Опубликовано 15 ноября 2007, 21:43

Грязное помешательство

Тест-драйв Mitsubishi Pajero IV и Ford Explorer
Сравнивать новый Pajero мы планировали с Jeep Grand Cherokee, но не получилось. И тогда мы вспомнили про Ford Explorer. Стоит он столько же - чуть более 50 тысяч долларов, размеры схожие. Правда Pajero за эти деньги оснащен бензиновым V6 объемом 3,8 литра, а Explorer мощным V8. Зато у Pajero внедорожных "наворотов" побольше
Фото Ленты.Ру
Фото Ленты.Ру

Взять Mitsubishi Pajero IV на тест мы хотели еще в начале весны, но тогда не получилось. Тест японского внедорожника волей обстоятельств превратился в [рассказ о новом и старом Volkswagen Touareg](/articles/2007/05/03/touaregs). Но затем мы все же взяли Pajero.

Грязное помешательство

Планировалось, что сравнивать его мы будем с Jeep Grand Cherokee, но снова не получилось. И тогда нам в голову пришла совершенно неожиданная мысль - попросить Ford Explorer. Стоит он столько же - чуть более 60 тысяч долларов, размеры схожие. Правда Pajero за эти деньги оснащен бензиновым V6 объемом 3,8 литра, а Explorer мощным V8. Зато у Pajero внедорожных "наворотов" побольше...

Первое свидание

Мы никогда не считали Pajero брутальной машиной, а Explorer - автомобилем компактным и элегантным. Но если поставить эти два внедорожника рядом, то получится именно так. "Японец" продемонстрирует колесные арки, небрежно вытесанные дизайнерским "топором", похвалится внушительным клиренсом и запасным колесом на двери багажника, а "американец" будет скромно стоять рядом - ни авангардизмом, ни внедорожной атрибутикой он похвастать не может.

В салоне Pajero тоже хвастается. Теперь он получил интерьер, достойный своей яркой внешности и практически легендарного имени. Здесь очень качественные материалы, на первый взгляд не хуже, чем у Volkswaget Touareg, современный дизайн, модные "красно-сине-белые" приборы, дорогая аудиосистему Rockford Audio.

А Explorer снова скромничает. Просто добротный интерьер, очень "американский": с жестким пластиком "торпедо", зелеными люминисцентными дисплеями, без дизайнерских изысков, зато с хромированными ободками и "деревянными" накладками. При первом взгляде обращаешь внимание разве что на необычные ручки дверей и селектор "автомата", который вопреки представлениям о машинах из-за океана, находится на центральном тоннеле, а не на рулевой колонке.

В Москве

Большую часть времени владельцы внедорожников, что бы они не говорили, ездят по асфальту. Причем не просто по асфальту, а в городе, передвигаясь светофорными спринтами. И тут, в отличие от "статической презентации", у Pajero не так много поводов для хвастовства.

Во-первых, никому из нас - людей разного роста и комплекции - не удалось найти удобного положения за рулем. Либо педали были слишком близко, либо руль слишком далеко. Во-вторых у японского внедорожника "автомат" оказался довольно нерасторопным, а двигатель совсем не восхитил своими мощностными характеристками. Третий повод для недовольства - неожиданно жесткая подвеска: даже на несущественных неровностях, не говоря о трамвайных путях, в салоне потряхивает, а его отделка при этом поскрипывает. В четвертых, шумоизоляция здесь "так себе". И дорожные шумы, и двигатель, и ветер слышно больше, чем хотелось бы. А еще - это вообще непонятно почему - у Pajero... горячий пол салона в районе водительского сиденья.

Впрочем, не стоит забывать, что в Mitsubishi делали настоящий внедорожник, подвеска которого должна быть в первую очередь крепкой, а потом уж комфортной. Шумоизоляция и динамика тоже, в приципе, вещи для такой машины второстепенные. Видимо, во всем "виноват" качественный и современный салон, который заставил нас ждать от Pajero легкового комфотра.

При этом у японского внедорожника даже в городе есть сильные стороны. В первую очередь - руль с практически легковым усилием (пускай при этом с внедорожными запаздываниями), а также чуткие и удобные тормоза.

