Контратака
Победа Феттеля вернула интригу в чемпионат Формулы-1Четыре очка. Именно столько теперь разделяет двух главных претендентов на титул за пять гонок до конца чемпионата Формулы-1. Чистая победа Себастьяна Феттеля, шампанское для Камуи Кобаяси, виски для Марка Уэббера и коньяк для фанатов Пастора Мальдонадо. «Мотор» представляет обзор Гран-при Японии, после которого появился достойный повод отметить окончательное возвращение интриги в борьбу за титул.
До гонки
Справив в четверг Михаэля Шумахера "на пенсию", Формула-1 переключилась на будничные дела. Уже в ходе тренировок стало понятно, что доминировать на «Сузуке» будут парни из Red Bull. В квалификации этому было дано очередное подтверждение – Себастьян Феттель и Марк Уэббер оккупировали первый ряд. Лучшим из остальных стал Дженсон Баттон, но из-за замены коробки передач британец был оштрафован на пять позиций... и даже с их учетом все равно оказался впереди напарника по McLaren. Льюис Хэмилтон что-то напутал с настройками и еще в субботу понял, что бороться за победу в Японии будет вряд ли.
Еще один претендент на титул Кими Райкконен смазал концовку квалификации. Испортив свой быстрый круг, финн благополучно помешал и остальным. Желтые флаги заставили прервать свою попытку Фернандо Алонсо, и испанец остался только шестым, впереди Кими, но позади обоих пилотов Sauber и Романа Грожана.
В прошлый раз, когда «швейцарцам» удалась еще более впечатляющая квалификация, именно француз все испортил на старте гонки. Однако на сей раз он был более осторожен, и внимательно проследил, чтобы не навредить ни одному из подопечных старины Петера Заубера в первом повороте.
Гонка
Оба автомобиля Lotus оказались вовлечены в два стартовых инцидента с перерывом лишь в пару секунд. Кими Райкконена зажали на подходе к первому повороту, и финн передним крылом пропорол заднее левое колесо Ferrari лидера чемпионата – Фернандо Алонсо. Неуправляемая F2012 пролетела боком по зоне безопасности и боком же вернулась на трассу во втором повороте, где к тому моменту поперек трека уже находился Марк Уэббер. Все потому, что Роман Грожан, едва отбывший дисквалификацию за стартовый завал в Спа, вновь взялся за старое: пытаясь отбить атаку Серхио Переса, Роман приотпустил тормоз и приехал в RB8 австралийца.
Больше всех повезло Дженсону Баттону. Перес шарахнулся в сторону от Грожана, открыв тем самым дорогу англичанину – все пять позиций, потерянных из-за смены коробки передач, оказались отыграны к третьему повороту. Впереди остались только Себастьян Феттель и Камуи Кобаяси. Четверым из стартовой кутерьмы выбрался Фелипе Масса. Именно в этом составе – Феттель, Кобаяси, Баттон и Масса – пилоты и боролись за подиум до конца гонки.
Однако судьба конкретно второго места решилась в боксах. Благодаря более удачной тактике и отменному пилотажу Фелипе, после первой волны пит-стопов его болид оказался сразу позади Феттеля, и шансов догнать его у преследователей так и не появилось. Баттон и Кобаяси же выясняли отношения до самого конца. Поначалу японцу удалось создать небольшой отрыв, но к концу дистанции Дженсон прибавил, и за пару кругов до финиша повис на заднем антикрыле Sauber. Правда, времени на серьезную атаку ему не хватило. Японец впервые в карьере поднялся на подиум.
Вопрос о победителе отпал уже во втором повороте. Вряд ли кто-то кроме Марка Уэббера всерьез мог потягаться в воскресенье с Феттелем – оба болида Red Bull в Сузуке выступали в своей собственной лиге. Под конец Себ успел напугать своего гоночного инженера Гийома Роклена ненужной серией быстрых кругов, но кроме него за немца, похоже, не волновался уже никто. Феттель долетел до финиша, став первым в сезоне пилотом, одержавшим две победы подряд. Кроме того, отрыв от Алонсо, еще две с половиной недели назад составлявший 39 очков, сократился до каких-то четырех.
Гран-при Японии, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Камуи Кобаяси
Сказочный уикенд для Камуи Кобаяси. Первый подиум, добытый на домашней трассе, – казалось, о лучшем и мечтать было нельзя. Конечно, японцу немного повезло. В первые десять секунд после старта он лишился сразу четырех возможных соперников в борьбе за подиум. А с остальной работой Коба справился на «отлично». Возможно, третьим местом на Гран-при Япоини, Камуи обеспечил себе контракт с Sauber на будущий сезон.
