Испано-итальянская машина
Фернандо Алонсо победил на Гран-при ГерманииСезон Формулы-1 перевалил через экватор: позади десять этапов, впереди столько же. После успеха в Германии лидер чемпионата приедет на следующую гонку с внушительным 34-очковым отрывом. Третья победа Фернандо Алонсо, июльские беды Себастьяна Феттеля, плохое поведение Льюиса Хэмилтона, а также многое другое – «Мотор» представляет обзор Гран-при Германии в Хоккенхайме, куда Формула-1 приехала, прихватив с собой погоду из Великобритании.
До гонки
Согласно шутке, которая была очень популярной в пресс-центре по ходу Гран-при Германии, слово «Хоккенхайм» в переводе с немецкого на английский означает «Сильверстоун». Формула-1 привезла с собой из Англии дожди, и первые два дня уикенда они активно мешали пилотам нормально тренироваться и квалифицироваться. В решающей субботней сессии гонщики успели перепробовать все четыре варианта предоставленной Pirelli резины. В Q1 все откатали на жестких и мягких сликах, в Q2 начался дождь и механики расчехлили промежуточные покрышки, а в Q3 уже никто не решился выехать на трассу без дождевых.
В итоге, места в первой десятке не нашлось Роману Грожану и Нико Росбергу. Француз и немец были настолько медленными, что на стартовом поле оказались в компании парней из Caterham и Marussia – с учетом штрафов за смену коробки передач они стартовали с 19 и 21 места соответственно. Еще пять мест относительно результата квалификации по той же причине потерял Марк Уэббер. Австралиец по итогам квалификации занял третье место, но из-за штрафа пропустил вперед Михаэля Шумахера, Нико Хюлькенберга Пастора Мальдонадо и обоих пилотов McLaren.
За поул-позицию боролись Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Лучшая стартовая позиция досталась испанцу во многом благодаря стратегам Ferrari: незадолго до конца сессии Нандо получил новый комплект дождевых шин, который, по его собственным словам, и позволил в итоге добиться необходимого результата.
Воскресное утро выдалось солнечным, но буря в паддок налетела из офиса Джо Бауэра. Технический делегат FIA, любитель лазить по бензобакам с эндоскопом и вымерять линейкой боковые дефлекторы, озвучил претензии к Red Bull Racing по поводу работы двигателя команды. Технический директор Red Bull Эдриан Ньюи снова придумал что-то настолько изощренное, что судьям пришлось допрашивать представителей команды. Но даже въедливые стюарды не смогли ни к чему придраться.
Ньюи никак не расстанется с идеей использования выхлопных газов в целях улучшения аэродинамической эффективности машины. Теперь, казалось бы, уже законченная история получила продолжение. Обе RB8 все же были допущены на старт, но с явной неохотой: в официальном пресс-релизе FIA говорилось, что «стюардов устроили не все аргументы команды». Так или иначе, Эдриан вновь нашел лазейку в тексте правил. В ближайшее время бюрократическому аппарату FIA специально для Ньюи надо будет дописать еще пару параграфов в техническом регламенте. А потом еще пару. И еще.
Гонка
Поулы в последние пару лет доставались Фернандо Алонсо с большим трудом, поэтому не стоило ждать, что он так просто разбазарит свое преимущество на старте. Начало гонки для Ferrari получилось прекрасное: из первого поворота испанец выехал с комфортным преимуществом. Позади же сцепились два немца – Себастьян Феттель чуть припозднился на старте и едва не пропустил Михаэля Шумахера.
Семикратный чемпион мира несколько раз атаковал соотечественника по ходу первого круга и в шпильке даже на несколько сантиметров опередил Себа, но тот смог отбиться. Если бы они поменялись местами, Алонсо пришлось бы чуть проще, но вскоре Феттель уже повис на заднем антикрыле F2012 испанца. Правда, продолжения не последовало. Себ был достаточно близко, чтобы Фернандо мог разглядеть его в зеркалах, но недостаточно для того, чтобы попробовать атаковать.
После пит-стопов порядок пилотов не изменился. Но дуэт Алонсо и Феттеля совсем скоро превратился в трио. Дженсон Баттон, обретший в Хоккенхайме второе дыхание, неплохо стартовал, затем последовательно прошел Нико Хюлькенберга и Михаэля Шумахера, а вскоре пристроил свой McLaren в очередь из желающих побороться за победу. По скорости MP4-27 была, пожалуй, быстрейшей машиной воскресенья, но слишком уж много было потеряно в субботу.
Дженсон прошел Феттеля за счет слаженной командной работы McLaren, включая Льюиса Хэмилтона. Напарник Баттона откатился далеко назад после прокола в начале гонки, и после первых пит-стопов лидеров оказался непосредственно в их группе – правда, с отставанием в круг. Машина позволяла Льюису ехать быстрее, чем они, и, недолго думая, Хэмилтон прошел Феттеля в шпильке. Алонсо получил McLaren в качестве оборонительного укрепления, а Феттелю пришлось переключить свое внимание на догоняющего Баттона. На трассе Дженсон серьезных проблем немцу не доставил, но в итоге прошел его – благодаря более раннему второму пит-стопу.
