Если не Леб, то кто?
Десять фаворитов нового чемпионата мира по раллиВ Монте-Карло 15 января стартует очередной сезон WRC, по итогам которого чемпионат практически наверняка обретет нового победителя. Себастьен Леб после девяти лет без поражений примет участие всего в четырех гонках, а значит у остальных теперь появился шанс выиграть титул. В поисках фаворита предстоящего первенства "Мотор" изучил котировки мировых букмекерских контор.
Чтобы понять, до чего Себ довел чемпионат мира, достаточно одного факта: каждая вторая букмекерская контора просто не принимает ставки на WRC. Даже после объявления Леба о грядущей отставке собраться с мыслями успели не все. Для каждого из претендентов на титул мы привели котировки пяти крупнейших агентств: Bet365, bet-at-home, sportsbet, BetVictor и PaddyPower.
######Цифры после названия контор – это коэффициенты ставок. Дробные, вида "10/1", означают, что при ставке размером 1 рубль выигрыш составит 10 рублей (9/2 – выигрыш 9 рублей на каждые 2 рубля ставки); или десятичные, представляющие собой обычный коэффициент: цифра 1,8 означает, что поставив 10 рублей клиент конторы вернет свою десятку и получит 8 рублей чистой прибыли.
[center]Нассер Аль-Аттия[/center]
Ставить на Нассера, как на лидера чемпионата, конечно, не стоит. Катарец давно знаком с WRC, выиграл немало гонок на автомобиле группы N, но в топовом классе особых успехов никогда не добивался. Мало того, пока основные пилоты WRC готовились к Ралли Монте-Карло, Нассер все еще гонялся по южноамериканским дюнам за Стефаном Петеранселем на "Дакаре". Его полное расписание в WRC на предстоящий сезон пока не оглашено. Вполне возможно, это произошло просто потому, что его не знает и сам Нассер. К счастью, 2013 год не Олимпийский – не придется пропускать этапы из-за каких-нибудь очередных соревнований по стендовой стрельбе.
Выбирать, где стартовать, катарец Аль-Аттия скорее всего будет сам. Огромная наклейка с надписью Qatar на капоте выкрашенной в новые цвета Fiesta WRC – главный гарант участия команды M-Sport в предстоящем чемпионате. На каких этапах появится сам Нассер – не так важно. У президента авто- и мотофедерации Катара есть дела и поважнее. Зато во многом благодаря ему какой-никакой шанс побороться за победу в чемпионате появился у молодых парней из Бельгии, Норвегии и России.
[center]Халид Аль-Кассими[/center]
Шейх Халид бин Файсал бин Султан Аль-Кассими променял Ford на Citroen. В середине 2007 года заводские машины команды Голубого овала были украшены надписями Abu Dhabi, а в конце 2011-го с них пропали. Пропал из чемпионата и сам шейх. Но теперь он возвращается.
Халид пересядет на DS3 WRC и проедет восемь этапов чемпионата. Вместе с ним на автомобили Citroen перекочуют и надписи Abu Dhabi. Но для самого Аль-Кассими вряд ли что-то изменится: проехав в WRC 45 гонок, Халид лишь десять раз пробивался в очки, а его лучший результат был зафиксирован на Ралли Австралии полтора года назад, когда шейх добрался до финиша пятым. Но в тот день до очковой зоны доехал даже Олександр Салюк на Mitsubishi Lancer группы N.
[center]Тьерри Невилль[/center]
Молодой бельгиец – один из тех, на кого уже сейчас повесили ярлык "будущая звезда чемпионата мира". Таких как он можно пересчитать по пальцам одной руки, но собственно в WRC Тьерри пока не сделал, по сути, ничего, чтобы отработать выданные ему авансы. Репутация этого пилота создавалась в ныне почившей IRC, где Невилль даже успел походить в претендентах на титул. В 2010 году бельгиец почти в одиночку отстаивал честь Peugeot против армады гонщиков Skoda, причем вполне успешно.
В прошлом году Тьерри перебрался в братскую по концерну PSA команду Citroen в чемпионат мира. Несколько раз финишировал в очках, но провел сезон не без ошибок. И все же, ставки на него букмекеры принимают по тем же самым коэффициентам, что и на Евгения Новикова, дважды поднимавшегося на подиум. Теперь Новиков и Невилль – напарники по M-Sport, пусть формально и будут выступать в разных командах.
