Десятка очень злых Логанов
Renault Logan не узнать: как бюджетную повозку превращали в снаряд для петролхедовЛюбимец провинциальных таксистов, пенсионеров-дачников и начинающих водителей-чайников: вот каким мы привыкли видеть Renault Logan. Непритязательный румыно-французский седанчик, самое вдохновляющее в котором — это невысокая цена, надёжность и доступное обслуживание. В общем, «динамика», «азарт» и «удовольствие от вождения» для него — понятия из другой вселенной. Однако герои нашего сегодняшнего материала доказывают: даже Logan можно превратить в настоящий генератор адреналина!
Dacia Logan S2000
В середине двухтысячных, когда производство Логана ещё только стартовало, подразделение Renault Sport Technologies взялось за подготовку седанчика для участия в ралли. Причём не в каком-нибудь бюджетном классе для начинающих спортсменов, а в категории «Super 2000». То есть Logan S2000 получил двухлитровый атмосферный мотор мощностью около 270 л.с., полноприводную трансмиссию Sadev с 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач и полностью перекроенную подвеску — стойки «МакФерсон» на оригинальных подрамниках спереди и сзади.
Раллисты на таких машинах должны были сражаться с соперниками на похожей технике других производителей — Fiat Grande Punto S2000, Ford Fiesta S2000, Peugeot 207 S2000, Škoda Fabia S2000. Эта техника позволяла претендовать на победу в абсолютном зачёте в национальных чемпионатах, в престижном мировом первенстве Intercontinental Rally Challenge, во втором дивизионе чемпионата мира WRC. В 2005 году раллийный супер-Логан прошёл серию тестов, в ходе которых им занимался известный французский раллист Симон Жан-Жозеф. Но... «в верхах» концерна Renault решили, что бюджетному бренду Dacia такое ни к чему, и дальше финансировать проект не стали — омологацию на Logan S2000 так и не оформили, производство разворачивать не стали. От проекта осталось лишь несколько фотографий с тестов...
Dacia Logan RS 2.0
Не секрет, что Logan создавался как своего рода конструктор, с использованием максимального числа готовых узлов от других моделей концерна Renault. Этим по максимуму воспользовались в дилерской мастерской Патрика Кирфеля — она расположена в Аденау, и много лет готовит гоночные Renault для Нюрбургринга. Они взяли обычный гоночный Logan, подготовленный для фирменного кубка — простенькую машину для начинающих спортсменов со скромным мотором 1.6 и болтовым каркасом Wiechers... И установили силовой агрегат от монокубкового Renault Clio Cup, разбитого в аварии.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/10/31/13/6204078/bd718e4015130d292eb739a3bc183de570a98f2d.jpg)
/imgs/2023/10/23/12/6191625/fb974782d5983168f86758ef0f43261b2064495b.jpg)
/imgs/2023/10/23/12/6191624/bcb5753e772de3fd9289921414053d6bad007894.jpg)
/imgs/2023/10/23/12/6191622/160f29e04b3dbe117a78459e692eed4072ae81c2.jpg)
/imgs/2023/10/23/12/6191623/0b7e0691878281893d5553ad6b0b898267d7b57a.jpg)
© Auto Bild
А это уже серьёзный заряд: двухлитровый «атмосферник» мощностью около двухсот сил вместе с секвентальной коробкой Sadev с «самоблоком». Добавили породистые тормоза: спереди установлены четырёхпоршневые моноблочные суппорты из каталога Renault Sport, сзади вместо барабанов — дисковые механизмы от одной из серийных моделей Renault. С таким «зарядом» машина способна пройти Северную петлю Нюрбургринга примерно за 8,5 минуты. При этом внешне она осталась практически стандартной: от обычного Логана её отличает разве что низкая посадка на 16-дюймовых колёсах ATS да замки на капоте.
/imgs/2023/10/23/12/6191629/b9ad490db7297a7acfe9a340bf0b4fc5525b77fc.jpg)
/imgs/2023/10/23/12/6191628/6d1d0ca3d343ed3d4b96eead8af0c69869b6d69a.jpg)
С Северной петли Нюрбургринга на российские грунтовки: этот быстрый Logan ожидала необычная судьба!
