Тест-драйв8 мин.

Ностальгия без боли: тест Lada Niva Travel

Семейная сага про Ниву: по Жигулёвским горам на обновлённой Ниве Travel, которая снова Lada
При разговоре об этой машине я то и дело сбивался, по привычке называя её «Шнивой». А как иначе, если восемнадцать лет мы знали её под иностранной фамилией «Шевроле»? И вот, прощальным подарком при разводе от американцев достался новый рестайлинговый нос. А чтобы не путать её с обычной «Нивой», бывшую «Шниву» переименовали в Ладу Ниву Travel. А коли так, то let's travel through Zhiguli mountains, my dear!

Cперва погрузим сумки, предварительно выслушав громкий щелчок центрального замка. «Что твой Гелик!» — поиронизируют эстеты. Да нет же, «десятка!» — вспомню я свои студенческие годы. Впрочем, двери стоят ровно и закрываются мягко, зазоры между панелями равномерные. Оливково-зелёный металлик лежит хорошо, а кузов сам по себе не производит впечатление какого-то страшного анахронизма: разрабатывали его в первой половине девяностых, почти одновременно с Калиной, которая здравствует до сих пор (теперь как Лада Гранта).

Открываю дверь — и яркий флешбек из детства, когда родители купили наш первый автомобиль, вазовскую «четвёрку» за 6400 долларов. Запах нового автомобиля! База — яркий аромат свежего пластика, средняя нота синтетических ковров с оттенком дешёвой обивочной ткани и лёгкий шлейф бензина с нотками горячего металла. На ВАЗе этот парфюмерный секрет успели утерять за годы работы в альянсе Renault-Nissan. А на бывшем СП GM-АвтоВАЗ, теперь переименованном в «Лада Запад Тольятти», бережно пронесли сквозь года!

Санта-Барбара

Появившийся недавно угловатый нос, ставший для меня поводом для внеочередной встречи с «Нивой» — что маска в коронавирусную годину. А история его появления — это настоящая Санта-Барбара. Как и вся биография Шевро... простите, Лады Нивы Travel.

Ведь Нива Travel для ВАЗа — своя, родная кровиночка, которую в 90-е разрабатывали на замену классической «Ниве». И пока в Тольятти мужчины разной степени суровости крошили друг друга на разборках, она всё-таки выжила. Увы, принеся в жертву почти все нововведения: полностью независимую подвеску, реечный рулевой механизм, тяговитые моторы, новую трансмиссию... По сути, полностью новым стал лишь кузов, а всю «начинку» с минимальными доработками взяли у классической «Нивы».

Но денег на освоение даже такой «секвестированной» Нивы-2 не хватало, и её отдали концерну General Motors. Это был брак по расчёту: американцы профинансировали постройку нового сборочного производства специально для новой «Нивы», а взамен получили гарантированный хит. Производство стартовало в 2003 году, а примерно в 2015-м уже устаревшую «Шниву» должны были заменить совершенно другой машиной — разработанной уже за пределами ВАЗа, с новой «начинкой» и внешностью в духе современных моделей Chevrolet.

А поддержать спрос на старую «Шевроле Ниву» до появления новой должен был рестайлинг в том же духе. Но... в 2015-м концерн General Motors свернул присутствие на российском рынке до минимума, а в 2019-м и вовсе продал свою долю в СП АвтоВАЗу. Теперь не удивляет, отчего «Нива» не стала походить другие современные Лады? Да потому что она должна была выглядеть как Chevrolet! Вазовскую ладью к ней приделали в последний момент, когда почти вся оснастка была готова. А мы все ожидали ещё одного «икс-фейса»...

Дизайнер классической «Нивы» раскритиковал внешность Niva Travel

Если вам рестайлинг кажется чужеродным, то неудивительно: готовили его в Китае — видимо, в местной студии General Motors. Впрочем, кое-какая польза от него есть: помимо крыльев, капота и пластикового обвеса изменена рамка радиатора и балка переднего бампера — последнее должно слегка улучшить пассивную безопасность. С которой тут не слишком благополучно: кузов более или менее прочный, но даже в топ-комплектации предусмотрено лишь две фронтальные подушки, а у базовых машин и вовсе одна, водительская. Системы стабилизации не было и нет.

