Забытые советские внедорожники
Супер-Москвич, советский «кроссовер» и другая малоизвестная полноприводная экзотикаПопросите человека, который имеет хотя бы поверхностные знания об автомобилях, назвать две-три полноприводные машины из Советского Союза. В ответ услышите предсказуемые варианты: Нива, «Буханка» или, на худой конец, «Шишига». Разумеется, это лишь верхушка айсберга. Даже если отсечь автомобили для военных нужд, сумрачный гений советских инженеров в свое время создал как минимум шесть необычных полноприводных моделей.
ГАЗ-61-73
Один военный автомобиль все же стоит упомянуть, ведь именно с него началась история полноприводных советских машин, которые не были сугубо утилитарными. Более того – ГАЗ-61-73 с натяжкой можно назвать первым в мире премиум-внедорожником, ведь, в отличие от всех тогдашних полноприводников, он предлагал пассажирам относительный комфорт и полноценную крышу над головой.
/imgs/2018/08/20/09/2357057/c9c6cd75333dafa5fa10deb599579024cc1ea152.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357056/0dfa6e46b0696ecca65c7eee585852c8bfb29f42.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357055/cf6757281d4f14d429ef5db80c9e019717608976.jpg)
За время Второй мировой войны было произведено 194 подобных машины, совмещающие кузов от ГАЗ-М1, шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-11, коробку передач ГАЗ-АА и ШРУСы Bendix-Weiss. Опыт, полученный при создании этого штабного автомобиля, был использован при создании почти всех полноприводников СССР.
ЗиС-110Ш/110П
Система полного привода оказалась востребованной и после войны. Первым легковым автомобилем, который ее примерил, стал представительский ЗиС-110 с индексом «Ш» (природа этого индекса до сих пор точно не установлена — скорее всего, «Ш» означает «штабной»: автомобиль, вероятно, задумывался с прицелом на военную эксплуатацию). Увы, дорогой и сложный автомобиль с компонентами от грузового Dodge WC и с неплохими внедорожными способностями Сталину был не интересен… в отличие от «дорогого Никиты Сергеевича».
/imgs/2018/08/20/09/2357071/a35af516b79a0f76db3e7794d8189c04bcd61b0e.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357069/845b83ad1879111285ba97436d75d9cad816a187.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357070/fddc0afc27eacb48f94e82fae83ad1496b475f3e.jpg)
Для него позднее построили несколько экземпляров ЗиС-110П — уже с отечественными трансмиссией и шасси, а также увеличенным топливным баком. Согласно разным источникам, построили от 3 до 47 экземпляров 110П. До наших дней дожил самый редкий из них – парадный фаэтон.
ГАЗ-М72
Первым полноприводным автомобилем, который более-менее «ушел в массы», стала полноприводная Победа, именуемая ГАЗ-М72. Ее же многие называют первым в мире кроссовером. И небезосновательно: несущая конструкция кузова была дополнена трансмиссией и шасси вездехода ГАЗ-69, что вылилось в необычный седан с огромным клиренсом (210 миллиметров) и отменной проходимостью.
/imgs/2018/08/20/09/2357074/dfd86cd53cc67902faa90b0cdd958dabec0ba702.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357072/bebba04aa6e5b6e28769c0074f2e6280f4b1b734.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357073/c6f81bf20245b43f27f148b0d42ee747c78d5b20.jpg)
С 1955 по 1958 год Горьковский автозавод небольшими партиями (около полутора тысяч машин в год) выпустил 4677 автомобилей М72. Эксплуатировали их в основном лесники.
ГАЗ-22 (4х4)
История полноприводного универсала на базе первой Волги окутана туманом. Что известно точно – Горьковский автозавод к созданию этого «кроссовера» прямого отношения не имеет и, скорее всего, его создали инженеры одного из советских авторемонтных заводов. Поговаривают, что машина была построена в единственном экземпляре путем скрещивания ГАЗ-22 и М72, а заказчиком был сам Леонид Ильич Брежнев – просто такой вариант был удобнее для охоты, чем внедорожная Победа.
Уже в постсоветский период нечто подобное начали делать и отечественные «Кулибины».
ГАЗ-24-95
Заводская внедорожная Волга появилась в середине 70-х, когда кузов 24-ой поженили с агрегатной базой УАЗ-469 (за исключением двигателя, который остался стандартным). Как и М72, машина была лишена рамы, а потому имела существенно ужесточенный кузов.
/imgs/2018/08/20/09/2357076/23d3197fb034891bd207bff417262a67a869289a.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357077/2b5238017ace622d195d4e84983f403773f1c317.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357078/cfd46572deaaaee8f6e08209b1d39f824450f091.jpg)
В отличие от внедорожной Победы, экземпляры 24-95 можно было пересчитать по пальцам одной руки, при этом все пять автомобилей использовались по назначению – в сельхозугодиях или лесничествах. Одна из машин обслуживала охотничью дачу Брежнева в Завидово.
Москвич-410/410Н/411
Последний по списку, но не по значению — полноприводный Москвич, который выпускался как в кузове седан, так и универсал с 1957 по 1961 год. Из всех вышеперечисленных автомобилей вероятность встретить этот наиболее высока – их построили около 9 тысяч штук, причем многие экземпляры дожили до наших дней.
/imgs/2018/08/20/09/2357079/1c1a69b02aa5d37061541c15e55be2a216e765be.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357080/f1d47753d38c7347771aa8ea1cbe7399d35e0013.jpg)
/imgs/2018/08/20/09/2357081/1999ddc58c22df6d6fe8695eda132091501eae14.jpg)
Хотя супер-Москвич неплохо себя чувствовал на бездорожье благодаря полноценному полному приводу с двухступенчатой «раздаткой», ряд врожденных недостатков у него все же был: слишком слабые моторы, недостаточно жесткий кузов и высокая склонность к опрокидыванию.