Провал: Роман Грожан
Один из самых занимательных предметов для обсуждения этого сезона – стартовые аварии Романа Грожана. В Японии француз сотворил еще одну. По мнению некоторых, Роману пора завязывать. Руководитель Red Bull Кристиан Хорнер сказал, что аварий «более, чем достаточно», Марк Уэббер намекнул, что Роману необходимо предоставить очередной внеочередной «отпуск» в виде дисквалификации, Ники Лауда настаивает на том, что отпуск должен быть максимально продолжительным, а эксперт британского Sky Sports Джонни Херберт посчитал, что француза пора увольнять из команды. Стюарды Гран-при, между тем, ограничились лишь штрафом stop&go, и доподлинно неизвестно, есть ли у них в планах выписать Роману еще один «бан».
Проехаться по Грожану успели уже многие, однако теперь важно, похоже, лишь то, что думает по этому поводу босс Lotus Жерар Лопес. Если в голове владельца команды уже появилась мысль, что он, скорее всего, выбрал не того пилота, то у Романа осталось не так много времени, чтобы своего босса переубедить. Еще одна подобная ошибка может стать последней. Если только «последняя» не случилась как раз на «Сузуке».
Запомнилось: дуэль Переса и Хэмилтона
Серхио Перес заменит в следующем году Льюса Хэмилтона в McLaren, и похоже, мексиканец уже сейчас решил доказать руководству своей будущей команды, что оно не ошиблось с выбором. После пары неудачных маневров на первых кругах Серхио оказался позади Льюиса и своей первой атакой на британца сорвал аплодисменты. Затянув с торможением в шпильке до предела, Перес нырнул внутрь поворота, не дав Льюису шанса контратаковать.
Во второй раз Хэмилтон был готов лучше. Вновь оказавшись позади после своего очередного пит-стопа, Перес подготовил такую же атаку. Вот только Льюис на этот раз чуть сместился на внутреннюю траекторию. Затормозить нормально мексиканец уже не успел, а траектория в его распоряжении осталась только внешняя. Дернув руль вправо, Серхио зацепил траву и потерял контроль над C31. Увидев спустя круг, как убирают Sauber его сменщика, Льюис наверняка улыбнулся.
Оценки от «Мотора»
«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Японии собственные оценки.
* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.
Red Bull Racing: 10/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 1 | 1 | 25 | 190 |
Марк Уэббер | 2 | 9 | 2 | 134 |
Все, что зависело от «быков», они сделали идеально. Машина была быстра на протяжении всего уикенда. Своя DDRS позволила занять в субботу весь первый ряд, чего не случалось с Red Bull Racing в этом году ни разу. Если бы не инцидент во втором повороте, «австрийцы» почти наверняка заработали бы дубль.
McLaren: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 8 | 4 | 12 | 131 |
Льюис Хэмилтон | 9 | 5 | 10 | 152 |
На гонке Дженсона сказался штраф за замену коробки передач, Льюис что-то напутал с настройками, и ни один из пилотов McLaren не добрался до подиума. Медленно, но верно шансы на титулы – что личный, что командный – испаряются. Может, Льюис действительно прав, что пакует чемоданы?
Ferrari: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 6 | сход | 0 | 194 |
Фелипе Масса | 10 | 2 | 18 | 69 |
Внимание, вырвано из контекста! Руководитель Ferrari Стефано Доменикали после финиша: «В данный момент вся команда расстроена. Разочарование еще больше от того, насколько безупречная гонка удалась Фелипе». «Жеребцам» правда есть от чего расстроиться. Фернандо не повезло в субботу, потом крупно не повезло в воскресенье. Отрыв растаял, аэродинамическая труба закрыта, новинки не работают, Феттель быстр, как... сам Феттель год назад. Да еще и Фелипе после такой гонки не уволить... Кошмар, короче.
Mercedes AMG: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Михаэль Шумахер | 23 | 11 | 0 | 43 |
Нико Росберг | 13 | сход | 0 | 93 |
Может, Льюис, конечно, и прав, что уходит из McLaren. Но вот прав ли, что уходит именно сюда? В команду, ни одна из машин которой не может пробиться в третий сегмент квалификации? В команду, которая при заводской поддержке одного из крупнейший в мире производителей едва уносит ноги в Кубке конструкторов от, простите, Sauber? Флаг ему в руки.
