Премьеры Франкфурта 30, 40 и 50 лет назад
Mercedes-Benz C111-I, 1969 г.
Дебют среднемоторного прототипа Mercedes-Benz C111 на Франкфуртской выставке 1969 года произвёл фурор. Публику покорил новаторский для конца 1960-х дизайн, эффектные двери «крылья чайки», как у предшественника 300 SL W198 и прогрессивная техническая начинка: трёхроторный двигатель Ванкеля под капотом и корпус из стекловолокна. За новинку готовы были выкладывать астрономические суммы: после премьеры штутгартский офис получил шквал звонков и писем от потенциальных клиентов, готовых внести предоплату.
У компании Mercedes-Benz на C111 были другие планы: концепт-кар разрабатывался в качестве «витрины технологий» и служил основой для доводки перспективных конструкторских идей. В какой-то момент в Штутгарте задумались на серийным воплощением C111, но крест на массовом производстве поставили средние результаты краш-тестов и капризный, прожорливый, склонный к перегреву роторный двигатель. В роли «лаборатории на колёсах» прототипы C111 прослужили 10 лет — было выпущено 16 экземпляров концепт-кара в четырёх разных поколениях. После двигателя Ванкеля на «сто одиннадцатых» тестировали дизельные моторы и экспериментировали с наддувом.
Opel CD Concept, 1969 г.
Концепт-кар Opel CD разработали к Франкфуртскому автосалону-1969, чтобы бросить вызов Mercedes-Benz C111. В конце 1960-х Opel и Mercedes-Benz соперничали в ряде сегментов, и дизайнерам Opel дали задание создать эффектный шоу-кар, чтобы испортить триумф «трёхлучевым звёздам». Ни о какой функциональности и потенциале для массового производства речи не шло, так что в эпатаже Opel CD оказался вне конкуренции: дверей не было вовсе, доступ в салон происходил через самолётный «фонарь», поднимающийся вместе с крышей и боковыми секциями.
Интерьер тоже сделали достаточно смелым: водителя и пассажира разделял массивный тоннель вровень с подушкой кресел, руль и педали регулировались, а сиденья — нет, а главное — в «Опеле» был климат-контроль и телефон. По иронии судьбы, автомобиль, который изначально проектировался как концепт, получил серийное воплощение. На производстве настояли боссы концерна General Motors — компании-владельца Opel. Выпуском CD занялась в 1973 году вновь образованная фирма Bitter, однако от смелого кузова и салона ей пришлось отказаться.
Porsche 914, 1969 г.
На Франкфуртском мотор-шоу 1969 года состоялся публичный дебют нового Porsche 914. Среднемоторный спорткар начального уровня, создали в сотрудничестве с Volkswagen. Планировалось, что версия 914/4 с четырёхцилиндровым инжекторным 80-сильным оппозитным мотором 1.7 литра станет заменой модели Volkswagen Karmann Ghia, а модель 914/6 c шестицилиндровым карбюраторным 110-сильным «оппозитником» объёмом 2.0 литра станет преемником Porsche 912. После конфликта между руководством Porsche и Volkswagen договорённости оказались нарушены, и модель решили продавать под брендом VW-Porsche.
Аудитория восприняла Porsche 914 неоднозначно. С одной стороны, спорткар в версии 914/4 был очень популярен и за семь лет разошелся тиражом в 115 тысяч экземпляров, став самым продаваемым спортивным автомобилем своего времени. С другой стороны, поклонники марки считали сочетание VW-Porsche ударом по имиджу и негативно отнеслись к коллаборации брендов. В США Porsche 914 заслужил звание «Импортный автомобиль года-1970» по версии журнала Motor Trend. На сегодняшний день Porsche 914/6 — один из самых востребованных коллекционных автомобилей бренда.
Mercedes-Benz S-Class W126, 1979 г.
