Опубликовано 17 декабря 2009, 19:09
7 мин.

Не морозь меня, да моего коня

Как разморозить дизельный автомобиль с некачественной соляркой
В первый день московских морозов, когда столбик термометра рухнул почти до минус 30 градусов, мы взяли на длительный тест дизельный автомобиль Jaguar XF. Из-за некачественного топлива "Ягуар" замерз и отказался заводиться. Мы оживили его и готовы рассказать, как в холода следует бороться с замерзшей соляркой.
На бампере - не слезы, а потеки замерзшей "незамерзайки"
На бампере - не слезы, а потеки замерзшей "незамерзайки"

Если намечается зимний тест-драйв, я твердо знаю - мне "повезет": в день, когда надо забирать машину, столбик термометра обязательно с треском провалится вниз. В бачке омывателя при этом - спасибо предыдущим "тестерам" - непременно окажется вода, стекла, двери и крышка багажника примерзнут после мойки, а если есть выдвижная антенна - вообще пиши пропало...

В свое время, помню, я изрядно помучился с Peugeot 407, но все это оказалось ерундой по сравнению с танцами вокруг нового обитателя нашего редакционного гаража - "Jaguar XF" с наисовременнейшим трехлитровым дизелем мощностью 275 лошадиных сил.

Не подозревая о грядущих приключениях, я забрал машину при минус 15. Приехал в редакцию, поставил "Ягуар" на стоянку и уже поздно ночью, когда температура на улице упала до минус 23, выяснил, что в баке залита... "не очень зимняя" солярка.

Jaguar XF, который заводится нажатием на кнопку "Start/Stop" на центральной консоли, даже в такую погоду радостно затарахтел двигателем, но длилась эта радость о-о-очень недолго - через пару секунд мотор заглох. Потом дизель запустился еще раз и снова заглох. А затем и вовсе перестал "схватывать" - лишь беспомощно крутил стартером.

Похолодание декабря 2009 года - это ничто по сравнению с тем, что было в Москве в начале 2006-го. Тогда обездвиженными остались, наверное, две трети столичных автомобилей. Вспомнить об этих морозах можно, почитав вот эту статью четырехлетней давности.

Похолодание декабря 2009 года - это ничто по сравнению с тем, что было в Москве в начале 2006-го. Тогда обездвиженными остались, наверное, две трети столичных автомобилей. Вспомнить об этих морозах можно, почитав вот эту статью четырехлетней давности.

Что же случилось? У дизельного топлива есть такой показатель - предельная температура фильтруемости. Для летней солярки, судя по действующему ныне ГОСТу, это минус 5 градусов, для зимней - минус 25 или минус 35 - в зависимости от того, в какой климатической зоне она продается; а для так называемой арктической солярки - минус 45 градусов. Если температура опускается ниже этих отметок, топливо имеет полное право "замерзнуть". При этом содержащиеся в солярке парафины слипаются в микроскопические комочки и забивают топливный фильтр. Это, собственно говоря, и произошло с "Ягуаром", вот только не при ГОСТовой температуре...

А все потому, что нашим предшественникам, заправлявшим "Ягуар", под видом зимней на заправке продали смесь зимнего топлива с летним. Либо, что еще хуже - летнюю солярку, сдобренную присадками (о том, чем можно разбавлять дизельное топливо, читайте ниже).

Оказаться с полным баком летнего топлива на 30-градусном морозе (а к утру, когда мы решили во что бы то ни стало завести "Ягуар", на термометре были именно такие цифры) - перспектива безрадостная. Что делать дальше? Вариантов масса, но лишь один из них дает гарантированный результат - необходимо разогреть машину до комнатной температуры и слить все топливо. Это нам предложили сделать в представительстве "Ягуара", прислав за машиной эвакуатор. Но мы, как известно, легких путей не ищем и поэтому решили, что обойдемся своими силами. Так быстрее и не надо никого напрягать. А заодно будет что рассказать читателям.

Итак, что мы делали и как рассуждали...

Если дизельное топливо не дотягивало до ГОСТа лишь чуть-чуть, то в недрах "Ягуара" ситуация выглядела бы примерно следующим образом: в целом солярка сохранила свою текучесть и продолжает плескаться в баке. Единственным препятствием на ее пути является топливный фильтр тонкой очистки, забитый микроскопическими комками парафинов. В таком случае, чтобы Jaguar XF завелся, достаточно отогреть лишь сам фильтр. Если рядом есть розетка, можно попробовать - открываешь капот, берешь фен или обогреватель, и дуешь... Если двигатель заработает, считай, ты победил: фильтр находится под капотом и благодаря теплу от двигателя уже не замерзнет.

Единственная проблема - машину нельзя глушить, пока не сожжешь большую часть топлива и не зальешь новое - пока двигатель работает, он согревает фильтр. Если остынет - история повторится, ибо на морозе вылечить слипшуюся солярку присадками-антигелями уже невозможно.

У нас розетки под рукой не оказалось, и единственным для нас способом разморозить фильтр на месте была горячая вода - ее мы собирались лить под капот. Хорошо, что вовремя одумались: а что если дела гораздо хуже, и "Ягуар" снова не заведется? Добавлять к своим проблемам айсберг в подкапотном пространстве совсем не хотелось, а вода на 30-градусном морозе замерзла бы через несколько минут.

Хуже - это когда солярка не только забила топливный фильтр, но еще и застыла в топливном баке. В таком случае единственный выход - ставить машину в тепло и надолго, а когда солярка оттает - залить в нее присадку. Так, собственно говоря, мы и решили поступить.

Не морозь меня, да моего коня

То, что в летнюю солярку можно залить какую-нибудь волшебную жидкость и она мгновенно превратится в зимнюю - это миф. Тем не менее, способы улучшить морозоустойчивость дизельного топлива существуют. Подробно об этом можно прочитать по этой ссылке. Мы расскажем лишь самое основное.

Во-первых (это касается и дизельных, и бензиновых машин, и гибридов, и электрокаров) до наступления холодов нужно убедиться, что машина в целом исправна. Если речь идет о дизеле - должны нормально работать форсунки, свечи накаливания, топливные насосы. Иначе шаманство с топливом бесполезно. Если же с машиной все нормально, можно пробовать следующее:

Присадки - антигели, или депрессоры, которые снижают температуру фильтрации и застывания солярки. Однако они никак не влияют на начальный этап замерзания дизельного топлива - помутнение. То есть, несмотря на антигели, маленькие, пускай даже проходящие через фильтр сгустки все равно образуются. И если машина долго стоит, топливо расслаивается, эти сгустки выпадают на дно топливного бака, затрудняя подачу солярки в двигатель.

Некоторые присадки, помимо прочего, связывают водный конденсат, который порой появляется в баке из-за некачественной зимней солярки. Залить флакончик такого состава перед зимой - хороший способ избавить себя от проблем с топливной системой, которые могут возникнуть из-за микроскопических кусочков льда.

Бензин или керосин - их водители издавна добавляют в дизельное топливо, чтобы растворить замороженные парафины. Этот способ довольно эффективный, но... несколько вредный для автомобиля: ухудшаются смазочные свойства топлива, а следовательно, может выйти из строя насос высокого давления, плюс увеличивается температура и время горения смеси в цилиндрах, а значит, дизельный двигатель имеет шанс преждевременно "кончиться". Узнав о таком "улучшательстве" характеристик топлива, инженеры по гарантии вряд ли согласятся чинить ваш двигатель за счет производителя.

Ну и, надеюсь, никому не придет в голову по старинке греть двигатель или топливный бак паяльной лампой. Жизнь - она одна, да и машина стоит недешево.

И, конечно, лучше всего - поставить на автомобиль автономный подогреватель или систему автозапуска - в морозы она будет заводить двигатель несколько раз за ночь и просто не даст ему остыть.

Тепло нам пообещали в ближайшем (300 метров от стоянки) сервисе, так что единственной проблемой было оттащить туда простывшую "Дикую кошку". А это, поверьте, совсем не так просто как кажется. Пока "Ягуар" не завелся, "шайба", которая здесь используется вместо селектора "автомата", прячется в тоннеле между передними сиденьями, а машина остается заблокирована в положении "P" (Parking). Слава Богу, в бардачке была инструкция по эксплуатации, и там на 301-й странице мы нашли описание поистине шаманской процедуры перевода "Икс-Эфа" в режим буксировки.

Подготовка "Ягуара" к буксировке - сродни ритуальным танцам: сначала надо отверткой поддеть заглушку на центральном тоннеле, потом той же отверткой провернуть специальный переключатель, затем вытянуть на себя не менее специальный рычаг. Тогда машина перейдет на нейтральную передачу, и, включив зажигание (дабы в движении не заблокировался руль), можно брать автомобиль на "галстук".

Подготовка "Ягуара" к буксировке - сродни ритуальным танцам: сначала надо отверткой поддеть заглушку на центральном тоннеле, потом той же отверткой провернуть специальный переключатель, затем вытянуть на себя не менее специальный рычаг. Тогда машина перейдет на нейтральную передачу, и, включив зажигание (дабы в движении не заблокировался руль), можно брать автомобиль на "галстук".

За несколько часов, проведенных в тепле, "Ягуар" растаял: у него стали опускаться дверные стекла, из распылителей омывателя полилась "незамерзайка", но заводиться английский седан отказывался категорически - мотор снова схватывал, но через секунду "умирал". В итоге у нас разрядился аккумулятор. Пока он стоял на зарядке, мы обратились за консультацией во всезнающий Интернет, но ничего хорошего он нам не посулил: парафины окончательно растворяются лишь при "стабильном плюсе". А значит, "Икс-Эфу" надо было искать новое пристанище, желательно - с тепловой пушкой, чтобы на всю ночь поставить "Ягу" под поток теплого воздуха.

Красив, черт возьми, даже с "галстуком"!

Красив, черт возьми, даже с "галстуком"!

Снова таскать "Ягуар" на "галстуке" безумно не хотелось, поэтому мы предприняли последнюю попытку запустить двигатель: разогрели топливный фильтр феном до плюс 30-40 градусов. И, о чудо, автомобиль завелся и глохнуть уже не собирался. Значит нам повезло - солярка "свернулась" в топливном фильтре, но не успела замерзнуть в баке...

Если дизель не заводится, первое, что надо греть - топливный фильтр. Обычно он находится под капотом

Если дизель не заводится, первое, что надо греть - топливный фильтр. Обычно он находится под капотом

Дальше пришлось "вырабатывать" топливо - кататься по Москве, пока в баке не останется лишь четверть. Затем мы залили в бак присадку и нормальную зимнюю солярку на проверенной (вроде бы) бензоколонке и оставили машину на улице до утра.

На следующий день к "Ягуару" я выходил подготовленным - с четырьмя литрами горячей воды, которые помогли бы разморозить фильтр, если тот снова забился парафинами. Но, к счастью, обошлось. Теперь "дикая кошка" заводится с первого раза в любой мороз, вплоть до минус 30. Ура!

Так что такое "Ягуар" с трехлитровым дизелем? Об этом я подробно напишу позднее. Первые впечатления - отличные мотор с "автоматом", великолепная система стабилизации, которая делает управление заднеприводной машиной легким даже для тех, кто всю жизнь ездил на переднем приводе. Ну и, что чуть ли не самое приятное, - "Ягуар", в отличие от всех (!) дизельных машин, на которых мне приходилось ездить, в 30-градусный мороз не стынет в пробках. Конечно, он прогревается заметно дольше, чем любая бензиновая машина, но если прогрелся - воздух из дефлекторов равномерно наполняет салон, а стекла и не думают покрываться наледью. Главное, чтобы солярка не замерзала...

Продолжение следует...

Эксплуатация:

Пробег с начала теста450 км
Общий пробег автомобиля10400 км
Расход топлива12,2 л/100 км

Есть что сказать - пишите!