[center]Евгений Новиков[/center]
"Загрузив" на победу Жени 100 рублей перед началом чемпионата, можно выиграть три-четыре тысячи. Коэффициент немаленький, но место в десятке лучших гонщиков WRC россиянин теперь занимает прочно! И ни в одной из контор, принимающих ставки на исход чемпионата, чтобы поставить на Новикова, теперь не нужен "дополнительный запрос". Собственно, какой еще "дополнительный запрос" для основного пилота одной из сильнейших команд WRC?
Впрочем, 100 рублей, наверное, пока лучше приберечь: шансов на победу в чемпионате у Евгения не так много. Для начала надо бы обзавестись первой победой на этапе, но и это будет сложно. Главное, что сейчас требуется от Новикова – стабильность. Та самая, которую он обрел в прошлом году. Но теперь уже никто не будет его хвалить за то, что он просто добрался до финиша. Теперь, как пилоту команды, которая еще пару месяцев назад была заводской Ford, это надо делать регулярно.
[center]Андреас Миккельсен[/center]
Этот пилот – последний в списке тех, на кого ставить всерьез не стоит. В активе Андреаса Миккельсена нет практически ничего. Даже несмотря на два титула в IRC. Первый был выигран в последний момент и во многом благодаря ошибкам соперников, а за второй кроме норвежца не боролся в прямом смысле этого слова больше никто. Сейчас Миккельсен – третий и по рангу, и по статусу пилот Volkswagen – команды, от которой пока непонятно чего ждать. Если Polo WRC и сможет побеждать с первых же гонок, то побеждать на нем будут Яри-Матти Латвала и Себастьен Ожье. Плюс ко всему, свою погоню за титулом (назовем это так) Андреас начнет с Ралли Португалии, пропустив три первых этапа чемпионата.
Два ближайших месяца Миккельсен посвятит тестам, чтобы подобраться к темпу напарников. "Там, где они едут расслабленно, я выкладываюсь на все сто процентов, чтобы показать такое же время, а потом вылезаю из машины с мокрой спиной", – сам Андреас не скрывает, что до уровня Латвалы и Ожье он пока не добрался. Но плюс Миккельсена в том, что он быстро учится. Сезон 2010 года в IRC норвежец начал с того, что приложил машину о стену на первом километре первого допа, а закончил с кубком за победу в чемпионате в руках.
[center]Мадс Остберг[/center]
Если глава M-Sport Малькольм Уилсон все-таки рассчитывает увидеть одного из пилотов своей команды чемпионом, то его надежды в этом году связаны, конечно, с Мадсом Остбергом. Да, M-Sport лишилась поддержки Ford. Да, сам Мадс пока не выиграл ни одной гонки (не называть же победой добытое благодаря дисквалификации Микко Хирвонена первое место в прошлогодней Португалии). Но! Fiesta WRC по-прежнему один из лучших автомобилей категории, а его доработка к сезону 2013 велась еще на деньги Ford.
Да и Остберг, хоть и молод, но в прошлом году был самым стабильным пилотом чемпионата. Даже если брать в расчет Себастьена Леба и Микко Хирвонена, не говоря уже о Яри-Матти Латвале и Петтере Сольберге. Мадс закончил все одиннадцать гонок, в которых стартовал, и лишь две из них – на пятом месте. Все остальные он провел еще лучше. По итогам полного сезона он опередил заводского пилота – Сольберга – и всего пять очков проиграл Латвале, хотя выступал на частной машине. Так что, к нему стоит присмотреться всерьез. Сейчас Остберг – именно та темная лошадка, у которой есть все шансы примчаться к финишу первой.
[center]Яри-Матти Латвала[/center]
У Малькольма Уилсона было немало поводов уволить Яри-Матти Латвалу: за постоянные вылеты, за глупые аварии – вроде той, что случилась на Ралли Польши в 2009 году, за сломанную на лыжной прогулке ключицу в конце концов. Но Яри-Матти в итоге ушел "по собственному желанию". Контракт с Volkswagen для Латвалы – едва ли не последняя возможность повзрослеть.
Здесь у него уже не будет покровителя, каким был Уилсон, и здесь вряд ли будут так же легко прощать ошибки. И здесь у него будет невероятно сильный напарник – Ожье. На фоне Микко Хирвонена у Латвалы был важный козырь – его невероятная скорость. Но будет ли Яри-Матти смотреться так же ярко на фоне молодого Себа? Пока кажется, что француз будет побыстрее. Чтобы одолеть Себа, Латвале придется выкладываться без остатка.
