Хроники революции
Руль яйцом, опасность косоглазия, мощный мотор и другие особенности Peugeot 308 GT/imgs/2015/03/09/04/127735/ce1e086faf23c8c3863a7cc1dcf19d62db9cd63d.jpeg)
Великая французская революция началась со взятия Бастилии в 1789 году, а хронологически последний переворот, пускай и не такой значимый, французы совершили несколько лет назад. Круглый руль в новых моделях Peugeot сменился маленьким овальным, а приборы стали располагаться над ним. Оказалось очень удобно. Добавим сюда умение Peugeot настраивать подвески, мощный двигатель, томный интерьер и получим Peugeot 308 GT, которому для конкуренции с Volkswagen Golf GTI не хватило совсем чуть-чуть — буквы «I» в индексе «GT».
Даже британцы шутят, что «триста восьмой» получился консервативнее, чем чаепитие консервативной партии, а если вы не знаете о внешних признаках отличия самого мощного Peugeot 308 GT, то распознать его с трех шагов можно только по цвету кузова, выкрашенного под главную страницу Facebook.
Большие 18-дюймовые колеса и накладные пороги сделали машину приземистее, но это тот редкий случай, когда базовая версия выглядит не намного хуже. «Свобода, равенство, братство?»
И революция для всех! Достаточно поездить на Peugeot 308 несколько часов, и автомобиль с нормальным рулем и приборами начинает казаться рубкой старого буксира, где нужно крутить огромный штурвал и разглядывать приборы сквозь него.
/imgs/2015/03/09/04/127736/29156d247aca1e8469f6d7fe357a93f26a1fd559.jpeg)
Дорожный просвет уменьшился на 10 миллиметров сзади и только на семь миллиметров спереди -- во избежание контакта колеса с аркой, если подвеска сработает на максимальное сжатие на неровности в повороте.
Приборы в «триста восьмом» расположены на уровне глаз – там, где в автомобилях Peugeot еще недавно торчало стекло проекционного дисплея, а поворот руля требует не меньше усилий, чем игра в гонки на планшетнике с гироскопом.
Наконец, передняя панель с тачскрином загнута круассаном вокруг водителя – все, что так долго использовали BMW как атрибут спортивности, как оказалось, было обусловлено просто удобством.
Смущает лишь название концепции оригинального интерьера – «i-Cockpit». Из буквы «ай» уже, кажется, выдоили все до последнего и не прикрепляли разве что к названию тостера. Хотя, возможно, это от французской литеры «и». Intuitif?
/imgs/2015/03/09/04/127737/8dbea7518c175a4a721349e85bf39e520dd9f73b.jpeg)
Инженер-доводчик Peugeot Гаэтан Демулен еще сравнительно недавно колесил вокруг Калуги, улучшая российский Peugeot 408, и до сих пор дружит со своим бывшим начальником Жаном Боденом — человеком, который учил ездить Peugeot 406, 306, 205 GTI
На передней панели не наберется и десятка кнопок – все остальное спрятано в интерфейс тачскрина. Значит, моя бабушка даже не сможет отрегулировать скорость вентилятора, но для людей постарше одну знакомую деталь на передней панели все-таки оставили: слот под компакт-диск. Я долго перед тестом искал у себя дома хоть один CD и нашел. Правда, на нем был Windows 98.
Интерьер заряженной версии 308 GT отличается томной обивкой в цветах Moulin Rouge и стандартным набором деталей, по которым можно писать книгу «Горячие хэтчбеки для чайников»: на педалях и порогах полированные металлические накладки, на рычаге коробки передач увесистый набалдашник, спортивные сидения, обивка, прошитая красной строчкой.
Не интуитивный здесь только тахометр, стрелка которого вращается справа-налево – навстречу стрелке спидометра. Говорят, это сделано для того, чтобы смотреть по центру приборной панели, а не отвлекаться на каждый прибор, но если сходящиеся стрелки вызовут у кого-то косоглазие, медицинские расходы никто не покроет.
Такое впечатление, что за все эти детали отвечает один и тот же человек, который периодически переезжает из одной фирмы в другую: сегодня он Renault, завтра в Volkswagen, а в отпуске побывал даже в "Ладе". Если помните, накладки на педали и другие украшения из этого списка есть даже у Kalina Sport.
/imgs/2015/03/09/04/127738/3e73ac59eef532f124f61918a31d0854350a877a.jpeg)
Под капотом хэтчбека 205-сильный бензиновый двигатель объемом 1.6 литра с турбиной Twin Scroll – наследник совместной разработки PSA и BMW. Давление непосредственного впрыска подогретой версии увеличено с 120 до 200 бар, а для охлаждения мотора пришлось просверлить несколько дополнительных отверстий в бампере. Коробка передач – только 6-ступенчатая «механика».