К счастью, в ходе обновления не стали экономить на оптике, как это случилось с Грантой (на которую поставили посредственно светящие фары с двухнитевыми лампами). Спереди использованы рефлекторные фары с раздельными секциями ближнего и дальнего света. А сзади — вообще полностью диодные фонари. Выглядят они не очень гармонично, зато срабатывают быстрее традиционных.

Малыш среднего возраста

Если прежде вы видели такую «Ниву» только издали, то первый контакт вас может шокировать: она не просто небольшая, но крохотная — по длине и ширине соответствует универсалу Лада Гранта.

Тем не менее, нормально рассесться получится даже рослым людям вроде меня. Разве что от «чувства локтя» никуда не деться, да на втором ряду будет тесно в коленях. Команда, более тридцати лет назад создававшая компоновку салона, поработала на славу! Даже отсутствие регулировки руля по вылету не мешает — посадка продумана на совесть. Но рулевая колонка установлена со смещением, и это, увы, не лечится.

Багажник короткий и высокий, зато погрузочная высота небольшая. Справа мешается выступ, скрывающий заливную горловину бензобака.

Багажник небольшой (всего 320 литров) и короткий, но погрузочная высота для такого высокого автомобиля на удивление невелика: у обычных кроссоверов сплошь и рядом она выше.

То есть «стратегически» к эргономике претензий минимум: посадка за рулём неплохая, «командирская», обзорность вообще образцовая — сидишь высоко, остекление почти аквариумное, в салоне светло. А вот «тактически» здесь уйма причуд.

Как вам джойстик электропривода зеркал в самом низу панели, у основания рычага коробки передач? А управление светом, разбросанное по четырём кнопкам по обе стороны от руля? Или кнопка включения кондиционера, которую словно старались установить подальше от блока отопителя? А самый обидный недостаток — появившиеся при одном из прошлых рестайлингов дурацкие подголовники на заднем диване: высокому пассажиру они впиваются в спину у основания шеи. На ВАЗе подобных косяков уже давно не допускают, но «Нива» много лет принадлежала другому бренду...

И качество пластика по-советски посредственное. Можно игнорировать лоснящуюся, как лысина Горбачёва, переднюю панель или дверные ручки со следами пресс-форм на самом видном месте — не такие уж мы снобы. Но неаккуратные воздуховоды очень расстраивают: я сам не заметил, как вдавил один из них внутрь панели...

Андрюха, по коням

Завожусь, и снова флешбек из детства: звук этого мотора ни с чем не спутаешь! Да, у нынешней «Нивы» больше рабочий объём, стоит распределённый впрыск и гидрокомпенсаторы в клапанном механизме... но в основе это всё тот же «классический» двигатель!

Благодаря пристойной шумоизоляции он не так заметен в салоне — там властвуют другие шумы. Если любите порассуждать о стерильности и бесхарактерности современных автомобилей, прокатитесь на «Ниве». Это шквал чувственных впечатлений!

Вот при вывернутом руле застонал гидроусилитель ZF. Вот стопой уловил легчайшую дрожь на моторном щите — и уже представляешь, как катятся по своим беговым дорожкам подшипники переднего редуктора. Педаль газа — как смычок неизвестного музыкального инструмента. Причём «музыка» исходит не столько от мотора, сколько от коробки: в зависимости от движений правой ноги она то начинает подвывать, то замирает, то вновь отрывисто поскуливает. Хорошо, что не слишком громко — на приличном ходу всё это оттеняет дорожный шум. А вибраций, на удивление, почти нет: всё-таки помогли годы доводки классической трансмиссии.

Проникаешься жалостью к этому агрегату — в семидесятом он отлично справлялся с 89 ньютон-метрами 1200-кубового моторчика на лёгких «Жигулях» ВАЗ-2101. Но «Нива» в полтора раза тяжелее, и момента у двигателя тоже в полтора раза больше (127 Нм). Да, с тех пор коробку не раз модернизировали, но сейчас она уже достигла своего предела. Именно слабая коробка передач мешает появлению более тяговитого мотора, хотя 16-клапанник 1.8 от «Весты» на заводе уже адаптировали для продольной установки. Впрочем, переключаются передачи исключительно чётко: и то дело.

