Гудвуд: гонка битых раритетов
Уникальные автомобили, которые разбили на «Фестивале скорости в Гудвуде»В середине XX века Гудвуд принимал даже гонки Формулы-1 — правда, внечемпионатные. Владелец поместья, девятый герцог Ричмонд, был большим энтузиастом автоспорта: в молодости сам принимал участие в гонках, и приспособил для соревнований аэродром, построенный на его землях во время войны.
В 1966-м гонки там проводить перестали — с ростом скоростей слишком опасной стала трасса. Например, именно здесь в 1962 году Стирлинг Мосс попал в аварию, завершившую его гоночную карьеру. А легендарный гонщик и конструктор Брюс Макларен в 1970-м погиб на тестах.
Устроить «Фестиваль скорости» придумал одиннадцатый герцог Ричмонд — Чарльз Гордон-Леннокс, унаследовавший от своего деда страсть к автомобилям. В рамках этой выставки под открытым небом проводятся и настоящие «боевые» заезды — только не по кольцу, а по трассе исторического подъёма на холм. Скорости там не бог весть какие, но дорожка узкая, кубы-отбойники из прессованного сена совсем близко, а уж если асфальт смочит английский дождик... то ошибиться с малоприятными последствиями может даже профессиональный гонщик!
Итак, редакция «Мотора» постаралась рассказать вам обо всех интересных машинах, пострадавших в этом году на «Фестивале скорости».
Porsche 911 GT1-98
Очень исторически ценная машина из музея Porsche в Штутгарте: за рулём этого прототипа в 1998 году француз Лоран Айелло, шотландец Аллан МакНиш и монегаск Стефан Ортелли одержали победу в «24 часах Ле-Мана».
Что такое гоночный Porsche 911 GT1, вы наверняка уже читали у нас на сайте: это своеобразный гибрид — передняя часть кузова от серийного Porsche 993 плюс ходовая часть с силовым агрегатом от прототипа Porsche 962 80-х годов. Но вот эта машина принципиально другая, несмотря на схожее обозначение. После двух безуспешных попыток выиграть «Ле-Ман» в 1996 и 1997 году, к сезону-1998 в Вайсзахе подготовили абсолютно иной болид — гораздо более современный и совершенный.
Это был уже полноценный гоночный прототип с углепластиковым монококом и изощрённой аэродинамикой. Он был гораздо ниже, имел более компактный колпак крыши и развивал больше прижимной силы. С серийным «девятьсот одиннадцатым» его роднило лишь несколько деталей — это кожухи фар, ручки дверей и задняя оптика. Шестицилиндровый турбомотор по-прежнему наследовал прототипам серии 962, а вот прежнюю коробку передач заменили на гоночную «секвенталку». В Ле-Мане эти машины уступали конкурентам в скорости, но... всё решила надёжность — у BMW возникли проблемы со ступичными подшипниками, у Мерседесов — с масляными насосами, а у самых быстрых Тойот — с коробкой передач. В итоге экипажи Porsche взяли первые два места...
Мы точно не знаем, кто именно повредил уникальный прототип на «Фестивале скорости» — по ходу фестиваля немцы сажали за руль журналистов. Кто бы это ни был, он поскользнулся на холодных сликах и задел каменную стену задней частью, отломав антикрыло и сорвав крышку моторного отсека. К счастью, в остальном машина не пострадала, и даже своим ходом доехала до финиша: наверняка сотрудники музея Porsche быстро приведут её к первоначальному виду.
Leyton House CG901
Англичанин Ричард Хоуп имеет большой опыт выступлений в исторических гонках на самой разнообразной технике — от довоенных Bentley до болидов Формулы-1 90-х годов. Но тут ему не повезло, и он как следует повредил свой Leyton House CG901 образца 1990 года: на подходе к повороту он потерял контроль над машиной, её закрутило и ударило об отбойник. При этом была сильно повреждена задняя часть машины: оторвана подвеска и антикрыло.
Хотя название машины не на слуху, знатоки в курсе, что это одна из самых аэродинамически изощрённых конструкций своего времени. И важных в карьере Эдриана Ньюи: после работы на Leyton House инженера взяли на работу в крупную и богатую команду Williams, где он мог развернуться по полной.
В карьере Ньюи это третья машины Формулы-1. Главные особенности болида — очень узкий монокок с приподнятой носовой частью, аэродинамически чистое крепление переднего антикрыла и коробка передач с расположением шестерён в пределах базы, позволившая увеличить размеры заднего диффузора. Сперва у Ньюи были проблемы с этой машиной — лишь к середине сезона-1990 удалось установить, что причиной тому были неверные данные из аэродинамической трубы. Но когда машину доработали, она помчала.
Да, команда мучалась от недостатка финансирования и низкой надёжности. Но машина была быстра: несмотря на слабенький мотор Judd V8, Иван Капелли даже смог завоевать «серебро» на Гран-При Франции. Дальнейшее вы и сами знаете: в последующие годы на машинах конструкции Эдриана Ньюи было выиграно двенадцать чемпионских титулов в Формуле-1.
McLaren F1 GTR 'Lark'
По счастью для владельца, этот McLaren F1 получил лишь минимальные повреждения. Ведь машина имеет нешуточную ценность — когда в 2019 году аналогичная машина продавалась на открытом рынке, за неё отдали 19,8 миллионов долларов.
Испанец Хесус Гийон, управлявший суперкаром, заблокировал колёса на подходе к повороту — McLaren соскользнул на траву и на небольшой скорости ткнулся в тюк из прессованой соломы. Сам владелец так и не понял, что произошло: скорость была невелика, а до этого он дважды проезжал трассу безо всяких проблем.
Перед нами автомобиль образца 1996 года с номером шасси «13 R» — то есть изначально построенный как гоночная машина. На ней японская команда Team Goh в цветах табачного спонсора Lark выступала в национальном чемпионате JGTC. Экипаж Наоки Хаттори и Ральфа Шумахера трижды поднимался на верхнюю ступень пьедестала, но чемпионский титул благодаря большей стабильности достался их партнёрам по команде — Дэвиду Брэбему и Джону Нильсену.
После окончания гоночной карьеры машину выкупил основатель и руководитель фирмы ZENT Йошио Тсузуки — большой энтузиаст автоспорта: логотип его фирмы более тридцати лет украшает заводские болиды Toyota в разных дисциплинах гонок. Вплоть до 2005 года машина находилась в Японии, в собрании его частного музея ZAZ в Нагое. А один из следующих владельцев заказал на фирме McLaren переделать машину в дорожную — что объясняет наличие британских номерных знаков «F1 LRK».
BMW M1 Procar
Без серьёзных последствий обошлась ошибка водителя этого BMW — на подходе к левому повороту он заблокировал колёса и со всего ходу влетел в барьер из прессованной соломы.
BMW M1 — первый автомобиль от BMW Motorsport GmbH и единственный среднемоторный суперкар в истории марки. В основе конструкции — пространственная рама, внешние панели изготовлены из пластика. Рядная «шестёрка» M88 объёмом 3,5 литра была оснащена четырёхклапанной головкой и многодроссельным впрыском: её отдача составляла 277 л.с
Но здесь перед нами гоночный вариант. Первоначально он создавался для кольцевых гонок по требованиям международной «группы 4», но для получения официальной омологации нужно было построить как минимум 400 машин. А пока нужная цифра не была достигнута, в BMW организовали марочный чемпионат Procar. Эти соревнования проходили в 1979-1980 годах в статусе гонок поддержки на этапах Формулы-1.
Ради установки широких гоночных колёс кузов машины «раздули» на 98 миллиметров, снабдили его громадным антикрылом и большим спойлером спереди. Шасси оснащено регулируемыми стабилизаторами, использованы ступицы с креплением колёс центральной гайкой. Двигатель форсирован до 470 лошадиных сил — рядная «шестёрка» крутится до 9 тысяч оборотов в минуту, производя при этом потрясающий саундтрек!
В общей сложности было изготовлено 54 машины в гоночном исполнении, эта машина с номером шасси «4301 066» — двадцать третья по счёту. Помимо BMW Motorsport, гоночные купе «М1» готовили и команды-партнёры: например, эта построена британской командой Project Four Рона Денниса (в дальнейшем она объединилась с McLaren Racing).
В разные годы на это машине успел поездить целый ряд известных пилотов: австриец Франц Конрад (будущий призёр Ле-Мана и владелец команды Konrad Motorsport), немецкий гонщик-любитель «Джон Винтер» (под этим псевдонимом скрывался бизнесмен Луис Крагес — победитель Ле-Мана 1985 года), австриец Дитер Квестер, легендарный немецкий спец по длинным гонкам Рольф Штомеллен. Машина более двадцати лет провела в руках немецкого гонщика Ханса Хейера, а в 2005-м прошла глубокую реставрацию, которая длилась около трёх лет.
Hyundai RN22e
Вероятно, самым фееричным эпизодом нынешнего «фестиваля скорости» оказалась авария с участием этого Hyundai. Электромобиль пробил пять рядов барьеров, подняв в воздух целую тучу из соломы! К счастью, в происшествии не пострадал ни водитель машины и её пассажир, ни маршалы, работавшие на трассе. А вот машине крепко досталось — разнесло всю переднюю часть...
Напомним, что Hyundai RN22e — это быстроходный концепт-кар, построенный в единственном экземпляре на основе серийного электромобиля Hyundai Ioniq 6. RN22e оснащен двухмоторной установкой (585 л.с., 740 Нм) с батареей на 77,4 киловатт-часа и способен развивать скорость более 250 километров в час. Корейцы называют его «передвижной лабораторией». Можно предположить, что в будущем он послужит прообразом для «заряженной» N-версии.
Mercedes-AMG GT
На фоне вышеперечисленных «подвигов» случившееся с мерседесовским спорткаром — сущая мелочь. Подумаешь, водитель решил покрутить пятаки, да и оторвал на обочине кусок подмоторного пыльника!
Правда, это не знакомый нам Mercedes-AMG GT, а укрытая камуфляжной плёнкой модель второго поколения, официальный дебют которой пока ещё не состоялся! С технической точки зрения она очень сильно отличается от предшественницы. Ключевое отличие — это платформа от родстера SL вместо оригинального шасси.
А это значит, что «начинка» будет гораздо зауряднее. Например, вместо вынесенной назад коробки передач — обычная трансимссия в блоке с двигателем. Вместо «робота» с двумя сцеплениями — обычный гидромеханический «автомат» AMG SpeedShift MCT (правда, с многодисковым сцеплением вместо гидротрансформатора). Зато появится полный привод и, вероятно, гибридный вариант. Четырёхлитровый V8 с двумя турбинами останется, но к нему должны добавить более доступные варианты — шести-, а может быть даже четырёхцилиндровые моторы. А ещё, судя по родстеру SL, новинка будет тяжёлой — несмотря на полностью алюминиевый кузов.
Дата и место официальной премьеры пока неизвестны, но многие предполагают, что новый спорткар дебютирует на мюнхенском автосалоне IAA в сентябре этого года.
Jaguar Mk1
На конец материала мы приберегли самый курьёзный случай. Который вполне мог привести к очень плохим последствиям, но всё обошлось. Прямо во время демонстрационных заездов на Ягуаре Гранта Вильямса... отвалилось заднее колесо! Легко перемахнув заграждение, оно приземлилось в зрительской зоне. К счастью, никто не пострадал.
Несмотря на консервативную внешность, седаны семейства Mark I отличались прогрессивной для своего времени конструкицей. Они выпускались с 1955 по 1959 год, снискав популярность у гонщиков и у преступников благодаря мощному двигателю — рядной «шестёрке» объёмом 3,4 литра с двухвальной головкой, развивавшей 210 лошадиных сил. Она позволяла разогнаться почти до 200 километров в час. Быстроходный седан лишь немного уступал в скорости родстеру Jaguar XK150.
Но автомобиль Гранта Вильямса — не просто мощный спортседан. Jaguar c историческим номерным знаком «BUY1» — одна из трёх машин, построенных в 1959 году на заводе специально для гонок. Седан получил облегчённый кузов с алюминиевыми дверями и капотом, мотор со спортивной головкой блока (с увеличенной степенью сжатия и спрямлёнными каналами), три карбюратора SU, кресла-ковши, доработанную подвеску и большие бензобаки для марафонских гонок. Первым владельцем машины был известный гонщик Джон Кумбс. Кстати, в те годы за рулём этого Ягуара несколько раз выступал Рой Сальвадори — победитель «24 часов Ле-Мана» 1959 года. Уже в наши дни Вильямс повысил мощность мотора до 300 сил и установил кулачковую коробку с прямозубыми шестернями.