Бесславные попытки
Марки, не добившиеся успеха в чемпионате мира по ралли/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Они выигрывали в Формуле-1, десятилетиями громили соперников в Ле-Мане и безоговорочно доминировали на «Дакаре». Но объединяет их не только история побед. «Мотор» собрал в одну компанию марки, которые ничего не добились в чемпионате мира по ралли. Хоть и пытались.
За 40-летнюю историю WRC многие производители успели создать себе неплохой имидж именно в чемпионате мира по ралли. Успехи Audi с quattro дали возможность ингольштадтцам считать себя ровней Mercedes-Benz и BMW. Благодаря ралли, поклонники автомобильного спорта уже никогда не забудут о Lancia Stratos и Delta Integrale. На наших глазах переписывают историю Себастьен Леб и Citroen. Но покорить WRC удавалось далеко не всем.
BMW
Старт единственной в истории BMW масштабной кампании по участию в ралли был дан в начале 1970-х, когда баварцы занимались продвижением модели 2002. Для этой цели в 1971 году было создано отдельное раллийное подразделение. Возглавил его чемпион Западной Германии по ралли 1969 и 1970 годов Хельмут Бейн.
Раллийную машину оснастили двигателем мощностью 120 лошадиных сил с двумя карбюраторами, пятиступенчатой коробкой передач, и в том же 1971 году выпустили на старт. Лучшим результатом в дебютном сезоне стало третье место экипажа заводской команды на Alpine Rally, входившего в зачет Международного чемпионата для производителей (собственно WRC начал проводиться лишь в 1973 году).
В 1972 году BMW удачно выступила на Ралли Акрополис. Три баварские 2002-е тогда финишировали в десятке сильнейших. Но главные победы у мюнхенцев были впереди. В 1973, в первом же сезоне только что учрежденного чемпионата мира, к BMW пришел первый серьезный успех. Ахим Вармбольд и Джон Дэйвинпорт выиграли португальское 6º TAP Rallye. В том же году Вармбольд победил и на Alpine Rally. Причем его штурманом был нынешний глава Международной автомобильной федерации Жан Тодт.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Этих успехов пилоты добились выступая на доработанной версии 2002, получившей индекс «ti». Машина получила систему впрыска топлива, дававшую двигателю дополнительные 10 лошадиных сил, а также улучшенную ходовую и увеличенные передние дисковые тормоза. Автомобиль создавался в условиях ограниченного бюджета, что, впрочем, почти не сказалось на результатах. Но главные надежды в Мюнхене связывали с BMW 2002 Turbo, разработка которой велась параллельно. Увы, выйти на старт этому автомобилю так и не было суждено. С началом нефтяного кризиса в октябре 1973 года BMW приняла решение закрыть раллийную программу и сосредоточиться на выступлениях в кольцевых соревнованиях. Машина, которая должна была произвести революцию в мире автомобильного спорта, так и не приняла участие ни в одной гонке.
Volkswagen
В 2013 году «Народная марка» начнет полноценную кампанию в чемпионате мира по ралли. Более того, Volkswagen Polo WRC готов выйти на старт уже в конце этого года. С ним немцы, возможно, одержат в чемпионате мира немало побед – предпосылки для этого есть. Но мало кто помнит, что заводской коллектив Volkswagen уже принимал участие в гонках WRC. И первая попытка вышла не слишком удачной.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Volkswagen Polo WRC
Если сейчас Volkswagen начинает свою раллийную программу после смены регламента, написанного как раз для привлечения новых производителей, то в 1980-х годах правила были не так стабильны. И именно это в итоге сыграло против Volkswagen.
Заводской коллектив VW дебютировал в чемпионате на Ралли Монте-Карло 1986 года. Немцы выставили на старт Volkswagen Golf GTI 16v Группы «А». Основной в первенстве к тому моменту была Группа «В», поэтому на победы в абсолютном зачете заводские экипажи "Фольксвагена" не претендовали. Однако свой чемпионат, специально учрежденный для пилотов на машинах Группы «А», Volkswagen выиграла. Кеннет Эрриксон и Петтер Дикман завоевали титул в зачете для экипажей, а сама марка стала третьей в первенстве производителей.
В 1987 году Группа «В» была запрещена – после многочисленных аварий, в одной из которых погиб талантливый финский пилот Хенри Тойвонен, FIA изменила регламент. Основной в чемпионате стала Группа «А», но Volkswagen от этого только проиграл. Немцы не смогли навязать конкуренцию маркам, подготовившим более быстрые автомобили: по правилам, в соревнованиях могли участвовать лишь доработанные серийные автомобили, и переднеприводный Golf GTI не имел шансов соперничать с полноприводными монстрами от Lancia и Toyota. Подходящей модели, чтобы создать чемпионский автомобиль, у Volkswagen еще не было.
Тем не менее, немцы добыли в сезоне 1987 года пять подиумов и выиграли одну гонку. Эрикссон на пару с Эрвином Вебером финишировали первыми на Ралли Кот-д'Ивуар. Эта победа пока остается единственной для Volkswagen в абсолютном зачете на этапах WRC. Поняв, что бороться с соперниками не удастся, VW покинул чемпионат мира. Как оказалось, для того, чтобы вернуться спустя четверть века.
Ferrari
Казалось бы, Ferrari и ралли – понятия несовместимые, однако в начале 1970-х годов автомобили из Маранелло пользовались неплохим спросом у частных раллийных команд.
