Репортаж5 мин.

Concorso d'Eleganza Villa d'Este: автомобильные редкости из лучших коллекций мира

Посмотрите, какие машины приезжают на самую престижную тусовку автоколлекционеров в Европе

© BMW Group

В конце мая на севере Италии, в крохотном городке Черноббио на берегу озера Комо, вновь состоялся «Конкурс элегантности вилла д'Эсте» — уже в двадцать девятый раз в новейшей истории. Свои четырёхколёсные сокровища привезли коллекционеры со всех уголков Европы, из Америки и Азии. В историческом поместье XVI века собрали десятки классических автомобилей суммарной стоимостью в сотни миллионов долларов. Самому заслуженному из них уже стукнуло сто лет! Но были и сравнительно современные машины — из тех, что называют «будущей классикой». Мы постарались рассказать о самых интересных из выставленных машин.

Организаторы конкурса ведут отсчёт его истории аж с 1929 года — тогда на берегах озера Комо впервые устроили смотр новых творений итальянских «карроццерий». В те времена дорогие машины выпускались в виде голого шасси, чтобы владелец мог сам заказать подходящий кузов в том ателье, работы которого ему наиболее по вкусу.

Ну а «конкурс элегантности» был возможностью потешить своё самолюбие — для владельцев машин, хорошей рекламой — для кузовных мастерских, и способом хорошенько подзаработать на состоятельных постояльцах — для хозяев роскошного отеля, открывшегося на территории Виллы д'Эсте во второй половине XIX века. Кстати, они вовсе не были первооткрывателями этого формата — похожие мероприятия проводились и в Италии, и в других странах.

Впрочем, фестиваль проcуществовал совсем недолго — с началом Второй мировой войны в Италии стало не до люксовых машин. Были попытки возобновить его на рубеже сороковых и пятидесятых, но... Мероприятие под тем же названием устроили заново лишь полвека спустя, в 1995-м, усилиями историка Тито Ансельми — автора многочисленных книг по итальянскому автопрому.

Правда, и он чуть не потерпел фиаско — всего через три года конкурс пришлось отменять. Но тут организаторам удалось заручиться поддержкой концерна BMW, который как раз приобрёл марки Rolls-Royce и Mini, и нуждался в площадке для пиара — конвертировать их славное прошлое в рекламу.

К чести баварцев, они никогда не злоупотребляли своей властью — и не выхолостили суть события: «конкурс элегантности» не превратился в душное рекламное мероприятие. Конечно, на «вилле д'Эсте» регулярно устраивают премьеры новых BMW и Роллс-Ройсов: как правило, это особенные машины — штучные версии, заказные дизайнерские кузова, уникальные концепт-кары... Например, в этом году здесь презентовали двухместный универсал — шутинг-брейк на базе родстера BMW Z4, который планируется выпустить тиражом 50 экземпляров. Но всё же, главное — это участники конкурса со своими автомобилями.

Все участвующие машины традиционно делят на несколько классов. Впрочем, они каждый год разные, а их рамки весьма расплывчаты — тут вам не соревнования с чётким регламентом и въедливо очерченными границами классов. Признаться, мы понятия не имеем, что первично: желание организаторов увидеть тот или иной набор автомобилей, или же то, какие машины решили выставить участники.

Сам по себе «конкурс элегантности» — мероприятие элитарное: по количеству миллиардеров на единицу площади вилла д'Эсте в эти дни легко переплюнет пресловутый Куршавель или Кицбюэль. По другому и быть не могло: он таким задумывался в начале XX века, всегда таким был, и таким останется. Сами понимаете, что содержание ретро-автомобиля — в принципе удовольствие недешёвое, а организаторы конкурса специально собирают самые экзотические, самые ценные, самые вычурные образцы. В общем, получается настоящая ярмарка тщеславия!

Но и скептически посматривать на это всё просто как на развлечение сверхбогатых у меня не получается. Ведь среди участников полно людей по-настоящему увлечённых, а многие из представленных машин — реальные шедевры автодизайна или важные для истории автоспорта гоночные болиды.

