Русский эндуранс: карусель из Маруси, Мерседесов и Мазд
Главное, что нужно осознавать как участникам, так и зрителям — это и гонка, и не совсем гонка одновременно. Здесь каждый коллектив преследует свои цели, которые не ограничиваются типичными «победить» и «поучаствовать». Например, на старт минувшего первого этапа на Moscow Raceway вышли 20 экипажей, но реально собирались бороться друг с другом максимум по 2-3 машины внутри класса. Потому что категорий техники несколько, а отличия по темпу между ними существенные.
Некоторые машины — такие, как только что построенная Marussia GT — вообще впервые оказались в боевых условиях, поэтому скорее сами учились ездить, нежели учили соперников. Это же касается некоторых пилотов: наряду с величинами вроде Сергея Сироткина, Виталия Петрова, Виктора Шайтара и других звёзд автоспорта, на большой трассе дебютировали картингисты из Mazda Karting Academy. По сути это такие масштабные тесты для техники и людей, непрерывный трек-день, расширенный до массовой гонки.
Чтобы соседство опытных пилотов с новичками, а быстрых машин с медленными (по гоночным меркам) не превратилось в вакханалию, написан строгий регламент, на трассе работают судьи и маршалы, дежурит полный набор техники в виде пейс-кара, эвакуатора, медицинских и пожарных машин. Мотивирующие награды вручаются внутри каждого класса и в абсолютном зачёте, с кубками и шампанским. Представляете, как приятно было оказаться на подиуме, где только что стоял Михаил Алёшин, 19-летней картингистке Арине Сухановой из «Мазда Картинг Академии»?
Конечно, энтузиасты автоспорта хорошо понимают, где реальная борьба, а где «тумба» достаётся команде почти автоматически, исходя из количества заявленных в классе экипажей. Но и фанатам гонок есть на что посмотреть. Например, на принципиальное противостояние «тяжеловесов» серии РСКГ — пилотов Mercedes-AMG GT3 Дениса Ременяко и Сергея Столярова. Вот уже несколько лет они борются между собой в Российской серии кольцевых гонок, поэтому решили устроить дуэль и в рамках эндуранса. Результат не изменился: при сравнимой скорости Денис вёл автомобиль спокойнее, тогда как Сергей терял время на наказаниях за нарушения и уступил в тактике.
При этом оба пилота проехали эти 4 часа «в одного», проверив себя на физическую форму и концентрацию. Это выдающийся вызов выносливости даже по мировым меркам, так как регламент большинства крупных эндурансов не допускает нахождение за рулём больше 2 часов без смены пилота. Помимо продолжительности заезда, у таких «стайеров» есть и другие усложняющие соло-заезд обстоятельства: тёмное время суток (гонка финишировала в 22.30) и бесконечные обгоны самой медленной техники — вопреки обывательским представлениям, это сложнее, чем опережать не так сильно отличающиеся по темпу автомобили.
Конечно, это не касается ситуаций, когда темп близок настолько, что пилоты находятся в очной борьбе. Но особенность длинных гонок в том, что такое случается очень редко: просто нет смысла бодаться. Истина о том, что гонки в первом повороте не выигрываются, а только проигрываются, здесь справедлива вдвойне. Входя в клинч, пилоты быстрее устают, теряют темп, расходуют больше тормозов и резины и главное — рискуют автомобилем. В общем, делают всё то, ради чего зрители заполняют трибуны!
И несмотря на то, что исход зрелищной дуэли в последствии всё равно будет нивелирован такими факторами, как стратегия пит-стопов, технические сходы и судейские наказания, участникам жаждется очной борьбы. Это продемонстрировали гонщики на двух прототипах BR03 российской разработки и пилот прототипа Ligier JS53. Лёгкий и проверенный, но намного менее мощный французский болид навязал эпичную борьбу мощным, более тяжёлым и ещё толком не обкатанным машинам российских разработчиков BR Engineering.
В этом действе не было никакого практического смысла, но зрители на трибуне «AMG-арена» каждый круг наводили телефоны на сложный медленный поворот, чтобы заснять гоночный сэндвич из двух BR с начинкой из одного Ligier. Впрочем, опытность всех участников этой разборки позволила обойтись без контактов и вскоре разъехаться по комфортным позициям — чтобы дальше двигаться в своём темпе и выполнять задачи команды. Как и в случае с Marussia GT, это была дебютная для прототипов BR03 гонка, и обе эти машины проехали дистанцию круг в круг, 133 раза промчав под стартовыми светофорами. Ligier успел сделать на круг меньше — вот какая плотность результатов за 4 часа!
А вот Marussia отличилась отделившимся от машины на ходу задним колесом и последующей героической починкой — даже несмотря на этот инцидент, автомобиль успел проехать 83 круга. Конкуренты по классу — Мерседесы Дениса Ременяко и Сергея Столярова проехали 136 и 133 круга соответственно. Помимо колеса, в самоволку по трассе ближе к концу гонки отправился и местный волоколамский заяц. К счастью, в этом случае тоже обошлось без потерь. Несмотря на разномастный состав машин и людей, марафон на Moscow Raceway прошёл без серьёзных контактных баталий и сходов.
Уже после гонки, в паддоке не все участники были довольны поведением соперников и даже допуском в заезд столь разных по скорости классов. Но отсутствие в течение всех 4 часов столкновений подтверждает жизнеспособность формата. Когда на трассе встречаются хладнокровные профи и ответственные новички, места хватает всем. В конце концов, все участники прекрасно понимают на какое соревнование едут и чего от него ожидать.
REC — это уникальная возможность для любителей гонок узнать, насколько высокий темп покажут именитые профессионалы против менее известных бизнес-драйверов; как отдельные гонщики выступят на непривычной для себя технике; какой темп покажут пилоты, у которых был перерыв в выступлениях; как покажут себя друг против друга звёзды, которые прежде не встречались на одной трассе.
Можно предположить, что 4-часовая продолжительность означает марафон выносливости не только для пилотов, но и для зрителей. Но на деле время идёт незаметно: просмотр на трибунах (между которыми можно свободно перемещаться) сопровождается видеотрансляцией на установленном на трассе огромном экране. И профессиональным комментированием, из которого можно многое узнать о биографии пилотов, истории команд, устройстве машин. Это как просмотр захватывающего сериала, где по мере знакомства с героями начинаешь всё больше увлекаться их взаимоотношениями и сюжетом.
Дополнительную зрелищность привносит вечерний отрезок, когда мощнейшие прожекторы режут темноту яркими лучами. Я даже несколько кругов подряд сравнивал, у кого из участников самый крутой свет. А до этого в светлое время суток развлекался вычислением самого громкого автомобиля: пожалуй, это прототипы BR03. А вот сверхмощные Мерседесы наоборот очень тихие — их едва слышно на фоне почти втрое менее мощных Mazda3! Когда сидеть на трибунах надоест, можно прогуляться по паддоку и не только посмотреть на быт и работу команд, но и побывать на импровизированном автошоу — участники гонки и их друзья приезжают на очень любопытной технике. /m