Марчелло Гандини: скромный бунтарь
Вспоминаем одного из важнейших автодизайнеров XX века, определившего стиль целой эпохи/imgs/2024/03/22/04/6405280/eefc6b62313e161dcf6cf63708c16d18df93e424.jpg)
Гандини игнорировал автосалоны и не особенно любил говорить c журналистами о себе — больше об автомобилях, об идеях. Впрочем, история сохранила несколько подробных интервью, а ещё замечательный двухтомник Гаутама Сена, который автор готовил в плотном контакте с дизайнером. Благодаря ним мы можем не только перечислить главные вехи в его творчестве, но и понять, как складывалась его карьера, что за человеком он был.
Марчелло Гандини родился 28 августа 1938 года в Турине в необычной семье: его отец Марко писал музыку и служил дирижёром в театре Реджо, одном из лучших оперных домов Италии (до 1936 года, когда здание театра было полностью уничтожено пожаром), а мать Санта занималась воспитанием детей. Дома всегда была музыка, всех пятерых детей обучали игре на инструментах: Марчелло, второй ребёнок, с четырёх лет играл на фортепиано.
/imgs/2024/03/22/04/6405284/9459936d01d6f612717ddbb0d70bed1877e67bc0.jpg)
Молодой Марчелло Гандини и Нуччио Бертоне с чертежами
© Archivio Stile Bertone
Вся большая семья жила на улице Корсо Квинтино Селла в живописном районе Борго По, недалеко от дворца герцога Савойского «Вилла делла Реджина». Марчелло Гандини вспоминал, что после закрытия театра отцу пришлось переквалифицироваться в фармацевты, чтобы содержать семью. Во время войны они переехали подальше от города, в Виу — ведь Турин был крупным промышленным центром, и с 1940 года его бомбили сначала англичане, а потом и американцы.
Отец был человеком старых понятий: надеялся, что после школы дети поступят в университет и получат классическое гуманитарное образование, а Марчелло продолжит занятия музыкой — для сына он мечтал о карьере пианиста. Но юный Гандини бредил техникой — на фортепиано играл из-под палки, зато обожал собирать разные механизмы из конструктора фирмы Meccano.
Получая в минувшем феврале звание почётного доктора Туринского политеха, дизайнер рассказал о забавном эпизоде: уже обучаясь в престижном классическом лицее имени Витторио Альфьери в Турине, он потратил деньги, предназначенные на учебник латыни, чтобы... приобрести книгу Данте Джакозы «Motori endotermici» («Двигатели внутреннего сгорания»). В общем, всячески бунтовал.
/imgs/2024/03/22/04/6405285/8bd9ad104f7b2bd1767c27e9a5fc59f5cb4f240f.jpg)
1975 или 1976 год: Гандини и Бертоне с рисунками концепт-кара Ferrari Rainbow
© Archivio Stile Bertone
А ещё юноша обнаружил в себе страсть к рисованию — и после лицея отдал этому занятию всего себя. Зарабатывал разной технической работой, запирался в квартирке на Корсо Бельджио, и рисовал. Правда, доходов едва хватало на жизнь, и вскоре он стал подрабатывать в разных кузовных ателье — например, Viotti или Corgiola. Не гнушался и оформлением вывесок для магазинов. К тем опытам он относился снисходительно. «Тогда я был ещё очень далёк от понятия о стиле. В основном это были лишь небольшие доработки — кастомизации, интерпретации» — говорил он в одном из интервью. Параллельно он изучал всё, что только возможно, про автомобили и их устройство.
Первым автомобилем, дизайн которого Гандини выполнил от начала до конца, он сам называл спортивную «баркетту» OSCA 1500, принадлежавшую его состоятельному приятелю. Тот перевернулся на извилистой дороге — а Марчелло сделал проект, по которому известный мастер-кузовщик Джованни Раньеро выстучал из алюминия новые панели.