© Андрей Клещёв
Этот Logan мог бы до сих пор нарезать круги по Северной петле Нюрбургринга, но в его биографии случился внезапный твист: машину купил подмосковный спортсмен Павел Фирманюк, переделавший машину для участия в ралли. Правда, это было ещё в 2008 году, а из-за перемен в правилах раллийная карьера машины продолжалась всего год. Где она сейчас — мы не знаем.
Dacia Logan 2.0 Turbo
Автомобили Dacia для Румынии — примерно как Лады для нас: на родине их подвергают самым экзотическим переделкам. Взгляните, что в 2017-м году сделали с обычным скромным Логаном! Совместный проект мастерской Vector Custom & Service из города Бакэу и Cyclone Motorsport из Брашова начинался как шутка, но в итоге они построили вполне серьёзный снаряд для тайм-аттака.
/imgs/2023/10/23/13/6191641/ceed214d61104d75b412985f009e19fd2d34596a.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191640/1521119b1efceaebd59b195aad131ed0d2646b8f.jpg)
© Vector Custom & Service
Машину подвергли довольно простым, но радикальным переделкам. Штатный мотор 1.6 заменили двухлитровым турбомотором от Renault Megane RS мощность около 230 сил. Причём радиатор охлаждения перенесли в багажник — чтобы немного разгрузить переднюю ось и улучшить обдув интеркулера. Все съёмные детали кузова заменили на пластмассовые, укрепив его вварным каркасом безопасности развитой геометрии.
/imgs/2023/10/23/13/6191645/6af13acfba7550de0d30b2b44eaa4d04bdef36a5.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191644/d77cd5ae122cda83f1b9da4e3e2fed69c90111f5.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191642/4c4c3911cd57029cf99c1a11c0818e741af3c1a0.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191643/7317f21993d95e544091cea6cbef836150b56e26.jpg)
© Cyclone Motorsport
Колёсные арки расширены, чтобы вместить широченные колёса-слики, сзади установлено антикрыло и диффузор под задним бампером. Внутри — спартанские условия: для снижения массы даже панель приборов не стали ставить. Зато установили английский педальный узел OBP напольного типа, перенесли бензобак на место заднего сиденья (использована взрывобезопасная ёмкость). И, конечно, покрасили в эффектнейший жёлтый металлик!
Dacia Logan 2.0
Три года спустя команда Cyclone Motorsport совместно с ребятами из мастерской Vector Custom & Service построила ещё один Logan — для гонщика Иона Космина, выступающего в чемпионате Румынии по горным гонкам. По мощности седанчик практически не отличается от их первого Логана, но по всему видно: этот проект куда серьёзнее.
/imgs/2023/10/23/13/6191652/f4d94aa0255c35ad976cd37dc007a714e16332aa.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191653/41a1b37d690cef2f2bcdf5bf097d1c709353df3f.jpg)
© Provided by Ion Cosmin
Мотор на этот раз использовали атмосферный — двухлитровый F4R от Renault Clio RS. По сравнению со стандартом его крепко зарядили: двигатель получил четырёхдроссельный впуск, «злые» распредвалы, настроенный выпуск, и развивает около 220 л.с. Всё это работает под управлением гоночного ЭБУ Syvecs S7i. Коробка передач — шестиступенчатый «секвентал» Sadev SDTSA от кольцевого Renault Clio Cup. Подвеска сохранила прежнюю архитектуру — схему «МакФерсон» спереди, штатный усиленный подрамник и рычаги, полузависимую балку сзади. Но колею сильно расширили, спереди установили регулируемые верхние опоры на сферических шарнирах (для них пришлось вварить в кузов оригинальные стаканы), а на задней балке добавили пару усиливающих распорок-укосин.
/imgs/2023/10/23/13/6191661/01f9bf080520efb5243b5106f880c13ad02a2edc.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191660/76b946086f68d0525a7582dbf1e20fe08e2c8a64.jpg)
© Provided by Ion Cosmin
Амортизаторные стойки — английской фирмы Intrax, с тремя регулировками жёсткости. Как и положено машине для асфальтовых гонок, тормоза использованы очень мощные — спереди это восьмипоршневые моноблочные суппорты K-Sport и вентилируемые составные диски диаметром 356 мм, сзади — механизмы AP Racing из каталога Renault Sport. Колёсные арки спереди и сзади расширены — оригинальные крылья, двери и бампера изготовлены специально для этой машины из лёгкого стеклопластика.
Dacia Logan 1.6 Turbo
Этот Логан мы случайно нашли в соцсетях. Работа неизвестного румынского энтузиаста по имени Валентин может вызвать только уважение. Он решил пойти сравнительно бюджетным путём, и вместо свапа двухлитрового мотора сохранил штатный агрегат.
/imgs/2023/10/23/22/6192378/1d5362a1643af4ac1b08973e656c1d0ba205388c.jpg)
/imgs/2023/10/23/22/6192377/3f0a30a855e8a8c3070ec73b9437252f3c5d0699.jpg)
© Sebi Motorsport
Но двигатель K4M объёмом 1,6 литра подвергли серьёзным доработкам: стандартную 16-клапанную головку заменили на более совершенную от Renault Twingo RS, установили турбину Garrett GT25, впускной ресивер Dbilas Dynamic, более мощный топливный насос, кованые поршни и блок управления Megasquirt. Двигатель развивает 313 лошадиных сил и 370 Нм при давлении наддува 1,65 бар.
Клиренс уменьшен на 50 мм за счёт коротких пружин H&R, штатные амортизаторы уступили место стойкам Bilstein B8. А передние тормоза позаимствованы у Peugeot 406 V6 — это четырёхпоршневые суппорты Brembo и 280-миллиметровые диски от Renault Megane второго поколения.
Dacia Logan S1600
В те незапамятные времена, когда самый первый Логан только раскручивали на рынке, по всей Европе запустили монокубковые соревнования — кольцевые в Германии, раллийные в России, ралли-кроссовые во Франции. Впрочем, везде использовались очень простые и недорогие машинки начального уровня. А приманкой для спортсменов во Франции служил главный приз: бесплатные выступления в старшей категории D1A для победителя Кубка Logan. Тоже на Логане, но подготовленном совершенно иначе. За создание машины в 2009 году отвечала команда Olyméca Sport, и строили её по всем канонам Дивизиона 1A.
© AFOR-Naud / RallycrossWorld.com
Под капотом — крутильный атмосферник 1.6 мощностью около 230 сил плюс шестиступенчатая секвентальная коробка Sadev. Подвеска выполнена полностью на сферических шарнирах, с широкой колеёй. Спереди — Макферсон с оригинальными A-образными рычагами из трубы круглого сечения, сзади — очень простая и прочная сварная полузависимая балка. Кузов усилен развитым вварным каркасом безопасности, а вот большинство внешних деталей кузова выклеены из стеклопластика: это расширенные крылья, бампера, капот, крышка багажника и двери (лишь водительскую оставили металлической, как того требуют правила). Остальное — тоже под стать конкурентам: 17-дюймовые колёса с шинами-сликами, мощные тормоза с моноблочными суппортами, хитрые регулируемые амортизаторы... Насколько нам известно, этот Logan выступал в Чемпионате Франции по ралли-кроссу на протяжении трёх лет. Причём один из гонщиков — победитель Кубка Logan 2009 года Давид Оливье — стал за рулём этой машины вице-чемпионом в дивизионе D1A.
Dacia Logan Supercar
С именем Давида Оливье и командой Olyméca Sport связана, пожалуй, самый впечатляющая машина в нашей подборке: полноприводный Logan ралли-кроссового Дивизиона 1. Это был самый настоящий суперкар!
Причём его перестроили в 2015 году из того самого Логана младшего класса D1A, про который рассказано в предыдущей части. Конструкцию перепахали «от и до» по всем канонам этого класса, как было принято в те времена: двигатель развернули продольно, чтобы установить полноприводную трансмиссию — в данном случае это продукция французской фирмы Sadev. Подвеска — полностью оригинальная, с амортизаторами от известного в узких кругах специалиста Тьери Лавендома.
