Все, что угодно
Как машины Toyota прошли через ад Дакара-2017Конечно, песка и дюн в маршруте современных изданий «Дакара» все еще предостаточно. Но помимо них есть узкие каменистые дорожки, больше подходящие классическому ралли, сложнейшие горные участки, десятки речушек, которые надо пролетать вброд, непредсказуемые погодные условия — и все это настолько близко к небу, что его, кажется, можно потрогать рукой.
Шесть из тринадцати дней пилоты и их команды находились выше 3000 метров над уровнем моря. Причем ни о какой плавной акклиматизации речи не шло вообще. Вместо этого организаторы предложили участникам после первых двух коротких, почти разминочных этапов, отправиться в романтическое путешествие между аргентинскими городами Сан-Мигель-де-Тукуман и Сан-Сальвадор-де-Жужуй. Только не надо смеяться над словом «Жужуй», потому что одна из промежуточных точек «Дакара» вообще называется Tupiza. Есть такой городок в Боливии.
Так вот, отрезок Тукуман-Жужуй, третий этап ралли, — это 780 километров по одометру и… 4615 метров по альтиметру.
Четыре с половиной километра вверх!
Для обычного человека задача по выживанию в подобных условиях звучит примерно так: по возможности не забывать дышать. Но у «дакаровцев» все было малость интереснее.
Для начала им предстояло не завязнуть в дюнах из ультрамелкого, похожего на тальк песка под названием феш-феш. Потом, испытывая все более жестокое кислородное голодание, преодолеть несколько сотен километров горных дорог, состоящих из огромных ям, гигантских острых камней и прочих «радостей», способных за пару секунд превратить любую гражданскую машину в некрасивую груду запчастей. Попутные «бонусы» — нечеловеческая тряска в раскаленной кабине, запутанная навигация и острая необходимость оказаться быстрее, чем еще несколько десятков таких же безумцев.
К чему было это длинное вступление? Да просто к тому, чтобы лишний раз напомнить: в мире найдется не так много испытаний, способных по жестокости сравниться с «Дакаром».
Это самая настоящая гонка на выживание, причем ключевое слово здесь — «выживание». Поэтому, незадолго до старта, руководством заводской команды Toyota Gazoo Racing South Africa (TGRSA) — основной ударной силы японской марки — было принято решение использовать прошлогодние полноприводные прототипы Hilux.
Да, новые экспериментальные машины Hilux Evo, построенные по той же агрессивной среднемоторной и заднеприводной схеме, что и багги принципиальных соперников из Peugeot, были уже готовы. Но во время тестов выяснилось, что старые полноприводные пикапы лучше подходят специфике «Дакара» и позволяют везти с собой больше оборудования. А главное, они оказались надежнее и выносливее новых.
3 факта о боевом Toyota Hilux
Поначалу все так и было. Катарец Нассер Аль-Аттия (двукратный победитель «Дакара», двукратный же чемпион WRC2, бронзовый олимпийский призер по стендовой стрельбе и вообще хороший парень с длинным и разнообразным списком наград) присоединился к Toyota в межсезонье, имея одну конкретную цель: повторить собственный успех 2011 и 2015 годов. Не откладывая дело в долгий ящик, Нассер, вместе со своим штурманом Матье Баумелем, сходу стал быстрейшим на первом спецучастке и долго лидировал на втором, лишь под самый конец позволив Себастьяну Лебу на Peugeot опередить себя на символические полторы минуты.
А потом случился тот самый Тукуман-Жужуй.
Казалось, все идет к очередной победе Аль-Аттии: он возглавлял класс внедорожников на протяжении практически всей «боевой» дистанции третьего этапа (а это 364 километров), пока за считанные километры до финиша не зацепил камень на выходе из поворота. Заднее правое колесо срезало с машины, словно острой бритвой, и если бы под катарцем в этот момент был заднеприводный прототип Hilux Evo, на этом гонка наверняка бы и закончилась. А так у Нассера еще сохранялись шансы вернуться в борьбу.
Да, шансы эти были весьма призрачными, но вы же помните, что «Дакар» — это гонка, где может случиться все, что угодно?
Если ты не просыпаешься, не выживаешь и не засыпаешь с мыслью никогда не сдаваться, то здесь тебе просто не место. Поэтому Аль-Аттия положил оторванное колесо на капот своего пикапа, догрузил его кучей камней, чтобы «отвесить» поврежденный угол машины — и с потерей двух часов доковылял до финиша. Как оказалось, лишь для того, чтобы на следующее утро узнать от механиков, что травмы автомобиля оказались несовместимы с дальнейшим движением.
«Дакар» не просто бывает жесток. Как правило, он жесток перманентно. И всем, кто остался в строю, это еще предстояло ощутить на собственной шкуре.
После выбывания Аль-Аттии знамя лидеров Toyota перешло ко второму экипажу TGRSA в составе южноафриканца Жиниэля де Вильерса и немца Дирка фон Зитцевитца. На счету де Вильерса уже есть один дакаровский триумф — в 2009 году — а цвета Toyota он непрерывно защищает с 2012-го. Но на том же злосчастном третьем этапе спортсмены сначала столкнулись с навигационными трудностями (на небрежность организаторов при составлении «дорожных книг» в этом году не жаловался только ленивый), а потом, начав было отыгрываться, потеряли около получаса из-за проблем с бензонасосом. И это была едва ли не самая серьезная механическая поломка среди всех «Тойот» за весь ралли-рейд. Показательно.