С этим связан забавный эпизод: чтобы в мастерской изготовили деревянные болваны, Гандини должен был сделать комплект эскизов в масштабе 1:1. И вот, в назначенный день художник развесил на стенах свои чертежи — на что опытнейший Раньеро воскликнул: «да здесь же ничего непонятно!» Оказывается, дизайнер-самоучка просто не знал, что на виде сбоку нос машины традиционно должен смотреть влево — и всё сделал наоборот! К счастью, эскиз был выполнен на полупрозрачной кальке, так что его просто перевернули другой стороной.
Начинающий дизайнер стал регулярно работать фрилансером для небольшого миланского ателье Marazzi, для других фирмочек... И параллельно обзванивать крупные компании в поисках работы.
В 1962-м случился поворотный момент в его карьере: Гандини удалось встретиться и показать свои рисунки Нуччио Бертоне — главе фирмы Bertone, сыну основателя Джованни Бертоне. Правда, тот предложил ему работу... лишь три года спустя. Главным дизайнером Carrozzeria Bertone в те годы был другой выдающийся итальянец — Джорджетто Джуджаро. Приходилось читать, что это он отказался принимать Гандини на работу. Сам Гандини в интервью описывал это мягче: мол, владелец компании опасался потерять своего главного дизайнера, поэтому не форсировал события.
/imgs/2024/03/22/04/6405294/bd0359bd24f322e0146f2dfb66861de08f6bf89c.jpg)
/imgs/2024/03/22/04/6405293/4cdbde0ccd9e5c2451e874a00e9c4b3aab714eb9.jpg)
/imgs/2024/03/22/04/6405295/9447529e80df491bed96a875947a547d253feb4b.jpeg)
/imgs/2024/03/22/04/6405296/9f3e2c9c0bbf0367da22e3579f7703182ed796ee.jpeg)
/imgs/2024/03/22/04/6405294/bd0359bd24f322e0146f2dfb66861de08f6bf89c.jpg)
/imgs/2024/03/22/04/6405293/4cdbde0ccd9e5c2451e874a00e9c4b3aab714eb9.jpg)
/imgs/2024/03/22/04/6405295/9447529e80df491bed96a875947a547d253feb4b.jpeg)
/imgs/2024/03/22/04/6405296/9f3e2c9c0bbf0367da22e3579f7703182ed796ee.jpeg)
Первый проект Гандини в Bertone: родстер на базе Porsche 911 для Джона фон Нойманна
© Mathieu Heurtault / Gooding & Company
Как бы то ни было, Джуджаро всё равно покинул компанию в 1964-м, перейдя в Ghia — и так для Гандини открылся путь к карьере профессионального автодизайнера. Официально его взяли в штат 1 ноября 1965 года, но неформально он начал работать на пару месяцев раньше.
Буквально за полгода работы на Bertone он успел с нуля подготовить аж три проекта! Самый первый — это родстер на шасси Porsche 911, созданный по заказу американского импортёра марки Джона фон Нойманна (он так и остался штучным шоу-каром), плюс люксовое купе Jaguar FT 420 на шасси седана S-Type (его изготовили в двух экземплярах).
/imgs/2024/03/22/00/6405178/cf6ac48f3012be2f516b3dcb9ced4513ca1dd890.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405180/93ac2e7315643c6edab6b4ac1e35053995272323.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405178/cf6ac48f3012be2f516b3dcb9ced4513ca1dd890.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405180/93ac2e7315643c6edab6b4ac1e35053995272323.jpg)
Трое создателей Lamborghini Miura вместе: дизайнер Марчелло Гандини (в центре) с инженерами Паоло Стандзани (слева) и Джампаоло Даллара (справа)
© Lamborghini
А третий — самый важный — это Lamborghini Miura. Сейчас такое просто невозможно себе представить, но тогда начинающему стилисту почти сразу же поручили работу над важным заказом! Представленный на Женевском автосалоне 1966 года, среднемоторный суперкар с женственно-плавными линиями произвёл фурор, и до сих пор считается одним из красивейших автомобилей той эпохи. Гандини-отец стал всерьёз воспринимать занятие сына только после этого... А вот сам Марчелло поначалу не был ни удовлетворён этой своей работой, ни особенно убеждён в её удачности.
