Опубликовано 21 августа 2012, 17:31

Бесславные попытки

Марки, не добившиеся успеха в чемпионате мира по ралли
Они выигрывали в Формуле-1, десятилетиями громили соперников в Ле-Мане и безоговорочно доминировали на «Дакаре». Но объединяет их не только история побед. «Мотор» собрал в одну компанию марки, которые ничего не добились в чемпионате мира по ралли. Хоть и пытались.
Фотографии компаний BMW, Porsche, Volkswagen и с сайта rallymania.forumfree.it
Фотографии компаний BMW, Porsche, Volkswagen и с сайта rallymania.forumfree.it

Они выигрывали в Формуле-1, десятилетиями громили соперников в Ле-Мане и безоговорочно доминировали на «Дакаре». Но объединяет их не только история побед. «Мотор» собрал в одну компанию марки, которые ничего не добились в чемпионате мира по ралли. Хоть и пытались.

За 40-летнюю историю WRC многие производители успели создать себе неплохой имидж именно в чемпионате мира по ралли. Успехи Audi с quattro дали возможность ингольштадтцам считать себя ровней Mercedes-Benz и BMW. Благодаря ралли, поклонники автомобильного спорта уже никогда не забудут о Lancia Stratos и Delta Integrale. На наших глазах переписывают историю Себастьен Леб и Citroen. Но покорить WRC удавалось далеко не всем.

BMW

Старт единственной в истории BMW масштабной кампании по участию в ралли был дан в начале 1970-х, когда баварцы занимались продвижением модели 2002. Для этой цели в 1971 году было создано отдельное раллийное подразделение. Возглавил его чемпион Западной Германии по ралли 1969 и 1970 годов Хельмут Бейн.

Раллийную машину оснастили двигателем мощностью 120 лошадиных сил с двумя карбюраторами, пятиступенчатой коробкой передач, и в том же 1971 году выпустили на старт. Лучшим результатом в дебютном сезоне стало третье место экипажа заводской команды на Alpine Rally, входившего в зачет Международного чемпионата для производителей (собственно WRC начал проводиться лишь в 1973 году).

В 1972 году BMW удачно выступила на Ралли Акрополис. Три баварские 2002-е тогда финишировали в десятке сильнейших. Но главные победы у мюнхенцев были впереди. В 1973, в первом же сезоне только что учрежденного чемпионата мира, к BMW пришел первый серьезный успех. Ахим Вармбольд и Джон Дэйвинпорт выиграли португальское 6º TAP Rallye. В том же году Вармбольд победил и на Alpine Rally. Причем его штурманом был нынешний глава Международной автомобильной федерации Жан Тодт.

Бесславные попытки

Этих успехов пилоты добились выступая на доработанной версии 2002, получившей индекс «ti». Машина получила систему впрыска топлива, дававшую двигателю дополнительные 10 лошадиных сил, а также улучшенную ходовую и увеличенные передние дисковые тормоза. Автомобиль создавался в условиях ограниченного бюджета, что, впрочем, почти не сказалось на результатах. Но главные надежды в Мюнхене связывали с BMW 2002 Turbo, разработка которой велась параллельно. Увы, выйти на старт этому автомобилю так и не было суждено. С началом нефтяного кризиса в октябре 1973 года BMW приняла решение закрыть раллийную программу и сосредоточиться на выступлениях в кольцевых соревнованиях. Машина, которая должна была произвести революцию в мире автомобильного спорта, так и не приняла участие ни в одной гонке.

Volkswagen

В 2013 году «Народная марка» начнет полноценную кампанию в чемпионате мира по ралли. Более того, Volkswagen Polo WRC готов выйти на старт уже в конце этого года. С ним немцы, возможно, одержат в чемпионате мира немало побед – предпосылки для этого есть. Но мало кто помнит, что заводской коллектив Volkswagen уже принимал участие в гонках WRC. И первая попытка вышла не слишком удачной.