Пересаживаемся в Explorer. Здесь, как выясняется, намного удобнее - руль с педалями расположены "правильно", сиденья более "человеколюбивы". Да и интерьер на самом деле гораздо более качественный, чем нам показалось сначала. К примеру, американцы додумались сделать мягкими дверные подлокотники - такого раньше я не видел ни на одной машине.

Заводишь двигатель, отпускаешь педаль тормоза, и Explorer... Он даже не уезжает, скорее бесшумно уплывает вперед. Именно так, как "положено" большой американской машине. Кроме плавности хода сразу отмечаешь, что на неровностях в салоне ничего не скрипит, и звуковое сопровождение поездки ограничивается благородным рыком 4,6-литровой "восьмерки", который иногда доносится из-под капота. "Автомат", кстати, здесь тоже работает отлично - быстро и плавно.

Сетовать в "Эксплорере" можно разве что на излишне легкий руль. А все остальное нравится. Но ровно до тех пор, пока не потребуется тормозить...

Представьте, перед вами наесколько машин, остановившихся на красный свет. Вы нажимаете на тормоз, продавливая педаль как обычно - на сантиметр-два. Усилие при этом вполне адекватное, она не проваливается. А Explorer... Он не тормозит. Точнее НЕ ТОРМОЗИТ!!! (Это надо писать именно так, большими буквами). Инстинктивно жмешь педаль в пол и, надо же, он остановился.

После такой "эмоциональной перегрузки" я съехал с дороги, чтобы изучить неожиданные особенности фордовских тормозов. Тормоза, как показали эксперименты, работают очень даже хорошо - машина интесивно и равномерно замедляется, не "клюет" при остановке. Но останавливаться она начинает лишь после того, как педаль продавлена наполовину. И мне, для того, чтобы заставить Explorer тормозить не слишком резко и в то же время не слишком поздно, пришлось привыкать несколько часов. Впрчоем, не исключено, что это особенность конкретной машины. Ибо все владельцы "Эксплореров" и родственных "Экспедишнов", с которыми я разговаривал после этого, уверяли, что у них с тормозами "все нормально".

За городом

В Московской области на удивление много "спорткаровских" трасс. С хорошим асфальтом, частыми поворотами, подъемами и спусками. По выходным, особенно в летний сезон, на них довольно плотное движение. А вот по будням эти дороги вполне свободны. Чтобы узнать все необходимое про управляемость больших внедорожников, там даже не приходится нарушать скоростной режим - загородных 90 километров в час достаточно для того, чтобы за рулем таких машин почувствовать себя раллистом.

Грязное помешательство

От Ford Explorer, особенно после знакомства с его "заколдованной" педалью тормоза, мы никаких подвигов не ждали. Думали, что рулиться он будет с запаздываниями и кренами. И уж точно не предполагали, что этот автомобиль умеет доставлять водителю удовольствие от активной езды.

А он умеет. Надо только приучить себя к мысли, что на американском внедорожнике можно входить в повороты с визгом резины. Мало того - можно ездить в управляемом заносе, который корректируется очень легко и понятно: хоть рулем, хоть газом, хоть тормозом.

Конечно, Explorer кренится, с запаздыванием реагирует на поворот руля... Но это все, как ни странно, совсем не мешает активной езде.

На трассе к "Форду" тоже никаких претензий: в салоне тихо, прямую держит отлично, на колеи не реагирует, мгновенно набирает скорость...

Кроме хороших дорог, естественно, в области есть плохие - с разбитым асфальтом, плитами, а также грунтовые и гравийные. И в этих условиях Explorer позволяет ехать уверенно и быстро, сохраняя на удивление высокий уровень комфорта. Только надо внушить себе, что этот автомобиль способен хорошо ездить не только по асфальту. Ибо сначала не верится, что его подвеска способна переваривать внушительные на вид ямы кочки, даже "не поперхнувшись".