Десять лет спустя во Франкфурте состоялась премьера второго поколения S-Класса — седана в кузове W126. Флагман Mercedes-Benz разрабатывали шесть лет, и модель стала новым ориентиром в представительском классе. Именно на «сто двадцать шестом» впервые в мире дебютировали подушки безопасности и преднатяжители ремней на серийных автомобилях. Кроме того, седан оснащался антиблокировочной системой тормозов, системой курсовой устойчивости и функцией контроля тяги.
Завод-изготовитель позволял заказать автомобиль с четырехместным салоном и регулируемыми по углу наклона задними сиденьями. В перечень оснащения входили электрорегулировки и подогрев передних кресел, климат- и круиз-контроль, а также лампы индивидуального освещения — беспрецедентный набор для 1980-х. Mercedes-Benz W126 выпускался 12 лет, и это самый длинный жизненный цикл среди всех S-Классов. За это время под капотом седанов и купе успели побывать десять различных двигателей объёмом от 2,6 литра до 5,5 литра, мощностью от 125 до 300 лошадиных сил. До 1991 года было выпущено более 890 тысяч «сто двадцать шестых».
Lancia Delta, 1979 г.
В 1979 году на Франкфуртском автосалоне свет увидело первое поколение хэтчбека Lancia Delta. На старте продаж компактный переднеприводный автомобиль оснащался двумя двигателями: 1,3-литровым 75-сильным и 1,5-литровым мощностью в 85 лошадиных сил. Благодаря современной конструкции и конкурентной цене Delta быстро завоевала популярность в Европе и заслужила звание «Автомобиль года 1980». Delta первого поколения продержалась на конвейере 15 лет и обзавелась несколькими спортивными версиями с турбомоторами и полным приводом. Известность бюджетному хэтчбеку принесли победы на раллийных трассах — с 1987 по 1992 год Lancia доминировала в чемпионате мира WRC со спецверсией Delta HF Integrale.
Регламент чемпионата мира по ралли требовал от производителей выпускать за год не менее 5000 «дорожных» автомобилей для омологации гоночной версии. Так в свободной продаже в 1986 году появились «заряженные» Delta HF, максимально приближенные к раллийным болидам группы А. Первая «омологационная» партия полноприводных хэтчбеков оснащалась 2,0-литровым «фиатовским» 8-клапанным мотором мощностью в 165 лошадиных сил. Через год свет увидела HF Integrale с форсированным 185-сильным двигателем, а в 1989 году тот же силовой агрегат в 16-клапанной конфигурации выдавал 200 «лошадей». Помимо мощного мотора, «заряженная» Delta отличалась перенастроенной подвеской, тормозными дисками увеличенного диаметра и внешними штрихами.
Volkswagen Jetta, 1979 г.
На той же выставке показала новый бюджетный седан компания Volkswagen. Модель получила имя Jetta. Рецепт создания оказался прост: за основу взяли шасси «Гольфа» первого поколения, на которое установили трёхобъёмный кузов, нарисованный легендарным Джорджетто Джуджаро. Первоначально «Джетту» ориентировали на североамериканский рынок, однако модель тепло приняли и в Европе.
В зависимости от рынка сбыта, Jetta оснащали разными моторами объёмом от 1,1 литра до 1,8 литра, мощностью от 50 до 110 лошадиных сил. В ходу были впрысковые и карбюраторные бензиновые двигатели, атмосферные и наддувные дизели. Эксперты отмечали хорошую управляемость немецкого седана, достойный уровень безопасности, хорошую эргономику и огромный багажник. Jetta первого поколения разошлась тиражом в 571 тысячу экземпляров, а общий тираж седанов за 40 лет и семь поколений превысил 14 миллионов штук. Популярность «Джетты» настолько велика, что недавно Volkswagen выделил Jetta в отдельный бренд.
BMW 8-Series, 1989 г.