[center]Даниэль Сордо[/center]
Дани Сордо в тройке фаворитов сезона от букмекеров – это практически символ предстоящего сезона в WRC. Одним из главных претендентов на титул считается человек, не выигравший ни одной гонки. Леб уходит, VW приходит, Ford уходит, а Сордо возвращается. Два года с MINI не принесли испанцу практически ничего кроме пары шальных подиумов в конце 2011 года. Вряд ли он надеялся именно на это перед тем, как расписаться в контракте с новой заводской командой. Да еще с таким именем...
Впрочем, Дани сделал все от него зависевшее, чтобы заставить немцев из концерна BMW поверить в раллийную программу MINI. Но они не поверили. В итоге испанец пропустил почти половину гонок прошедшего сезона, а теперь возвращается в Citroen, где когда-то о равном статусе с Лебом не мог даже заикнуться.
Можно не сомневаться, что по части мотивации Сордо будет одним из самых сильных пилотов этого года. Ему нечего терять. Он не лидер Citroen, команда не делает на него ставки. Но бороться с Хирвоненом – это не то же самое, что бороться с Лебом. Да и робеть Дани теперь не будет.
[center]Себастьен Ожье[/center]
Для того, чтобы признать Ожье фаворитом предстоящего первенства, не хватает всего одной маленькой детали: пока никто не знает, на что способен его новый автомобиль. В Volkswagen не хотели строить машину "под Ожье". Именно поэтому, помимо Себастьена, с Polo WRC работали Карлос Сайнс и немецкий тест-пилот марки Дитер Деппинг. Но, можете не сомневаться, за год на тестах Ожье успел привить автомобилю необходимые лично ему повадки. То, что Себу будет за рулем комфортно – сомнений нет. Осталось понять, насколько этот Polo окажется быстр. Вполне возможно, ответ на этот вопрос будет найден уже в течение ближайших нескольких дней.
Все остальное у Ожье есть. Это он два года назад заставил занервничать Леба и стал причиной "гражданской войны" в Citroen. Именно его сам Себ-старший назвал тогда же "самым быстрым гонщиком WRC", а потом выпихнул из команды. Именно вокруг него – как бы они от этого ни открещивались – немцы сейчас строят свою команду.
Со ставкой на Ожье стоит поторопиться. После финиша Ралли Монте-Карло коэффициенты могут упасть.
[center]Микко Хирвонен[/center]
Момент истины. Если Микко хочет выиграть чемпионат, то это надо делать прямо сейчас. Пока Volkswagen только набирает силу. Пока не подросли "дети" Малькольма Уилсона. Пока не передумал окончательно уходить Леб. Пока, в конце концов, в чемпионат не нагрянули корейцы. В общем, пока не поздно.
Хирвонен пришел в Citroen в самый нужный момент. За год успел познакомиться с машиной, вплотную рассмотреть то, как работает Леб, и попутно – по привычке – вновь стать вице-чемпионом. Теперь Микко – первый пилот чемпионской команды и ее главная надежда на титул. Такого в карьере финна еще не было. Это шанс. Другого такого, скорее всего, уже не представится.
Главное, с чем предстоит справиться Микко – с давлением. То, что этот чемпионат он должен только выигрывать, понимают все. Пора избавляться от ярлыка "вечно второго".
[center]Себастьен Леб[/center]
В это действительно сложно поверить: он что, правда уходит? Неужели впервые за десять лет чемпиона WRC будут звать не Себастьен Леб? Он сам-то в этом уверен?
Зачем ему стартовать в двух первых этапах? Зачем ему потом лететь в Аргентину на пятый? С тремя победами после пяти гонок он вполне может остаться и лидером чемпионата. Нет, тут что-то нечисто. Букмекеры прищуриваются и смотрят искоса: на его победу в чемпионате пока еще принимаются ставки. Не всеми, но принимаются. Причем котируется Леб лучше, чем Миккельсен, Новиков, Невилль и оба пилота с Ближнего Востока. Похоже, в это и правда сложно поверить.
Конечно, Лебу не хватит четырех гонок, чтобы стать чемпионом. Но восьми-девяти – вполне. Он же Леб. Так что еще месяца три-четыре он будет сомневаться. По-другому у него просто не получится! А уж если Себ решит напоследок все-таки взять (о Боже!) десятый титул, то остановить его будет сложно. Да и в "Ситроене" этому противиться уж точно не будут.