Первый вариант cупер-Логана с безнаддувным мотором V6 мощностью 455 лошадиных сил
© fiaworldrallycross.com
А вот двигатель выбрали вопреки всем традициям категории: вместо привычного турбомотора французы установили «атмосферник» V6. Идея была в том, чтобы сэкономить — ведь безнаддувные двигатели дешевле и проще в обслуживании сверхнагруженных турбомоторов. Агрегат Nissan VQ35DE объёмом 3,5 литра, применявшийся на больших Renault, форсировали до 455 лошадиных сил. Правда, по отдаче он уж слишком заметно уступал конкурентам — поэтому в 2017-м его всё-таки заменили на двухлитровый турбомотор Renault собственной подготовки мощностью 540 лошадиных сил!
/imgs/2023/10/23/13/6191666/5bb408dce8f36ca85f32a89950622a6bdbcf2463.jpg)
/imgs/2023/10/27/22/6199169/ab3b467c98d2e17b3bef7bc66a1cbaefc39d0279.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191665/f4222e56bbc8207010327e7215cdf06c850bb766.jpg)
Эта же машина позже получила турбомотор мощностью 540 лошадиных сил
© Rallycross France
Давид Оливье выступал на Логане на протяжении пяти сезонов, регулярно показывая высокие результаты в этой очень конкурентной дисциплине. Но до наших дней машина не сохранилась: её разобрали, использовав компоненты для постройки гоночного Renault Clio.
Dacia Logan F2000
Национальный класс F2000 французского ралли — настоящая находка для любителей построить что-нибудь своё, оригинальное. Как поступил Ивоник Андри — владелец автосалона и мастерской из Виттельсхайма в Эльзасе.
/imgs/2023/10/23/14/6191863/4633f1ab5a7b79c5ee029ad36488f057c1f5e996.jpg)
/imgs/2023/10/23/14/6191862/c3569d75186d6919574683c31de172cab852ee46.jpg)
© Nicolas Lecomte Photographies / Rallye Corde Racing
А технические требования этого класса позволяют размахнуться! По сути, на основе Логана Андри построил себе кит-кар для асфальтовых ралли: у него оригинальная ширококолейная подвеска на самодельных трубчатых рычагах и амортизаторах CCR Suspension с выносными компенсационными камерами; большие тормоза AP Racing, которые едва помещаются внутрь 17-дюймовых колёс; эффектный обвес с раздутыми крыльями и небольшим антикрылом.
/imgs/2023/10/23/14/6191868/36bac4b786c0bd3b46cf5a0591c3ea81a7f75b77.jpg)
/imgs/2023/10/23/14/6191867/ff859d2e960c5f4be8f4b228c5bf1089e0301d68.jpg)
Здесь хорошо видно впуск от двухлитрового Renault Clio RS...
© Garage Andris Yvonick
Гонщик предпочёл выступать в 1600-кубовом подклассе F2000/13, так что под капотом — мотор K4M, который он форсировал до 195 лошадиных сил. Любители быстрых Renault заметят любопытную деталь: впускной коллектор адаптирован от двухлитрового мотора F4R с самого первого Clio RS. Коробка передач — секвентальная.
Dacia Sandero R4
А здесь у нас очень интересная раллийная Dacia Sandero, построенная испанской командой ASM Motorsport. Да, это не Logan — но мы надеемся, что читатели простят нам такую вольность: все понимают, что фактически это та же машина второго поколения, только с кузовом «хэтчбек».
/imgs/2023/10/23/15/6191931/2f0f5c90bd7b34c5c38d584056b21877b760a56b.jpg)
/imgs/2023/10/23/15/6191932/bf79c7aad6e8c2b70629b5678e6ee72a0226bdda.jpg)
/imgs/2023/10/23/15/6191937/c8455e2ff664847177a50fc942ba09411da6b8bc.jpg)
Дебют полноприводной Дачии Sandero R4 на этапе чемпионата мира: ралли Монте-Карло 2020 года
© Gruppo Carmeli
Знатоки ралли наверняка сразу же поняли, в чём здесь соль. Перед нами серьёзный полноприводный болид с мощным турбомотором! Машина построена по правилам класса R4, введённого FIA несколько лет назад Международной автомобильной федерацией FIA. Такие автомобили в национальных чемпионатах должны были прийти на смену устаревшим Subaru и Mitsubishi класса N4, и стать более доступной альтернативой для болидов класса R5.