Последний отрезок грозил превратиться в триллер. Алонсо был на расстоянии атаки, но у Баттона в воскресенье было больше шансов укусить собственный локоть, чем обогнать испанца. Некоторое время McLaren держался от Ferrari в заветной «зоне DRS», но даже с открытым задним антикрылом атаковать по-настоящему Дженсон не мог. Фернандо контролировал все. Плюс ко всему, в самом начале ключевого отрезка британец, перетормозив в шпильке, создал небольшую проплешину на правом переднем колесе. Под конец гонки Дженсон отпустил Фернандо на почтительное расстояние и сосредоточился на обороне от Феттеля.
Перед началом уикенда кто-то обнаружил, что Себ ни разу не выигрывал не только Гран-при Германии, но и вообще никогда не выигрывал в июле. Так себе статистический показатель, но в этом июле Феттелю тоже пока не слишком везет. Атака на предпоследнем круге позволила решить локальную задачу – Себ оказался-таки впереди Баттона, но ни британцу, ни судьям не понравилось, каким именно образом это произошло. На подходе к шпильке Дженс оставил сопернику внешнюю траекторию, по которой Феттель в итоге и выкатился из поворота. Правда, шире, чем следовало. Настолько, что его болид полностью оказался за пределами трассы. А такие обгоны в Формуле-1, как известно, запрещены.
Несмотря на то, что Феттель все же поднялся на подиум и получил кубок, стюарды добавили к его результату 20 секунд. Red Bull вынуждена была отправить награду в McLaren, а оттуда кубок за третье место в свою очередь проследовал в моторхоум Lotus – Кими Райкконену.
Гран-при Германии, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Фернандо Алонсо
Фернандо Алонсо – один из тех парней, которые откусят руку, едва завидев палец. Руководитель Ferrari Стефано Доменикали после гонки сказал, что его пилот проехал 67 кругов в квалификационном темпе, и это не такое уж преувеличение, если речь идет о Фернандо. Алонсо не упустил две подряд победы с поула. Соперники все время были рядом, но ни Феттель, ни Баттон так и не смогли спланировать и совершить ни одной нормальной атаки. 34 очка преимущества – это уже очень серьезно. Догнать беглеца будет сложно. Потому что просто так Фернандо Алонсо еще никто не догонял.
Провал: Роман Грожан
Уикенд француза не заладился с самого начала. В первой тренировке Роман был недоволен поведением машины, в результате чего, как он потом признался, потерял уверенность в себе. Операторы запечатлели несколько его вылетов в ходе двух первых дней Гран-при и пополнили их коллекцию в воскресенье. Роман вновь с кем-то не поделил трассу на первом круге, но отделался "всего лишь" повреждениями переднего крыла и проколом. После пит-стопа можно было, по идее, и не продолжать. Грожан откатился далеко назад и финишировал даже позади Виталия Петрова на Caterham. Такие уикенды бывают в дебютных сезонах, но Роман уже не дебютант.
Запомнилось: атака Хэмилтона на Феттеля
Льюис весело «отметил» свой сотый Гран-при. Юбилейные гонки в Ф-1 традиционно складываются для юбиляров не слишком удачно. Прокол на третьем круге, круг отставания, сход. Но свою лепту в ход гонки Льюис все-таки внес. Хэмилтона не смутили ни синие флаги, ни то, что Феттель боролся с Алонсо за лидерство, и он просвистел мимо RB8 немца в шпильке. Феттель помахал ему вслед рукой, но ответить было по сути нечем – к тому моменту на его RB8 уже отказала KERS. После этого Льюис пару раз примерился и к Фернандо Алонсо. Испанцу всерьез пришлось защищаться, блокируя кругового на входе в некоторые повороты.
Оценки от «Мотора»
«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Германии собственные оценки.
* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.
Red Bull Racing: 6/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 2 | 5 | 10 | 110 |
Марк Уэббер | 8 | 8 | 4 | 120 |
Последние полтора месяца темп Red Bull Racing в гонках наводил на мысль о том, что рано или поздно «быки» возьмут свое. Но оппозиция не сдается. Уикенд в Хоккенхайме вряд ли подходит под описание «нормальный», однако он сложился так, как сложился. Ни в квалификации, ни в гонке RB8 не была быстрейшей машиной пелотона. Вторая позиция Феттеля – абсолютный максимум. После штрафа в пять стартовых позиций Марк оказался во второй половине первой десятки и скорости машины, чтобы оттуда выбраться, так и не хватило.
McLaren: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 6 | 2 | 18 | 68 |
Льюис Хэмилтон | 7 | сход | 0 | 92 |
Скорость, неожиданно пропавшая в Сильверстоуне, снова нашлась. Но от мелких проблем McLaren, похоже, не избавится никогда. В субботу MP4-27 не понравились дождевые шины, и Дженсон с Льюисом провалились на седьмое и восьмое места по итогам Q3, хотя в Q2, когда команды использовали промежуточные покрышки, были одними из лучших. Гонка Льюиса не заладилась с самого старта. Прокол на втором круге вывел Хэмилтона из числа претендентов на очки, а последовавший затем сход увенчал его сотый Гран-при. В качестве позитива: второе место Дженсона как доказательство того, что он справился со своими проблемами.
Ferrari: 8/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 1 | 1 | 25 | 154 |
Фелипе Масса | 13 | 12 | 0 | 23 |
Тот чемпионат, который несколько недель назад называли самым плотным в истории Формулы-1, обрел в лице Фернандо Алонсо безусловного фаворита. Испанец вновь выжал из машины и обстоятельств все, что мог, и теперь лидирует с отрывом в 34 очка. На пятинедельный перерыв в августе он уже точно отправится, возглавляя протокол личного зачета. Пока у Фернандо сезон складывается просто фантастически. Лучший пилот чемпионата. Без вопросов. И, да... Масса.
Mercedes AMG: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Михаэль Шумахер | 3 | 7 | 6 | 29 |
Нико Росберг | 21 | 10 | 1 | 76 |
Третье место Шуми в дождевой квалификации превратилось в седьмое место на финише сухой гонки. Скорости Mercedes W03 недоставало, и в итоге Михаэль уступил даже обоим пилотам Sauber. Нико Росберг был не похож на себя второй уикенд подряд. Парней из Брэкли уже можно вычеркивать из числа претендентов на главные трофеи.
Lotus: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 10 | 3 | 15 | 98 |
Роман Грожан | 19 | 18 | 0 | 61 |
Райкконен незаметно пробрался уже на четвертое место в личном зачете. Слабая квалификация лишила Кими шансов на победу, но третье место – тоже неплохой улов. Финн на определенной стадии гонки вновь шел быстрее всех. Будет удивительно, если до конца года он так ни разу и не выиграет. До парней из Red Bull Racing, по большому счету, рукой подать. Осталось выяснить, насколько длинны у Кими руки. Роман Грожан проводил слишком много времени за пределами трассы по ходу всего уикенда, чтобы рассчитывать на позитивный итог.
Force India: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол Ди Реста | 9 | 11 | 0 | 27 |
Нико Хюлькенберг | 4 | 9 | 2 | 19 |
Хюлькенберг отличился в субботу, став четвертым, но на этом праздник в Force India закончился. В воскресенье Нико поборолся с большими парнями на первых кругах, но на большее ни его, ни машины не хватило. Девятый. Пол Ди Реста – первый из тех, кто не набрал очки. Грустный итог, но Williams вообще уехала из Хоккенхайма с пустыми руками. Force India тихо, но едет.
Sauber: 8/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Камуи Кобаяси | 12 | 4 | 12 | 33 |
Серхио Перес | 17 | 6 | 8 | 47 |
У Петера Заубера есть повод выбрать из своей коллекции одну из самых дорогих сигар – у команды самый лучший результат в сезоне. 20 очков за четвертое и шестое место Камуи и Чеко, и Sauber уже примеривается к Mercedes AMG в борьбе за пятое место в Кубке конструкторов.
Toro Rosso: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дэниэл Риккардо | 11 | 13 | 0 | 2 |
Жан-Эрик Вернь | 15 | 14 | 0 | 4 |
Главный позитивный итог уикенда – в Toro Rosso нашли козла отпущения в лице своего технического директора Джордждио Асканелли. Пока, правда, его уход в «долгосрочный отпуск» не помог. Очков «бычки» не набирают уже почти четыре месяца.
Williams: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 5 | 15 | 0 | 29 |
Бруно Сенна | 14 | 17 | 0 | 18 |
Пастор, похоже, задался целью ни во что не врезаться. Получилось, но финишировал венесуэлец только 15-м. Бруно сломал в начале гонки крыло – после этого рассчитывать было уже не на что.
Caterham: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Хейкки Ковалайнен | 16 | 19 | 0 | 0 |
Виталий Петров | 18 | 16 | 0 | 0 |
Хейкки и Виталий вновь бодались между собой. Финну повезло меньше. Внеплановый пит-стоп лишил его шансов выиграть дуэль. Россиянин провел сильный Гран-при, но на полминуты отстал даже от Мальдонадо. Комплект обновлений, представленный еще в Сильверстоуне, пока так и не дал ожидаемого эффекта.
HRT: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Педро де ла Роса | 23 | 21 | 0 | 0 |
Нараин Картикеян | 24 | 23 | 0 | 0 |
Мы не придумали, что написать.
Marussia: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Тимо Глок | 22 | 22 | 0 | 0 |
Шарль Пик | 20 | 20 | 0 | 0 |
Сложилось впечатление, что Marussia быстрее подбирается к Caterham, чем Caterham к кому-либо еще. Новинки позволили команде прибавить, но пока этого мало.
Следующая остановка
Формула-1 приступает к гонкам второй половины чемпионата. Гран-при Венгрии состоится уже в конце наступившей недели. У Себастьяна Феттеля еще есть шанс в этом году поправить свою июльскую статистику. Да и в личном зачете пора бы поднажать. Фернандо Алонсо пока практически безупречен, но и ему когда-нибудь не повезет. Главное в этот момент оказаться рядом.