Грязное помешательство

За рулем Pajero на плохих дорогах и "слабо-пересеченной" местности уверенности еще больше. Он как-будто говорит водителю "я все смогу", и с этим сложно не согласиться. Подвеску японского внедорожника пробить нереально, зацепить за что-либо днищем - тоже. Расплата за такую неубиваемость - ездовой комфорт. Непристегнутые пассажиры рискуют на проселочной дороге подпрыгнуть головами в потолок.

Благодаря тому, что у раздаточной коробки Pajero есть не только полноприводный, но и заднеприводный режим, на грунтовых дорогах этот внедорожник даже позволяет по-спорткаровски вилять задней осью в поворотах, даря тем самым массу эмоций. Рано или поздно, правда, "проснется" электронная система стабилизации - она неотключаема - и напомнит водителю, что едет он совсем не на раллийном болиде, и надо бы поосторожнее.

На асфальте, что закономерно, у Pajero все не так радужно, как у "Эксплорера". Сначала, видимо из-за плотной подвески, чутких тормозов и руля с внятным усилием, от "японца" ждешь хорошей "легковой" управляемости... А тут и крены, по ощущениям, больше, чем в "Форде", и запаздывания при "рулежке" значительнее.

К тому же в поворотах, если заходить в них слишком быстро, Pajero демонстрирует нехарактерный для заднеприводных автомобилей глубокий снос передней оси, то есть недостаточную поворачиваемость. "Ускользать" передней осью наружу он начинает совершенно неожиданно, и вернуть контроль над машиной совсем не так просто, как в случае Ford Explorer.

На трассе Pajero тоже не идеален. И колейность он чувствует больше своего американского соперника, и боковой ветер. А менее мощный двигатель с задумчивым "автоматом" не позволяют так же легко и быстро совершать обгоны. Наконец, здесь в салоне гораздо шумнее.

На бездорожье

А вот в "болоте", при лазании по холмам и прочих упражнениях на серьезном бездорожье Pajero легко отыгрывает у своего американского соперника очки, потерянные в асфальтовых дисциплинах.

Достаточно заглянуть вниз обеих машин, чтобы понять, что у "Эксплорера" есть несколько серьезных минусов по сравнению с Mitsubishi. Во-первых это небольшой клиренс. Во-вторых - низко расположенные рычаги задней подвески, которые также значительно ухудшают геометрическую проходимость. А в третьих - ничем не защищенный и также низко расположенный радиатор. Если на пути попадется, скажем, большой камень, и водитель недооценит его размеры, то именно радиатор, а не бампер, как хотелось бы, примет на себя удар. И дальше "Форд" двигаться не сможет...

К счастью, наш тест пошел по другому сценарию, и ничего плохого не случилось. Мало того, выяснилось, что Explorer отлично ездит по грязи и даже в небольшом "болоте" слушается руля. К тому же это один из немногих внедорожников с "автоматом", который завязнув, умеет выбираться из грязевого плена в раскачку.

Внедорожных "наворотов" в трансмиссии "Эксплорера" всего два - блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача. Поэтому эксперименты с диагональным вывешиванием не для него - межколесные дифференциалы свободные, поэтому, как только от земли отрываются два колеса, они начинают беспомощно вращаться, а машина дальше не едет - даже антипробуксовочная система не помогает.

Но, что самое обидное, в грязи у нас снова появились претензии к тормозам американского внедорожника. Даже при включении самого "сурового" режима трансмисии 4WD Lock антиблокировочная система продолжает работать по "асфальтовому" алгоритму, не давая колесам заблокироваться ни на мгновение. На практике это означает, что по глине Explorer даже после нажатия педали тормоза "в пол" продолжает ехать как ни в чем не бывало, под истеричное стрекотание клапанов ABS.

А вот у Pajero при переходе в "жесткий внедорожный" режим ABS отключается. И тормозит он на любом покрытии хорошо. Да и в целом "японец" чувствует себя на бездорожье более уверенно. У него лучше геометрическая проходимость и есть блокировка заднего межколесного дифференциала, благодаря которой ему не страшно диагональное вывешивание. Единственный минус Mitsubishi - он не умеет выбираться из грязи в раскачку. С другой стороны, на нем и застрять сложнее.