/imgs/2015/03/09/04/127739/f698c1294d8e859e5a82a78d8c0e32a300fbe41f.jpeg)
С большими колесами Peugeot 308 выглядит еще шире и устойчивее. Для GT французы подобрали шины Michelin Pilot Sport3.
Похожее сердце бьется внутри Peugeot 208 GTI и Mini Paceman JCW, но даже там этот мотор выполняет свои обязанности добросовестно, но бесстрастно. Поэтому для того, чтобы назвать 200-сильный хэтчбек класса C настоящим «джи-ти-аем», такой мощности оказалось просто недостаточно.
Ведь Volkswagen Golf GTI и мощнее, и имеет версию Performance с «коротким» рулем и самоблоком – тем немногим, что превращает его в совсем другую машину.
Правда, французы всегда умели делать автомобили увлекательными даже без мотора на чистом тестостероне и спойлера величиной со стойку регистрации в аэропорту, и добивались этого своим собственным путем.
/imgs/2015/03/09/04/127740/a1de4a5738789ae1f5236f8813efc2c6f25ffb95.jpeg)
В отличие от Peugeot 308 GT, модели 208 GTI и RCZ-R доводили при поддержке отделения Peugeot Sport.
«Мы не делаем самые комфортные автомобили. Мы не делаем самые устойчивые машины», – признается инженер-доводчик Peugeot Гаэтан Демулен. Два века назад однофамилец Демулена призвал парижан к «К оружию!» и началась та самая французская революция. А французский переворот в подвесках заключался в тонком балансе между устойчивостью и комфортом.
Даже мягкий и комфортный Peugeot 406 ездил увлекательнее некоторых спортивных машин, где инженеры зажимали подвеску до тех пор, пока у водителя во рту не начинали осыпаться коронки. Демулен до сих пор считает его лучшим образцом настройки шасси.
Правда, с началом двухтысячных старые гуру-подвесочники ушли на пенсию, а новые модели Peugeot отъедались, как гуси для фуа-гра, но сегодня время словно повернулось вспять: «триста восьмой» немного короче и на полтора центнера легче, чем пятидверка предыдущего поколения.
/imgs/2015/03/09/04/127741/40d5a0876af0158c405443708e182b2f312ac0f3.jpeg)
Версия GT доступна и в кузове универсал -- она длиннее хэтчбека на 332 миллиметра и значительная часть этой прибавки досталась задним пассажирам. А обвес GT Line можно заказать и для обычного "триста восьмого" с любым мотором.
Работая над версией 308 GT, инженеры сделали передние пружины жестче на 20 процентов, поставили более энергоемкие амортизаторы и толстый стабилизатор поперечной устойчивости. Чтобы это не привело к недостаточной поворачиваемости, задние пружины сделали жестче на одну десятую.
А потом гоняли прототипы по испытательным трассам вокруг завода в Сошо, следя за кренами, комфортом, обратной связью и общим чувством автомобиля – выпадет одно из ощущений, и магия взаимопонимания с автомобилем испарится.
/imgs/2015/03/09/04/127742/eb7519f3af5a0ffa1760cfbb05def5e7b9536391.jpeg)
В итоге 308 GT достаточно подробно повторяет мелкий профиль дороги, но мягко отрабатывает крупные неровности, сохраняя контакт с дорогой на волнах и трещинах. На гладком гоночном треке или автобане это будет незаметно, но где-нибудь на пролысиных петляющего серпантина работает как надо.
Маленький руль делает около трех оборотов от упора до упора, но руки двигаются по меньшему радиусу, и святая простота управления машиной кажется здесь еще проще – передок послушно ввинчивается в поворот и дарит ощущение уверенности.
Сюда бы еще короткую рейку от Golf GTI, но губам Никанора Ивановича, как известно, никогда не оказаться на лице Ивана Кузьмича.
/imgs/2015/03/09/04/127743/3cb0a45a7aaf23fe38cd4e217350cd3257ef549c.jpeg)
Задняя дверь хэтчбека сделана из полимерного композита, а багажник здесь один из самых больших в классе: 470 литров.
На каждую тонну веса GT приходится 170 лошадиных сил – на треть больше, чем у классического Peugeot 205 GTI. Разгон проходит быстро и ровно – по паспорту чуть меньше восьми секунд до первой "сотни". Такая динамика, по большому счету, нужна каждому автомобилю, чтобы безопасно влиться в любой поток, но волшебным буквам GT не помешало бы добавить еще немного эмоций. Проблема то ли в ровном характере мотора, то ли в безумной гонке вооружений – благодаря автопроизводителям, машины слабее 400 лошадиных сил скоро будут годиться разве что для социального такси.
