Автомобили, от которых ждали совсем другого
Масл-кар Opel Omega, дизельный Eldorado и другие примеры несоответствия формы содержаниюCadillac Eldorado: откуда звуки трактора?
Калифорния, 1970-е. По залитому солнцем асфальту мимо вас фланирует огромный Cadillac Eldorado, слепя зевак хромом решётки радиатора и многоспицевых колёс. Но что за грузовое тарахтение? Не похоже на голос кадиллаковских «восьмёрок». Даже тщедушный V6 из эльдорадовской линейки такого себе не позволял. И ведь это реальная картина — на Eldorado десятого поколения ставили чугунный дизель 5.7 с восемью цилиндрами, 16 клапанами и без наддува.
я выбрал вместо рекламы.
Агрегат LF9 разрабатывался в отделении Oldsmobile, но первыми в 1978-м мотор получили полноразмерные пикапы Chevrolet и GMC. Потом уже в список добавились различные автомобили концерна General Motors — седаны, универсалы, купе. Вот и Eldorado вместе со своими соплатформенниками Oldsmobile Toronado и Buick Riviera удостоился чести. Опциональный дизель выдавал 106 сил и 278 Нм и мог разогнать тяжеленное купе до 155 км/ч. Время ускорения до 97 км/ч — 17,3 с. Дизельная «восьмёрка» потребляла всего 9,4 литра топлива на 100 км, но огорчала ненадёжностью, и в 1985 году её сняли с производства.
Chevrolet Corvette С3: муляж спорткара
Corvette третьего поколения выпускался 15 лет, и за это время модель пережила несколько важных процессов. Первые годы автомобиль позиционировался как чистокровный спорткар с моторами вплоть до 466-сильных V8 объёмом 7,4 литра. В первой половине 70-х американцы начали превращать Corvette C3 в гран-туризмо. Прекратилась гонка вооружений, в линейке появились двигатели мощностью менее двухсот сил, подвеска настраивалась на более комфортный ход, значительно улучшилась на шумоизоляция.
Самое масштабное влияние на главный спортивный автомобиль Америки оказал топливный кризис 1973 года. В США приняли закон о среднем расходе топлива для автомобилей с регулярными ужесточениями норм, после чего Corvette начали загонять в жёсткие эко-рамки, словно зверя в клетку. Инженеры подготовили компромиссные варианты моторов отдачей на 167 л.с., установили каталитические нейтрализаторы, начали более широко применять алюминий вместо стали в конструкции. Апогеем стал автомобиль 1980 модельного года, особенно в исполнении для Калифорнии.
Corvette получил менее толстые кузовные панели из композитного материала, новые задние подрамник и дифференциал, выполненные из «крылатого металла». А в соответствие новому федеральному закону на приборных панелях двухдверок появился спидометр, размеченный до...85 миль в час (137 км/ч)! Оцените бредовость затеи, учитывая тот факт, что максимальную скорость Корветов технически не ограничивали. Ещё дальше пошли в Калифорнии, где настолько ужесточили ценз, что ему не удовлетворял Corvette даже с наименее мощным двигателем.
Специально под самый богатый штат General Motors адаптировал для спорткара пятилитровый V8 LG4, разработанный для седанов концерна. С агрегата сняли 182 силы, дополнили его облегчёнными выпускными коллекторами из нержавеющей стали и лямба-зондом, переписали программу управления. В пару к «восьмёрке» шёл исключительно автомат, что было закреплено законодательно. Вот так под конец производственного цикла Corvette C3 из доступной грозы европейских спорткаров превратился в уставший от жизни автомобиль с солидной суммой на ценнике. Ведь в рамках одного только 1980 модельного года цену поднимали четыре раза.
Renault 21 Turbo Quadra: прижаться к обочине!
Renault 21 — по-настоящему двуликий автомобиль. В начальных версиях он представлял собой ничем не примечательный переднеприводник с «поперечными» моторами. Идеальная корреляция с внешностью седана. Дальше начиналось самое интересное — на мощных машинах двигатели 2.0 и 2.2 ставились продольно! Кроме того, это влекло за собой увеличение колёсной базы, а на самых отвязных версиях — добавление полного привода. Вершина семейства — слипер Renault 21 Turbo Quadra. Скромный аэродинамический обвес, небольшое антикрыло... Как тут можно предположить, что перед нами заправский спортседан?
