Стартап Атом рассказал, как разрабатывает бортовую электронику
Над архитектурой работают с 2022 года/imgs/2025/03/11/16/6754983/376959c3cb70383767d93c40989375f38ddd5509.png)
Дело в том, что у Атома собственная платформа и немало «фишек». Это экран в руле, автоматические распашные двери, проекционный дисплей с дополненной реальностью (AR-HUD) и многое другое. Разработка низковольтной архитектуры требует времени и ресурсов, но есть очевидные плюсы: ее легко оптимизировать, добавляя новые функции для текущего проекта и изменяя для следующих.
/imgs/2025/03/11/15/6754889/52de2c61f711354829d331865d2f445d4c85a849.jpg)
Низковольтная и высоковольтная системы Атома
© Атом
На первом этапе разработчики определяют, какие именно функции должна выполнять электроника, и прописывают соответствующие требования к блокам и ПО. Архитектура системы децентрализована — у нее отсутствует доменный или центральный контроллер: зависимости от одного блока нет, что повышает надежность. Кроме этого, можно отдельно «пробудить» нужные блоки, не запуская всю систему целиком. Это бережет электроэнергию — а значит, и запас хода.
Второй этап — проектирование топологии сети. Узлы системы коммуницируют между собой и с другими компонентами автомобиля через проводные соединения, подобранные под разные задачи. Используются как распространенные типы вроде CAN, так и разработанные специально для Атома. К слову, готовых решений здесь немного: порядка 80 процентов комплектующих для электроники приходится так или иначе подгонять под проект.
Третий и последний этап — валидация, позволяющая оценить работоспособность и «зрелость» архитектуры. Сначала проверяются отдельные компоненты, потом — системы и, наконец, проводятся испытания на прототипах. Электроника тестируется в собственной лаборатории Атома в китайском городе Нанкин, в Санкт-Петербурге и в Москве.
LABCAR в московском инженерном центре Атома
© Атом
Для тестов в столичной лаборатории соорудили так называемый LABCAR — металлический макет-стенд. На нем рабочие электронные компоненты расположены так же, как на автомобиле, но более наглядно — не спрятаны в обивку и под кузовные панели. Можно, например, проверять работу электрорегулировки руля и сидений, фар и подсветки, тут же получая данные от датчиков.
Атому также обещаны свой цифровой маркетплейс и уникальный идентификатор Атом ID, под которым можно будет залогиниться, взяв машину в каршеринге. Готовится и мобильное приложение, причем управлять со смартфона можно будет практически всеми функциями электрокара. Серийное производство планируют запустить в Москве в 2025 году.