Серый кардинал: чем автомобильный мир обязан марке Lotus
Lotus Omega, Chevrolet Corvette ZR-1 и еще 7 проектов, которые не обошлись без англичанМы исправим это недоразумение и расскажем о девяти главных причинах, почему имя Lotus заслуживает куда больше внимания, чем у него есть сейчас.
Lotus Cortina
Маленький и юркий Lotus Cortina стал одним из первых громких проектов от британских мастеров. Как и многие другие быстрые Ford, этот автомобиль выступил плодом гоночных амбиций Голубого овала. В начале 1960-х американская компания решила расширить влияние в раллийных соревнованиях Великобритании, и ее выбор пал на двухдверку Cortina и гонки Group 2.
Глава британского отделения Ford по связям с общественностью Уолтер Хейс вышел на Колина Чепмена, который к тому времени уже успел набраться опыта в Формуле-1. Уолтер предложил построить 1000 дорожных спорткаров для омологации в Group 2 — и, как показывает история, Чепмена редко приходилось просить дважды.
Формула была простой: взять фордовский двигатель 1500 Kent, снабдить его новой головкой блока цилиндров, «поженить» с усиленным кузовом Cortina и научить все это хорошо ездить. Ах да, чуть не забыли про зеленую полосу на боку!
Правда, это было необязательным условием, ведь некоторые из трековых Lotus Cortina были выполнены в красном цвете с полосой горчичного цвета. А еще один суеверный клиент попросил сделать полосу не зеленой, а синей.
История показала, что Колин умеет строить маленькие и злые купе не хуже формульных монстров. Обладая всего сотней с лишним лошадиных сил, Lotus Cortina взобрался на вершину «тумбы» гонки British Saloon Car Championship 1964 года.
Кстати, именно из этой гоночной серии впоследствии вырос знаменитый BTCC. Помешать Лотусу взять пьедестал в 1965 году смог только всемогущий Mini Cooper S и, внезапно, еще один быстрый Ford — Mustang. Но это не лишило Lotus статуса звезды британского ралли и первых шиллингов в копилку его славного имени.
Lotus Omega
Следующий известный не-Lotus от Lotus появился в 1990 году, когда Колина Чепмена уже не стало. Но его дело продолжало жить! В этот раз британцев попросили о помощи не ради гоночных успехов, а для жестокой битвы с немецкими суперседанами. И в этот раз тоже не обошлось без американцев.
Номинально Lotus Omega, или Lotus Carlton — лишь разозленная Opel Omega. По крайней мере, так кажется непосвященному зрителю на первый взгляд. Более сведущий сразу разглядит и расширение кузова, и россыпь вентиляционных отверстий, и фирменный дизайн колесных дисков. Достойный соперник консервативной внешности BMW M5! Особую радость это доставляло Бобу Итону из правления General Motors, который и был инициатором проекта. Можно сказать, что он даже перестарался — ведь по динамике Lotus Omega превзошел не только М5 E34, но и знаменитого «Волчка» из Штутгарта.
Вся фишка — в пламенной рядной «шестерке», которая играла ноктюрн на флейтах водо… Кхм, турбинах Garrett T25. И ладно бы здесь были просто 377 лошадиных сил, но максимальный крутящий момент достигал аж 568 Нм! Да и вообще Lotus Omega объединил в себе сильнейшие стороны немецкого и американского инжиниринга. Мощь шести цилиндров передавалась на заднюю ось посредством той же механической трансмиссии ZF, что стояла на Chevrolet Corvette ZR-1 (что, кстати, неслучайно). Дифференциалом повышенного трения поделился Holden Commodore V8, а специалисты Lotus довели этот коктейль до идеала.
Все это великолепие превращало Lotus Omega в невзрачную, но грозную катапульту на колесах с разгоном до сотни за 4,8 секунды. Чем, кстати, охотно пользовались британские грабители, играя на нервах местной полиции. Кто знает, может, июльской ночью 1991 года кто-нибудь из воришек выжал из Омеги максимальные 282 км/ч? И хотя BMW M5 с Mercedes-Benz E 500 получили статус культовых, а о Lotus Omega известно только избранным — это лишь добавляет ему шарма.
Chevrolet Corvette ZR-1
Самый экзотический Corvette, Царь горы — как только не величала пресса Chevrolet Corvette ZR-1 в годы его активной жизни. Задача General Motors была простой, как удар дубиной: построить быстрейший «Ветт» в истории. И никто не мог справиться с этой задачей лучше, чем Lotus.
Знатоки истории американского автопрома сейчас удивились бы: неужели GM прошлого умел выжимать все соки из своих активов, а не разбрасывать их направо и налево? Еще как умел! Для алюминиевого двигателя V8 с индексом LT5 британцы разработали особую систему управления подачей воздуха, которая могла отключать часть топливных форсунок. На практике это означало еще более широкий диапазон мощности.
Уникальный Small-block развивал 375 лошадиных сил, катапультировал потяжелевший Corvette до 97 км/ч всего за 4,4 секунды и не останавливался вплоть до максимальных 290 км/ч. Даже внешний вид мотора был инфернальным: будто лицехват из «Чужого» впился своими щупальцами в блок цилиндров и ежесекундно впрыскивал в него чистое зло.
Но двигатель — не единственная заслуга Lotus в проекте Chevrolet Corvette ZR-1. Британцы даже создали серию прототипов с полноценной активной подвеской! Ходовую часть оснастили широким перечнем настроек и шестью вариантами амортизации. Дирижировал оркестром микропроцессор, который адаптировал параметры подвески в соответствии со скоростью и активным режимом движения.
В конечном итоге у General Motors получился поистине выдающийся спорткар, на счету которого семь мировых рекордов на тестовой трассе Fort Stockton в Техасе. Но Lotus в конце прошлого века занималась не только доработкой дорожных монстров…
Isuzu Impulse
Для американцев, желавших прикоснуться к величию Lotus, было совсем не обязательно раскошеливаться на самый яростный из Корветтов. Достаточно было зайти к дилеру Isuzu и присмотреть себе модель Impulse!
В 1980-х на Isuzu Impulse обратила внимание компания Lotus, что было интересно General Motors сразу по двум причинам. Во-первых, к тому моменту Isuzu и GM связывало почти двадцатилетнее сотрудничество. Вскоре оно вышло на новый виток с премьерой Geo Storm. По факту, это был Isuzu Impulse c другими эмблемами, что стало наиболее простым способом борьбы американского концерна с наплывом малолитражек Nissan и Honda. И доработки от Lotus были еще одним аргументом для простых американцев в выборе первого спорткупе.
Во-вторых, «Лотусу» приглянулись 1,6-литровый двигатель и трансмиссия Impulse. Был совершен взаимовыгодный обмен: переднеприводный Lotus Elan получил агрегаты Импульса, а Isuzu взамен достались настройки ходовой от гуру автоспорта. Особенно интересной была версия с кузовом хэтчбек, которую фактически можно было считать шутинг-брейком с начинкой от Lotus. Да и маркетологи стремились получить от сотрудничества максимум, увешивая машины шильдиками «Handling by Lotus».
Но желанного успеха Impulse так и не достиг. Сказалась сильная конкуренция, в том числе — внутренняя конкуренция с близнецом Geo Storm. А еще, возможно, рядовые американцы не до конца понимали, что вообще собой представляет Lotus и почему это круто.
Lotus Type 108
Что делать, если ты уже прославился на весь мир формульными достижениями? Может, создать кроссовер? Нет, это немного подождет. Зато можно отправиться на Олимпийские игры!
История Lotus Type 108 началась еще в середине 1980-х, когда дизайнер Майкл Берроуз начал прорабатывать идею гоночного велосипеда с карбоновой рамой-монококом. Да, вы не ослышались — компания Lotus дорабатывала не только суперседаны и японские купе, но и двухколесные болиды!
Берроуз начал продвигать свой проект Британской ассоциацией велосипедного спорта. Однако в 1987 году Международный союз велосипедистов наложил запрет на использование монококов, который сняли только в 1990-м. За это время Майкл уже потерял интерес к проекту. Возможно, он так бы и остался в забытье, если бы не сотрудник Lotus Engineering и увлеченный велосипедист Руди Томанн. Он рассказал об интересном велосипеде руководству, и те дали зеленый свет на проработку проекта в преддверии Олимпиады-1992 в Барселоне.