Конечно, с 80-сильным мотором «Нива» степенна до крайности: как ни шуруй длинным рычагом «пятиступки», а быстрее 19 секунд до «сотни» не разгонишься. Хоть какая-то динамика заметна на первых трёх передачах. На пятой же любое нажатие на газ лишь меняет тон шума, издаваемого мотором. Хотя и здесь есть что похвалить: тщательной калибровкой системы впрыска вазовцы придали двигателю замечательно ровный характер, удобный на бездорожье. Трогаться можно практически с холостых!

Чем хуже, тем лучше

От всего вышеперечисленного вам могло показаться, что Лада Нива Travel безнадёжна. Нет, нет и ещё раз нет!

Да, чтобы вести жизнь городского кроссовера, ей откровенно не хватает энерговооружённости. Но чем хуже дорожные условия, тем ярче раскрывается «Нива».

В Жигулёвских горах дороги живописные, но не очень ровные? Отлично! Асфальт сошёл во время оттепели? Ещё лучше! Энергоемкая подвеска всё переварит. Маловато мощности? А не надо лишний раз тормозить — «Нива» это проглотит. Колеи не помеха, и повороты она будто бы любит. Даже пустоватый руль не особенно напрягает.

На ухабистом зимнике, ведущем через сказочные леса национального парка «Самарская лука», мне приходилось самого себя одёргивать — не стоит так быстро ехать, неприлично подпирать идущий впереди Land Cruiser кого-то из местных.

А на внедорожной части маршрута в Кунеевском лесу попросту не оказалось ни одного препятствия, требующего включения «понижайки» с блокировкой. Не то чтобы маршрут беззубый: большинство кроссоверов имели бы здесь проблемы. Но «Нива» с её блестящей геометрией и длинноходными подвесками как ни в чём ни бывало перемахнула лежавшие в колее брёвна, ухнула и не заметила как выбралась из полуметровой канавы. Про крутые перегибы тропы я даже не говорю — их я не заметил.

Ещё пять лет вместе

Биография Лады Нивы Travel со всеми перипетиями насчитывает уже без малого двадцать лет — и понятно, что она подходит к концу: на ВАЗе уже вовсю работают над преемником. Но это будет совершенно другая машина: кроссовер на шасси Renault Duster.

А в текущем виде «Ниву» обещают выпускать до 2026 года. И кажется, самое время её купить — ведь несмотря на все недостатки, аналогов по сути не осталось. Даже среди машин в несколько раз дороже! Благо «Нива Travel» — один из самых доступных внедорожников на российском рынке: цены начинаются от 747 900 рублей. А машина как у нас, в исполнении Off-road со шноркелем стоит от 844 900 рублей. /m

Лада Нива Travel
Нравится
Исключительная проходимость, энергоёмкая подвеска и неплохая посадка за рулём
He нравится
Разгонная динамика, маленький багажник
Вердикт
Автомобиль для спокойных любителей помедитировать на природе
1690 см³, L4, 80 л.с., 127 Нм
РКП-5
0–100 км/ч — 19 секунд, 140 км/ч
1485 кг

Подробные технические характеристики

Lada Niva Travel
Тип двигателябензиновый L4
Рабочий объем, см³1690
Макс. мощность, л.с. /об/мин80/ 5000
Макс. момент, Нм/об/мин127/ 4000
Тип приводапостоянный полный, с принудительной блокировкой межосевого дифференциала
Коробка передачмеханическая, 5-ступенчатая
Передняя подвескапружинная, двухрычажная
Задняя подвескапружинная, зависимая, на пяти рычагах
Габариты (ДхШхВ), мм4099х1804x1690
Колесная база, мм2450
Снаряженная масса, кг1485
Объем багажника, л320/650
Разгон 0–100 км/ч, с19
Макс. скорость, км/ч140
Расход топлива (комб.), л/100 км10,2
Объем топливного бака, л58
Цена, руб.747 900
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget