CLARификация
Мы познакомились с новым BMW X3 и... затруднились с диагнозом/imgs/2017/10/18/09/1396785/00ed1fce659158abbf98d2c2d2614d4e3283ba31.jpg)
«Означает просветление, прояснение. Психоаналитический термин, обозначающий возникновение сильного чувства, внутренней уверенности в том, что со всей многозначностью или противоречивостью покончено и человек твердо знает, что именно он должен делать дальше», – говорит нам по поводу кларификации психотерапевтическая энциклопедия Б.Д. Карвасарского. И вот к чему она это говорит.
Первое поколение BMW X3 было именно что противоречивым – страшненьким, драйверским и непозволительно тряским для нормального человеческого кроссовера. Второе вышло куда более комфортным и сбалансированным, ну а от третьего мы были вправе ждать как раз этой самой кларификации – твердого понимания того, кем быть и что делать дальше. И название платформы CLAR, на которой теперь базируется X3 вместе с моделями 5 и 7 серий, как бы намекает.
Но снаружи – сплошная многозначность. Фары напоминают о дорестайлинговой «копейке», только избавленной от термоядерного похмелья, а фонари – тоже о «копейке», но уже актуальной. Логично, ведь рисовал X3 молодой дизайнер Калвин Люк: доведение первой серии до состояния симпатичного автомобиля – именно его заслуга.
В профиль – вроде бы привычный «икс третий» со своей характерной вздернутой подоконной линией. Но более основательный, заматеревший – почти X5! Хотя нет, не так: больше, чем X5. Буквально. В длину новый кроссовер вытянулся почти на семь сантиметров, раздался на полтора вширь и ввысь, прибавил пять с половиной в колесной базе – и в итоге обогнал по габаритам ту самую машину, что вплелась в наш культурный код вдовиченковским: «Не нужна тебе такая тачка, брат».
Но не на предков в основном равняется X3, а на конкурентов. Ведь появление первой в истории этой модели заряженной версии с индексом M40i – это прямой ответ Audi SQ5 и Mercedes-AMG GLC 43! И симметричная реакция на уже представленный GLC 63 и грядущий RS Q5 тоже последует, не сомневайтесь. Потому, вероятно, и акцент в премьере третьего «икс третьего» – на модификации M Performance: свободно ездить по португальскому асфальту дают только на ней.
Хотя чего ездить – с этим мотором хочется (и можется) летать! Трехлитровая турбошестерка B58 – прямая родственница тех новых модульных движков, что ставятся на 340i, M240i и иже с ними, только с наивысшей (пока что) степенью форсировки: 360 лошадиных сил и 500 Нм. Тащит? Тащит! Чуть помедлив на старте, она без видимых усилий снимает кроссовер с места и закидывает за первую сотню через 4,8 секунды. Причем удивительно ровно.
/imgs/2017/10/18/10/1396793/9d29c6f1f7ad7ac0147d01ab2549d0995c9f5f3b.jpg)
Если у знаменитого мотора-предшественника с индексом N55 пик тяги заканчивался там же, где начинался пик мощности, то здесь вроде как есть пауза в целых 700 оборотов – но только на бумаге и в головах технических зануд. В жизни – непрерывный, бесшовный, едва не электромобильный разгон, в котором смена передач восьмиступенчатого «автомата» заметна разве что на слух.
Такой характер мог бы показаться недостаточно событийным и почти скучным (что мы, из пяти секунд никогда не выезжали?), если бы не звук. X3 M40i вовсю заигрывает с вашими молоточками, наковальнями и ушными стремечками пусть не оглушительным, но чертовски настроенческим бурлящим баритоном, чем-то напоминающим тембр «пятерок» Audi. Неспроста! Баварцы научили один из цилиндров периодически пропускать такт зажигания именно ради этого саундтрека, хотя без дополнительной эмоциональной подпитки аудиосистемой тут тоже не обошлось. Как и без шикарных хлопков, которыми в режиме Sport балует выхлопная система.
/imgs/2017/10/18/10/1396794/3b0d20509edab09ffaa6c66a6fd2acf7f7909284.jpg)
Спорткар? Скорее, городская задиралка-обгонялка.