Использовав наработки Берроуза, Lotus дополнила их своим опытом в областях аэродинамики и карбоновых компонентов. К февралю 1992 года права на проект уже были в руках Lotus, а уже летом тройка Lotus Type 108 вышла на старт олимпийской гонки преследования на дистанции в 4 километра. Результат — победа и мировой рекорд! В четвертьфинале Крис Бордман преодолел дистанцию за впечатляющие 4 минуты и 24,496 секунды, что соответствовало средней скорости 56,54 км/ч. Чтобы отметить такой успех, Lotus представила малую серию реплик Lotus Type 108, часть из которых разошлась по музеям.
Наконец, в 2020 году команда разработчиков Lotus Engineering вернулась к истокам и вновь создала гоночный велосипед для олимпийской сборной Великобритании. Новые болиды Lotus проходили доводку на лучших велодромах мира, включая белорусский Минск-Арена.
Opel Speedster
Да, Lotus Omega — не единственный плод совместной работы Lotus и Opel. Правда, если для работы над седаном General Motors было достаточно свести вместе два своих подразделения, то в 21 век Lotus вошла уже под другими знаменами. В 1993 году Bugatti выкупила британскую компанию у GM, начав новую историю бренда. Романо Артиоли взошел на пост главы Lotus и затеял проект маленького среднемоторного родстера, который назвали в честь его внучки Элизы.
Быстро оказавшись на краю пропасти, Lotus так же стремительно воспряла духом. В 1995 году первый прототип Elise представили на Франкфуртском автосалоне, и в планах компании было продать первые 3000 экземпляров за 4 года. Однако спрос оказался таким взрывным, что план реализовали всего за полтора года. Поняв, что золотая жила найдена, Lotus запустила разработку второго поколения Elise…
Казалось бы, причем здесь Opel? Да просто немецкой компании нужен был такой же живительный импульс, чтобы освежить свой имидж. Увидев, что у бывших братьев по оружию уже есть опыт создания идеального спорткара, Opel предложила свою помощь в разработке новинки. Получилось, что Lotus Elise S2 и проект Opel Speedster (он же Vauxhall VX220 и даже Daewoo Speedster) разрабатывались синхронно, а премьеры новинок отгремели прямо на заре нового тысячелетия.
При этом грубейшей ошибкой будет говорить, что Opel Speedster — просто Элиза в другом обличье. Да, автомобили концептуально были близки (задний привод, «механика», разгон до сотни быстрее 6 секунд), и у них даже было одно шасси.
Однако, колесная база и задняя колея Opel были чуть больше. Lotus Elise оснащался двигателями Rover и Toyota, в то время как Opel Speedster достались моторы GM Ecotec мощностью от 145 до 200 лошадиных сил. Были и еще более интересные модификации. К примеру, экспериментальный дизельный (!) Opel Eco Speedster мощностью 110 л.с. и топовый Vauxhall VXR220, располагавший вдвое большей отдачей.
я выбрал вместо рекламы.
Не сказать, что проект Opel Speedster получился особо успешным, и отсутствие у него прямого наследника это только подтверждает. В 2005 году Lotus Elise вышел на рынок США, а спорткару Opel пришел конец. А в 2007 году появился Opel GT, который хоть и был внешне похож на предтечу, но двигатель у него переехал вперед. И лишь Elise в разных модификациях оставалась в производстве вплоть до 2021 года, получив наследника в лице купе Emira.
Lada Lotus
Что это мы всё о серьезном? Lada Lotus, дамы и господа! Один из самых дорогих и уж точно самый известный в Старом Свете представитель АвтоВАЗа. Но обо всем по порядку.
Идея создания такого проекта пришла в голову знаменитой троице из Top Gear в 2002 году. Для них тюнинг Lada стал очередным забавным сюжетом, а для Lotus Engineering — демонстрацией умения сделать конфетку из чего угодно.
Счастливчиком оказался Пол Шервуд, а объектом эксперимента сделали Lada Riva (она же ВАЗ-2105). На доработку автомобиля инженерам отвели чуть больше двух недель. Стоимость тюнинга равнялась паре сотен аналогичных Lada: около 140 000 евро! Место заводского мотора занял двухлитровый Fiat Twin Cam, известный по Lancia Delta и Fiat 132. Десятки побед в автоспорте и чемпионские титулы в ралли показали, что потенциал для тюнинга у мотора отличный. 180-сильный агрегат был сопряжен с 5-ступенчатой механической трансмиссией, а в подвеске использовались компоненты актуальных моделей Lotus. Финальным штрихом стали колесные диски BBS и черно-серебристая окраска кузова, отсылающая к облику Talbot Sunbeam Lotus.
После всех доработок бешеная Lada научилась выстреливать с места до 100 км/ч всего за 7 секунд, а максимальная скорость достигла 218 км/ч. Lada Lotus прохватила по легендарному треку Top Gear и отправилась в руки восхищенного владельца, который…выставил машину на аукцион уже в следующем году! Дальше — информация из разряда «городские легенды»: говорят, что автомобиль забрали всего за 7 000 фунтов стерлингов и отреставрировали, а после смерти нового владельца передали к дилеру Lotus из Германии, где чудо-Lada и хранится до сих пор.
Radford Lotus Type 62-2
Перед вами, по скромному мнению автора, самый красивый из автомобилей этой подборки. А то, что он самый технологически продвинутый из них, вообще не поддается никакому сомнению. И вы ни за что не угадаете, какой Lotus лег в основу этого проекта.
Radford Lotus Type 62-2 стал первым детищем возрожденного британского коучбилдера Radford. Впервые основанная в 1948 году, компания занималась постройкой таких уникальных самоделок, как Bentley Countryman или версия Aston Martin DB5 в кузове шутинг-брейк. Вдохновением для новинки послужил Lotus Type 62 1969 года, а ремейком занимались шоумен Ант Энстед, дизайнер Марк Стаббс и гонщик Дженсон Баттон. Поистине звездная команда!
Конечно, перед нами не рестомод на агрегатах полувековой давности, а настоящее переосмысление гоночного болида прошлого. В качестве «фундамента» взято удлиненное шасси спорткара Lotus Evora. Любимый россиянами 3,5-литровый V6 от Toyota получил сразу три степени «прожарки»: 436, 507 и 608 лошадиных сил. Причем каждый мотор отличается индивидуальными настройками и сочетается с «механикой» в младшей версии либо семиступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями.
Три уровня отдачи соответствуют трем комплектациям: Classic, Gold Leaf (в красно-бело-золотой ливрее с номером 62) и John Player Special (черный кузов с золотыми акцентами). В первом исполнении купе получило наиболее плавный дизайн, лишенный пары спойлеров сзади и дополненный колесами диаметром 17 дюймов спереди и 18 — сзади. Версия Gold Leaf получила диски на дюйм больше на каждой оси и «утиные хвостики», а John Player Special оснащен карбон-керамическими тормозами и еще более развитыми элементами аэродинамики, включая монструозный сплиттер под передним бампером.
Из общего для всех трех исполнений Radford Lotus Type 62-2 — невероятный стиль. Вся оптика светодиодная, вместо боковых зеркал — дисплеи (на них транслируется картинка с камеры), кузов выполнен из алюминия и углепластика, а форма дверных проемов напоминает о гоночном Ford GT40. И это неспроста, ведь основатель марки Гарольд Рэдфорд ответственен за создание стекловолоконного кузова прототипа Ford.
я выбрал вместо рекламы.
Тема ретрофутуризма продолжается и в салоне. Неокрашенный карбон, огромный набалдашник трансмиссии, огромный хронометр люксовой компании Bremont и аналоговый секундомер — все как 50 лет назад, но технологичнее и лучше.
Карбон здесь не простое украшательство, а необходимость, ведь сухую массу купе удалось сохранить в пределах 1000 кг. Хотя за сплав эстетики и функционала придется платить сполна: самое доступное исполнение оценили в 400 тысяч долларов, а максимальный прайс пообещали не поднимать выше 1 миллиона. Что ж, такая красота стоит каждого цента!
Бонус: Lotus Alpine
Коллаборация Lotus и Alpine пока существует только в виде подписанных договоров, но обещает стать одной из самых ярких и плодородных в истории брендов.
В конце концов, у британцев и французов много общего! Они успешно участвовали в Формуле-1 и посвятили себя постройке легких и отточенных спорткаров.
Результатом «брака, заключенного на небесах» в 2025 году обещает стать новый электрический спорткар, который должен будет заменить Alpine A110. Компании будут помогать друг другу в создании новых технологий и используют весь опыт, накопленный в бензиновых и электрических Формулах. Запасаемся попкорном и круассанами, будет интересно.