Усилия на руле, педалях и рычаге коробки передач невелики, но в режиме "Sport" баранка наливается фоновым «спортивным» усилием, которое немного перекрывает обратную связь, а на приборную панель выводится диаграмма продольных и поперечных перегрузок.
Правда, чтобы увидеть на ней какую-нибудь выдающуюся цифру, придется постараться: свалиться с крыши многоэтажной парковки, например, или врезаться в опору моста.
Еще одна фишка режима «Спорт»: увеличивающаяся чувствительность педали газа, красная подсветка приборов и... ревущий из колонок аудиосистемы мотор. После того, как искусственный звук неплохо реализовали на BMW i8, это уже не кажется святотатством и танцем на могиле атмосферных моторов. Хотя натурального в этой затее не больше, чем в силиконовой груди.
/imgs/2015/03/09/04/127744/72e5f48279d885ff3959f77e32dd194f8f9fb700.jpeg)
/imgs/2015/03/09/04/127745/7803058ef79bec0ffe81d2fe42c4ce4a92049492.jpeg)
Французы предлагают и 180-сильный дизельный 308 GT с безальтернативным 6-ступечатым «автоматом», но вместе с высоким крутящим моментом вы получаете 120 килограммов дополнительного веса.
В нормальном режиме двигателя практически не слышно, а так как на его глухое урчание накладываются синтетические, но благородные обертона, то можно забыть про «неправильный» тахометр и переключаться по звуку. Осталось добавить несколько вариантов звуковой окраски, как в Renault Clio R.S., где в меню есть и имитация рева Nissan GT-R, и бульканье летающей мыльницы из будущего.
Впрочем, приоритеты инженеров 308 GT и Clio R.S. и без этого похожи: пятидверный кузов, проверенный мотор, никакого хардкора и ковшей, тонкий баланс управляемости и комфорта, в том числе на не самой гладкой дороге. Но GT даже не "горячий хэтчбек" – это мощный "триста восьмой", предназначенный для того, чтобы рвануть из Тулузы на Сицилию и обратно – то, что европейцы со времен конных экипажей называют "Gran turismo".
/imgs/2015/03/09/04/127746/0ce6d4ca6ee22f5a48647818de1df35caa5fb0fb.jpeg)
В России Peugeot 308 GT будет доступен под заказ уже с апреля -- значит, первые машины могут приехать летом. Цены пока не определены.
По словам французов, скоро на свет появится версия агрессивнее и мощнее – надо полагать, речь идет о Peugeot 308 R. Его уже показывали год назад в виде концепта. А разработанное Peugeot Sport купе RCZ R, по словам Гаэтана Демулена, благодаря не самой зубодробительной подвеске, уже сейчас могло бы стать самым быстрым переднеприводным автомобилем на "Северной петле" Нюрбургринга.
Но Seat и Renault устроили из этого звания слишком дорогой аттракцион. Мол, их рекордные машины оснащены такими «опциями», которые не закажет ни один клиент. Судя по фотографиям в смартфоне Демулена, испытатели Peugeot уже были на «петле» и проверяли способности своих машин.
При этом RCZ R построен на основе «триста восьмого» предыдущего поколения, тогда как 308 GT – на новой модульной платформе EMP2, куда более способной, чем прежняя. Значит, главные вехи революции, быть может, еще впереди?
Peugeot 308 GT
Технические характеристики
Peugeot 308 1.6L THP | Peugeot 308 2.0L BlueHDi | |
---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, R4 | Дизельный, R4 |
Рабочий объем | 1598 см³ | 1997 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 205 / 6000 | 180 / 3750 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 285 / 1750-4500 | 400 / 2000-2500 |
Тип привода | передний | передний |
Трансмиссия | механическая, 6-ступенчатая | автоматическая, 6-ступенчатая |
Передняя подвеска | независимая, МакФерсон | независимая, МакФерсон |
Задняя подвеска | полузависимая | полузависимая |
Объем бака, л | 53 | 53 |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4253 x 1804 x 1447 | 4253 x 1804 x 1447 |
Снаряженная масса, кг | 1200 | 1320 |
Колесная база, мм | 2620 | 2620 |
Макс. скорость, км/час | 235 | 220 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 7,5 | 8,4 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 5,6 | 4 |
Размер шин (база) | 225/40R18 | 225/40R18 |