Хулиганский не-Porsche
Хорошо помню, когда больше десяти лет назад американец Кен Блок решил участвовать в чемпионате мира по ралли, отношение к нему среди спецов было... пожалуй, скептически-ироничное. И машины он бил регулярно, и быстрым не был — одним словом, бизнес-драйвер!
Читайте также
C тех пор американец доказал даже самым закоренелым скептикам: пусть он не самый одарённый спортсмен на свете, но в венах его течёт бензин, и он искренне предан автоспорту. Настоящий петролхед! А уж его способность из чего угодно сделать шоу на миллион долларов и вовсе заслуживает восхищения.
И вот, в середине мая Кен Блок собрал журналистов в Лос-Анджелесе, чтобы показать собравшимся, c чем он собрался штурмовать Пайкс-Пик. Когда с машины стянули покрывало, в зале раздался вздох удивления: говорят, что вживую машина выглядит ещё отвязнее, чем на студийных фото!
Читайте также
Последние девять лет команда Блока выступает под баннером Hoonigan Racing Division, и как все его проекты, этот Porsche получил имя собственное — Hoonipigasus. Да и называть его Porsche, откровенно говоря, слишком мало причин: от «девятьсот одиннадцатого» там всё равно практически ничего нет.
Позволю себе минутку филологического занудства: Hoon — это на сленге дорожный хулиган, а Pigasus — почти что «пегас» (вот и позади дверей нарисован крылатый конь), но c корнем «pig» (свинья). Почему? Потому что розовая — точно как легендарный ле-мановский Porsche 917/20 1971 года, которую «свиньёй» нарёк шеф-дизайнер Porsche Анатолий Лапин.
Читайте также
По сути, у проекта два отца: это владелец команды BBI Autosport Бетим Бериша и конструктор Джо Скарбо. За плечами у последнего — инженерная работа в дакаровской программе Volkswagen Race Touareg, а сейчас он возглавляет собственную небольшую мастерскую Scarbo Performance: проектирует подвески для гоночных машин, и даже выпускает собственную «формулу» Scarbo SVF1 в духе шестидесятых.
Hoonipigasus построили буквально за три месяца, но вся история тянется уже... тринадцать лет. Начиналась эта многосерийная эпопея в 2009 году очень скромно — с идеи Джо Скарбо построить себе Porsche 912 для любительских гонок (это удешевлённая версия Porsche 911 шестидесятых годов с четырёхцилиндровым мотором от Porsche 356). Старый четырёхцилиндровый «воздушник» плохо поддавался форсировке, и Джо решил просто поменять его на другой «оппозит» — турбомотор от Subaru Impreza WRX STI. В свою очередь, его не держала штатная трансмиссия — и к японскому мотору решили пристыковать коробку передач от Porsche 996.
Читайте также
А когда запчасти уже были куплены, его приятель предложил: зачем комбинировать разнородные агрегаты, если с коробкой Porsche 996 можно поставить двигатель от него же? Так в гараже у Джо прописался турбомотор и полноприводная трансмиссия от Porsche 996 Turbo.
Поначалу широкие гоночные колёса предполагалось просто накрыть расширенными крыльями в духе Porsche 911 RSR семидесятых годов. Скарбо «пошёл от колёс» — в конце 2018 года начал прикидывать компоновку в CAD/CAM-пакете, исходя из желаемого размера шин. И обнаружил, что вписать большие колёса в серийный кузов практически невозможно — либо клиренс оказывается слишком большим, либо нужно уменьшать шины...
Проектирование и постройка машины могли бы длиться ещё несколько лет, если бы на горизонте в конце 2021 года не появился Кен Блок. Ему требовалась машина, с которой можно претендовать на победу в «Пайкс-Пике». А это значит — очень лёгкую, очень мощную, обязательно с полным приводом, с очень высокой прижимной силой и совершенным шасси, которое обеспечит сильный механический «зацеп».
И на этой стадии Бетим Бериша решил, что нужно... полностью изменить конструкцию. «У лёгкой машины на мотор приходится значительная доля веса, поэтому важно перенести его как можно ближе к центру, в пределы базы» — пояснил он свою логику. Его команда уже несколько лет готовила для «Пайкс-Пика» серьёзно доработанные Porsche 911, пилоты которых добивались значительных успехов. Но... «раз уж сейчас мы строим машину под определённую задачу с нуля, то я хотел полностью использовать все возможности, всю свободу, которую нам дают правила категории «Open» — рассказывал Бериша.
