3 мая 2012, 14:42

Всё пучком

Почему Opel предпочел светодиоды ксенону

Фото и иллюстрации "Мотора" и компании Opel

Попав в двухэтажный особняк с видом на Майн, меньше всего ждешь услышать презентацию о новых технологиях в области автомобильного света. Даже если этот особняк - родовое гнездо семейства Адама Опеля. Тем не менее, именно сюда "опелевцы" под покровом ночи пригласили журналистов. Пригласили и выключили свет...

Небольшое жужжание и из импровизированного проектора появляется яркий свет. Каждая из восьми ламп этого проектора отвечает за свой сегмент и по желанию любой из них можно отключить. В помещении светло как днем, но стоит встать напротив одного из отключенных сегментов, и свет совершенно не слепит.

Эта технология называется Matrix beam (или "матричный луч") и использует в качестве ламп новые LED элементы. Одно из преимуществ такой системы резкое снижение потребления энергии со 180W до 18W по сравнению с ксеноном. Это должно сказаться на вредных выбросах и даже снизить расход топлива, но точных цифр пока нет это лишь первый прототип.


История развития технологий головного света на автомобилях Opel


За последние полгода это уже третья презентация новых технологий в области света на которой производители фактически заявляют о том, что отказываются от дальнейшего использования ксенона. Audi выпускает автомобили со светодиодными фарами головного света уже несколько лет, и совсем недавно в компании вновь рассказывали, что именно эта технология кажется им наиболее перспективной. BMW же пока экспериментирует наиболее перспективной баварцы считают технологию лазерных проекторов в головной оптике, однако в новом купе 6-й серии пока используется лишь полностью светодиодная оптика.

Да будет LED

Первые полностью светодиодные фары в 2008 году представила компания Audi. Они были разработаны для суперкара Audi R8. Правда, в серийное производство (из-за сложности конструкции и проблем с охлаждением) они попали лишь спустя год.

Сейчас светодиодный "свет" можно заказать для моделей Audi A8, A7 и A6.

"У нас был довольно непростой выбор надо было принять решение об использовании конкретного типа света, - говорит Эндрю Маршалл, директор GM Europe по коммуникациям в области технологий. Мы выбирали из биксенона с поворотными механизмами в линзах, би-LED элементов с поворотными механизмами и Matrix Beam с сегментами, покрывающими те же углы, что и поворотные механизмы. Разных предложений и технологий было довольно много, но мы не могли просто прийти на рынок, выбрать понравившуюся и сказать окей, поставьте это в наши машины. Так ничего не выйдет".

Для своей работы система AFL использует показания множества датчиков, а "адаптивность" головного света -- его умение изменять угол, ширину и яркость пучка -- реализована с помощью подвижных зеркал.

Тем более, как говорит Эндрю, у Opel есть свои наработки в сфере адаптивного головного света, и отказываться от них было бы неправильно. Поэтому выбирать технологию приходилось исходя из того, насколько она окажется легко адаптируемой к уже существующим технологиям. Остановились в итоге на "матричном свете" (Matrix beam).

##За себя и за того парня

Чтобы опробовать новые технологии, нам предложили сделать небольшую пробную поездку вокруг Рюссельхайма на первом прототипе. Новые фары установлены в дизельный универсал Insignia. Заводим этот тарахтящий сарай, однако особых изменений в городе не видно мешает уличное освещение. Выезжаем за его пределы и попадаем в кромешную тьму в Германии не принято освещать даже автобаны. Здесь на скорости свыше 50 км/ч автоматически включается дальний свет, но если в этом нет необходимости, его можно выключить принудительно все видно и в ближнем. Обе обочины прекрасно освещены, но самое интересное начинается при появлении других машин.

Главная особенность этой технологии состоит в том, что яркий свет твоих фар больше не мешает другим водителям. Система отслеживает впереди едущие, обгоняющие и даже приближающиеся навстречу автомобили и держит их в слепой зоне. Сегменты фар то включаются, то становятся менее яркими, все время удерживая остальных водителей в тени. Причем ширина этой теневой полосы регулируется таким образом, чтобы не попадать даже на зеркала впереди едущих машин.

Автомобиль следит и за дистанцией -– главное, чтобы пучок света лишь касался бампера впереди идущего транспорта, не заглядывая в салон. Справа и слева от автомобиля свет разливается достаточно широко и высоко. Примерно до высоты двухэтажного дома. Длины света хватает с запасом, так что дополнительную подсветку обочины получает даже водитель впереди. Все процессы изменения света фар происходят плавно и естественно, поэтому через полчаса такой езды перестаешь замечать детали всех этих перемигиваний.