А благодаря конкурсу увидеть их в одном месте может любой желающий. В воскресенье — последний день — машины участников выставляют в парке соседней Виллы Эрба: входной билет стоит всего девятнадцать евро. Такое дорогого стоит! Тем более, что большинство этих машин даже в музеях не застанешь — они спрятаны по частным коллекциям.

На прошлогоднем конкурсе элегантности мы уже видели Rolls-Royce, принадлежавший навабу одного из индийских княжеств. В начале двадцатого века индийская аристократия обожала заказывать вычурно отделанные автомобили лучших мировых марок: тогда страна ещё не была единой, а представляла собой конгломерат из сотен княжеств, подчинённых британской короне. Каждое из них возглавлял свой правитель — махараджа.

Разумеется, в силу колониальных связей с Великобританией местные навабы предпочитали Rolls-Royce. Почему не других люксовых производителей, коих в метрополии было немало? Говорят, что одной из причин пиетета к марке Rolls-Royce послужил транс-индийский пробег 1908 года. А уж когда в 1911 году для торжеств при коронации Георга V в Дели приобрели восемь Роллс-Ройсов...

В этом году организаторы конкурса Villa d'Este даже выделили для таких машин отдельную категорию с пышным заглавием «Невероятная Индия: потрясающие автомобильные удовольствия могущественных Махараджей». Главный приз в этой категории присудили открытому Duesenberg SJ 1935 года — той самой двухцветной машине, которую потом выбрали лучшим автомобилем конкурса. Про него вы можете прочитать в начале материала, а фотографии остальных машин из этой категории смотрите ниже.

Каждый раз конкурс элегантности на вилле д'Эсте посвящён какой-то центральной теме — важному историческому событию или значимой фигуре из автопрома. Например, в прошлом году праздновали полувековой юбилей подразделения BMW M GmbH и 75-летие марки Ferrari, а годом раньше — 90-летие дизайнерского дома Pininfarina.

На этот раз главным событием стал юбилей компании Porsche — в этом году немецкий производитель спорткаров празднует своё 75-летие. По этому случаю организаторы конкурса учредили отдельную категорию. В «класс D» свели редкие серийные машины, прототипы, гоночные автомобили и омологационные версии марки Porsche.

А вот любовь организаторов к спорткарам класса «Гран-туризмо» — роскошным и быстроходным — неизменна, как гравитационная постоянная. В послевоенной Европе, где скоростные автострады уже построили, пробок ещё не было, а бизнес-джетов пока не придумали, элита обожала такие машины за возможность быстро и с комфортом рвануть по делам или на курорт. То, что создавали для них ведущие кузовные ателье, навеки вошло в золотой фонд мирового дизайна.

Италия славится своими традициями промышленного дизайна: в семидесятые итальянские автомобильные кутюрье «обшивали» половину мирового автопрома, от Европы до Японии. «Золотой век» итальянского автодизайна в пятидесятые-шестидесятые годы оставил ещё больше шедевров — но не в массовом автопроме, а среди штучных спорткаров с заказными кузовами. Причём среди творений итальянских «карроцерий» того периода встречаются не только Ferrari, Maserati или Alfa Romeo, но и спорткары английских и даже американских марок! Как раз такую технику организаторы конкурса на вилле d'Este объединили в класс F — «That 'Made in Italy' look».

В этом году — столетие легендарной марафонской гонки «24 часа Ле-Мана». Разумеется, организаторы «конкурса элегантности» не могли проигнорировать эту дату. Пусть даже не все гоночные болиды выглядят образцом элегантности...

Вилла на озере Комо — и без стильных машин с открытым верхом? Нет, такого быть не может! — видимо, подобным образом рассуждали организаторы конкурса. Так что специально для кабриолетов выделили отдельную категорию.

Редакция «Мотора» надеется, что наши читатели получили такой же заряд эстетического наслаждения, как и мы сами. Обещаем, что и впредь будем рассказывать про самые интересные ретро-автомобили. А пока будем ждать следующего конкурса элегантности! /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget