Опубликовано 08 октября 2014, 17:27
6 мин.

Создатель

«Сочи Автодром» глазами его архитектора Германа Тильке
В календаре нынешнего сезона Формулы-1 19 трасс, и к созданию современного облика девяти из них приложил руку Герман Тильке. Он либо проектировал их с нуля, либо принимал участие в реконструкции. «Сочи Автодром» — его очередная большая премьера. Перед гонкой, которая состоится в ближайшее воскресенье, немецкий архитектор рассказал «Мотору» об особенностях трассы в Олимпийском парке.
Фото James Moy Photography
Фото James Moy Photography

Хотите провести гонку Формулы-1, но у вас нет трассы? Тогда вам к Герману Тильке. В календаре нынешнего сезона 19 трасс, и к созданию современного облика девяти из них приложил руку немецкий архитектор. Он либо проектировал их с нуля, либо принимал участие в реконструкции. "Сочи Автодром" – его очередная большая премьера. Перед гонкой, которая состоится в ближайшее воскресенье, Тильке рассказал "Мотору" об этапах строительства, особенностях трассы и о самых коварных поворотах.

Когда меня пригласили сюда в первый раз, на этом месте еще ничего не было – ни стадионов, ни дорог. Одна большая стройка. Лил дождь, грязи было по колено, так что даже примерное представление о том, что можно сделать, составить было практически невозможно.

Потом мы начали плотно работать с "Олимпстроем", увидели чертежи, ознакомились с планами. Первое, что требовалось сделать – найти подходящую площадку для паддока. Задача была поставлена так, чтобы часть трассы была стационарной, а часть – временной. И мы практически сразу обратили внимание на ту территорию, где в итоге паддок и был построен.

Стартовая прямая "Сочи Автодрома". Месяц назад здесь прошла гонка РСКГ.

Стартовая прямая "Сочи Автодрома". Месяц назад здесь прошла гонка РСКГ.

История о том, как Герман Тильке стал главным архитектором Формулы-1 — [в публикации «Мотора»](https://motor.ru/stories/tilke.htm)

История о том, как Герман Тильке стал главным архитектором Формулы-1 — в публикации «Мотора»

Да, поначалу казалось, что места достаточно мало – если взглянуть на схему трассы сверху, то справа, совсем рядом от нее, расположена железнодорожная станция, поэтому мы не могли расширить территорию. Паддок необходимо было вписать в отведенное пространство, но в итоге оказалось, что места здесь вполне достаточно – нам даже не пришлось идти на компромиссы.

Все действия и решения приходилось координировать с "Олимпстроем", но у нас никогда не было с этим серьезным проблем. Два проекта развивались параллельно, и мы находили общий язык по всем вопросам. В итоге, мне кажется, у нас получился автодром со своим собственным неповторимым обликом. Это первая в мире трасса, которая проложена между олимпийскими объектами. Атмосфера будет особенной.

Стиль зданий в паддоке мы выбрали такой, чтобы он соответствовал архитектуре в Олимпийском парке. Вокруг трассы – современные стадионы с агрессивным дизайном, и мы пытались выполнить здания в том же ключе.

Все здания в паддоке оформлены в едином стиле.

Все здания в паддоке оформлены в едином стиле.

Конечно, действовать приходилось в жестких рамках, но при этом план Олимпийского городка сам подсказал несколько очень интересных решений. Скажем, мы просто не могли не использовать Медальную площадь. Это красивое место с флагами и олимпийским факелом, вокруг которого теперь будет проходить один из самых интересных поворотов в календаре Формулы-1.

Как мы и рассчитывали, поворот будет предъявлять серьезные требования к задним шинам. От выхода из второго поворота и затем на всем протяжении дуги пилоты будут постоянно ускоряться. Ко всему прочему, это поворот с обратным уклоном дорожного покрытия, так что просто гонщикам здесь точно не будет. Его уже сравнивают с восьмым поворотом трассы в Стамбуле, но я бы сказал, что в Турции было проще.

Профиль второго поворота перед выходом на дугу вокруг Медальной площади менялся в ходе работы над проектом. В итоге решено было остановиться на самом безопасном варианте – связке.

Профиль второго поворота перед выходом на дугу вокруг Медальной площади менялся в ходе работы над проектом. В итоге решено было остановиться на самом безопасном варианте – связке.

Поскольку у нас есть два длинных прямых участка, мы предполагаем, что команды выберут низкий уровень прижимной силы, так что это создаст дополнительные сложности в этом месте. Избежать пробуксовки колес будет сложно – особенно на изношенных шинах, через десять-пятнадцать кругов на одном комплекте.

Возможно даже, что из-за этого мы увидим обгоны в четвертом повороте – в 90-градусном, которым заканчивается дуга. В этом месте полотно трассы очень широкое, и непосредственно перед поворотом можно провести атаку. Защищаться будет достаточно сложно. Если у догоняющего пилота стоят свежие шины, у него будет большое преимущество за счет лучшего сцепления по ходу всей связки.

Если бы второй поворот сделали под прямым углом, то любая серьезная ошибка пилота обернулась бы встречей с отбойником. В нынешней конфигурации эта связка вынуждает гонщиков тормозить сильнее, снижая риск вылета.

