Хроники революции
Руль яйцом, опасность косоглазия, мощный мотор и другие особенности Peugeot 308 GTВеликая французская революция началась со взятия Бастилии в 1789 году, а хронологически последний переворот, пускай и не такой значимый, французы совершили несколько лет назад. Круглый руль в новых моделях Peugeot сменился маленьким овальным, а приборы стали располагаться над ним. Оказалось очень удобно. Добавим сюда умение Peugeot настраивать подвески, мощный двигатель, томный интерьер и получим Peugeot 308 GT, которому для конкуренции с Volkswagen Golf GTI не хватило совсем чуть-чуть — буквы «I» в индексе «GT».
Даже британцы шутят, что «триста восьмой» получился консервативнее, чем чаепитие консервативной партии, а если вы не знаете о внешних признаках отличия самого мощного Peugeot 308 GT, то распознать его с трех шагов можно только по цвету кузова, выкрашенного под главную страницу Facebook.
Большие 18-дюймовые колеса и накладные пороги сделали машину приземистее, но это тот редкий случай, когда базовая версия выглядит не намного хуже. «Свобода, равенство, братство?»
И революция для всех! Достаточно поездить на Peugeot 308 несколько часов, и автомобиль с нормальным рулем и приборами начинает казаться рубкой старого буксира, где нужно крутить огромный штурвал и разглядывать приборы сквозь него.
Приборы в «триста восьмом» расположены на уровне глаз – там, где в автомобилях Peugeot еще недавно торчало стекло проекционного дисплея, а поворот руля требует не меньше усилий, чем игра в гонки на планшетнике с гироскопом.
Наконец, передняя панель с тачскрином загнута круассаном вокруг водителя – все, что так долго использовали BMW как атрибут спортивности, как оказалось, было обусловлено просто удобством.
Смущает лишь название концепции оригинального интерьера – «i-Cockpit». Из буквы «ай» уже, кажется, выдоили все до последнего и не прикрепляли разве что к названию тостера. Хотя, возможно, это от французской литеры «и». Intuitif?
На передней панели не наберется и десятка кнопок – все остальное спрятано в интерфейс тачскрина. Значит, моя бабушка даже не сможет отрегулировать скорость вентилятора, но для людей постарше одну знакомую деталь на передней панели все-таки оставили: слот под компакт-диск. Я долго перед тестом искал у себя дома хоть один CD и нашел. Правда, на нем был Windows 98.
Интерьер заряженной версии 308 GT отличается томной обивкой в цветах Moulin Rouge и стандартным набором деталей, по которым можно писать книгу «Горячие хэтчбеки для чайников»: на педалях и порогах полированные металлические накладки, на рычаге коробки передач увесистый набалдашник, спортивные сидения, обивка, прошитая красной строчкой.
Не интуитивный здесь только тахометр, стрелка которого вращается справа-налево – навстречу стрелке спидометра. Говорят, это сделано для того, чтобы смотреть по центру приборной панели, а не отвлекаться на каждый прибор, но если сходящиеся стрелки вызовут у кого-то косоглазие, медицинские расходы никто не покроет.
Такое впечатление, что за все эти детали отвечает один и тот же человек, который периодически переезжает из одной фирмы в другую: сегодня он Renault, завтра в Volkswagen, а в отпуске побывал даже в "Ладе". Если помните, накладки на педали и другие украшения из этого списка есть даже у Kalina Sport.
Под капотом хэтчбека 205-сильный бензиновый двигатель объемом 1.6 литра с турбиной Twin Scroll – наследник совместной разработки PSA и BMW. Давление непосредственного впрыска подогретой версии увеличено с 120 до 200 бар, а для охлаждения мотора пришлось просверлить несколько дополнительных отверстий в бампере. Коробка передач – только 6-ступенчатая «механика».
Похожее сердце бьется внутри Peugeot 208 GTI и Mini Paceman JCW, но даже там этот мотор выполняет свои обязанности добросовестно, но бесстрастно. Поэтому для того, чтобы назвать 200-сильный хэтчбек класса C настоящим «джи-ти-аем», такой мощности оказалось просто недостаточно.
Ведь Volkswagen Golf GTI и мощнее, и имеет версию Performance с «коротким» рулем и самоблоком – тем немногим, что превращает его в совсем другую машину.
Правда, французы всегда умели делать автомобили увлекательными даже без мотора на чистом тестостероне и спойлера величиной со стойку регистрации в аэропорту, и добивались этого своим собственным путем.
«Мы не делаем самые комфортные автомобили. Мы не делаем самые устойчивые машины», – признается инженер-доводчик Peugeot Гаэтан Демулен. Два века назад однофамилец Демулена призвал парижан к «К оружию!» и началась та самая французская революция. А французский переворот в подвесках заключался в тонком балансе между устойчивостью и комфортом.
Даже мягкий и комфортный Peugeot 406 ездил увлекательнее некоторых спортивных машин, где инженеры зажимали подвеску до тех пор, пока у водителя во рту не начинали осыпаться коронки. Демулен до сих пор считает его лучшим образцом настройки шасси.
Правда, с началом двухтысячных старые гуру-подвесочники ушли на пенсию, а новые модели Peugeot отъедались, как гуси для фуа-гра, но сегодня время словно повернулось вспять: «триста восьмой» немного короче и на полтора центнера легче, чем пятидверка предыдущего поколения.