Еще один быстрый экипаж Toyota носил полузаводской статус: подготовкой гоночного Hilux занималась бельгийская компания Overdrive. Впрочем, уровень этой подготовки оказался вполне себе высоким, а наличие за рулем опытнейшего испанца Нани Рома, побеждавшего в «Дакаре» один раз на двух и один раз на четырех колесах, внушала надежды на возможный успех.
Памятуя о судьбе своего катарского товарища, ни де Вильерс, ни Рома не стремились атаковать на всю катушку — тем более, что на следующий же день после Аль-Аттии пелотон потерял еще одного фаворита. И тоже из-за горячности. Гонщик Peugeot Карлос Сайнц (отец гонщика Toro Rosso Карлоса Сайнца) в какой-то момент неудачно зацепил внутреннюю бровку поворота, подпрыгнул на ней и уронил свой прототип в пропасть. Сам испанский ветеран и его штурман остались целы и невредимы, в отличие от их машины. И, соответственно, без шансов на дальнейшую борьбу.
В общем, гонщики Toyota рассчитывали навязать борьбу конкурентам за счет тактики, которая всегда оказывается выигрышной на «Дакаре» — стабильности на длинной дистанции. Впереди лежали еще шесть с лишним тысяч километров, половина из которых были боевыми: более чем достаточно, чтобы взять свое если не скоростью, то надежностью. Так, возможно, и случилось бы, если в драматургию «Дакара» не вмешалась погода.
Помните про силу стереотипов? «Дакар», мол, пустынная гонка, проходящая при изнурительной жаре и всепроникающей сухости. Так вот, эти стереотипы сильны даже у участников. Поэтому, когда небеса над Боливией разверзлись мощнейшими ливнями, мало кто оказался к этому по-настоящему готов. Механики, обслуживающие машины на бивуаках, признавались в том, что они отлично готовы к работе с песком и пеклом, но холод, вода и грязь застали их врасплох.
Организаторы со словами: «Мы, конечно, знали, что в Южной Америке погода разнообразная, но это какая-то жесть», не нашли ничего лучше, чем по соображениям безопасности сократить пятый этап и целиком отменить шестой, а затем и девятый — вместо него они решили оказать помощь соседней с бивуаком деревне, которую накрыло сильным оползнем. И их трудно за это винить.
Повлияло ли это на результаты всей гонки? Наверняка. Хотя бы потому, что тот самый девятый этап должен был стать жесточайшей проверкой на надежность, умение работать с навигацией, стойкость и общую удачу: почти 1000 километров за день (406 боевых), причем на 98 процентов проходящих по бездорожью. В официальной программе «Дакара» так и было написано: итоги дня могут стать поворотной точкой в борьбе за победу.
К сожалению для Toyota, надеждам на первые места сбыться было не суждено. Экипажи Жиниеля де Вильерса и Нани Ромы стабильно попадали в топ-3 и топ-5, но гонщики Peugeot были быстры и, что еще важнее, везучи: не считая ранней аварии Сайнца, французский коллектив не столкнулся ни с одной серьезной проблемой и в итоге оккупировал весь пьедестал. Рома и де Вильерс стали четвертым и пятым соответственно, что можно считать неплохим заделом на будущее. Потому что на «Дакаре» может произойти все, что угодно. И потому, что исторически Toyota здесь на самом деле очень успешна.
Зато в категории T2, где соревнуются практически серийные внедорожники, первые три места остались за теми, кто в качестве боевой машины выбрал Land Cruiser 200. Гонщики заводского коллектива Toyota Auto Body — опытнейший француз Кристиан Лавье и молодой японец Акира Миура, только на прошлом «Дакаре» пересевший из штурманского кресла в водительское, — не оставили конкурентам никаких шансов, финишировав с преимуществом в несколько часов! Более того, в генеральной автомобильной классификации они оказались на 23 и 24 месте, опередив почти три десятка куда более серьезно доработанных внедорожников и багги.
Бронза же в дивизионе T2 досталась экипажу Денис Березовский/Алексей Никишев из Казахстана — ребята смогли опередить легендарного Хавьера Фоя, для которого этот «Дакар» был уже двадцать седьмым (!) в жизни. И да, все они тоже ехали на Toyota. Как и организаторы марафона: Toyota выступила официальным партнером гонки и предоставила машины для перемещения по маршруту. Наконец, вот еще одна цифра: до финиша ралли-рейда в этом году добралось 57 автомобилей. И 28 из них были марки Toyota. Половина!
Поэтому японцы обязательно вернутся сюда в 2018 году и снова попробуют победу в высшем дивизионе. И у них наверняка снова будет на руках все необходимое для успеха: машины, пилоты, команда, настрой. Дело останется разве что за везением, без которого, как ни старайся, в длинных гонках никуда. Особенно на «Дакаре». Где случиться может все, что угодно.