/imgs/2024/03/22/00/6405173/3a16bfc585bc289e97efe13bf220609054675078.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405170/f04acbe3d6d84954f1a1f5f39aa57138a0418751.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405172/60e93b38f6a3728ee3f9cb7b57f42203e15fc619.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405173/3a16bfc585bc289e97efe13bf220609054675078.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405170/f04acbe3d6d84954f1a1f5f39aa57138a0418751.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405172/60e93b38f6a3728ee3f9cb7b57f42203e15fc619.jpg)
Рисунки Lamborghini Miura, выполненные рукой Марчелло Гандини в конце 1965 года: цветные и чёрно-белые
© Archivio Stile Bertone
Его ассистент Пьеро Строппа так описывал метод работы. Ему поручили подготовить эскиз шасси в боковой проекции на основе полученных с Lamborghini чертежей. А Гандини для ускорения стал набрасывать профиль машины прямо поверх его эскиза. 20 декабря 1965 года Строппа закончил свою часть работы — а уже к рождеству были готовы эскизы кузова в четырёх проекциях и масштабная модель. Кстати, за это время Гандини успел подготовить и альтернативный вариант дизайна, но этот чертёж так и остался в архивах Carrozzeria Bertone.
/imgs/2024/03/22/00/6405174/d9ed0705f5d6a23d7165a58606bc7d784daac5bc.jpg)
Эскиз кузова Miura в четырёх проекциях из архива Lamborghini
© Lamborghini Archive
Даже на ранних эскизах Miura выглядит работой большого мастера. И, что поразительно — создана абсолютным самоучкой! «Конечно, я кое-чему научился за время работы в Bertone. Но в первую очередь, это результат постоянной работы над собой. Старшего наставника, учителя у меня не было — ведь Бертоне был в первую очередь промышленником, а не художником. В те времена не было бесчисленных дизайнерских школ, которые существуют сейчас. На мой вкус, теперь их развелось даже слишком много, и на самом деле от них не так уж много толка. А тогда даже журналов не хватало, по которым можно было бы учиться, или что-то копировать» — рассказывал Гандини в одном из интервью.
/imgs/2024/03/22/00/6405175/17714eca146aa48e7334e6bc451ea6d72e4141b7.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405176/30fbfc4f38f683c281e175c458d2be59b1bf61fb.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405177/0ea7ca99aad7a17b64e9f879e05ad886dc6ae64a.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405175/17714eca146aa48e7334e6bc451ea6d72e4141b7.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405176/30fbfc4f38f683c281e175c458d2be59b1bf61fb.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405177/0ea7ca99aad7a17b64e9f879e05ad886dc6ae64a.jpg)
Lamborghini Miura, 1966 год. Зная творческую траекторию Марчелло Гандини, нам в 2024-м году сложно представить, что эти чувственные линии — его работа. Ведь прославился итальянец в первую очередь угловатыми клиновидными формами.
© Lamborghini
В общем, вторая половина 60-х была для Гандини крайне продуктивной: он довёл до серии начатый Джуджаро проект Fiat Dino Coupe, подготовил штучный «гран-туризмо» Bertone Pirana на шасси Jaguar, спроектировал концепт-кар Alfa Romeo Montreal на шасси седана Alfetta (позже его запустят в серию), простенький микро-хэтчбек Autobianchi A112 для фиатовского дочернего предприятия и роскошный «гран-туризмо» Iso Lele.
Но главный итог — он совершил настоящую революцию: концепт-кар Alfa Romeo Carabo открыл новую эпоху в автодизайне. Ходовой макет на основе гоночного среднемоторника Alfa Romeo 33 представили на Парижском автосалоне в октябре 1968 года. Он не был похож ни на что: совершенно новый дизайнерский язык, на фоне которого одним днём устарело всё созданное раньше. Сложно поверить, что угловатый Carabo и округлая Alfa Romeo 33 Stradale работы Франко Скальоне — это автомобили одной эпохи с практически одинаковой «начинкой»!
/imgs/2024/03/21/23/6405166/ca29b698a82bbc1aef1069df31a61a2965d3cfb5.jpg)
/imgs/2024/03/21/23/6405167/ff4c020542f20fa092bd293705089afcc0cbbdb5.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405188/236e289b57e7d9ee7f59b729cb8a71027f66bf00.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405192/963888b2b0d252babb13142a4b01d9f7cec05355.jpg)
/imgs/2024/03/21/23/6405166/ca29b698a82bbc1aef1069df31a61a2965d3cfb5.jpg)
/imgs/2024/03/21/23/6405167/ff4c020542f20fa092bd293705089afcc0cbbdb5.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405188/236e289b57e7d9ee7f59b729cb8a71027f66bf00.jpg)
/imgs/2024/03/22/00/6405192/963888b2b0d252babb13142a4b01d9f7cec05355.jpg)
Alfa Romeo Carabo, 1968 год
© Alfa Romeo Archive
Простой клиновидный силуэт — с капотом, почти без перелома перетекающим в лобовое стекло, обилие плоских поверхностей, удивительные подъёмные двери гильотинного типа, скрытые за подъёмными крышками фары, большие вклеенные окна с небольшими опускными форточками, «жалюзи» на крышке мотоотсека...
Всё это, вместе или по отдельности, вскоре появилось на суперкарах разных марок. А сам подход к формообразованию остаётся востребованным даже сейчас!
Гандини развил эти идеи в концепт-каре Lancia Stratos Zero 1970 года. Тогда итальянские кузовщики обязательно участвовали в Туринском автосалоне: хорошим тоном — а скорее, средством бизнеса — считалось каждый год выставлять нечто, что заставит говорить о вашей компании, привлекая потенциальных клиентов из числа «генералов» от автопрома.
/imgs/2024/03/22/01/6405210/d28f93dfeecfdb0b5f6f31fa137a9ace06486c22.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405212/5accefb71055c8360671d135b990e9d2ba32bae5.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405209/c1ba0422bc3b01c45cd9d0c5de444a95bbafd025.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405208/db9bdc48ff7ed0e1478c0b60f01f14a5018f27cd.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405213/80ef517ec91e455983601a60f46c36082b0f209f.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/03/22/01/6405207/fddbe9ade093bb27688ed407b310f3612e268537.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405206/8c1947548db275a1b1660951ae35826a3898fa75.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405211/b7c4e965952d9ea4d989634c2818c1b74535c511.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405210/d28f93dfeecfdb0b5f6f31fa137a9ace06486c22.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405212/5accefb71055c8360671d135b990e9d2ba32bae5.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405209/c1ba0422bc3b01c45cd9d0c5de444a95bbafd025.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405208/db9bdc48ff7ed0e1478c0b60f01f14a5018f27cd.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405213/80ef517ec91e455983601a60f46c36082b0f209f.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405207/fddbe9ade093bb27688ed407b310f3612e268537.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405206/8c1947548db275a1b1660951ae35826a3898fa75.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405211/b7c4e965952d9ea4d989634c2818c1b74535c511.jpg)
Ателье Bertone с концепт-каром Lancia Stratos Zero «украло шоу» на Туринском автосалоне 1970 года
© Stile Bertone
И о «Стратосе» действительно заговорили все: в Турине выставили идеально клиновидный автомобиль высотой всего 84 сантиметра, садиться в который полагалось через откидное лобовое стекло. И хотя это было чистой воды стилистическое упражнение, машину снабдили настоящим функциональным шасси и двигателем V4 1.6 от подержанной Lancia Fulvia. Даже циркулирует байка про то, как однажды Нуччио Бертоне, прибывший на переговоры за рулём «Стратоса», проехал под шлагбаумом завода Lancia.