Перемена компоновки создала большую проблему: как реализовать полный привод? Само по себе это проблемой не является — коробки для среднемоторных машин с отбором мощности на переднюю ось существуют: и серийные, на спорткарах типа Lamborghini Huracán или Audi R8, и специальные гоночные агрегаты. Для своего проекта Бериша и Скарбо выбрали французскую «секвенталку» Sadev SL90-20 о шести ступенях, предназначенную в основном для мощных внедорожных багги.
Но проблема заключалась в оппозитном моторе Porsche. В случае с V-образным или рядным двигателем карданный вал можно пропустить сбоку от блока, а вот с широким «оппозитом»... «Я часами думал, как пропустить вал под мотором. Пока мне не пришла мысль — будет лучше разместить его сверху!» — рассказывал Бериша. Нечто вроде здоровенного подлокотника по правую руку от пилота — это кожух, через который пропущен приводной вал.
На этой стадии в машине уже не осталось ровным счётом ничего от Porsche: болид собран на основе сложной пространственной рамы, а внешние панели изготовлены из углепластика по образу и подобию серийного Porsche шестидесятых годов. «Для меня было важно сохранить узнаваемый колпак крыши, пусть даже ценой ухудшения аэродинамики» — комментирует Бериша.
Помимо внешности последнее, что связывает Hoonipigasus с Porsche — это мотор, заимствованный у Porsche 911 GT3R новейшего поколения 992: это четырёхлитровый «оппозит» с непосредственным впрыском и двумя турбинами, который специалисты BBI Autosport перевели на метанол и «раскачали» до 1400 лошадиных сил.
Бетим Бериша рассказал, что на него очень повлияла встреча с заводской командой Peugeot в 2013 году. Тогда Себастьен Лёб за рулём специально построенного Peugeot 208 T16 поставил рекорд «Пайкс-Пика». «В тот год мы выставляли серьёзно переделанный Porsche 911 — быструю машину с 700-сильным мотором. Джефф Цварт проехал дистанцию с хорошим временем, 10 минут и 13 секунд. Но по сравнению с Peugeot это было как езда священника по автостоянке. Лёб проехал ту же трассу на две минуты быстрее! Французы позаимствовали массу решений у ле-мановских прототипов, и я с огромным интересом рассматривал их машину».
Создатели супер-Porsche надеются войти в «восьмиминутный клуб» — что Кен Блок сможет пройти дистанцию за восемь с чем-то минут. Прикидки «на пальцах» показывают, что это реалистичная задача. «Наша машина весит примерно как Peugeot (на самом деле больше, около тонны против 875 килограммов — прим. автора). Мощность мотора выше, уровень аэродинамической прижимной силы сравнимый — а возможно и выше. За прошедшие девять лет технологии гоночных амортизаторов очень продвинулись вперёд, так что уровень механического зацепа, скорее всего, больше на нашей машине» — рассуждают Скарбо и Бериша.
Подвеска у Hoonipigasus действительно очень изощрённая — активная, с электронным управлением. На первый взгляд, всё в рамках гоночного мейнстрима: двухрычажная схема с толкающими штангами и высококлассные амортизаторы немецкой фирмы KW с пятью регулировками жёсткости. Но если присмотреться, амортизаторы крепятся к раме не напрямую, а через поворотный кронштейн с гидроцилиндром.
Технический директор проекта Дмитрий Орлов рассказывает, что блок управления MoTeC ориентируется на данные акселерометров, гироскопов и GPS-приёмника фирмы Obsidian Engineering, и снабжён контуром обратной связи — контролирует положение кузова относительно дороги при помощи лазерных датчиков. Это позволяет убить двух зайцев: корректировать характеристики подвески по заранее заложенному алгоритму и менять просвет при проезде разных частей трассы (например, приподнять кузов на кочковатом участке).
И совсем скоро мы увидим этот болид в деле: 26 июня, ровно в 7:30 утра по местному времени в горах Колорадо дадут отмашку первым участникам юбилейной гонки. Сможет ли Кен Блок стать царём горы? Увидим в воскресенье! Но в любом случае, его Porsche запомнится нам надолго. /m