Опубликовано 05 июня 2013, 14:55

Выиграл трактор – остался в России

В Ростове прошли единственные в стране гонки на сельхозтехнике
В воскресенье, 2 июня, в Ростове-на-Дону прошло «Бизон-трек-шоу»-2013 – единственные в России гонки на тракторах. Это уже 11-е по счету мероприятие, и на трибунах собралось больше 30 тысяч ростовчан и жителей соседних регионов. Организаторы настаивают, что им не соревнования ради соревнований нужны – они труд механизаторов хотят прославить. И получается настолько хорошо, что эти гонки сейчас, возможно, самое искреннее патриотическое событие в России.
Фотографии автора, Стаса Залесского и Дениса Демкова
Фотографии автора, Стаса Залесского и Дениса Демкова

В воскресенье, 2 июня, в Ростове-на-Дону прошло «Бизон-трек-шоу»-2013 – единственные в России гонки на тракторах. Это уже 11-е по счету мероприятие, и на трибунах собралось больше 30 тысяч ростовчан и жителей соседних регионов. Организаторы настаивают, что им не соревнования ради соревнований нужны – они труд механизаторов хотят прославить. И получается настолько хорошо, что эти гонки сейчас, возможно, самое искреннее патриотическое событие в России.

Победитель «Бизон-трек-шоу»-2013 – механизатор из Целинского района Ростовской области Анатолий Бобровский – проехал после победного финиша пару сотен метров и остановился возле трибуны. Люди бросились к нему со всех сторон. С ним фотографировались, давали ему на руки детей – чтобы тоже сфотографировать. Его обнимали и целовали женщины всех возрастов, у него просили автографы, и он скромно ставил на клочках бумаги свою подпись.

«Ты чисто брат мне, понимаешь, чисто брат!» – кричал Бобровскому очередной прорвавшийся к нему фанат. Застенчивый, внешне очень похожий на футболиста Майкла Оуэна, механизатор в ответ кивал: мол, да, братья.

Победитель в окружении толпы добрался до сцены, где начиналась церемония награждения. Уже во время самой церемонии к нему пытался подобраться очень пьяный, но в то же время очень крепкий фанат гонок на тракторах. Понадобились усилия пятерых полицейских, чтобы остановить и скрутить его.

Выиграл трактор – остался в России

Накануне, ранним утром субботы, у проходной офиса компании «Бизон-юг» на окраине Ростова проходил техосмотр тракторов. Все как один марки «Беларусь», только модели разные. Гонщикам нужно было разогнаться, резко затормозить, проверить работу дворников, поворотников и стоп-сигналов. В общем-то, все. Трактористов-механизаторов называли исключительно пилотами, и это влияло на их самооценку.

«Когда выиграю, хочу, чтоб как в Древней Греции – мой трактор шлюхи на веревках тащили. Чтоб я как древнеримский император на стадион въехал», – мечтал один из будущих участников гонки.

Но в жизни – и уж тем более в беседе с журналистами – механизаторы были самой скромностью. «Третий раз в гонке участвую. В прошлом году первое место занял в экстремальном заезде, что будет в этом году – посмотрим», – смущенно рассказывал Евгений Семенча, механизатор одного из сельскохозяйственный производственных кооперативов (СПК) области. «Чем занимаемся? Элитные зерновые выращиваем. Как работается? Да лучше просто не может быть», – говорил он.

Я разговаривал с другими пилотами, в вариантах ответа менялись только названия СПК и их удаленность от Ростова. На гонки приехали механизаторы из Ставрополья, Московской области, Краснодарского края и с Украины.

Выиграл трактор – остался в России

Еще одна табуированная тема – собственно, тракторы. Вообще-то, это были не вполне обычные тракторы. У многих новые, еще не потерявшие заводской блеск металла двигатели. Тюнинг как у навороченных, даже слегка экстравагантных автомобилей. Вплоть до знаменитого оленя с ГАЗ-21 на капоте одного из тракторов. Ксеноновые фары, тонированные стекла.

Когда пилоты слышали вопрос, что именно на их машинах было установлено и сколько это стоило, они даже глухими не притворялись; просто уходили прочь. Хуже им было только во время индивидуального фотографирования, когда человек с камерой просил: «Улыбнитесь!»

