Ездим на Мерседесах, не тратя бензина
Тест-драйв подзаряжаемого гибрида GLE 350 de и электромобиля EQC 400/imgs/2019/09/25/11/3579519/207c3884b8577542a1744fd53015502f66b1a87e.jpg)
А ещё прямо в этом же зале Porschе представлял электрический спортседан Taycan, в другом холле на стенде Opel праздновали дебют новой Корсы вместе с электрической версией... А Mercedes выступил с целой обоймой «электрифицированных» новинок — целых семь мировых премьер за раз! Это концепт-кар EQS (прообраз будущего электрического S-класса), серийный вариант микроавтобуса EQV, рестайлинговый Smart (теперь он бывает только электрическим), гибридные кроссоверы GLC и GLE, и компактные модели A- и B-класса.
Прибавьте сюда представленный в прошлом году кроссовер EQC, и, кажется, сборку традиционных автомобилей можно прекращать хоть сейчас. Собственно, примерно это и предлагают эко-активисты. На салоне мне удалось побеседовать с новым руководителем компании Daimler-Benz Олой Калениусом, и даже он говорит о полном отказе от двигателей внутреннего сгорания. Вот только немедленно это сделать невозможно, поясняет Калениус: возможностей промышленности просто не хватит, чтобы заменить все машины электромобилями.
Так что ближайшие двадцать лет — такова оценка Калениуса — будет идти трансформация промышленности: под электромобили предстоит перестроить сами заводы, цепочки поставщиков, построить инфраструктуру для эксплуатации. Всё это время электромобили будут соседствовать на дорогах с привычными нам машинами с двигателями внутреннего сгорания и гибридами.
Пока никуда не денутся и дизели, хотя их исчезновение пророчили буквально три-четыре года назад. Оказывается, инженерам удалось справиться с избыточными выбросами окислов азота при помощи впрыска мочевины и ряда более изощренных технологий.
Электромобиль на треть
Именно на дизельном Мерседесе GLE я поездил в окрестностях Франкфурта. Но ребята из Гринписа могут быть спокойны — климату я почти не вредил: не сжёг и стакана солярки. А всё потому, что это был новый Mercedes GLE 350 de — подзаряжаемый гибрид с дизельным двигателем. Запас хода на электричестве у GLE 350 de — без малого сотня километров по весьма реалистичному стандарту WLTP (90-99 километров по официальным данным). А переключение на дизель даст ещё более тысячи километров: официальных цифр по гибриду пока нет, но дизельный GLE 300 d с таким же двигателем расходует в смешанном цикле 7,1 литра на сотню километров. С учётом 85-литрового бака запас хода можете вычислить сами.
/imgs/2019/09/25/12/3579605/5a9d4d4e90529300e395de5e9e9c14ab3fa70005.jpg)
Конечно, это компромисс: большая ёмкость батареи позволяет подолгу ездить на электричестве и не тратить время на подзарядку, проcто переключившись на двигатель внутреннего сгорания. Цена удобства — лишний груз в виде мотора и коробки передач. Впрочем, GLE можно заряжать от мощных станций постоянного тока, что редкость для гибридов: пополнить запас электричества на 80% можно всего за 20 минут.
Внешне такая машина совершенно неотличима от обычного кроссовера GLE. Только самые внимательные заметят, что заправочных лючка два: справа находится горловина бензобака, слева — разъём для подзарядки батареи. Между прочим, ёмкость её (31,2 киловатт-час) больше, чем у полностью электрического Nissan Leaf первого поколения, и чуть меньше половины от емкости батареи на младшей Тесле Model S (75 киловатт-час).
Даже сам силовой агрегат мало чем отличается от обычного: здесь тот же двухлитровый дизель, что на модели GLE 300d, тот же самый девятиступенчатый «автомат» 9G-Tronic. Вся гибридная «начинка» плотно уложена между двигателем и коробкой: это замысловатый бутерброд из синхронного электромотора постоянного возбуждения, гидротрансформатора и многодискового сцепления в масляной ванне. Последнее позволяет отсоединить двигатель, и двигаться на электромоторе. Наличие между электромотором и колесами автоматической коробки передач дает возможность всегда держать электромотор на оборотах максимальной эффективности. Батарея же спрятана под полом багажника — из-за чего объём его на 140 литров меньше, чем у обычного GLE.
