Опубликовано 27 сентября 2022, 07:35
8 мин.

Прекрасное безумие: история «четырехколесных истребителей»

GM Firebird — сухопутное воплощение реактивного Douglas F4D Skyray
Обычно сближение миров машин и самолетов случается на уровне аллегорий, но семьдесят лет назад у американцев почти получилось сделать это буквально. Символично, что на дворе стояла эпоха «детройтского барокко» — пышного дизайна в авиационном стиле. Огромные вальяжные баржи с V8 нескромного литража кичились тоннами хромированного декора и хвостовыми плавниками а-ля оперение истребителей. На фоне этой ярмарки тщеславия революционный проект General Motors выглядел застрявшим между землей и небом чудом техники.
GM Firebird I Concept Car
GM Firebird I Concept Car
© GM

Вообще-то имя Firebird не ассоциируется с воздухоплаванием. Оно принадлежало четырем поколениям некогда знаменитого поникара Pontiac, ближайшего родственника Chevrolet Camaro. Экспериментальный и ныне забытый тезка появился тринадцатью годами ранее и наверняка восхитил бы самого Жюль-Верна. Символично, что его создал джиэмовский художник Харли Джарвис Эрл, романтик и мечтатель с индивидуальным видением прекрасного.

Харли Эрл за рулем представленного в 1939 году Buick Y-Job, который считается первым в истории концепт-каром

Харли Эрл за рулем представленного в 1939 году Buick Y-Job, который считается первым в истории концепт-каром

В молодые годы уроженец Голливуда мог стать звездой кинематографа и играть роль какого-нибудь мафиозного типа или политика — с его эпатажной внешностью это не составило бы труда. Но Эрл выбрал семейное дело и пошел по стопам отца, который сперва занимался изготовлением конных экипажей, а затем переключился на автомобильные кузова.

LaSalle Coupe

LaSalle Coupe

Обстоятельства не просто благоволили сотрудничеству с General Motors, для этого сошлись абсолютно все звезды. Харли Джарвис остался на руководящей должности семейного предприятия Earl Automotive Works даже после того, как его приобрел дилер Cadillac Дон Ли. В один поистине прекрасный день автосалон посетил генеральный менеджер «Кадиллака» и один из основателей кузовного ателье Fisher Body Лоуренс Фишер. Он познакомился с работой Эрла и увидел в молодом человеке — тому было немного за тридцать — толкового мастера, творческую личность и подходящего кандидата на роль автора первой модели люксового бренда LaSalle, ныне давным-давно почившего.

LaSalle Sedan by Fisher

LaSalle Sedan by Fisher

Series 303 отчасти напоминал Hispano-Suiza H6, но по прошествии времени маэстро перестал смотреть по сторонам. В 1939-м вверенный Эрлу отдел сорвал покрывало с обтекаемого Buick Y-Job, фактически первого концепт-кара в истории. Десять лет спустя Cadillac выкатил Series 62 третьего поколения с небольшими хвостовыми плавниками а-ля оперение тяжелого двухмоторного истребителя Lockheed P-38 Lightning. Автор задумки — Фрэнк Херши. Вряд ли о нем нынче кто-то помнит.

Cadillac 62 Club Coupe

Cadillac 62 Club Coupe

С того самого момента авиационные мотивы захватили воображение дизайн-центров. На сцену вышли творения талантливого художника Chrysler Corporation Вирджила Экснера, почти не уступавшие продукции GM в помпезности. Пик «детройтского барокко» пришелся на вторую половину пятидесятых, когда гигантским хвостовым килям вторили задние фонари а-ля ракетные сопла, а заодно тематический декор на боковинах. И здесь позвольте обратить внимание на захватывающее обстоятельство: в General Motors и впрямь грезили чем-то очень приближенным к самолетам. Прощупывали почву, экспериментировали и едва не открыли дверь в альтернативную реальность.

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Firebird I (первоначально назывался XP-21) — это дитя романтичной эры, когда завтрашний день казался светлым, высокотехнологичным и реактивным, а из каждого утюга лились смелые пророческие заявления. В качестве примера и небольшого лирического отступления — материал в газете «The Tacoma News Tribune» от 11 апреля 1953-го с заголовком «В будущем от телефонов не будет отбоя». В нем президент Pacific Telephone & Telegraph Co. Марк Салливан делился фантастически точными мыслями о мобильных устройствах с видеосвязью.

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Но вернемся к Firebird. Он напоминал поставленную на четыре колеса уменьшенную копию палубного истребителя-перехватчика Douglas F4D Skyray с треугольным крылом. Не больше и не меньше. В своей статье «Я мечтаю об автомобилях» для издания The Saturday Evening Post Харли Эрл рассказал о происхождении нетривиального дизайна.

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

«Firebird воодушевляет меня своим происхождением. На нашей выставке Motorama 1953 главным дрим-каром был Le Sabre. И сразу после того, как его впервые показали официальным лицам компании, я отправился в путешествие на самолете. Я открыл журнал и увидел изображение нового реактивного Douglas Skyray. Это потрясающий корабль, и он мне настолько понравился, что я вырвал картинку и сунул ее во внутренний карман пальто. Сопровождавший меня представитель GM подошел, чтобы поздравить с Le Sabre. «Но что вы сделаете в следующем году?» — спросил он. В тот момент у меня не было абсолютно никаких идей, но я похлопал себя по карману, где лежало изображение Skyray: «Оно прямо здесь». Это была шутка, я просто отвечал на его вопросы в аналогичной манере. А затем — бинго! Результатом, как вы могли видеть, стал Firebird, дорожная реплика самолета».

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Работа Эрла и его парней заставляет вспомнить слова художника Бретта Дилозанто из книги «Колеса» Артура Хейли. Вот, послушайте: «… они будут вам говорить, что в модель машины никаких серьезных изменений внести уже нельзя. Отныне, заявляют они, мы будем делать лишь небольшие модификации и развивать уже существующие образцы. Но ведь именно так думали газовики до того, как Эдисон изобрел электричество. А я утверждаю, что в дизайне намечаются фантастические перемены. И одна из причин: мы скоро получим потрясающие новые материалы».

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Проект General Motors вышел за рамки стилистических изысков и в первую очередь служил исследовательской платформой для погружения в малоизвестную на тот момент область аэродинамики наземных транспортных средств. Почти точную масштабную копию отправили в Калифорнийский технологический институт для испытаний в аэродинамической трубе и создания оптимальной формы кузова, расчета тормозных закрылков и углов атаки оперения.

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Внешняя схожесть со «Скайрэем» требовала особенную силовую установку. И здесь она именно такая: под стеклопластиковым «фюзеляжем» находится газотурбинный двигатель. До рождения Firebird в GM несколько лет разрабатывали агрегат GT-300 для тестирования на грузовиках и автобусах. Прообраз истребителя получил GT-302 Whirlfire Turbo-Power с холостым ходом 8000 об/мин и мощностью 375 л.с. при 26 000 об/мин. Масса — 351,5 кг, что составляет 31% веса машины.

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Вот как Дэвид Темпл описывает устройство и принцип действия для Mechanix Illustrated. «В носовой части Firebird расположен 132-литровый топливный бак из стекловолокна, а сразу за кабиной — двухсекционный газотурбинный двигатель с соединенными гибким валом газогенераторной и силовой секцией. Первая фактически заменяет ДВС и насосное колесо гидротрансформатора автоматической коробки передач, а вторая — турбинное колесо, трансмиссию и задний межколесный дифференциал.

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Реактивная установка приводит самолет в движение за счет выброса газов (реактивной струи). В отличие от нее мотор «Файерберда» направляет свои выхлопные газы через турбину, которая соединена непосредственно с задними колесами через трансмиссию. Газогенераторная секция состоит из ротора компрессора и турбинного колеса на общем валу. Поступающий в компрессор воздух, сжат под давлением в 3,5 раза выше атмосферного. Затем он попадает в две камеры сгорания и разогревается до более чем 800 градусов. Горячий газ из турбины газогенератора приводит турбину силовой секции. Она в свою очередь вращает заднюю ось через двухступенчатую планетарную коробку передач».

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Расчетная скорость виделась где-то за пределами 320 км/ч и значительно превосходила рекордное достижение британского газотурбинного Rover JET1 (152,691 мили в час или 245,7 км/ч). Но не очень удачная поездка вице-президента GM и генерального менеджера Research Laboratories Division Чарльза МакКуэна на полигоне в Аризоне отбила всякое желание ее проверять. После того, как турбина набрала высокие обороты «жар-птица» полетела во весь опор. Перед поворотом МакКуэн отпустил педаль акселератора, но не учел, что установка данного типа не обеспечивает торможение двигателем. Времени не замедления не оставалось, и в итоге Firebird перевернулся. Пилот получил травмы, но выжил благодаря подголовнику и ремням безопасности, а «ракету» починили и выставили на выставке Motorama 1954 в фешенебельном нью-йоркском отеле Waldorf Astoria.