/imgs/2024/03/22/03/6405263/2da66f90ce82d12856a160d0e22c153bcbb03c08.jpeg)
Макет раллийного Стратоса (пока ещё без двигателя), подготовленный к Туринскому салону 1971 года
© Stile Bertone
Вычурный концепт-кар сработал: в один прекрасный день к Гандини обратился руководитель спортивных программ Lancia Чезаре Фьорио, попросивший... превратить концепт-кар в раллийный автомобиль! Для этого Фьорио удалось заручиться поддержкой генерального директора Пьеруджо Гоббато. Разумеется, о копировании и речи быть не могло: раллийная машина должна быть гораздо выше, с нормальными открывающимися дверями и приличной обзорностью.
/imgs/2024/03/22/03/6405270/0d80ac482db77a3744be465fca3f469491272acd.jpg)
/imgs/2024/03/22/03/6405271/71366a3a1bf1233ed9569d310c73d817cc0eaef7.jpg)
/imgs/2024/03/22/03/6405272/96a10beaccbd94d63d9346d424e3002534d5ea41.jpg)
/imgs/2024/03/22/03/6405270/0d80ac482db77a3744be465fca3f469491272acd.jpg)
/imgs/2024/03/22/03/6405271/71366a3a1bf1233ed9569d310c73d817cc0eaef7.jpg)
/imgs/2024/03/22/03/6405272/96a10beaccbd94d63d9346d424e3002534d5ea41.jpg)
Раллийный Stratos заводской команды Lancia
© Stellantis
Уже к Туринскому автосалону в ноябре 1971 года был готов макет — правда, неходовой: тогда ещё не было ясности с выбором двигателя. Но именно этот образец с минимальными изменениями превратился в раллийную Лянчу Stratos HF — клиновидное среднемоторное купе c двигателем Ferarri Dino V6 2.4, на котором было одержано 18 побед на этапах Чемпионата мира.
Можно ещё долго перечислять экзотические спорткары, над которыми работал Гандини — ведь на его счету свыше пятидесяти автомобилей. Мы этого делать не будем — всё-таки «Мотор» не энциклопедия, но выделим ещё несколько важных проектов.
/imgs/2024/03/22/01/6405197/d757e29ad3f0b969699ec8425eee0dc4b244ba11.jpeg)
/imgs/2024/03/22/01/6405195/8d9c66419c98a4f609911a970babd624f44ee159.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405196/8f34f2584f86c2576e334e7cfe6bdd3e92181314.jpeg)
/imgs/2024/03/22/01/6405193/c7e509848fa4848bd0f4a3f4aeaaba875cd934fd.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405202/cb26952af60964f0b1c4169633df1e1e7797944e.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/03/22/01/6405194/1395ca0a42eaaf9d2ddd01ce4169d411db8b2726.jpeg)
/imgs/2024/03/22/01/6405198/ad68db05727e0b9c814c0fc5dce39ac1c495c359.jpeg)
/imgs/2024/03/22/01/6405197/d757e29ad3f0b969699ec8425eee0dc4b244ba11.jpeg)
/imgs/2024/03/22/01/6405195/8d9c66419c98a4f609911a970babd624f44ee159.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405196/8f34f2584f86c2576e334e7cfe6bdd3e92181314.jpeg)
/imgs/2024/03/22/01/6405193/c7e509848fa4848bd0f4a3f4aeaaba875cd934fd.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405202/cb26952af60964f0b1c4169633df1e1e7797944e.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405194/1395ca0a42eaaf9d2ddd01ce4169d411db8b2726.jpeg)
/imgs/2024/03/22/01/6405198/ad68db05727e0b9c814c0fc5dce39ac1c495c359.jpeg)
Суперкар Lamborghini Countach в своём исходном варианте «LP500»
© Stile Bertone
В первую очередь, это Lamborghini Countach. Конечно, Гандини нарисовал для этой марки в общей сложности десять спорткаров — но именно её мы считаем наиболее важной. Наследник Миуры стал самым ярким и последовательным воплощением дизайнерского языка, открытого им на рубеже шестидесятых и семидесятых в концептах Carabo и Stratos Zero.