Тридцать лет назад во Франкфурте состоялась премьера первой BMW 8-Series. Производитель позиционировал 8-Series как роскошную модель класса GT и стремился создать «самый лучший BMW». Ресурсов не жалели: на разработку потратили 1,5 миллиарда немецких марок. От других баварских автомобилей «восьмёрка» отличалась низким коэффициентом аэродинамического сопротивления равным 0,29, многорычажной задней подвеской и электроприводом дроссельной заслонки. Кроме того, купе 8-Series стало одной из немногих дорожных машин 1990-х годов, доступных к заказу с мотором V12 5.0 и механической шестиступенчатой коробкой передач.
Первое поколение BMW 8-Series оснащали пятью разными моторами — двумя V8 объёмом 4,0 литра и 4,4 литра и тремя V12 объёмом в 5,0, 5,4 и 5,6 литра. Мощность серийных версий варьировалась от 286 до 381 лошадиной силы. Самый распространенный силовой агрегат — 5,0-литровый 300-сильный V12. С таким двигателем было выпущено более 20 тысяч купе — почти 66 процентов от общего числа. Первоначально BMW планировали расширить линейку 8-Series, выпустив кабриолет и «заряженную» 558-сильную версию M8 для конкуренции с Ferrari. Однако мировой экономический кризис поставил крест на планах баварской марки. Спустя 30 лет BMW M8 всё-таки появилась в гамме, но это уже совсем другая история.
Ferrari 348, автосалон 1989 г.
Среднемоторный суперкар Ferrari 348, представленный во Франкфурте в 1989 году, стал последней моделью с V8, разработанной под руководством Энцо Феррари. В продажу одновременно поступили купе 348 TB и тарга 348 TS. Под капотом «триста сорок восьмой» разместили 3,4-литровый атмосферный двигатель V8, который выдавал от 300 до 320 лошадиных сил в зависимости от версии. Все модели оснащались 5-скоростной механической коробкой передач.
В 1993 году начался выпуск кабриолета с мягкой крышей Ferrari 348 Spider и омологационной спецверсии 348 GT Competizione для участия в соревнованиях класса GT. Всего было сделано 1090 «спайдеров» и 50 облегчённых «триста сорок восьмых» GT. Общий тираж модели за пять лет производства составил 8 844 экземпляра, так что «триста сорок восьмая» — одна из самых массовых Ferrari 1990-х годов.
Land Rover Discovery, 1989 г.
Осенью 1989 года компания Land Rover выпустила новый среднеразмерный внедорожник для конкуренции с японскими производителями. Модель Discovery базировалась на флагманском Range Rover и позаимствовала у «старшего» Land Rover архитектуру шасси, систему полного привода, общий дизайн экстерьера и интерьера. Однако за счёт более доступной линейки четырёхцилиндровых двигателей и унификации комплектующих с другими моделями Rover Group, базовый Discovery получился значительно дешевле Range Rover.
На Франкфуртский автосалон привезли трёхдверную версию Discovery, пятидверный кузов появился в гамме через несколько месяцев. В 1994 году внедорожник подвергся рестайлингу, изменившему внешность и гамму силовых агрегатов. Первое поколение модели выпускалось до 1998 года и стало бестселлером Land Rover. Успешнее всего продавались внедорожники с 2,0-литровым бензиновым двигателем, поскольку малолитражный мотор позволял владельцам воспользоваться европейскими налоговыми льготами.
Volkswagen Futura, 1989 г.
Концепт-кар Volkswagen Futura представили в 1989 году, но по технической начинке прототип опередил современников на двадцать лет. Благодаря рулевому приводу на все четыре колеса, Volkswagen Futura мог двигаться поперечно! Futura оснащалась простейшим автопилотом с функцией автоматической парковки (использовались лазерные и ультразвуковые датчики), системой предупреждения столкновений и активной звукоизоляцией с шумоподавлением.
Двери, открывающиеся по принципу «крыла чайки» на семейном автомобиле, опередили прототип Tesla Model X на 23 года, а снаряжённая масса микровэна длиной 3780 миллиметров не превышала тонну. Под капотом Volkswagen Futura разместили дизельный 82-сильный двигатель объёмом 1,7 литра с инновационной испарительной системой охлаждения.