GM Firebird I Concept Car

GM Firebird I Concept Car

Дорожный истребитель оказался ужасным? Вовсе нет! По воспоминаниям участвовавшего в разработке трехкратного победителя гонки Indy 500 и инженера Маури Роуза, Firebird подконтрольный и стабильный. Вопреки «сырости» конструкции передняя торсионная подвеска на двойных поперечных рычагах и задняя «Де Дион» позволили добиться пристойного поведения. Довольно интересна тормозная система: барабаны диаметром 11 дюймов размещены не внутри, а снаружи колеса для максимально быстрого и эффективного рассеивания тепла.

«С абсолютной искренностью я могу сказать, что сам автомобиль — выдающаяся работа как с точки зрения стиля, так и инженерии», — заявил Роуз в материале для Motor Life.

GM Firebird II Concept Car, Харли Эрл

GM Firebird II Concept Car, Харли Эрл

Концепция газотурбинного транспортного средства настолько захватила людей из General Motors, что в 1956 году они представили Firebird II (XP-43). На сей раз не для эгоистов, а во имя… семейных ценностей! Длиной самолетоподобного кузова с четырехместным салоном — почти шесть метров. Whirlfire GT-304 (203 л.с. при 28 000 об/мин) в сравнении с предшествующим монстром эффективнее, экономичнее и тише, а температура выхлопных газов понизилась до уровня ДВС.

GM Firebird II Concept Car

GM Firebird II Concept Car

Вторая итерация оказалась в определенном смысле пророческой. Дело не в газомасляных камерах вместо пружин и амортизаторов с возможностью поддержания постоянного дорожного просвета вне зависимости от загрузки. Не в экспериментальных дисковых тормозах. И даже не в кондиционере, жизненно необходимом в стеклянной кабине с «парниковым эффектом». Доктор Лоуренс Хафстад, вице-президент исследовательских лабораторий GM со своими подопечными виртуально укомплектовали Firebird II беспилотными технологиями и интегрировали ее в автоматизированную дорожную инфраструктуру будущего.

Для автономного передвижения водитель включает тумблер и «встраивается» в транспортную систему с импульсными полосами. Поступающие электронные сигналы контролируют рулевое управление, разгон и торможение через бортовой компьютер. Люди тем временем занимаются своими делами, читают книги, смотрят телевизор или просто глазеют по сторонам. Важную роль в футуристическом шоу играют операторы диспетчерских пунктов — по легенде, они помогают с поиском свободных номеров в придорожных мотелях, а также могут проконтролировать уровень топлива и работу двигателя, синхронизировать скорость и направление движения или в случае неисправности дистанционно направить машину в безопасное место.

GM Firebird III Concept Car

GM Firebird III Concept Car

В 1958 году Харли Эрл покинул General Motors и оставил в фонде своего наследия Firebird III — «совершенно новый тип автомобиля, на котором можно добраться до площадки запуска ракеты на Луну». Кстати, джэимовское чудо само напоминало космический летательный аппарат полусферами кабины и семью хвостовыми плавниками.

GM Firebird III Concept Car

GM Firebird III Concept Car

Более компактному и легкому газотурбинному GT-305 (228 л.с. при 33 000 об/мин) с улучшенной на четверть экономичностью ассистировал двухцилиндровый алюминиевый мотор мощностью 10 л.с. для привода пневматической подвески, кондиционера и других электрических и гидравлических бортовых систем. Не правда ли, отдаленно напоминает схему последовательных гибридов, когда ДВС никак не связан с колесами, а лишь является генератором для тяговой аккумуляторной батареи?

GM Firebird III Concept Car

GM Firebird III Concept Car

Без входящих в оснащение Firebird III круиз-контроля и антиблокировочной системы тормозов современная техника немыслима. А вот экзотичный джойстик управления Unicontrol при помощи которого самолетомобиль ускорялся, поворачивал и тормозил пока применения не нашел.

GM Firebird III Concept Car

GM Firebird III Concept Car

Довольно странно видеть посреди этого хай-тека балки мостов на подрамниках, но и здесь есть нюанс: передние и задние газомасляные упругие элементы объединены между собой для повышения плавности хода, снижения возмущений от дорожного покрытия и поддержания неизменного дорожного просвета.

GM Firebird IV Concept Car

GM Firebird IV Concept Car

Четвертый Firebird 1964 года мы вынесем за скобки, так как это не функциональный макет. Хотя, конечно, красив!