Если бы второй поворот сделали под прямым углом, то любая серьезная ошибка пилота обернулась бы встречей с отбойником. В нынешней конфигурации эта связка вынуждает гонщиков тормозить сильнее, снижая риск вылета.

Третий поворот будет ключевым – с точки зрения выбора настроек и поведения в нем машины.

Я уже разговаривал по этому поводу с Себастьяном Феттелем. Он не только был в Сочи и ездил по трассе – в Red Bull уже давно начали работать на симуляторе. И все наши расчеты подтвердились. На шины здесь действительно будет выпадать огромная нагрузка.

Второй поворот – самое оптимальное место для обгона на "Сочи Автодроме"

Второй поворот – самое оптимальное место для обгона на "Сочи Автодроме"

С каким настроением едут на первый в истории Гран-при России иностранные журналисты – читайте [в нашей статье](http://motor.ru/articles/2014/10/06/journosaboutsochi/)

С каким настроением едут на первый в истории Гран-при России иностранные журналисты – читайте в нашей статье

Вход во второй поворот мог быть другим. Конечно, хотелось бы продлить прямую, а потом сделать 90-градусный поворот, но в таком случае нам бы не удалось сделать достаточно широкую зону безопасности. Или мы могли сделать один, более быстрый поворот на входе, но и при таком варианте было уязвимое место: вход в вираж получался бы слишком быстрым (в конце прямой машины будут разгоняться примерно до 320-340 километров в час), поэтому в случае ошибки или столкновения пилот мог бы врезаться во внешний барьер на выходе из поворота. Энергия удара была бы слишком большой.

Именно поэтому мы решили остановиться на том варианте, что есть сейчас. В этом месте мы сделали как бы два поворота – хотя это, конечно, одна связка. После стартового отрезка будет достаточно медленный вход, а затем еще один левый быстрый излом. Этот вариант – "поворот сразу после поворота" – мне не совсем нравится, но безопасность превыше всего.

Создатель

Следующая секция – вокруг ледового дворца. Я в восторге от этого места. Для болельщиков это великолепная зона. Люди могут сидеть на траве у стадиона, перемещаться, наблюдая за машинами сразу в нескольких поворотах. Для того, чтобы ощутить атмосферу Гран-при – это одно из лучших мест!

Сочетание поворотов было выбрано примерно такое же с самого начала, и мы не стали от него отказываться. С одной стороны, у нас сразу несколько – хотя на самом деле не так и много – нелюбимых многими 90-градусных поворотов, но каждый из них мы постарались сделать уникальным.

Ледовый дворец "Большой", вокруг которого будет располагаться зона свободного размещения для болельщиков, обрамлен несколькими 90-градусными поворотами

Ледовый дворец "Большой", вокруг которого будет располагаться зона свободного размещения для болельщиков, обрамлен несколькими 90-градусными поворотами

Связка у конькобежного центра (повороты 7-8) мне кажется достаточно интересной. Здесь тоже очень многое будет зависеть от состояния шин, так как на выходе из поворота номер 7 рядом с центром "Ледяной куб" необходимо хорошее сцепление на разгоне. Прямая до следующего 90 градусного поворота совсем небольшая, но атаку можно успеть подготовить.

Конечно, наиболее подходящих мест для обгона на трассе в Сочи всего два – в конце двух прямых. Тем не менее, мы ждем, что атаковать друг друга пилоты смогут и после третьего поворота, и здесь – на секции с поворотами 7 и 8 – тоже.

Создатель

Следующий участок – это на самом деле просто изогнутая прямая. Понятно, что пилоты будут проходить ее с полным газом. Провести ее до самого паддока мы и не могли, и на самом деле не очень хотели. Во-первых, сделать это было просто невозможно из-за конструкции дорог, мостов и подъездных путей. В итоге на этом месте появилась быстрая техничная секция.

Здесь достаточно узко. Траектория будет всего одна, так что любая помарка приведет к потере времени. Как я уже говорил, команды скорее всего сделают угол атаки антикрыльев достаточно маленьким. Или, в крайнем случае, машины будут настроены под средний уровень прижимной силы. Так что легко в этом месте точно не будет.

Под конец круга пилотов ждет техничная медленная секция.

Под конец круга пилотов ждет техничная медленная секция.

В следующей далее медленной связке можно потерять время, если пилот не будет достаточно аккуратным. Для того, чтобы собрать лучший круг в квалификации, это достаточно важное место. Тем не менее, когда вы говорите о Формуле-1, надо избегать резких формулировок – ведь здесь выступают лучшие гонщики в мире. Ждать, что они начнут допускать в этой связке ошибки, несколько странно. Они справятся, поэтому я не хочу преувеличивать. Но здесь пилотам будет интересно и непросто. Посмотрим еще, что будет в младших сериях.

Мост над короткой прямой между 11 и 12 поворотами.

Мост над короткой прямой между 11 и 12 поворотами.

Последние два поворота – это фактически единственно возможный вариант обогнуть паддок. Здесь свободы действий у нас не было, но в этом тоже нет ничего плохого. Техничная секция под конец круга – хорошее решение.

Проехав по автодрому в Сочи, Феттель сказал, что трасса ему очень понравилась. Я тоже думаю, что это будет очень интересный Гран-при с неповторимой атмосферой.

Бонус