/imgs/2024/03/22/01/6405201/69cbfb40800d2248a606daf012f89e88ae8568a1.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405199/2467561875e1f896c53f4d19c040924a370d85df.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405200/cbd04809180dacc8375d37d94afdc3621a6a622e.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405203/f2632ef4babc4cc5d2a24b82f1ed57682c7dc802.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405204/42c6e1d5c3b4e8857e1edb5e24094f448b0651f1.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/03/22/01/6405201/69cbfb40800d2248a606daf012f89e88ae8568a1.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405199/2467561875e1f896c53f4d19c040924a370d85df.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405200/cbd04809180dacc8375d37d94afdc3621a6a622e.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405203/f2632ef4babc4cc5d2a24b82f1ed57682c7dc802.jpg)
/imgs/2024/03/22/01/6405204/42c6e1d5c3b4e8857e1edb5e24094f448b0651f1.jpg)
Lamborghini Countach LP400 — самый ранний из серийных вариантов модели, так называемый «Periscopio». В последующих модификациях задумку Гандини исказили накладками, расширителями, антикрыльями
© Lamborghini
Чтобы оценить все достоинства Countach, взгляните на машины самого раннего образца — прототип Countach LP500, показанный в Женеве-1971, или серийный Countach LP400 (в том виде, в котором машина пошла в серию в 1974-м). Сколь скупыми, минималистичными средствами задана внешность! Идеи Марчелло Гандини настолько вросли в саму суть марки, что дизайнеры Lamborghini полвека спустя продолжают их эксплуатировать...
Сам Гандини любил подчёркивать глубокую связь дизайна и технического устройства: «Miura выглядела так в силу своей компоновки. С Countach всё наоборот: она устроена именно таким образом из-за внешности» (здесь имеется в виду экзотическая компоновка с двигателем перед задней осью, развёрнутым коробкой передач вперёд, позволившая добиться очень короткого заднего свеса — прим. автора). Кстати, такая конструкция под названием «longitudinale posteriore» использовалась вплоть до модели Aventador, которую сняли с производства в 2022 году!
/imgs/2024/03/22/04/6405301/5ca7e379bcbf34f786e9ca73b56b310b5e1cdab8.jpeg)
/imgs/2024/03/22/04/6405300/74b8844e11811a23ac9df2d5b8395126629ebdb6.jpg)
/imgs/2024/03/22/04/6405301/5ca7e379bcbf34f786e9ca73b56b310b5e1cdab8.jpeg)
/imgs/2024/03/22/04/6405300/74b8844e11811a23ac9df2d5b8395126629ebdb6.jpg)
Ferrari 308 GT4 (1973 г.)
© Ferrari
Хотя имя Марчелло Гандини ассоциируется в первую очередь с маркой Lamborghini, в его портфолио всё-таки есть один Ferrari. Это купе 308 GT4 из линейки Dino: редкий пример среднемоторного спорткара с четырёхместным салоном — точнее, с посадочной формулой 2+2. По всей видимости, модель создавалась в качестве конкурента для Lamborghini Urraco с аналогичной компоновкой салона... который тоже был работой Гандини. Причём, судя по архивным фотографиям, за основу для Ferrari дизайнер принял собственный отклонённый проект для Lamborghini!
Если у вас складывается впечатление, будто Гандини занимался исключительно экзотическими суперкарами, то это вовсе не так. В списке его работ на рубеже шестидесятых и семидесятых — BMW пятой серии в кузове E12 (совместно c шеф-дизайнером марки Полем Браком); концепт-кар BMW 2002ti Garmisch, в котором интересно переосмыслен фирменный стиль марки; доступный среднемоторный спорткар Fiat X1/9 по мотивам его концепт-кара Autobianchi A112 Runabout; среднеразмерный седан Fiat 132; компактный хэтчбек Innocenti Mini (1974 г.).