Volkswagen Polo WRC

Volkswagen Polo WRC

Если сейчас Volkswagen начинает свою раллийную программу после смены регламента, написанного как раз для привлечения новых производителей, то в 1980-х годах правила были не так стабильны. И именно это в итоге сыграло против Volkswagen.

Заводской коллектив VW дебютировал в чемпионате на Ралли Монте-Карло 1986 года. Немцы выставили на старт Volkswagen Golf GTI 16v Группы «А». Основной в первенстве к тому моменту была Группа «В», поэтому на победы в абсолютном зачете заводские экипажи "Фольксвагена" не претендовали. Однако свой чемпионат, специально учрежденный для пилотов на машинах Группы «А», Volkswagen выиграла. Кеннет Эрриксон и Петтер Дикман завоевали титул в зачете для экипажей, а сама марка стала третьей в первенстве производителей.

В 1987 году Группа «В» была запрещена – после многочисленных аварий, в одной из которых погиб талантливый финский пилот Хенри Тойвонен, FIA изменила регламент. Основной в чемпионате стала Группа «А», но Volkswagen от этого только проиграл. Немцы не смогли навязать конкуренцию маркам, подготовившим более быстрые автомобили: по правилам, в соревнованиях могли участвовать лишь доработанные серийные автомобили, и переднеприводный Golf GTI не имел шансов соперничать с полноприводными монстрами от Lancia и Toyota. Подходящей модели, чтобы создать чемпионский автомобиль, у Volkswagen еще не было.

Тем не менее, немцы добыли в сезоне 1987 года пять подиумов и выиграли одну гонку. Эрикссон на пару с Эрвином Вебером финишировали первыми на Ралли Кот-д'Ивуар. Эта победа пока остается единственной для Volkswagen в абсолютном зачете на этапах WRC. Поняв, что бороться с соперниками не удастся, VW покинул чемпионат мира. Как оказалось, для того, чтобы вернуться спустя четверть века.

Ferrari

Казалось бы, Ferrari и ралли – понятия несовместимые, однако в начале 1970-х годов автомобили из Маранелло пользовались неплохим спросом у частных раллийных команд.

Именно об этом известный французский раллист Жан-Клод Андрюэ как-то рассказал своему другу Даниэлю Морину, менеджеру французского дилера Ferrari. Андрюэ отлично знал, о чем говорил, ведь именно он финишировал первым на ралли Tour de France 1972 года за рулем Ferrari Daytona. Вдохновленный разговором, Морин отправился в Маранелло, где получил одобрение со стороны Энцо Феррари на создание заводской раллийной программы.

Разработкой автомобиля занялась компания Michelotti. Так появилась раллийная версия Ferrari 308 GTB. Первый же старт машины на ралли в Монце завершился победой. В 1982 году Жан-Клод Андрюэ финишировал на ней вторым в Tour de Corse, а в 1984 году 308 GTB принесла титул чемпиона Испании Антонио Занини.

Успехи раллистов-частников привели к тому, что вскоре в Ferrari взялись за разработку модели 288 GTO, которая должна была стать основой для машины группы «B». Автомобиль, создаваемый на базе 308 GTB, стал агрессивнее благодаря увеличенной колесной базе и расширившимся крыльям. Купе оснащались V-образной «восьмеркой», объемом 2,8 литра мощностью 650 лошадиных сил с двойным турбонаддувом.

Всего итальянцы успели построить четыре раллийных шасси 288 GTO и партию в 272 дорожных машины – это требовалось для прохождения процедуры омологации. Но история автомобиля закончилась, так по сути и не начавшись: запрет группы «В» поставил крест на раллийной программе Ferrari. 288 GTO стала музейным экспонатом, а технологии, использованные при ее разработке, затем пригодились при проектировании Ferrari F40.

Porsche

Porsche никогда не выступала в ралли с заводской командой. Автомобили и без того отлично раскупались клиентами, а серьезная программа потребовала бы больших финансовых вливаний. Тем не менее, некоторым частникам, выступавшим на Porsche, марка оказывала заводскую поддержку.