Lotus: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 7 | 6 | 8 | 157 |
Роман Грожан | 4 | 19 | 0 | 82 |
Кто-то как-то метко сказал про главного конструктора команды из Энстоуна Джеймса Эллисона: «Каждая вторая его идея безумна». Дебют революционной DDRS, которой Lotus пугает всех начиная с июльского Гран-при Германии, снова отложен. Теперь до Индии. Может так статься, что E20 так и доедут сезон без нее. Время потеряно. Соперники теперь уже точно оторвались – догнать будет сложно. Стабильность Кими по-прежнему позволяет рассчитывать на победу в личном зачете, но верится в нее с большим трудом.
Force India: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол ди Реста | 11 | 12 | 0 | 44 |
Нико Хюлькенберг | 15 | 7 | 6 | 37 |
Не стоит обращать внимание на результат команды на Гран-при Японии. Еще до начала уикенда было понятно: Сузука из всех трасс в календаре подходит VJM05 меньше всего. Итоговый результат неплох, но не сказать, что это максимум, на который могла рассчитывать Force India. Ди Реста и Хюлькенберг по разу разбили свои машины. Один потерял большую часть пятничных тренировок и не нашел верных настроек, второй в результате аварии получил штраф за смену коробки передач. Хорошо хоть уехали не с пустыми руками. Да, могло получиться лучше. Но вряд ли намного.
Sauber: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Камуи Кобаяси | 3 | 3 | 15 | 50 |
Серхио Перес | 5 | сход | 0 | 66 |
Серхио явно переусердствовал, пытаясь что-то доказать Льюису Хэмилтону. Пока он выступает за Sauber, его главная задача – помогать команде догонять Mercedes AMG. На этот раз не помог. А вот Камуи – красавец!
Toro Rosso: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дэниэл Риккардо | 14 | 10 | 1 | 7 |
Жан-Эрик Вернь | 19 | 13 | 0 | 8 |
Риккардо в последних гонках очень хорош. Вырвать (зачетное) очко у Шумахера в очной борьбе не каждый сможет. Жан-Эрик отличился по-другому – схлопотав штраф за блокировку Бруно Сенны в субботу.
Williams: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 12 | 8 | 4 | 33 |
Бруно Сенна | 16 | 14 | 0 | 25 |
У вас припасена бутылочка хорошего коньяка для особых случаев? Доставайте. Пастор Мальдонадо впервые после майской победы в Барселоне заработал очки. Да, был не так быстр, как обычно, да, не так агрессивен. Но главное – дотерпел. В этот уикенд из «плохих парней» Ф-1 ругали только Грожана. Есть повод отпраздновать. Уикенд Бруно был подпорчен в субботу Вернем и добит самим Сенной в воскресенье в результате столкновения с Нико Росбергом.
Caterham: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Хейкки Ковалайнен | 17 | 15 | 0 | 0 |
Виталий Петров | 22 | 17 | 0 | 0 |
Нормальный уикенд Caterham. Хейкки был лучшим из пилотов «самых молодых» команд чемпионата и финишировал сразу после всех пилотов «старых». Так и должно быть. Гран-при Петрова, напротив, был кошмарным. Ошибка в квалификации отбросила россиянина на 23 место в протоколе, а отказ KERS в гонке не дал возможности побороться с Тимо Глоком.
HRT: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Педро де ла Роса | 20 | 18 | 0 | 0 |
Нараин Картикеян | 24 | сход | 0 | 0 |
Не каждую субботу Педро де ла Роса опережает в квалификации хотя бы одного из пилотов Marussia и Caterham, а тут объехал сразу двоих! Да еще и от Глока отстал на какую-то десятую! В гонке все было не так превосходно, но похвалить HRT можно и за одну только квалификацию. Еще остался коньяк после Мальдонадо?
Marussia: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Тимо Глок | 19 | 16 | 0 | 0 |
Шарль Пик | 21 | сход | 0 | 0 |
Все, что надо, было сделано в Сингапуре. Теперь Marussia остается ждать и надеяться, что сходов до конца чемпионата в группах лидеров и середняков будет не так много. Да и темп у MR01 очень даже ничего. От Ковалайнена на финише Глок отстал менее, чем на десять секунд. И это без KERS.
Следующая остановка
Пора привыкать – теперь гонки Формулы-1 будут проходить практически каждую неделю. Уже в ближайшее воскресенье состоится Гран-при Южной Кореи. Те, кто боялся за интригу в чемпионате, могут вздохнуть спокойно – она жива и здравствует. Всего четыре очка между двумя главными претендентами на титул за пять гонок до конца сезона. Звучит отлично. Беспокоит только темп молодого немецкого парня, который в прошлом году уничтожил интригу задолго до наступления октября...