«Почему они не хотят говорить про деньги?» – спрашивал я у Сергея Суховенко, гендиректора ООО «Бизон-юг» и организатора ежегодных гонок на сельхозтехнике. «А почему вы у них не спрашиваете про душу? – парировал тот. – Ведь есть СПК, которые потратились, новый движок купили. Но есть-то люди, которые нашими гонками заразились, которые каждый вечер в свободное время этот свой трактор до ума доводят, а все для того, чтобы в гонках принять участие». Он рассказывает, что среди тракторов есть те, которые в течение года используются на сельхозработах, а есть купленные специально под гонки, проходящие раз в году. Все остальное время машина в гараже стоит и до ума доводится.

Организатор гонок, гендиректор ООО "Бизон юг" Сергей Суховенко (_слева_) и заместитель губернатора Ростовской области Вячеслав Василенко.

Организатор гонок, гендиректор ООО "Бизон юг" Сергей Суховенко (слева) и заместитель губернатора Ростовской области Вячеслав Василенко.

\В среднем, при стоимости трактора «Беларусь» в 800 тысяч – 1,2 миллиона рублей, в каждую машину механизаторами вложено 200-350 тысяч.

Суховенко – бывший инженер всесоюзно известного «Ростсельмаша», чемпион России по автогонкам 2002 года, а ныне директор и единственный владелец (по данным «СПАРК-Интерфакс») самого крупного на юге России предприятия-дилера сельхозтехники. Депутат ростовской облдумы от «Единой России», в 2011 году думал избираться в Государственную, да что-то не сложилось. «Начал заниматься продажами сельхозтехники, а страсть к гонкам осталась. Вот и совместил, – рассказывает он, как придумал "Бизон-трек-шоу". – Ну и, конечно, нужно популяризировать профессию механизатора. Раньше кто из горожан их знал? А теперь за них болеют, у многих свои любимчики уже появились».

На звание нового любимца ростовчан претендовала автогонщица Ольга Стебихова. «Девушка с рулем», – так написано на ее визитке. Вообще, она из Псковской области, но узнав о тракторных гонках в Ростове, сдала за две недели до них экзамен на права и приехала сюда. Трактор ей одолжили в одном из местных СПК. Его кабина была украшена чем-то похожим на шляпку в очках, на капоте нарисовали огромных размеров губы, сложенные для поцелуя. Плюс еще под кабиной и над большими задними колесами было что-то вроде юбки веселенькой расцветки.

Выиграл трактор – остался в России

Мужиков-трактористов, конечно, надо было видеть. На Стебихову они натурально делали стойку. «Мать, а это у тебя что, трактор в стрингах?» – заговорил с ней, наконец, самый заводной пилот, душа компании и один из самых старших участников гонки Анатолий Шишкин. «Да обещали, что будут стринги, а тут памперсы какие-то получились», – сетовала Стебихова. «Так ведь снимутся же на первом повороте», – заходился Шишкин. «Да скорей бы снялись», – отвечала та, и механизатор был просто в экстазе.

– Знаешь, чем оптимист от пессимиста отличается? – заступилась за Стебихову одна из женщин с предприятия. – Оптимист, когда клопа раздавит и принюхается, скажет: коньячком пахнет. А пессимист даже когда коньяк пьет… Ну, ты понял.

– А знаешь, чем секс от онанизма отличается? – шутил в ответ Шишкин. – Все вроде то же самое, только поговорить потом не с кем.

Выиграл трактор – остался в России

Развеселившихся механизаторов отправили на инструктаж. Велели всем быть строго в шлемах. «Помните, что самое ценное – ваша жизнь, – говорил инструктор. – Конечно, вы застрахованы на миллион рублей, но жизнь все равно ценнее». «И это, мужики, лишний раз напоминать не надо, но все же. Кого утром поймаем с запахом, – Суховенко двумя пальцами стукнул себя по горлу, – от гонок отстраним. Чур, без обид потом». Мужики понимающе кивали, хоть и предстоял им полный соблазнов вечер без жен и в компании друг друга в одной из ростовских гостиниц.

Выиграл трактор – остался в России

Это вообще была иллюстрация из жизни идеальной России. Строгий, но справедливый директор, скромные и застенчивые механизаторы, хотя на деле-то – соль земли. Простой юмор. Тракторы «Беларусь», которые директор Суховенко за импортную технику не считает: «Ну разве же это заграница, свои они нам».

Странно, что никто из первых лиц государства до сих пор не обращал внимания на эти проходящие уже 11-й год гонки – с их ненарочитым таким патриотическим потенциалом.

Зато их давно полюбили ростовчане. Воскресным утром 2 июня на месте проведения «Бизон-трек-шоу»-2013 – это четвертый километр дороги Ростов-Таганрог – собралось больше 30 тысяч человек.

Выиграл трактор – остался в России

«Честь и хвала сельским механизаторам», «Низкий поклон всем, кто работает на земле» – такими транспарантами были украшены трибуны. Было еще только около восьми утра, но вокруг гоночной трассы уже жарились тонны мяса и охлаждались тысячи литров пива. Каждая третья подъезжавшая машина была украшена георгиевской ленточкой. Животы мужиков-водителей зачастую почти касались руля – здесь это, похоже, считается признаком успеха и достатка.

Вот степенно проехал темно-синий ВАЗ-2101, ухоженный настолько, насколько это вообще возможно. Под госномером на багажнике с любовью было выведено желтой краской: «Копеечка». Сотрудники полиции вежливо и даже с пиететом указали водителю, где можно припарковаться. Он вышел из машины, пожилой уже человек: светлая футболка, светлые шорты, черные носки и шлепанцы. Его жена протянула ему пирожок, смахнула с футболки только ей заметную пылинку – и они, довольные, пошли занимать места.

Выиграл трактор – остался в России

Пиво пили с самого утра. Могучего телосложения кавказцы в расстегнутых рубашках жарили огромные куски шашлыка. Популярностью также пользовались упаковки семечек «Голенькие» – в смысле, уже очищенных. Но и просто семечки шли отлично. Юноша в майке «I love Nalchik» покупал сразу восемь слабоалкогольных коктейлей с энергетиком. Наверное, на всю компанию. Жарило солнце, играла песня из мультфильма «Утиные истории», ее сменяла песня «Хуторянка» в исполнении Софии Ротару. Все было готово к началу.

Слово взяли ди-джеи местного «Авторадио». Они рассказали, что всего к гонкам допущено 33 трактора; 34-й перед стартом забраковали представители Ростехнадзора. Чтобы как-то утешить гонщика с невероятной для сложившейся ситуации фамилией Сельхозов, ди-джеи поставили ему песню, которую сам механизатор и заказал.

Выиграл трактор – остался в России

Зазвучал баян, распознающее музыку приложение для айфона Shazam зависло при попытке определить, что это. «Далеко от больших городов / Там, где нет дорогих бутиков / Там другие люди живут / О которых совсем не поют», – пелось в ней. И припев: «Выпил С2Н5ОН / Сел на «Ниву» или «Ростсельмаш» / На «ДТ», «Дон-500», «Т-150» / Покормил перед этим поросят / И пошел зябь пахать, молотить ячмень/ Будет долгим-долгим-долгим твой рабочий день». И только сильно позже вспомнилось, что эту песню «Комбайнеры» волгоградца Игоря Растеряева несколько лет назад слушали многие москвичи, в том числе модные музыкальные критики. «Какая сатира!» – говорили они. Нет, звучавшая в тот день перед началом тракторных гонок в Ростове песня здесь воспринималась как сатира в последнюю очередь. Она про людей и про жизнь была.

Выиграл трактор – остался в России

Гонщики собрались на торжественное построение. «Не для победы в соревнованиях вы здесь. Вы здесь для того, чтоб все знали: есть такая профессия – механизатор, и это великий труд», – напутствовал их заместитель губернатора Ростовской области Вячеслав Василенко. «Горожане! – обратился к трибунам Суховенко, которого от солнца защищала изящная ковбойская шляпа. – Здесь, перед вами, стоят люди, которые нас кормят. Их труд незаметен, мы не думаем о них и часто не знаем, что они вообще есть. Мы хотим показать их вам и прославить!»

Сосредоточенные механизаторы пошли к своим тракторам. К одному из них подбежали женщина и мальчик лет пяти. «Юрка, мы с тобой, мы рядом!» – сказала женщина. На футболке у нее было написано: «Я баба сильная – и мусор вынесу, и мозг, если надо». Гонщик второпях обнял семейство и поспешил к остальным.

Выиграл трактор – остался в России

Первые три этапа были квалификационными, а потому публика не очень заводилась. Участники гонки парами ездили на лучшее время. Взрыв эмоций случился, когда один из тракторов перевернулся на крутом повороте. Ну, и с огромным удовольствием все смотрели, как на полной скорости тракторы заезжают в искусственную яму с водой глубиной около метра. Это действительно было захватывающе. Новичок и единственная женщина-гонщица Стебихова ездила хоть и не быстро, но аккуратно. Нормально для дебютанта, но без претензий на победу. Опытный механизатор Шишкин был прав: «стринги» на ее тракторе не пережили и одного заезда.

Выиграл трактор – остался в России

Любимцы определились быстро. В первую очередь, конечно, Анатолий Бобровский, который побеждал на этих гонках уже раз пять, и расположение ростовчан завоевал давно. Аплодировали еще одному местному механизатору – Роману Струку, он ездил на тракторе с полностью затонированными стеклами. Ну и, конечно, все полюбили трактор, прозванный ведущими «светодиоидным монстром». А что – ксеноновые фары, модный тюнинг, гонит на полную и без правил: разве такое можно не полюбить.

Выиграл трактор – остался в России

В один из заездов на старт вышли представитель Крыма Игорь Гайнулин и житель Московской области Вячеслав Миронов. «Какое интересное противостояние: Подмосковье против Крыма! – оживились ведущие. – Посмотрим, кто победит: москаль или наш крымчанин!»

А вот в полуфинальных заездах все изменилось: ушла расслабленность, появился настоящий азарт. Возникшую напряженность почувствовали все – от фотографов, снимавших очередной прыгающий в яму с водой трактор, до людей, бросивших в кафе свои шашлыки и семечки с пивом и пошедших искать места, с которых хоть немного видно гонку.

Выиграл трактор – остался в России

Бобровский всякий раз стартовал так резко, что его трактор еще метров 50 подпрыгивал над гоночной трассой. Украинец Роман Янусь перевернулся, разбил лобовое стекло, но все равно продолжил гонку. И всякий раз, когда трактор входил в яму с водой, его кабину заливало, он еле успевал вытирать локтем эту грязную воду с лица. Янусь в итоге проиграл, но получил приз «За волю к победе». Трибуны кричали всякий раз, когда трактор очередного участника не вписывался в поворот, тормозил, и соперник, отстававший до этого метров на 20, вдруг оказывался впереди. Судьи потом скажут, что максимальная скорость, набранная трактором в ходе гонки, составила 75 километров в час.

Выиграл трактор – остался в России

В финал, состоявший из четырех заездов, вышли Бобровский и Роман Струк на своем тонированном тракторе. Первый заезд выиграл Струк, остальные три – Бобровский, причем за явным преимуществом. В четвертом заезде Струк гнал как последний раз в жизни, идеально вписался во все повороты, но и этого оказалось мало. К Бобровскому бросилась восторженная публика. Струка обнимали те, кто болел за него. И он, как, впрочем, и все остальные механизаторы, выглядел несколько ошалевшим от такого громкого проявления народной любви.

Выиграл трактор – остался в России

Победителей наградили телевизорами, пылесосами, бензопилами, спутниковыми тарелками, планшетами и даже скутерами. Вошедшие в призовую тройку были награждены еще и тракторами. Таким образом, победивший в шестой раз из 11-ти Бобровский повезет на «Кировский конный завод», где он работает, уже шестой новенький трактор.

«Не соревнования ради соревнований, главное, чтоб труд ваш ценили. Вы же хлеб людям делаете», – не уставал повторять свою главную мысль заместитель губернатора Василенко. Победителям на пьедестале раздали литровые бутылки шампанского – все как положено на серьезном мероприятии. Те сначала неуверенно, а потом изо всех сил растрясли их, и вскоре брызги вина смешались на голубых майках гонщиков с грязью и потом.