый, и это позволяет дизайнерам-макетчикам обрабатывать его инструментом, а также снимать с законченной модели размеры.

Однако при нагреве до 60 градусов (для этого нередко используют строительные фены) скульптурный пластилин становится таким же пластичным, как и обычный, тогда форму можно просто лепить — опять же, руками или с помощью инструмента.

Пластилиновый макет должен дать дизайнерам и руководству компании наглядное представление, как будет выглядеть новая модель. Вот только эта матовая охристая масса совсем не похожа на блестящий краской автомобиль — даже воображение не поможет. Для придания реалистичности макет из твердого пластилина можно покрасить. Но есть и более современное решение: нанести на него эластичную пленку, которая визуально сделает пластилин похожим на металл. Пленку смачивают водой, чтобы выгнать из-под неё воздух.

Макеты делают в двух масштабах — 1:5 и в натуральную величину. До стадии «один к пяти» могут дойти несколько конкурирующих вариантов дизайна, а вот полноразмерным, как правило, становится лишь финальный вариант. При дефиците времени можно выполнить только правую часть модели, а слева (там, где пройдет продольная плоскость сечения) прикрепить зеркало. Но сейчас так не делают: в дизайн-студиях давно нашли другие способы экономии времени.

В любом случае напрашивается вопрос: неужели в XXI веке по-прежнему необходимо вытачивать пятиметровый автомобиль из пластилина вручную? Разве нет более простого и современного способа изготовить форму в натуральную величину? Вопрос закономерный, ведь техника макетирования сложилась задолго до цифровых 3d-моделей, фрезерных станков с числовым программным управлением и 3d-принтеров. И всё же от неё не отказались.

Смысл в том, что макетирование — не ремесленный процесс, а творческий. Нужно не просто взять и превратить эскизы и 3d-модель в вещественный объект: рука дизайнера, которая обрабатывает макет вручную, тоже творит. И улучшает форму, делает её более совершенной на уровне мельчайших нюансов. Макетчик не меняет форму, но он её финализирует, пропуская через свои руки.

В первом приближении процесс можно автоматизировать, ведь холодный скульптурный пластилин можно обрабатывать даже фрезой с ЧПУ. Но конечный результат делается только руками.

Цифровые технологии очень многое изменили в процессе разработки автомобилей. Однако предпосылок к тому, что ручное макетирование исчезнет в ближайшие годы, не видно.