Кстати, на этом фоне компактные модели A 250 e и B 250 e выглядят настоящими шедеврами сверхплотной компоновки! У них батарея ёмкостью 15,6 киловатт-час втиснута под заднее сиденье, бензобак вписан в просвет задней балки, а вся выхлопная система умещена в передней половине центрального тоннеля...
Гибрид? Электромобиль!
Оказавшись за рулем кроссовера GLE 350 de, опознать гибрид можно, лишь включив зажигание — когда оживет виртуальный щиток с указателями мощности электромотора и рекуперации под тахометром. Но на ходу это самый настоящий электромобиль. Вы трогаетесь в полной тишине, едете по городу, разгоняетесь и тормозите — всё на электричестве.
/imgs/2019/09/25/14/3580102/7094a50a26e46b34ab90a114dfe72db2217dcc90.jpg)
Причём тяги 135-сильного электромотора хватает и для довольно энергичной езды по городу. Даже на автобане электроника не стала запускать дизель — хотя на разгонной полосе я от души надавил на педаль газа, разогнав машину до 140 километров в час (больше не позволял плотный трафик).
По словам мерседесовских инженеров, при полностью заряженных батареях электроника запустит дизель только по достижении примерно 160 километров в час. За всё время теста мотор заводился лишь дважды — когда я разгонялся с места «в пол». Причём плавность подключения идеальная: заметить его можно лишь по изменению звука.
/imgs/2019/09/25/14/3580114/f3ed469187719a7b40464929cbcf0582f8965218.jpg)
Такое проведение совсем не характерно для обычного гибрида: в тот же день я прокатился на гибридном E-классе, и там мотор постоянно просыпался — стоило мне нажать на газ чуть решительнее, или просто набрать приличную скорость.
Увы, гибридная генетика даёт о себе знать при любом торможении, причём довольно неприятным образом. Усилие на педали меняется раз от раза, но чаще оно неестественно-мягкое, и оттого управлять замедлением тяжело: много раз приходилось дотормаживать, и я допускал клевки. А всё оттого, что тормозная система устроена гораздо сложнее, чем на обычных автомобилях. Педаль через сложную электро-гидравлическую систему управляет не только тормозами, но и системой рекуперации. Причём соотношение между механическим торможением и электрическим каждый раз меняется электроникой.
/imgs/2019/09/25/14/3580134/44c7bc1f0f54786a607cd3f2cf83585b0a1eef71.jpg)
Но процентов десять тормозного усилия в любом случае создается колодками. Поэтому, чтобы добиться максимального запаса хода, нужно реже тормозить и вместо этого больше пользоваться рекуперацией, которая включается при сбросе газа. Её интенсивностью на GLE 350 de можно управлять при помощи подрулевых лепестков — правда, устроено это не вполне логично: «минус» отвечает за усиление рекуперации, «плюс» — за уменьшение.
Силовой агрегат гибридного Мерседеса GLE 350 de: дизельный двигатель и девятиступенчатый «автомат» с системой полного привода, а между ними — электромотор. Здесь же видно короб батареи и силовую электронику.
Не бог весть какая сложность, но привычные паттерны поведения ломает напрочь: пока не приспособишься, управление рекуперацией отнимает львиную долю внимания! Да ещё и в максимальном режиме «D–» реакции на сброс газа обостряются настолько, что это становится дискомфортным — только и следишь, чтобы лишний раз не шевельнуть правой ногой. Для себя я выработал такой принцип: на шоссе держать режим «D-» или даже «D», переключаясь в «D–» только при возникновении пробок или перед съездами с автобанов. А вот в городском трафике уместно переключиться в максимальный режим.
Путеводная звезда
А ещё оказалось, что бортовая навигация для гибридного Мерседеса — не просто удобство, а почти что часть силовой установки! Проложенный навигатором маршрут берётся в расчёт при управлении гибридной установкой — например, так выбирается момент для запуска двигателя или терморежим батарей: скажем, перед затяжным подъёмом их охлаждение превентивно увеличивается, чтобы при увеличении нагрузки они не перегрелись
/imgs/2019/09/25/17/3580372/8e6aa201c42a354b9c9cdb9c7ce63c3a6733956c.jpg)
Так что всем обладателям гибридов мерседесовские инженеры советуют пользоваться навигацией, даже если дорогу вы знаете как свои пять пальцев. Кстати, через меню мультимедиа-системы можно выбрать особый «городской» режим работы — чтобы в городе машина двигалась только на электричестве, а заряд пополняла на шоссе. Для такой стратегии зарядки навигатор особенно нужен.