Двухлитровый турбомотор развивал 175 сил и 270 Нм и разгонял четырёхдверку до 100 км/ч за 7,4 секунды при максимальной скорости 227 км/ч. И пользоваться этим можно было круглый год — под модель адаптировали полноприводную трансмиссию от компактвэна Espace. Тяга на колёса шла через межосевой дифференциал с вискомуфтой. В обычных условиях на переднюю ось шло 65% момента, но в зависимости от дорожных условий распределение могло быть более гибким.
Сегодня за такие Renault просят в среднем по 20 тысяч евро, но машин в продаже исчезающе мало — тираж «турбоквадры» не превысил 400 штук.
Saab 900: швед, проваливший краш-тест EuroNCAP
Фирма Saab вела статистику дорожных происшествий со своими автомобилями с 1948 года, внедрила ремни безопасности как базовое оснащение в 1958-м, а в начале 70-х инженеры из Тролльхэттана разработали энергопоглощающий самовыравнивающийся передний бампер.
Саабовцы, как и их коллеги из Volvo, стойко ассоциировались с безопасностью. Каково же было удивление, когда в 1997 году Saab 900 серии NG провалил краш-тест ассоциации Euro NCAP. Пятидверка с двумя фронтальными подушками безопасности и ремнями с преднатяжителями набрала всего две звезды из четырёх возможных, а видео с выступлением «девятисотки» без содрогания невозможно смотреть.
После фронтального удара с частичным перекрытием стойка лобового стекла сдвинулась назад на 227 мм, педаль тормоза — на 193, а рулевое колесо — на 167 (и на 42 мм вверх). Пассажирский отсек перестал быть замкнутой конструкцией из-за надлома панели крыши над головами передних седоков. Подопытный манекен-водитель зафиксировал высокие нагрузки на грудь, правое бедро и ступни, также в зоне риска оказались колени. Пассажир особо не пострадал, но его грудь довольно ощутимо сдавил ремень безопасности.
При боковом ударе Saab тоже сплоховал. Если голова водителя была в относительной безопасности, то грудная клетка и живот получили такой «панч», после которого датчики зафиксировали опасные для здоровья и даже жизни нагрузки. Справедливости ради отметим, что в 1997 году Saab 900 оказался не худшим в рейтинге.
Например, «трёшка» BMW серии Е36 и Rover 600 также набрали по две звезды, но баллов было меньше — 10 и 11 соответственно. Хотя этим неудачникам, включая Saab 900, стоит сказать спасибо — после их скандальных краш-тестов автопроизводители начали серьёзнее подходить к безопасности. Те же шведы провели ревизию конструкции, добавили боковые эйрбеги, и в 2000 году их Saab 9-3 набрал четыре звезды и 26 баллов.
Opel Omega V8: да-да, именно V8
Были времена, когда злых шуток про Opel не существовало, а немецкая компания делала автомобили с восьмицилиндровыми моторами — пятиметровые седаны Admiral и Diplomat, а также купе Diplomat, которое собирали на мощностях ателье Karmann.
Об этом в Опеле вспомнили спустя 20 лет, когда появились мысли о соперничестве модели Omega с восьмицилиндровыми грандами бизнес-класса — «пятёркой» BMW и Мерседесом Е-Класса. На скромные народные седаны и универсалы Opel Omega немцы задумали поставить атмосферную «восьмёрку» 5.7 GM LS1 от Корвета.
В 1999 году на Франкфуртском автосалоне показали концепт-кар Omega V8.com. Вроде обычный универсал, но его удлинили на 130 мм, а в четырёхместном салоне устроили мобильный офис. В спинки передних сидений встроили консоли с мультимедийными экранами. Свой дисплей с той же диагональю девять с половиной дюймов был и у переднего пассажира. Доступ в Интернет, беспроводные клавиатуры, телефонная связь и оборудование для видеоконференций — также в списке оснащения. Не затеряться бы на этом фоне двигателю V8.
Немцы разогрели публику, но на этом не успокоились. На Женевский автосалон 2000 года Opel привёз почти серийную Омегу с V8. Машина вернулась к первоначальным размерам, исчезли мультимедийные опции, но это был готовый к выпуску автомобиль. Производство седанов и универсалов запланировали на ближайшую осень, но за несколько недель до старта проект отменили. В ходе испытаний выяснилось, что при длительном движении по автобанам на максимальной скорости двигатель перегревается. Проблему решили установкой более крупного радиатора от модели Holden Commodore.
