«Дни Скорости на льду Байкала»: есть рекорды!
Рубеж в 300 км/ч взят — и это еще не всё...Главное достижение — это во-первых сразу 11 автомобилей, претендовавших на новые рекорды: от 125-кубового карта Rotax и чуть «раскачанной» почти серийной Audi Q7 до 8-тонного Ford F-max и 1200-сильного Lamborghini Huracan. А во-вторых — это 13 пилотов, из которых четыре были дебютантами «Дней Скорости». Не бьется 11 на 13? Сейчас все объясним.
Что за гонка?
Но для начала важная ремарка: Первые официальные рекордные заезды на Байкале состоялись в 2012 году, и с тех пор формат неизменен — это не тусовка и не шоу. Это официальное спортивное соревнование, которое проходит строго в соответствие с правилами FIA (Международной Автомобильной Федерации) и РАФ (Российской Автомобильной Федерации).
Соответственно на старт допускаются пилоты с действующими гоночными лицензиями, а автомобили обязаны соответствовать техтребованиям, прописанным в регламентах. Таким образом, все достижения носят характер официальных национальных и мировых рекордов.
я выбрал вместо рекламы.
Таких ежегодных соревнований в мире всего два — на Соляном Озере Бонневиль в США и на льду Байкала. В этом году благодаря поддержке генерального партнера, российского производителя масел, антифриза и других технических жидкостей Sintec, и официального партнера соревнований — знаменитого шинного бренда Continental, заезды на льду Байкала прошли с беспрецедентным размахом.
Что за рекорды?
Официальными дисциплинами во время рекордных заездов в принципе признаются старты на определенные дистанции и на время. И этих номинаций довольно много. На льду Байкала большинство попыток проводятся на дистанции 1 километр с хода (пилот должен до входа в створ хронометража разогнаться, как может, набрать максимальную скорость и удерживать ее на протяжении всего мерного километра.
В случае со стартом с места участник начинает разгон от одного створа хронометража к другому на той же дистанции в 1 километр. Далее в течение часа участник обязан провести заезд в обратную сторону (чтобы минимизировать, скажем, влияние ветра). Средняя арифметическая скорость, показанная в двух заездах, и есть результат. Мудрено? Но таковы мировые правила.
я выбрал вместо рекламы.
Автомобили делятся на классы согласно объему двигателя, типу топлива (по циклу Отто и дизельные), наличию или отсутствию нагнетателя. И на группы: А — специально подготовленные, В — серийные.
А еще «Дни Скорости на Льду Байкала» предлагают заезды на длинные дистанции — есть неоднократный опыт проведения успешных рекордных попыток на 1000 км, а в 2021 году впервые в мировой практике получилось провести ледовый рекордный марафон на 24 часа! Заезды проводятся со сметной пилотов, разумеется, и дозаправками.
Что за трасса?
Для проведение ледовых заездов на дистанции 1 км с хода и 1 км с места организаторы готовят прямую дорожку длиной 13–14 км. Зачем так много? Мерный участок в один километр размечается в середине дорожки, а ее «хвосты» нужны для разгона и торможения.
я выбрал вместо рекламы.
Чтобы разогнать автомобиль до 300 километров в час на льду и за тем удерживать эту скорость, нужны 5–6 км, а чтобы остановить машину с этой скорости — два километра. Опыт применения тормозных парашютов показал их полную непригодность на льду: один сильный порыв ветра — и парашют превращается в парус, срывающий машину с ледовой дорожки.
Кстати, заезды проходят по природному льду, и работа по подготовке сводится к заливке небольших трещин и углублений, срезанию фрезой ступенек и неровностей и удалению переметов и торосов по бокам от трассы, чтобы не допустить подброса или переворота автомобиля, вылетевшего с рекордной дорожки.
я выбрал вместо рекламы.
Для заездов на длинные дистанции прокладывается, в обход торосов и больших переметов, замкнутая кольцевая трасса длиной в 8–12 километров с пологими поворотами.
Каковы результаты?
В 2021 году совершилось то, к чему организаторы шли долго — впервые в истории отечественного автоспорта была превышена скорость в 300 километров в час. Этот заманчивый барьер преодолели два автомобиля — Lamborghini Urus (Андрей Леонтьев) и Jaguar F-type (Максим Леонов), показавший максимальную скорость за всю историю соревнований — почти 303 километра в час!
Увы, эти показатели были зафиксированы на тренировках, а к официальным заездам потеплело, и лед стал, уж простите за каламбур, более скользким. Но все равно, скорости впечатляют!
И каковы результаты зачетных попыток?
Максим Леонов, 8-кратный рекордсмен России, пилотировал серийный Jaguar F-type R (группа B), мощностью 575 сил на шинах Continental Ice Contact 3 — и показал рекордную для своего класса (В1-15) среднюю скорость на километре с хода в 271,268 километра в час.
Максимальная скорость во время официальных заездов составила 299 километров в час, и так же передана, как рекордная, на утверждение в Книгу Рекордов России. Так быстро по льду в России еще никто не ездил. Предыдущий рекорд в 295 км/час, установленный Андреем Леонтьевым на Porsche Panamera, продержался 6 лет.
