Как похорошел «Москвич»
23 ноября состоялась пресс-конференция Московского автомобильного завода «Москвич» и был дан старт серийному производству автомобилей. На торжественной церемонии присутствовали глава Минпромторга Денис Мантуров, который последние месяцы активно делился подробностями о проекте по возрождению «Москвича», и мэр Москвы Сергей Собянин, ведь завод теперь — собственность города. Технологическим партнером предприятия стал КамАЗ, а за основу москвичей взяли модели JAC, при этом китайскую марку на «Москвиче» не упоминают, называя ее исключительно «восточным партнером».
Первое время сборка будет осуществляться крупноузловым методом из готовых машинокомплектов: до конца 2022 года произведут 600 автомобилей, из которых 400 экземпляров — «Москвич 3» с двигателем внутреннего сгорания, а еще 200 — полностью электрический «Москвич 3е». 23 ноября на конвейере дебютировал «Москвич 3».
В столице продажи «Москвичей» запустят в январе, а в других регионах кроссоверы появятся в марте.
Производственный план на 2023 год — сборка 50 тысяч автомобилей, 10 тысяч из которых будут электрическими. Режим сборки DKD (она же так называемая «отверточная») продлится примерно до средины 2024-го, причем уже в течение следующего года начнется подготовка и освоение производства по полному циклу, то есть со штамповкой, сваркой и окраской. Также планируется активно привлекать локальных поставщиков. На мелкоузловую сборку «Москвич» начнет постепенно переходить в конце 2023 года.
Параллельно уже ведутся исследования и разработка российской платформы для будущего электрического «Москвича» с высокой долей локализации. Появится такой автомобиль, предположительно, в конце 2024 года, а производство запустят в 2025-м.
Прежде чем перейти к нынешним «Москвичам», краткий экскурс в историю. Завод в Москве начали строить в августе 1929 года, по плану его проектная мощность составляла 10–12 тысяч автомобилей в год. За консультацией обратились к американской компании Ford, которая также оказывала помощь и предоставляла машинокомплекты нижегородскому автосборочному предприятию.
Ребрендинг 2022 года стал для столичного автозавода восьмым в истории. В 30-х годах прошлого века предприятие именовалось Московским автосборочным заводом имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), а с 1939 года до Великой Отечественной войны — Московским автомобильным заводом имени КИМ. Затем он стал Московским заводом малолитражных автомобилей (ЗМА или МЗМА), а с конца 1960-х и до развала Советского союза носил название Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В 1993-м ему присвоили имя ОАО «Москвич», затем «Автофрамос» (с 1998 по 2014 год), а после — «Рено Россия». Теперь же он переименован в Московский автомобильный завод «Москвич».
Новая глава в истории предприятия началась несколько сумбурно. До последнего было неясно, какие именно автомобили будут сходить с конвейера завода: наиболее вероятным партнером по проекту называли китайский JAC (что впоследствии подтвердилось), но были и другие предположения — например, что под маркой «Москвич» будут производиться французские Дастеры. Точку в этом вопросе поставило Одобрение типа транспортного средства — сертификат, позволяющий производить и реализовывать автомобили в России.
В открытой базе Росстандарта опубликованы два ОТТС на «Москвичи». Первый сертификат был выдан на модель «Москвич 3», в которой безошибочно угадывался JAC JS4. С этим кроссовером связана интересная история — онлайн-премьера была назначена на 28 октября, однако за пару часов до начала ее неожиданно отменили. Именно отменили, а не перенесли на другой день. С появлением ОТТС на эту модель, но уже под названием «Москвич 3», ситуация с отменой презентации прояснилась.
Да, JAC JS4 будет продаваться в России как «Москвич 3», при этом разница между «российским» кроссовером и оригиналом сводится только к иным шильдикам. Согласно сертификату, «Москвич 3» будет предлагаться в двух переднеприводных версиях. Для него заявлены 1,6-литровый «атмосферник» мощностью 109 лошадиных сил (150 Нм крутящего момента) и турбомотор 1.5 на 150 сил (210 Нм). Коробки передач — шестиступенчатая «механика» либо вариатор Punch.
Пока же на конвейер встал только «Москвич 3» со 150-сильным турбомотором, который работает как в паре с «механикой», так и с CVT. До конца года к нему должен присоединиться электрический «Москвич 3e».
Традиционно в документе перечисляются и доступные опции: в базовой комплектации есть электрические стеклоподъемники, климат-контроль, мониторинг давления в шинах и подушка безопасности водителя. За доплату предложат круиз-контроль, камеру заднего вида, парктроники, эйрбег для пассажира и боковые шторки.
Вторая модель представляет больший интерес. Это электрический JAC E40X, переименованный в «Москвич 3e», но ее пока журналистам не показали. По сути это электрическая версия JS4 с тем же дизайном, которая комплектуется электромотором DY Power (68 лошадиных сил) и батареей Sinoev Technologies емкостью 187 ампер-часов (250–450 В). Заявленный запас хода — 410 километров.
Важный нюанс: в обоих ОТТС производителем указан КамАЗ, а в графе «Место сборки» — столичный «Москвич».
В ближайшие месяцы, и даже годы, московский завод будет выпускать автомобили своего «восточного партнера», хотя и под собственным брендом. А первый по-настоящему отечественный «Москвич» на российской платформе и с российской силовой установкой придется ждать до середины нынешнего десятилетия. /m