Была ещё одна проблема, более серьёзная. Для серийной модификации годилась только одна коробка передач — не вполне подходящий для конкретного проекта четырёхступенчатый автомат GM 4L60-E. При продолжительном движении со скоростью 250 км/ч (а для немецкого автомобиля это вполне практическая дисциплина) у него ломалась пластина гидротрансформатора. Инженеры поняли, как «пофиксить баг», однако не успели бы решить вопрос до конца выпуска Омеги. В истории 310-сильная восьмицилиндровая Omega с разгоном до сотни менее чем за семь секунд осталась в виде 32 предсерийных образцов.
Mercedes-Benz S 250 CDI: представительский седан с дизельной «четверкой»
Очень долго представительские седаны сторонились четырёхцилиндровых моторов. Несолидно как-то. Audi A8 и Jaguar XJ пали под натиском ужесточающихся эконорм в 2012-м, BMW седьмой серии обзавелась подобным агрегатом спустя ещё четыре года. Но раньше их всех «четвёрку» получил Mercedes S-Класса с индексом W221 — в 2011 году.
Каково быть самым востребованным представительским автомобилем в мире и тарахтеть скромным битурбодизелем объёмом 2,1 литра? Общественность отреагировала неоднозначно, но Mercedes не растерялся. Немцы позиционировали S 250 CDI как самый экономичный седан класса F и как первый в своём классе автомобиль с выбросами углекислоты меньше 150 г на километр.
За расход топлива 5,7 л/100 км в смешанном цикле пришлось расплачиваться средненькими динамическими характеристиками. Двухтонный седан с 204-сильным мотором и 500 Нм тяги набирал сотню за 8,2 с, хотя мог разогнаться до 240 км/ч. Схожие показатели были у четырёхдверки Mercedes S 300 L (V6 3.0, 245 сил) для рынков Китая и Малайзии — 8,2 с и 245 км/ч.
Четырёхцилиндровый S-Class выпускался до 2013 года, а важность его появления на рынке отметило жюри конкурса «Экологичный автомобиль года», в котором Mercedes S 250 CDI занял первое место, обойдя электрический Ford Focus и гибридный Peugeot 3008 HYbrid4.
Volvo S90: под капот поместилась бы продольная «восьмерка»
Как красиво дизайнеры Volvo обманули наши глаза. Посмотрите на седан S90 или на универсал V90 — разве похожи они на переднеприводные автомобили? Ни за что бы не поверил! Но платформа у шведов только переднеприводная, а выглядеть соблазнительно, словно мощный автомобиль классической компоновки, очень хотелось. Поэтому у S90 по сравнению с предшественником передняя ось сдвинута вперёд на 150 мм, а лобовое стекло отодвинуто на 200 мм ближе к задним колёсами. Сработало!
Красота — страшная сила. Поэтому три года подряд модели S90/V90 перевыполняли план своих создателей — свыше 55 тысяч проданных машин ежегодно. Но с 2020 года спрос так сильно просел, что в Европе Volvo безнадёжно отстал от конкурентов из Германии, а в Штатах не мог угнаться даже за четырёхдверками Cadillac CT5 и Genesis G80. Отчасти проблема в том, что семейство 90-й серии и по сей день предлагает клиентам только четырёхцилиндровые двигатели, пусть и в сочетании с электромоторами. У остальных оппонентов есть «шестёрки» и даже V8.
BMW i8: суперкар вегана
Для продвижения нового экологического i-бренда компании BMW нужен был halo car. Им стал BMW i8 — эпатажный гибрид с внешностью футуристичного суперкара, подъёмными дверями, углепластиковым кузовом и дальнобойными лазерными фарами. Волей-неволей подумаешь, что такой автомобиль должен быть исключительным во всём, а его нутро никак не может не соответствовать внешности. Но с «ай-восьмой» как раз так и получилось — по своему характеру спорткар скорее походил на семейный автомобиль для массового потребителя.
Колёса на передней оси у i8 вращает электродвигатель, на задней — трёхцилиндровый бензиновый турбомоторчик на полтора литра. Звучит уже тревожно, несмотря на суммарные 362 силы и 4,4 с до 100 км/ч. На деле ощущения только подтверждаются — i8 быстр, но не будоражит сознание, как это делают чистокровные спорткары.
В эту концепцию укладывается и настройка шасси: немцы намеренно лишили купе остроты, дистанцировали его от водителя и сделали максимально комфортным, словно это прогулочный кабриолет. Тут можно вспомнить фразу «ваши ожидания — ваши проблемы», ведь свою миссию i8 с блеском выполнил и за шесть лет успел найти больше 20 тысяч покупателей.