Работая над версией 308 GT, инженеры сделали передние пружины жестче на 20 процентов, поставили более энергоемкие амортизаторы и толстый стабилизатор поперечной устойчивости. Чтобы это не привело к недостаточной поворачиваемости, задние пружины сделали жестче на одну десятую.
А потом гоняли прототипы по испытательным трассам вокруг завода в Сошо, следя за кренами, комфортом, обратной связью и общим чувством автомобиля – выпадет одно из ощущений, и магия взаимопонимания с автомобилем испарится.
В итоге 308 GT достаточно подробно повторяет мелкий профиль дороги, но мягко отрабатывает крупные неровности, сохраняя контакт с дорогой на волнах и трещинах. На гладком гоночном треке или автобане это будет незаметно, но где-нибудь на пролысиных петляющего серпантина работает как надо.
Маленький руль делает около трех оборотов от упора до упора, но руки двигаются по меньшему радиусу, и святая простота управления машиной кажется здесь еще проще – передок послушно ввинчивается в поворот и дарит ощущение уверенности.
Сюда бы еще короткую рейку от Golf GTI, но губам Никанора Ивановича, как известно, никогда не оказаться на лице Ивана Кузьмича.
На каждую тонну веса GT приходится 170 лошадиных сил – на треть больше, чем у классического Peugeot 205 GTI. Разгон проходит быстро и ровно – по паспорту чуть меньше восьми секунд до первой "сотни". Такая динамика, по большому счету, нужна каждому автомобилю, чтобы безопасно влиться в любой поток, но волшебным буквам GT не помешало бы добавить еще немного эмоций. Проблема то ли в ровном характере мотора, то ли в безумной гонке вооружений – благодаря автопроизводителям, машины слабее 400 лошадиных сил скоро будут годиться разве что для социального такси.
Усилия на руле, педалях и рычаге коробки передач невелики, но в режиме "Sport" баранка наливается фоновым «спортивным» усилием, которое немного перекрывает обратную связь, а на приборную панель выводится диаграмма продольных и поперечных перегрузок.
Правда, чтобы увидеть на ней какую-нибудь выдающуюся цифру, придется постараться: свалиться с крыши многоэтажной парковки, например, или врезаться в опору моста.
Еще одна фишка режима «Спорт»: увеличивающаяся чувствительность педали газа, красная подсветка приборов и... ревущий из колонок аудиосистемы мотор. После того, как искусственный звук неплохо реализовали на BMW i8, это уже не кажется святотатством и танцем на могиле атмосферных моторов. Хотя натурального в этой затее не больше, чем в силиконовой груди.
В нормальном режиме двигателя практически не слышно, а так как на его глухое урчание накладываются синтетические, но благородные обертона, то можно забыть про «неправильный» тахометр и переключаться по звуку. Осталось добавить несколько вариантов звуковой окраски, как в Renault Clio R.S., где в меню есть и имитация рева Nissan GT-R, и бульканье летающей мыльницы из будущего.
Впрочем, приоритеты инженеров 308 GT и Clio R.S. и без этого похожи: пятидверный кузов, проверенный мотор, никакого хардкора и ковшей, тонкий баланс управляемости и комфорта, в том числе на не самой гладкой дороге. Но GT даже не "горячий хэтчбек" – это мощный "триста восьмой", предназначенный для того, чтобы рвануть из Тулузы на Сицилию и обратно – то, что европейцы со времен конных экипажей называют "Gran turismo".
По словам французов, скоро на свет появится версия агрессивнее и мощнее – надо полагать, речь идет о Peugeot 308 R. Его уже показывали год назад в виде концепта. А разработанное Peugeot Sport купе RCZ R, по словам Гаэтана Демулена, благодаря не самой зубодробительной подвеске, уже сейчас могло бы стать самым быстрым переднеприводным автомобилем на "Северной петле" Нюрбургринга.
Но Seat и Renault устроили из этого звания слишком дорогой аттракцион. Мол, их рекордные машины оснащены такими «опциями», которые не закажет ни один клиент. Судя по фотографиям в смартфоне Демулена, испытатели Peugeot уже были на «петле» и проверяли способности своих машин.
При этом RCZ R построен на основе «триста восьмого» предыдущего поколения, тогда как 308 GT – на новой модульной платформе EMP2, куда более способной, чем прежняя. Значит, главные вехи революции, быть может, еще впереди?
Peugeot 308 GT
Технические характеристики
Peugeot 308 1.6L THP | Peugeot 308 2.0L BlueHDi | |
---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, R4 | Дизельный, R4 |
Рабочий объем | 1598 см³ | 1997 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 205 / 6000 | 180 / 3750 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 285 / 1750-4500 | 400 / 2000-2500 |
Тип привода | передний | передний |
Трансмиссия | механическая, 6-ступенчатая | автоматическая, 6-ступенчатая |
Передняя подвеска | независимая, МакФерсон | независимая, МакФерсон |
Задняя подвеска | полузависимая | полузависимая |
Объем бака, л | 53 | 53 |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4253 x 1804 x 1447 | 4253 x 1804 x 1447 |
Снаряженная масса, кг | 1200 | 1320 |
Колесная база, мм | 2620 | 2620 |
Макс. скорость, км/час | 235 | 220 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 7,5 | 8,4 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 5,6 | 4 |
Размер шин (база) | 225/40R18 | 225/40R18 |