Reload
1 / 6

Прототип на Insignia не идентифицирует пешеходов и не подсвечивает знаки отдельно от остального пучка света, как это было недавно предложено инженерами Audi. Впрочем, особой необходимости в этом нет в широкий диапазон освещения обочины знаки попадают и так (в крайнем случае, их заметят машины с Opel Eye), а подмигивать каждому встречному пешеходу было бы довольно странно.

Каждая фара прототипа состоит из четырех основных сегментов с линзами (ближний и дальний свет) и семи вспомогательных отражателей (фары дневного хода). Все они поставлены на одну основу, которая корректируется в зависимости от скорости, загруженности автомобиля и даже погоды. Все движения пучков света происходят только вверх и вниз точно также, как и на обычных ксеноновых фарах с помощью автоматического корректора. Однако никаких механизмов для поворота пучков в разные стороны больше нет. Подсветка поворотов осуществляется лишь включением соответствующих секций в нужный момент. За каждой из четырех линз в фаре скрываются четыре светодиодных элемента, каждый из которых отвечает за свой участок. Всего передний и дальний свет делится на 256 таких сегментов.

Reload
1 / 3

Впрочем, один дополнительный моторчик в фаре все же есть он крутит вентилятор, охлаждающий LED элементы. Дело тут не столько в температуре, сколько в борьбе с конденсатом, который всегда неизбежно образуется особенно в холодную и снежную погоду. Еще одна особенность новых фар больше нет необходимости в омывателе. Если раньше производителей обязывали его ставить, то теперь это не регламентировано, поскольку лампы по отдельности обладают меньшей яркостью по сравнению с ксеноновыми.


####Процент автомобилей, заказываемых клиентами с адаптивными фарами


Появление новых технологий наверняка приведет к исчезновению ксенона как более примитивной технологии, однако не заставит автопроизводителей отказаться от противотуманных фар. Дело тут в точке расположения чтобы эффективно бороться с туманом, лампа должна быть ниже основной фары. Впрочем, и в противотуманных фарах вскоре должны появиться LED элементы, поскольку они дают более яркий свет и потребляют меньше энергии.

Интересно и то, что теперь производители все чаще говорят о своем желании отказаться от самого понятия "фара" и размещать необходимые световые элементы там, где они нужны хоть под слоем краски. Это упростит компоновку автомобиля, а также даст куда больше свободы дизайнерам: они смогут не только проектировать кузов без оглядки на огромные фары, но и создавать персональный "взгляд" любой модели.

Reload
1 / 5

И это перспектива не очень отдаленного будущего. На многих концептах последнего моторшоу в Женеве и Токио использовались активные световые элементы, способные менять яркость света, цвет и даже форму самого элемента: светодиодами можно "рисовать", например, стрелки, показывающие направление движения. Все это стало возможно благодаря компактным сверхярким светодиодам. А если покрыть ими всю поверхность автомобиля, то можно будет самому выбирать рисунок на кузове автомобиля или даже динамично меняющуюся тему.

Доберутся ли эти технологии до массового производства никто не знает. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что эпоха слепящих фар закончится совсем скоро. Прощай, ксенон?


Заглядывая за угол

-\Cadillac Model Victoria

Первым, кто установил поворотные фары, был Cadillac еще в 1918 году. Тогда они были механически соединены с передними колесами и поворачивались одновременно.

-\Tatra 1938 г.

Следующим, кто задумался о подсвечивании поворотов, оказалась чешская Tatra, установившая на модель 1935 года центральную фару с поворотным механизмом.

-\Tucker 1948 г.

В 1958 году эту идею подхватил Tucker Torpedo. Автомобиль называли "глаз Циклопа". Посередине на капоте была установлена фара большей яркости, чем обычный ближний свет. Она также была соединена с рулевым управлением и как бы заглядывала за угол раньше основного света. Позже на многих американских автомобилях стали устанавливать дополнительные фонари бокового света, которые включались одновременно с поворотниками.

-\Citroen DS 1968 г.

В Европе интересное решение предложил Citroen в 1967 году. В знаменитой модели DS поворотные отражатели были встроены в фары и позволяли не только поворачивать дополнительные сегменты на 80 градусов, подсвечивая повороты, но также компенсировать колебания кузова для основного света.