От одного до шести
Легковушки с необычным количеством и расположением колесВ последнее время автопроизводители больше экспериментируют с силовыми установками, типами кузовов и информационно-развлекательными прибамбасами, а вот в отношении ходовой пришли к общему знаменателю: мол, есть четыре колеса – и за сим все, приговор обжалованию не подлежит. Но сперва были сотни и тысячи экспериментов, которые заслуживают самого пристального внимания.
В последнее время автопроизводители больше экспериментируют с силовыми установками, типами кузовов и информационно-развлекательными прибамбасами, а вот в отношении ходовой пришли к общему знаменателю: мол, есть четыре колеса – и за сим все, приговор обжалованию не подлежит. Но сперва были сотни и тысячи экспериментов, которые заслуживают самого пристального внимания.
Одноколесный автомобиль
Чарльз Ф. Тейлор (1916-1997) был одним из тех мечтателей, которые уверены, что совершенство конструкции – в ее простоте. Почти всю свою жизнь он посвятил созданию автомобиля с единственным (!) колесом, и у него это, в каком-то смысле, даже получилось: два прототипа, построенных Тейлором, были ходовыми, и он частенько испытывал их на участке дороги перед домом. В 1964 конструктор запатентовал свои творения, но продолжал мечтать о полноценном одноколесном автомобиле (как изображен на фотографии). Увы, построить такой Тейлору так и не удалось.
/imgs/2018/05/11/11/2267084/95f07fb87833699396f0f82c90a0acda682a20a8.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267083/740bb5da98981b0f4ba5e0a915e4e4efd6a6837f.jpg)
Двухколесный автомобиль (гирокар)
Гирокар до сих пор кажется чем-то невероятным, даже космическим, а меж тем полностью ходовой экземпляр такой машины был представлен еще в 1914 году статским советником и талантливым изобретателем Петром Петровичем Шиловским. Его автомобиль, массой под три тонны, стабилизировался на двух колесах благодаря гироскопическому эффекту, производимого 600-килограммовым маховиком, и был вполне устойчив даже на крутых виражах. Впоследствии к идее гирокаров приходила компания Ford с их концепт-каром Gyron 1961 года, а также стартап Lit Motors, в модели С1 которого используются два гироскопа. У последнего, кстати, до сих пор есть шансы стать серийным.
/imgs/2018/05/11/11/2267085/718c7a161c7d0cbdc3e8860127c77cd06cd58284.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267086/63c50dab495e81c3b16150d2e81628a249e1570d.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267087/ccc45510fd270f42db99ac8c43de2ea7f29b9c6c.jpg)
Автомобиль с дельтовидным шасси
После Второй мировой войны трехколесные автомобили с дельтовидным шасси были очень популярны в странах Западной Европы: Великобритании, Франции, Испании… Несмотря на чахлые моторы и неустойчивую конструкцию, они дарили ощущение полноценного автомобиля за минимальные деньги, чем подкупили огромное число людей. В Великобритании подобные машины выпускались вплоть до начала XXI века, так как на них был спрос – наверное, больше вызванный традицией (как почитать газету за чашкой кофе с утра), чем здравым расчетом. Сейчас дельтовидная схема встречается, в основном, на моделях автомобилей, которые ведут свое существование от грузовых мотоциклов и моторикш. Но не будем забывать, что первая мотоколяска Карла Бенца тоже была трехколесной.
/imgs/2018/05/11/11/2267089/e8fb775a8415ce5942adb2dbdb168a0fb61f1056.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267090/237a27215e38b54e409133b29d9659289b8f46b9.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267091/eecc67776b569eb5ce1c340df6fd750b01506b17.jpg)
Автомобиль с «обратной дельтой» шасси
А вот концепция обратной дельты живее всех живых – не в последнюю очередь благодаря Morgan 3-Wheeler, который, несмотря на нескромную цену, успешно продается по сей день. Такая схема устойчивее в поворотах, чем традиционная дельта, но проигрывает ей по площади сцепления колес(а) ведущей оси (в случае с тремя колесами ведущей, обычно, является задняя ось, но есть исключения – например, машина Elio с последнего снимка). С обратной дельтой частенько используется и механизм наклона автомобиля в поворотах, как у мотоцикла – например, на концепте Mercedes F300 Life Jet или на Toyota i-Road.
/imgs/2018/05/11/11/2267092/c10f969734d97cdbc9a9f6c09ede0cf7ca3a0bcf.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267093/680458b155b35ea4091a468bacd085a68dcb5785.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267094/c1198c5090d9ed2c73419ee5880a7d8b37eff144.jpg)
Ромбовидные автомобили
Такие машины существуют на уровне прототипов, как и гирокары. Об одном из них, Alamagny Rhomboid, мы даже рассказывали нашим читателям. На первый взгляд, у такой схемы нет преимуществ, но это не так: она стабильнее, чем традиционная дельта, но, в то же время, проста и дешева, так как не требует еще одной полной двухколесной оси со сложной подвеской, ведь сгодятся две передние подвески от среднестатистического мотоцикла. После Rhomboid к необычному шасси возвращались американцы с прототипом Aurora (на втором изображении), а еще позже – китайцы со своим Changfeng Rhombus.
/imgs/2018/05/11/11/2267095/0119370d691559cb75b51e20e94cc7f2fc1eafc9.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267097/cb27a6f95b8f38fa3407c583b9166dd037a3cf1d.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267096/80c51844cc0b4c88c71c11983b431946ea091ac3.jpg)
Пятиколесные автомобили
Это, скорее, маленький оффтоп: пятое колесо, которое, в данном случае, большую часть времени хранилось в багажнике, не участвовало в езде по дорогам, а только помогало припарковаться в узких местах. Опускающееся вниз колесо существенно упрощало парковку, но сам механизм был слишком тяжелым, ненадежным, дорогим, непрактичным и, в конце концов, крайне изнурительным для передних шин, поэтому широкой популярности не получил. Пик популярности «пяти колес» пришелся на 50-е годы в США. Механизм устанавливали, в основном, на большие автомобили премиум-класса, вроде Cadillac (https://www.youtube.com/watch?v=ki9otMeiRP0).
/imgs/2018/05/11/11/2267099/941f2ac95d8c380e9ba5f13637482e52f39ee974.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267098/83bf428988fde3492360c2093e7f32ca7fd964ba.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267100/2aee3c97f72ad77b9ca0bcf099a6fbf403136d77.jpg)
Шестиколесные автомобили
И в данном случае имеются ввиду не трехосные грузовики или автобусы, а легковые (даже спортивные) автомобили, у которых «сдвоенная тележка» находится спереди. Теоретически, такая схема дает преимущества за счет увеличения площади пятна контакта передней части авто с поверхностью дороги, но реально значимой выгоды за шестью колесами замечено так и не было, ведь машины всегда становились тяжелее и сложнее технически. Самым ярким автомобилем с подобным шасси стал Tyrrell P34 – гоночный болид класса Формулы 1, завоевавший победу на Гран-При Швеции 1976 года. Менее известные представители – кабриолет Panther 6, а также купе Covini C6W.
/imgs/2018/05/11/11/2267102/76922a08c2da54201cbd630706e07097c32a627e.jpg)
/imgs/2018/05/11/11/2267101/60dcd8df1e8701256f796c1842320f0f99849f72.jpg)
/imgs/2018/05/31/07/2285427/e9ee236db5021bd33d211e9862ccc7a717dd35d1.jpg)