Какие зимние шины выпускают в России?
Обзор зимних шин отечественного производства: выбор есть!/imgs/2024/11/03/14/6643976/0e0fc1568cda3fa1424a1f69a521fa4570a18b72.jpg)
Ikon вместо Nokian
Лидером отечественного рынка зимних шин на протяжении многих лет был бренд Nokian. Ещё в 2005 году во Всеволжске под Петербургом был запущен огромный завод, рассчитанный на выпуск 17 миллионов шин в год. В его производственной программе были зимние покрышки двух линеек — премиальной Hakkapeliitta и бюджетной Nordman, шедшие не только на российский рынок, но и на экспорт.
/imgs/2024/11/02/09/6643978/da1626ed8486c61f6923a4677fe50f1e9b62cd95.jpg)
© Ikon Tyres
В марте 2023-го финны продали российское подразделение концерну Татнефть. По условиям сделки оборудование осталось на месте, но вот выпускать продукцию под брендами «Nokian», «Hakka» и «Hakkapeliitta» теперь нельзя.
Фабрика продолжила свою работу, проводя ребрендинг «на лету» — теперь она работает под брендом «Ikon Tyres». Зимние шины премиальной линейки зовутся Ikon Autograph, для более бюджетных моделей придумали название Ikon Character.
/imgs/2024/11/02/09/6643979/fc32333140e318ca8412a11b0c85f3e64e0a63f0.jpg)
© Ikon Tyres
Правда, переименовать саму продукцию гораздо сложнее, чем перевесить вывеску на проходной завода. Для этого нужно изготовить новые пресс-формы для боковин с соответствующими логотипами: работа тонкая, дорогостоящая и небыстрая. К тому же на складах компании всё ещё находится значимое количество шин под прежними названиями.
© Motor.ru
Если не знать этих подробностей, можно решить, что вам пытаются продать контрафакт. Ведь в торговой сети одновременно присутствуют зимние шины c совершенно разными маркировками: уже полностью перебрендированные Ikon Autograph и перебрендированные лишь наполовину Ikon Nordman соседствуют с привычными Nokian Hakkapeliitta и Nokian Nordman, а есть ещё и «просто» Nordman. Всё это настоящие, высококачественные шины! А вот новое название Ikon Character пока ещё не в ходу — его можно увидеть только на сайте производителя. Конструкция шин в ходе ребрендинга изменилась минимально: самое главное — это новые шипы собственной разработки с твердосплавной вставкой в форме бабочки.
Кругом сплошной Cordiant
Похожая ситуация — с шинами калужского завода Continental. Немецкий концерн выпускал там продукцию трёх марок: премиальная резина Continental, шины Gislaved среднего ценового сегмента и бюджетные Matador.
/imgs/2024/11/02/09/6643990/c722966a9b08372c5d6297ff7dad554eb14ae8b0.jpg)
© LAV Racing
В прошлом году фабрика перешла под контроль компании S8 Capital Армена Саркисяна, а уже в октябре 2024-го завод был приобретён «Севергрупп» Алексея Мордашова — и новые владельцы сохранили за собой право на использование лишь одной марки, Gislaved. В результате под этим брендом решено собрать шины, раньше выпускавшиеся сразу под двумя разными марками.
/imgs/2024/11/02/09/6643991/a3b6e254d52d28d403d05d60dd6706527d4b3961.jpg)
Gislaved Nord Frost 200
© LAV Racing
Прежние модели Gislaved — это уже известные «шиповки» Nord Frost 200, фрикционные шины Soft Frost 200 и шины для коммерческого транспорта Gislaved Nord Frost Van 2. Плюс переименованные Conti — теперь они называются Gislaved ArcticControl (шипованные) и Gislaved IceControl (фрикционные). В торговой сети пока встречаются и остатки «дореформенных» шин, ну а главное отличие новой линейки — это использование более простых шипов с круглым сердечником шипа.
Бюджетная линейка словацкой марки Matador осталась в строю, но перешла под придуманный специально для этого новый бренд Torero. Правда, из двух зимних моделей пока что выпускается лишь шипованная Torero MP 30 (аналог Matador Sibir Ice 2).
/imgs/2024/11/02/09/6643992/57e5b82729d8031e6c7269e26e88af5b4d427c48.jpg)
© LAV Racing
Кроме того, компания «Севергрупп» в прошлом году приобрела ещё и 100% акций российского производителя шин Cordiant. Под его зонтиком теперь объединены все шинные активы «Севергрупп». Теперь это крупнейший игрок российского шинного рынка! На своих заводах в Ярославле и Омске Cordiant продолжает выпускать шины, разработанные в собственном научно-техническом центре. В их числе и зимние покрышки: шипованные Cordiant Snow Cross и Cross 2, фрикционные Cordiant Winter Drive и Winter Drive 2. По отзывам экспертов, эти шины сочетают вполне достойные характеристики с доступной ценой.