/imgs/2024/03/22/02/6405219/ac85d8822c2bae33e204280d07ed751e0dae6c36.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405216/7c73e141729f030060df4b5b649d4f852a8eb9bd.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405230/2f059e5e78865a32d9401d14c92f5551baf6d7ed.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405217/3962b787489828bc27ed5e283b076c8c276a94fc.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405218/4b2af9393b24fe95368abaaef05ae5680086323c.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/03/22/02/6405246/3c4f58ce3d6c2a38ec47c64a1f89f7e98f3856c2.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405219/ac85d8822c2bae33e204280d07ed751e0dae6c36.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405216/7c73e141729f030060df4b5b649d4f852a8eb9bd.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405230/2f059e5e78865a32d9401d14c92f5551baf6d7ed.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405217/3962b787489828bc27ed5e283b076c8c276a94fc.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405218/4b2af9393b24fe95368abaaef05ae5680086323c.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405246/3c4f58ce3d6c2a38ec47c64a1f89f7e98f3856c2.jpg)
Audi 50
© Audi Archives
Отдельного упоминания достоин Audi 50. Мы совсем не удивлены, если вам оказалась не знакома эта модель: выпущенный в 1974 году маленький хэтчбек вскоре переименовали в Volkswagen Polo — и вместе с Гольфом работы Джорджетто Джуджаро он вытянул немецкую марку из кризиса!
К какому стилю тяготел Гандини в конце 70-х, вы можете судить по нескольким авангардным проектам того периода — это ставший большим рыночным хитом хэтчбек Citroen BX (1982 г.), так и не запущенный в серию Reliant FW11 (1977 г.), концепт-кары Jaguar XJ-S Ascot (1977 г.), Fiat X1/10 (1979 г.) и Volvo Tundra (1979 г.).
/imgs/2024/03/22/02/6405258/b3c096e443cbc16408b49dc62266882d46126c81.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405262/9863c4881b3fdcd20cc69be8d009b5f05e8e749e.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405260/abf05f3c976949926cf804119f2d4906df2ec6b2.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405259/750c807c8c49ed1f39a1e900668241b16b83f8aa.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405261/603d67ac04bd8bd2f18b27b11814729ebd2600da.jpeg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/03/22/02/6405258/b3c096e443cbc16408b49dc62266882d46126c81.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405262/9863c4881b3fdcd20cc69be8d009b5f05e8e749e.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405260/abf05f3c976949926cf804119f2d4906df2ec6b2.jpeg)
/imgs/2024/03/22/02/6405259/750c807c8c49ed1f39a1e900668241b16b83f8aa.jpg)
/imgs/2024/03/22/02/6405261/603d67ac04bd8bd2f18b27b11814729ebd2600da.jpeg)
Citroën BX 16 TRS
© Citroën
В 1979-м, спустя без малого 15 лет работы на Bertone, дизайнер уходит в «свободное плавание». К тому времени он уже признанный мэтр автодизайна — покупает дом XVII века c большим парком в бывшем аббатстве Сант-Антонио ди Ранверсо у подножия горы Музине и перестраивает его по своему вкусу, организуя на первом этаже большую студию. «Здесь очень тихо. И можно работать заполночь. Моменты наибольшего вдохновения приходят ко мне ночью. Так было даже во время работы в Bertone. Например, Lamborghini Miura я создавал длинными бессонными ночами» — пояснял свой выбор художник.