Андрей Леонтьев, 18-кратный рекордсмен России, пилотировал в этом году 650-сильный Lamborghini Urus без специальной подготовки (та же группа В) и установил сразу 2 рекорда (группа В1-13) средней скорости на дистанции 1 км с хода — 274,977 километра в час, и с места — 114 километров в час, что стало абсолютным достижением на льду за все годы проведения заездов.
Зафиксированная максимальная скорость — 298 км/час. Это мировой рекордный показатель скорости на для SUV на льду: Леонтьев перебил свой же рекорд 2019 года в 280 км/ч, установленный на Jeep Grand Cherokee TrackHawk.
И еще один серийный автомобиль (группа В) стал настоящим шоустопером соревнований — это тягач Ford F-max с удаленным ограничителем скорости. Пилотировала эту глыбу звезда российского ралли — Илона Накутис.
Многократная победительница и призер российских и европейских раллийных первенств разогнала 500-сильный тягач до максимальных 134 километров в час (результаты переданы на регистрацию в Книгу Рекордов России). На тренировках Илона показала даже 140! Средняя скорость на километре с хода составила 130,699 км/ч, а скорость на километре с места — 48,6. Напомним — это на голом льду на 8-тонной махине!
Но самое интересное произошло во время экспериментальных заездов на минимальную длину тормозного пути на льду. В лучшей попытке Илоне понадобилось всего 169 метров, чтобы остановить тягач со скорости 80 километров в час. Прекрасная работа пилота, совершенной электроники Ford F-max и, в первую очередь, зимних грузовых шин Continental.
На фоне колосса забавно смотрелись картингисты — многократный призер республиканских соревнований по картингу и автокроссу, тренер сборной Иркутска по картингу Стас Лыжин и двухкратная рекордсменка России, студентка Высшей Школы Экономики Маруся Леонтьева.
Обмороженные лица, застывшие за морозе руки, несколько дней безостановочной работы с машинами — меняли звездочки, комбинировали шипованные и нешипованные шины и даже рули переворачивали, чтобы пригнувшись, для улучшения аэродинамики, смотреть под обод на трассу.
Результат — три новых национальных рекорда к классах А2-1 и А2-2. Километр с хода на 125-кубовом Rotax Маруся Леонтьева прошла со средней скоростью 109,188 км/ч, Стас Лыжин на этой же машине показал с места 83,843 км/ч. А на Cart Formula с 270-кубовым четырехтактником показал среднюю скорость на километре с хода 82,438 километра в час.
я выбрал вместо рекламы.
«Дни Скорости на Льду Байкала» 2021 стали площадкой для ледового дебюта команды Level Performance, а также ее владельца и пилота Александра Лобачева, многократного победителя и призера соревнований по дрэгрейсингу. Большая экспериментальная работа была проведена по настройке 1200-сильного Lamborghini Urus. Состоялся первый выезд внедорожника-суперкара на соревнования в принципе.
Для голого льда его даже пришлось дефорсировать — изначальная мощность достигала 1800 сил. Однако в официальных заездах машина, по решению команды, не участвовала.
А вот Porsche 911 Turbo S, форсированный до 850 сил и доработанный Level Performance, принес своему пилоту два рекорда в своем классе (А1-9). На километре с хода Лобачев показал среднюю скорость 254,632 км/ч, а со стартом с места на 1 км средняя составила 109,243 км/ч.
я выбрал вместо рекламы.
И еще один дебютант отличился на ледовой дорожке: иркутский пилот Алексей Павлин на форсированной Audi Q7, повредивший машину уже на первой тренировке, собрался, нашел внутри себя правильные настройки — и показал рекордные 253,307 км/ч в классе А1-8.
Сутки ледяного кольца
После завершения рекордных попыток на прямой начался первый в истории автоспорта суточный, на 24 часа, рекордный заезд. Девять пилотов: Илья Кашин, Виталий Ларионов, Максим Леонов, Андрей Леонтьев, Мария Мельникова, Илона Накутис, Андрей Пономарев, Михаил Парнев и Владислав Сивер, менялись каждые 9 кругов, чтобы каждый из них проехал на каждом из трех Porsche Macan одинаковое количество времени (таков регламент).
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
В результате за сутки, с остановками только на смену пилотов и дозаправки, по голому льду каждый три трех Porsche Macan (были подобраны одинаковые автомобили с двухлитровыми двигателями мощностью 252 л.с., шины — Continental Ice Contact 3) накатал почти 2,5 тысячи километров. Средняя скорость с учетом остановок превысила 103 км/ч! Впрочем, аплодисменты не только пилотам, но и команде технической поддержки Porsche Центр Рублевский. Этот тот случай, когда ближайший дилер оказывается в нужное время в нужном месте, даже таком безлюдном.
Разумеется, это только начало. Марафонские заезды на льду Байкала продолжатся. Так же, как и заезды на максимальную скорость. Копания LAV Racing, организатор и промоутер фестиваля «Дни Скорости на льду Байкала», собирается в 2022 году собрать еще больше участников на еще более быстрых автомобилях, чтобы 300 км/час стали не достижением, а нормой, а новая цель — мировой рекорд скорости на льду, который сейчас превышает 331 км/ч.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.