Cordiant Snow Cross 2
© Cordiant
Но и на этом приобретения «Севергрупп» не закончились: в 2023 году компания поглотила ещё и завод Bridgestone в Ульяновске. В продаже всё ещё встречаются выпущенные на родине Ленина зимние шины Bridgestone Blizzak Spike-02 (шипованные), их версия для кроссоверов с приставкой SUV, «фрикционные» шины для суровых зимних условий Blizzak Ice. Пока на этом всё: завод обещают запустить в ноябре, но что именно там будет выпускаться — пока не сообщают. Марка Bridgestone уйдёт в прошлое, поскольку прав на её использование структуры «Севергрупп» не получили.
Иностранный контингент
Среди зарубежных шинных концернов есть и те, кто продолжает работу в России. Например, это компания Pirelli, у которой целых два завода — в Воронеже и Кирове.
Спорткары, суперседаны и люксовые внедорожники — если они выезжают зимой, вероятность того, что они обуты в Pirelli одной из топовых линеек вроде скоростной Winter Sottozero 3, весьма высока
© Алексей Сулима/Motor.ru
Там выпускаются традиционные шипованные шины — это Pirelli Ice Zero и Ice Zero 2 для легковых машин, и Scorpion Ice Zero 2 для внедорожников и кроссоверов. Выбор размерностей широчайший — подобрать можно и на Ладу Весту, и на многие суперкары. Кстати, шины этого семейства стали первыми «шиповками», получившими официальное одобрение Lamborghini. Плюс нешипованные шины для суровых снежных зим — так называемые «фрикционные» — Pirelli Ice Zero FR.
Pirelli Scorpion Ice Zero 2 есть даже для Lamborghini Urus
© Marcel Köppe/Pirelli
Кроме дорогостоящих премиальных шин под маркой Pirelli, у компании есть и так называемая «вторая линейка» — более доступные покрышки бренда Formula: это шипованные шины Formula Ice, «фрикционки» для суровых условий Formula Ice FR и шины для мягких зим Formula Winter. А ещё компания выпускает бюджетные «шиповки» отечественного бренда Amtel — модель Nordmaster Evo.
/imgs/2024/11/03/14/6644829/3ef72b2dfe769e9ae1248b73971a527623ad7201.jpg)
© Motor.ru
Также продолжает работать в России японская компания Yokohama, перезапустившая свой завод в Липецкой области. Линейка зимних шин у неё широкая: это шипованные модели IceGuard Stud IG55 и IG65, фрикционные шины для суровых зим IceGuard Studless iG50 Plus и IG60 — все в размерах до 18 дюймов включительно.
Нижнекамские шины
Советский завод «Нижнекамскшина» в нулевые перешёл под контроль компании «Татнефть» и был полностью технически перевооружён. Сейчас предприятие, раcположенное неподалёку от Набережных Челнов, выпускает шины собственного бренда Viatti. Производство идёт по технологии off-take — конструкция шины и рисунок протектора спроектированы зарубежной инжиниринговой фирмой, которую возглавлял бывший вице-президент компании Continental AG Вольфганг Хольцбах.
/imgs/2024/11/02/10/6644024/a666edd4d987174a5adde24814c72dc18ca30e6c.jpg)
© Viatti
В широкой линейке зимних шин из Нижнекамска — «шиповки» для легковых машин Viatti Brina Nordico и аналогичные шины для внедорожников Viatti Bosco Nordico; фрикционные нешипуемые шины Viatti Brina и Viatti Bosco S/T с более агрессивным «внедорожным» рисунком. И даже шины для грузовичков вроде «Газели» — шипованные Viatti Vettore Inverno и фрикционные Viatti Vettore Brina.
Кроме того, сохранено производство шин под традиционной маркой «Кама» — в основном грузовые и тракторные, но также и бюджетные покрышки для легковых машин. Под этой маркой выпускаются заслуженные шипованные модели Кама 515 (для внедорожников), Кама 503 (редкий случай зимней шины диаметром 12 дюймов для Оки), Кама И-511 с очень агрессивным «внедорожным» рисунком в крупную шашку. Есть и более свежие модели: Кама 505 Ирбис и новинка этого сезона — Кама Алга и Алга SUV, доступные в размерностях от 13 до 16 дюймов.
/imgs/2024/11/02/10/6644025/feb9797d36d0f772afdbd94a4a3ec85f4290ee81.jpg)
© Алексей Сулима/Motor.ru
Надеемся, что наш обзор поможет вам сориентироваться в многообразии новых и старых имён на нашем рынке — и приобрести шины, наилучшим образом соответствующие вашим нуждам и вашему кошельку.
А мы напомним старую истину: шины — это то, что соединяет автомобиль с дорогой. От них зависит гораздо больше, чем автомобилисты привыкли думать! А уж для зимних условий это верно вдвойне.