Именно об этом известный французский раллист Жан-Клод Андрюэ как-то рассказал своему другу Даниэлю Морину, менеджеру французского дилера Ferrari. Андрюэ отлично знал, о чем говорил, ведь именно он финишировал первым на ралли Tour de France 1972 года за рулем Ferrari Daytona. Вдохновленный разговором, Морин отправился в Маранелло, где получил одобрение со стороны Энцо Феррари на создание заводской раллийной программы.
Разработкой автомобиля занялась компания Michelotti. Так появилась раллийная версия Ferrari 308 GTB. Первый же старт машины на ралли в Монце завершился победой. В 1982 году Жан-Клод Андрюэ финишировал на ней вторым в Tour de Corse, а в 1984 году 308 GTB принесла титул чемпиона Испании Антонио Занини.
Успехи раллистов-частников привели к тому, что вскоре в Ferrari взялись за разработку модели 288 GTO, которая должна была стать основой для машины группы «B». Автомобиль, создаваемый на базе 308 GTB, стал агрессивнее благодаря увеличенной колесной базе и расширившимся крыльям. Купе оснащались V-образной «восьмеркой», объемом 2,8 литра мощностью 650 лошадиных сил с двойным турбонаддувом.
Всего итальянцы успели построить четыре раллийных шасси 288 GTO и партию в 272 дорожных машины – это требовалось для прохождения процедуры омологации. Но история автомобиля закончилась, так по сути и не начавшись: запрет группы «В» поставил крест на раллийной программе Ferrari. 288 GTO стала музейным экспонатом, а технологии, использованные при ее разработке, затем пригодились при проектировании Ferrari F40.
Porsche
Porsche никогда не выступала в ралли с заводской командой. Автомобили и без того отлично раскупались клиентами, а серьезная программа потребовала бы больших финансовых вливаний. Тем не менее, некоторым частникам, выступавшим на Porsche, марка оказывала заводскую поддержку.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
История выступлений Porsche в ралли началась еще в 1960-х годах. В 1965-м было омологировано несколько моделей, в числе которых была и 912 с двигателем от Porsche 356 SC. На такой машине Вик Элфорд финишировал третьим на Ралли Монте-Карло 1967 года, а Бьорн Вальдегард на Porsche 911T выиграл сразу три престижные гонки: Ралли Швеции 1968 года, а также дважды Ралли Монте-Карло в 1969 и 1970 годах.
К старту чемпионата мира в 1973 году Porsche подготовила Carrera RS 2.7, гоночный вариант 2.4-литрового 911 S. Несмотря на подиум Лео Киннунена на Ралли 1000 озер, в том же году машина уступила место еще более быстрому купе 911 RS 3.0. На Ралли Сафари 1974 года Вальдегард за ее рулем финишировал вторым. Но на этом успехи закончились. Лишь в 1978 году к марке пришла первая победа в WRC. Жан-Пьер Николя за рулем все той же машины выиграл Ралли Монте-Карло.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Ралли Монте-Карло 1978 года.
Модель 911 SC 3.0 не оправдала надежд. Вальдегард лидировал в Ралли Сафари, но из-за проблем с подвеской добрался до финиша лишь пятым. За рулем еще одной такой же машины Вик Престон-младший закончил гонку вторым.
В 1984 появилась версия 911 SC RS, но, обладая мощностью, чтобы на равных бороться с лидерами, автомобиль часто подводила подвеска. Компании Prodrive, которая тогда при поддержке Rothmans занималась подготовкой этих машин, все-таки удалось одержать вместе с Porsche несколько побед. Однако основные успехи пришлись на ближневосточные чемпионаты. В WRC Porsche так ничего по сути и не добилась.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Porsche 959 – последний раллийный автомобиль компании в XX веке. Машина разрабатывалась по правилам группы «В» и оснащалась двигателем с двойным турбонаддувом. По разным данным, мощность мотора составляла от 450 до 600 лошадиных сил. Однако в итоге автомобиль вышел на старт этапов WRC лишь трижды. Запрет группы «В» поставил крест и на этом проекте. Вскоре Prodrive прекратила свое сотрудничество с Porsche, переключившись на MG, а вслед за этим от немцев к англичанам ушел и Rothmans. С конца 1986 года полузаводские Porsche больше не выходили на старт гонок WRC, хотя в национальных европейских чемпионатах раллийные 911-е встречаются довольно часто.
Nissan
Японская марка дважды пыталась покорить WRC, и оба раза – неудачно. Свои выступления в чемпионате мира по ралли Nissan начала с Silvia 240 RS в 1983 году. Автомобиль был построен по требованиям Группы «В» и оснащался двигателем объемом 2,4 литра. Он выпускался с 1983 по 1985 годы и в этот же период был официальным автомобилем Nissan в WRC. Правда, серьезных успехов марка не добилась. Лучшим результатом Silvia 240 RS стало второе место на Ралли Новой Зеландии 1983 года.
Вторая попытка была предпринята в 1991 году. Nissan выставил на старт «заряженную» версию модели Sunny – GTi-R. Автомобиль получил существенно измененный кузов, 2-литровый двигатель мощностью 220 лошадиных сил и полноприводную трансмиссию. На его базе и была построена раллийная версия. Но успешными выступления не были сразу по нескольким причинам: из-за большого веса автомобиль был тяжел в управлении, а интеркулер имел не слишком удачное расположение. Плюс ко всему, сказался отказ от сотрудничества с ведущим поставщиком шин.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
В 1997 году раллийная программа Nissan была закрыта и о том, чтобы вернуться в WRC в третий раз японцы пока не помышляют.