Бесславные попытки

История выступлений Porsche в ралли началась еще в 1960-х годах. В 1965-м было омологировано несколько моделей, в числе которых была и 912 с двигателем от Porsche 356 SC. На такой машине Вик Элфорд финишировал третьим на Ралли Монте-Карло 1967 года, а Бьорн Вальдегард на Porsche 911T выиграл сразу три престижные гонки: Ралли Швеции 1968 года, а также дважды Ралли Монте-Карло в 1969 и 1970 годах.

К старту чемпионата мира в 1973 году Porsche подготовила Carrera RS 2.7, гоночный вариант 2.4-литрового 911 S. Несмотря на подиум Лео Киннунена на Ралли 1000 озер, в том же году машина уступила место еще более быстрому купе 911 RS 3.0. На Ралли Сафари 1974 года Вальдегард за ее рулем финишировал вторым. Но на этом успехи закончились. Лишь в 1978 году к марке пришла первая победа в WRC. Жан-Пьер Николя за рулем все той же машины выиграл Ралли Монте-Карло.

Ралли Монте-Карло 1978 года.

Ралли Монте-Карло 1978 года.

Модель 911 SC 3.0 не оправдала надежд. Вальдегард лидировал в Ралли Сафари, но из-за проблем с подвеской добрался до финиша лишь пятым. За рулем еще одной такой же машины Вик Престон-младший закончил гонку вторым.

В 1984 появилась версия 911 SC RS, но, обладая мощностью, чтобы на равных бороться с лидерами, автомобиль часто подводила подвеска. Компании Prodrive, которая тогда при поддержке Rothmans занималась подготовкой этих машин, все-таки удалось одержать вместе с Porsche несколько побед. Однако основные успехи пришлись на ближневосточные чемпионаты. В WRC Porsche так ничего по сути и не добилась.

Бесславные попытки

Porsche 959 – последний раллийный автомобиль компании в XX веке. Машина разрабатывалась по правилам группы «В» и оснащалась двигателем с двойным турбонаддувом. По разным данным, мощность мотора составляла от 450 до 600 лошадиных сил. Однако в итоге автомобиль вышел на старт этапов WRC лишь трижды. Запрет группы «В» поставил крест и на этом проекте. Вскоре Prodrive прекратила свое сотрудничество с Porsche, переключившись на MG, а вслед за этим от немцев к англичанам ушел и Rothmans. С конца 1986 года полузаводские Porsche больше не выходили на старт гонок WRC, хотя в национальных европейских чемпионатах раллийные 911-е встречаются довольно часто.

Nissan

Японская марка дважды пыталась покорить WRC, и оба раза – неудачно. Свои выступления в чемпионате мира по ралли Nissan начала с Silvia 240 RS в 1983 году. Автомобиль был построен по требованиям Группы «В» и оснащался двигателем объемом 2,4 литра. Он выпускался с 1983 по 1985 годы и в этот же период был официальным автомобилем Nissan в WRC. Правда, серьезных успехов марка не добилась. Лучшим результатом Silvia 240 RS стало второе место на Ралли Новой Зеландии 1983 года.

Вторая попытка была предпринята в 1991 году. Nissan выставил на старт «заряженную» версию модели Sunny – GTi-R. Автомобиль получил существенно измененный кузов, 2-литровый двигатель мощностью 220 лошадиных сил и полноприводную трансмиссию. На его базе и была построена раллийная версия. Но успешными выступления не были сразу по нескольким причинам: из-за большого веса автомобиль был тяжел в управлении, а интеркулер имел не слишком удачное расположение. Плюс ко всему, сказался отказ от сотрудничества с ведущим поставщиком шин.

Бесславные попытки

В 1997 году раллийная программа Nissan была закрыта и о том, чтобы вернуться в WRC в третий раз японцы пока не помышляют.