В дороге

В автомобиле, как известно, ездит не только водитель, а комфорта хочется еще и пассажирам. Оба внедорожника в базовых версиях, кстати, располагают тремя рядами сидений способны перевезти до семи человек. У тестового "Эксплорера" вместо трехместного дивана на втором ряду были установлены два раздельных "капитанских" сиденья, что снизило его пассажировместимость до шести человек.

Спереди места достаточно в обеих машинах, но у Explorer более удобные сиденья. На втором ряду та же ситуация. Обе машины не назовешь тесными, и там, и там есть отдельная климатическая установка для задних пассажиров и регулировка наклона спинок сидений. Однако в целом Explorer удобнее - мягче сиденья, длиннее их подушки, проще разместить ноги...

Третий ряд у обеих машин раскладной. У Pajero это двухместная скамейка, которая вручную достается из-под пола багажника, а у Ford Explorer - два небольших кресла, которые убираются с помощью электроприводов. На третьем ряду Explorer, как и в целом в салоне, сидеть чуть удобнее.

Наконец, нельзя не заметить, что оба наших "подопытных" оснащены не просто "музыкой", а настоящими мультимедийными развлекательными комплексами. У каждого есть ЖК-экраны для задних пассажиров и пара инфракрасных наушников. Головные устройства этих систем очень неплохо звучат и позволяют воспроизводить CD-Audio и CD-MP3. С точки зрения аудиофила по качеству звука однозначно побеждает Pajero с его системой Rockford Audio, очень чисто воспроизводящей все частоты. Мы пробовали слушать разную музыку, но "роднее всех" японскому внедорожнику электронная. У "Эксплорера" звук также очень неплох. Аудиосистема играет не так чисто, зато очень сочно. Из музыкальных стилей Ford больше всего "любит" рок и джаз.

У "мультимедийности" обоих автомобилей есть обратная сторона - удобство использования. В Pajero "музыка" делит один интерфейс с не менее продвинутым бортовым компьютером, и разобраться в этом царстве высоких технологий довольно непросто. А в "Эксплорере" постоянно возникает конфликт интересов водителя и задних пассажиров. Дело в том, что "американец" позволяет смотреть видеофильмы не только в приватной обстановке - через наушники, но и с помощью "большой" аудиосистемы - через динамики. Устроено это тоже непросто, и на практике получается, что то водитель выключает транслируемый сзади фильм, то киноманы, пытаясь посмотреть DVD, лишают водителя радио.

В целом

Несмотря на похожую концепцию и размеры, мы выяснили, что Pajero и Explorer считать прямыми конкурентами не стоит. Это очень разные автомобили для разных целей.

Pajero - отличный выбор для тех, кто покупает внедорожник именно для того, чтобы ездить по бездорожью - по грязи, оврагам, горам... Там этот автомобиль демонстрирует все свои плюсы - прочную подвеску, трансмиссию с блокировками, хорошую геометрическую проходимость. Если же ездить на нем только для того, чтобы иногда "километр по плохой дороге до дачи проехать", то уживаться придется в основном с его недостатками - медлительным "автоматом", не слишком мощным двигателем, низкой плавностью хода и неидеальной управляемостью.

Грязное помешательство

В случае с Explorer все наоборот - это машина, подходящая для больших расстояний по любым дорогам. Но все же желательно, чтобы это были пускай разбитые и размытые, но все же дороги. Для сильно пересеченной местности "Форду" не хватает ни геометрической проходимости, ни трансмиссии. И, конечно, хотелось бы других тормозов.

PS

Сам тест проходил в начале лета, однако по техническим причинам вышел "в печать" только сейчас. Тогда мы пытались снять видеосюжет, и сняли - на 18 минут, с повторами, операторско-режисерскими и прочими ошибками. Несмотря на это мы решили выложить два ролика. Там, кроме прочего, сказано, что оба внедорожника рамные - не обращайте внимание. Это неправда.

Второй ролик:

Благодарим компании "Рольф Холдинг" и ЗАО "Форд Мотор Компани" за предоставленные на тест автомобили.

Теги: