Опубликовано 06 июля 2021, 15:37
6 мин.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Как можно жульничать в длинных гонках и как с этим борются
В сражении для достижения победы хороши все средства. Сегодня расскажем о том, как в автоспорте находят полузаконные способы получить преимущество и прийти к финишу первым. Речь, разумеется, не о допинге — в моторных видах спорта он неактуален. Но лазейки, чтобы схитрить, всегда существуют — и когда закрывают одни бреши в правилах, спортсмены продолжают искать новые...
Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Как мы уже писали, в маршруте ралли-рейда «Шелковый путь» произошли неожиданные изменения. Но гонка продолжается! Первый день проходил по дорогам Омской области. Длина скоростного участка всего ничего — 87 км. Однако лиазон (участок по дорогам общего пользования), напротив, очень длинный — в результате путь к бивуаку у Новосибирска в занимает около 700 км.

Читайте на тему:

Любое автомобильное ралли — это борьба людей и технологий. В ралли-рейдах важно не только быстро проехать маршрут, но и в отличии, скажем, от шоссейное-кольцевых гонок, правильно разобраться в дорожной книге и проехать (на сленге спортсменов — взять) все положенные точки.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Свернул не в ту сторону и сразу же потерял время, не взял точку — судьи добавят штрафное время. Вполне естественно, что в автоспорт пришло читерство (от английского cheat — мошенничать, обманывать). Дорожные книги обычно выдают вечером накануне старта. Вроде бы всё логично — штурман изучает маршрут, делает пометки в сложных местах. Но на практике это свелось к тому, что книгу оперативно сканировали и отправляли специалисту-картографу, так называемому мэперу (от англ map — карта). Тот точно прокладывает маршрут, использует все возможные варианты — начиная от карт google и заканчивая информацией от военных.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Кстати, выложенные в общий доступ карты генштаба 30–40-летней давности во многом актуальны и сегодня. Они привлекают специалистов исключительной подробностью: указаны не только дороги, но и тропинки, родники и колодцы, подробно описан ландшафт местности.

Опытный мэпер четко прописывает путь и оптимизирует его. Кое-где дорогу можно сократить, на профессиональном сленге это называется «пройти по срезочке». Где-то встречаются перекрестки с множеством дорог, и мэпер четко указывает, под каким углом нужно свернуть. В результате для успешного прохождения гонки принципиально важно иметь хороший трек маршрута, а квалификация штурмана уходит на второй план.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Разумеется, пользоваться сторонним навигационным оборудованием запрещено, но доскональный обыск не проводят. К тому же в машине всегда найдутся «нычки», в которые легко спрятать навигатор или телефон. В конце концов не сложно продумать вариант передачи уже на трассе. Развитие мэперства привело к тому, что даже те спортсмены, которые стремились сражаться честно, были вынужденны заказывать себе карты — иначе соперники имели явное преимущество.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Если смотреть соревнования прошлых лет, то участие мэперов видно невооруженным глазом: сразу несколько машин идут не по дорожной книге, а по срезке. Очевидно, что подобное прозрение не могло посетить сразу нескольких штурманов. Рассказывают, что неподалеку от финиша этапов Дакара в пыли можно было найти не один смартфон — экипажи ехали по загруженной карте и во избежание дисквалификации выбрасывали запрещенное оборудование.

В общем, мэперство подобно допингу — и с ним решили бороться. С этого года в ралли-рейдах стали выдавать дорожную книгу за 15 минут до старта. Штурман имеет возможность её быстро пролистать, и только. Я заметил, что некоторые штурманы загибают углы. Оказывается, это нужно для того, чтобы не склеивались страницы, и блокнот проще было листать.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Понятно, что никто из спортсменов никогда не признается, что пользовался услугами мэперов. Но информация к размышлению имеется. Например, прославленный чемпион Язид Аль-Раджи всегда выигрывал первый этап, так называемый пролог. Но на недавнем международном ралли в Казахстане он запутался в навигации, и до первого места ему было далеко.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Возникли сложности в навигации у Язида Аль-Раджи и на первом этапе Шелкового пути. Лучший результат показал российский экипаж Дениса Кротова и Константина Жильцова. Язид Аль-Раджи отстал от Кротова ровно на минуту и после финиша на первом спецучастке прямо сказал, что победа на этом этапе не входила в его планы. Действительно, часто гонщики предпочитают идти по чьим-то следам. Но здесь палка о двух концах: экипаж впереди тоже может ошибиться.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Но если Язид Аль-Раджи и его штурман Майкл Орр действительно планировали чуть-чуть отпустить соперников вперед, то справились с задачей блестяще. Герлен Шишери пришел третьим, за ним — Владимир Васильев, пятым — Жером Пелише. Потом российские пилоты: Павел Лебедев, Сергей Карякин и Алексей Игнатов. В результате в десятку лучших пилотов вошло пятеро россиян.

«Старт ралли прошел непосредственно на танковом полигоне, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Алексей Игнатов — Так что в полном смысле слова — сразу в бой. Но для машин ралли-рейдов танковый полигон не страшен. На трассе часто бывают и более сложные участки. Навигация очень интересная, много пересекающихся дорожек, из которых предстоит выбрать нужную. Но мы справились. Прямо перед финишем пробили колесо — чтобы не терять время, добрались на спущенном. Шину в утиль, но на гонках это расходный материал. Войти в десятку лучших на соревнованиях такого уровня — очень почетно».

Пилот Алексей Игнатов на фото справа, а слева его штурман Евгений Павлов, семикратный чемпион России по ралли-рейдам

Пилот Алексей Игнатов на фото справа, а слева его штурман Евгений Павлов, семикратный чемпион России по ралли-рейдам

В категории Т3 (легкие прототипы) лучший результат показали дебютант Шелкового пути Павел Лебедев с очень опытным штурманом Кириллом Шубиным. Явные фавориты в этой категории — испанцы Фернандо Альварес и его земляк Хосе Пена Кампо — заняли третье и четвертое места. Российские женские экипажи на первом этапе выступили слабо: Мария Опарина, имеющая в своем архиве две победы на ШП, пришла десятой в категории Т3. У Анастасии Нифонтовой проблемы с машиной, она заняла в Т3 только 11-е место.

В зачете грузовиков основная борьба идет между командами КАМАЗ-мастер и МАЗ-СПОРТавто. Из Минска привезли три капотных грузовика, а из Набережных Челнов выставили семь боевых машин. Новинка — спортивный КАМАЗ с новой кабиной К5. Она меньше размером, но отличается исключительной обзорностью. Спортсмены считают, что в песках такая кабина даст явные преимущества. Демонстрация спортивных возможностей новой машины очень важна для завода, поскольку именно с такой кабиной, созданной на основе каркаса Mercedes-Benz Actros последнего поколения, завод планирует в дальнейшем выпускать магистральные тягачи, а затем и строительные самосвалы.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Не знаю, случайно или нет, но лидером первого этапа среди грузовиков стал экипаж Дмитрия Сотникова на новой машине. Следом за ними — белорус Алексей Вишневский на МАЗе, на третьем месте Эдуард Николаев (КАМАЗ-мастер).

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

В зачете квадроциклов основная борьба идет между очень опытным, но возрастным поляком Рафаилом Соником и россиянином Александром Максимовым. Пока лидирует россиянин.

Второй этап ралли пройдет в окрестностях Чуйского тракта. Машины стартуют в Новосибирске, а следующий бивуак разбит на берегу реки Катунь на Алтае. Протяженность скоростного участка 181 км, но большой лиазон. Общий пробег около 500 км.

Мэперство — допинг в ралли-рейдах

Есть нюанс. Дорожные книги выдают при выезде из бивуака, а до старта ехать более 286 км — около трех часов. Опытный мэпер прокладывает маршрут со скоростью 100 км в час. Поэтому наверняка будет возможность отправить фото дорожной книги и к старту получить уже проложенный маршрут.

Как видите, борьба с читерством идет, но до победы еще далеко.