/imgs/2024/03/22/05/6405303/f9e02181f4163c9bee23d62f86ee6482f02af46d.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405302/8aa4b3f23c00498b1d951d7624fd0a4fabd438b9.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405305/07b1e8680f0f4f276a214a830b2d44e451415eb6.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405304/edf8249a4754c195cac1cd0427da5047d688589f.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405324/135ec3803fd7154efb584f32835c17a21108c6ed.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/03/22/05/6405323/f4d690a4f45e61dc64a2da459ac717fd5e94a9d1.jpg)
/imgs/2024/03/22/05/6405307/deb8fb1ab2cf6ab5d35210f1fff39feec9c78c27.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405303/f9e02181f4163c9bee23d62f86ee6482f02af46d.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405302/8aa4b3f23c00498b1d951d7624fd0a4fabd438b9.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405305/07b1e8680f0f4f276a214a830b2d44e451415eb6.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405304/edf8249a4754c195cac1cd0427da5047d688589f.jpeg)
/imgs/2024/03/22/05/6405324/135ec3803fd7154efb584f32835c17a21108c6ed.jpg)
/imgs/2024/03/22/05/6405323/f4d690a4f45e61dc64a2da459ac717fd5e94a9d1.jpg)
/imgs/2024/03/22/05/6405307/deb8fb1ab2cf6ab5d35210f1fff39feec9c78c27.jpeg)
Renault 5 TS (1984 г.)
© Renault
У него множество важных и ресурсных клиентов. Пять лет Гандини работал по заказу Renault — нарисовав хитовый хэтчбек-«пятёрку» второго поколения, автомобиль повышенный проходимости для марки Alpine (который так и не пошёл в серию), выполнив рестайлинг представительской модели 25 и многое другое... Потом — обновляет фирменный стиль для Maserati и делает рестайлинг для De Tomaso Pantera, сотрудничает с Маздой и Ниссаном, создаёт преемника для Lamborghini Countach (этот проект в немного изменённом виде станет моделью Diablo, а исходные наброски превратятся в мелкосерийный суперкар Cizeta Moroder V16T) и даже работает над сверхлёгким одноместным вертолётом Heli-Sport CH-7 Angel.
А, вероятно, самое неожиданное в его биографии — это участие в создании целой серии концептуальных грузовиков Renault V.I.R.A.G.E.S., которое привело к появлению в 1990 году авангардного тягача Renault Magnum.
/imgs/2024/03/22/03/6405273/d2c467bd00154a13cd5d03c14d0cef75034cb49d.jpg)
/imgs/2024/03/22/04/6405297/52d080d40ba42a4b8c6675869535ea7df51356b0.jpg)
/imgs/2024/03/22/03/6405273/d2c467bd00154a13cd5d03c14d0cef75034cb49d.jpg)
/imgs/2024/03/22/04/6405297/52d080d40ba42a4b8c6675869535ea7df51356b0.jpg)
Экспериментальный тягач Renault VE10...
© Renault Véhicules Industriels
Как и многие дизайнеры и конструкторы — частники, он предпочитал работать на бумаге, с карандашом и кульманом, что не очень укладывалось в тренд на цифровизацию разработки. А уже будучи в преклонном возрасте, забросил стайлинг и принялся исследовать вопрос — как радикально упростить технологию автопроизводства.
/imgs/2024/03/22/04/6405298/ebc43a41447b4b4b28dcc40f5e360812a56a2df1.jpg)
© FIVA
Будучи настоящей суперзвездой в мире дизайна, в жизни он был скромным человеком. Вместе с женой Клаудией воспитывал двоих детей — сына Марко и дочь Марцию. Впрочем, был не чужд адреналина: в молодости прыгал с парашютом и летал на дельтаплане. И, будучи автором элитных спорткаров, не переживал по поводу статусного транспорта: передвигался на самых обычных машинах — как своего дизайна (BMW 520, Citroen BX), так и чужого (Audi, Mitsubishi Colt). Бывавшие у него журналисты отмечали, что в доме отсутствовал обязательный предмет дизайнерского тщеславия — «стена славы» с фотографиями премьер и снимками в компании руководителей автокомпаний: вместо этого дом украшали картины, написанные его женой.