/imgs/2023/10/23/15/6191940/eae6da27f54542c0b6b439d8a0bb6f32f14d30c1.jpeg)
/imgs/2023/10/23/15/6191939/34aefe0e1e4660827906d0d836f8ab4843d89aa2.jpeg)
Одинаковый для всех машин класса R4 турбомотор 'Prince' развивает около 260 сил.
© ASM Motorsport
В каком-то смысле, это уже не совсем Dacia: ведь все машины этой категории имеют почти одинаковую конструкцию, разработанную французской фирмой Oreca — крупной инжиниринговой компанией, известной проектами и в ралли, и в «кольце». В созданный французами «кит» входят подрамники подвесок, рычаги и поворотные кулаки; турбомотор 1.6 PSA/BMW семейства Prince; бортовая электроника; а также пятиступенчатая коробка передач Sadev с системой полного привода. Трансмиссия идентична той, что используется на автомобилях класса R5. Мощность двигателя составляет 263 л.с.
/imgs/2023/10/23/15/6191944/a444cb2624e59661816559e3ad8b741e65164829.jpeg)
/imgs/2023/10/23/15/6191945/830549a0f56e9b34c442c1693e7fca12f68319e3.jpeg)
На этих фотографиях виден масштаб вмешательства в структуру кузова: здоровенный тоннель трансмиссии, оригинальные опорные стаканы передней подвески...
© ASM Motorsport
А вот работы по интеграции всего этого в кузов серийного Sandero — это уже забота команды ASM Motorsport. Они вваривают новые точки крепления подвески и каркас безопасности, перекраивают кузов, подбирают характеристики амортизаторов. Чтобы построить аналогичную машину с нуля, вам понадобится около двухсот тысяч евро: 108 тысяч за кит-комплект Oreca, плюс машина-донор и работа команды высококвалифицированных механиков.
Dacia Logan STCC
А вот это если и можно назвать Логаном, то лишь с очень большой натяжкой. Скорее Saab... Хотя и это не очень-то правда. Уже сбиты с толку? Тогда придётся углубиться в детали.
/imgs/2023/10/23/13/6191732/4787d5c5b14ee73bc1b1f4f40c0a1598a5cc6636.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191742/55ff00dd10e08c0fc356fed34ec5bae96b2e519c.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191731/1e2c935b9f0277345d4dfe49b10f90707240d511.jpg)
/imgs/2023/10/23/13/6191733/da01312245c415ceafa7832539b34ab0f21286f8.jpg)
«Dacia Logan» на трассах шведского чемпионата. Кавычки обязательны!
© Dacia Motorsport Sverige
Машину построили в 2012 году во Франции специально для участия в шведской серии TTA Racing Elite League, отколовшейся от кузовного чемпионата STCC. Организаторы новой серии решили превратить её де-факто в монокубок. Все машины имели одинаковое шасси французской фирмы Solution F: пространственная рама из стальных труб, оригинальные подвески на толкающих рычагах, идентичные двигатели V6 3.5 от Nissan, установленные перед задней осью...
Различалась лишь внешность — стеклопластиковые панели в точности повторяли обводы серийных машин: BMW M3, Volvo S60, Citroen C5. А эта машина в первой жизни называлась Saab 9-3. Когда поддержка саабовской команды иссякла из-за очередных проблем у новых владельцев марки, в дело вступили шведские дилеры марки Dacia. Машину «переодели» в Logan — но на бюджетный манер: логановские черты придали лишь кончику «носа» и задней части. А всё, что посередине, осталось саабовским.
Теперь Logan c франко-шведским бэкграундом репатриировался на историческую родину и ездит в горных гонках
© Yacco Racing Romania
440-сильный «Логан» продолжал ездить в шведском чемпионате вплоть до 2016 года, пока организаторы не перешли на другой технический регламент. После этого машину продали... скажем так, на родину — если всё-таки считать её родиной Румынию. Теперь на ней выступают в чемпионате Румынии по горным гонкам пилоты команды Yacco Racing Romania.