Степ бай степ
Гибриды Mercedes-Benz выпускает серийно ещё с 2009 года. Но в прошлом году фирма сделал важный шаг к электрическому будущему — начала производство электромобилей. Первенцем марки стал кроссовер EQC. У него радикальная внешность без традиционной решетки радиатора, привычной для Мерседесов, электромоторы суммарной мощностью 408 лошадиных сил, и громадная батарея на 85 киловатт-час. В общем, всё под стать Тесле.
Mercedes-Benz EQC
Но вот технически он довольно консервативен: ведь в основе EQC лежит не специализированная электрическая платформа, а база от кроссовера GLC (у него же заимствовано и большинство панелей кузова). Да, из-за этого под капотом EQC нет второго багажника, как у Теслы или Jaguar I-Pace — место занято силовой электроникой, радиаторами и развитым трубчатым усилителем. Но в остальном EQC едва ли хуже «исконно электрических» машин. Так, объём батареи гарантирует впечатляющий запас хода в 417 километров по стандарту WLTP. Во время короткого тест-драйва я оценил молниеносный разгон электромобиля, и без труда развил 190 километров в час на автобане — и все это сопровождалось лишь шумом от шин и ветра. Кстати, электромобиль EQC роднит с другими моделями Мерседеса не только кузов: по силовой электронике он унифицирован с гибридами GLC и GLE-класса.
/imgs/2019/09/25/14/3580138/30ad417d8ec01990b9a29091457fefa704cd7c6c.jpg)
То, что электромобиль EQC находится в близком родстве с моделью GLC, отнюдь не значит, что в Мерседесе засели ретрограды: работы над чисто электрической платформой тоже идут. Зато красноречиво демонстрирует расказанную Калениусом концепцию — постепенного, а не мгновенного перехода на электромобили.
Плюс электрификация всей страны
Оценить электро-Мерседесы смогут отнюдь не только европейцы с американцами. Поставки гибридов и электромобилей запланированы даже в Россию! У нас будет продаваться практически весь ассортимент моделей, за исключением компактных подзаряжаемых гибридов A- и B-класса. Гибридные кроссоверы GLC 300 e и GLE 350 de, а также седаны C-, E- и S-класса можно будет заказать у российских дилеров Mercedes уже в этом году. А в следующем на российском рынке начнутся продажи электромобиля EQC.
Подробные технические характеристики
Mercedes-Benz GLE 350 de | Mercedes-Benz EQC 400 | |
---|---|---|
Тип силовой установки | гибридная, дизель-электрическая, L4 турбо | электрическая, с двумя моторами на передней и задней оси |
Рабочий объем, см³ | 1950 | — |
Макс. мощность ДВС, л.с./об/мин | 194/3800 | — |
Макс. момент ДВС, Нм/об/мин | 400/1600–2800 | — |
Суммарная мощность силовой установки, л.с. | 320 | 408 |
Макс. суммарный момент силовой установки, Нм | 700 | 760 |
Тип привода | полный | полный |
Коробка передач | автоматическая, 9-ступенчатая | — |
Передняя подвеска | пружинная, двухрычажная | пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | пружинная, многорычажная | пружинная, многорычажная |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4924х2022х1797 | 4762х1884х1624 |
Колесная база, мм | 2995 | 2873 |
Снаряженная масса, кг | 2580 | 2495 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 6,8 | 5,1 |
Макс. скорость, км/ч | 210 | 180 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 1,1* | — |
Расход электричества, кВт⋅ч/100 км | 25,4 | 20,8-19,7 |
Объем топливного бака, л | 74 | — |
Ёмкость тяговой батареи, кВт⋅ч | 31,2 | 80 |
Запас хода на электричестве (NEDC/WLTP), км | 106/90-99 | 445-471/417 |