Геройствовать в потоке на этом кроссовере одно удовольствие, но зажигать в поворотах – совсем другое. В смысле, далеко не такое пьянящее. На руле много лишнего, необоснованного усилия, а реакции машины – несколько шизофреничные. В околонулевой зоне она X3, а за ее пределами – M40i. Переход от одной личности к другой наступает неожиданно: в какой-то момент BMW, словно подвернув лодыжку, просто сваливается на внутреннюю траекторию и требует коррекции.
/imgs/2017/10/18/10/1396797/1398dd33591db4b74a59ac768fa7833dca65d843.jpg)
Поначалу это сбивает с толку, а после нескольких попыток нащупать эту ступеньку и приноровиться к ней ты понимаешь, что гонять уже как-то расхотел. В мире хватает автомобилей, требующих привычки и приносящих кайф именно через изучение их характера, но подогретому городскому кроссоверу не место в этой когорте, не находите?
Корень проблемы, скорее всего, – в нарезке опциональной рулевой рейки с переменным шагом. Есть и еще одна теория: вместо передней двухрычажки, которая устанавливается на остальные CLAR-модели (включая идеально логичную «пятерку»), здесь используются обычные стойки McPherson. Само по себе это не хорошо и не плохо – но может статься, что в кинематическом пасьянсе где-то что-то не сошлось.
/imgs/2017/10/18/10/1396798/f79a943e9c45422f2abb25a2810e05011f38225b.jpg)
В огромных ноздрях – поворотные жалюзи, работающие во благо аэродинамики. А вот то, что выглядит как боковые воздуховоды позади передних колес – не более чем декор.
Узнать правду можно только одним способом: прокатиться на версии с обычной рейкой и сравнить. Но где ее взять, если вторая и последняя из тестовых опций – внедорожный маршрут на трехлитровой дизельной машине, причем тоже с «переменным» рулем? Пару асфальтовых километров до «спецучастка» едем в колонне со скоростью не выше тридцати: так ничего не понять, кроме того, что усилия на руле тут поменьше, чем у «полуэмки», но тоже многовато. А как начинается собственно оффроуд – сбавляем ход до черепашьего и больше изучаем пейзажи, чем машину.
/imgs/2017/10/18/15/1397120/8897d5f668267835812edb8dd808013064c8cd0f.jpg)
Каких-то специальных внедорожных режимов у X3 нет – только ассистент спуска с горы, умеющий контролировать темп в диапазоне от 1 до 30 километров в час. Но на нашем маршруте даже он кажется излишеством вроде акваланга, надетого ради прогулки под дождем: с грунтовкой не самого отвратительного качества справится любой кроссовер, даже переднеприводный. Да, 252-сильный (620 Нм) модульный дизель B57 на подъемах тянет мягко и густо, электроника работает адекватно, а пара легких «диагоналок» дается машине без каких-либо проблем – но, говоря по совести, даже 204 миллиметра клиренса тут задействовать просто негде, поэтому составить полноценное впечатление о способностях X3 нереально.
/imgs/2017/10/18/15/1397121/613d08c1043c028e278c0a25dacea448417c8a78.jpg)
Оттого, быть может, мы с коллегами и разошлись по разным полюсам – чуть не до драки! – во мнениях относительно работы ходовой. Кое-кто жаловался на нечеловеческую тряску во время «внедорожных приключений» и уже лез в штаны, чтобы достать осыпавшийся туда позвоночник… Но когда машина шагает по ухабам с пешеходной скоростью, почувствовать можно разве что ходы подвесок – они тут предсказуемо небольшие.
Пару раз отпустил колонну немного вперед, разогнался чуть сильнее – и ощутил скорее не жесткость, а упругую энергоемкость и способность адаптивных амортизаторов работать молча и вовсе избегать острых ударов. Неприятные звуки можно услышать, только если уронить колесо в глубокую яму – вот тогда подвеска резко выберет ход отбоя и недовольно стукнет.
/imgs/2017/10/18/15/1397122/c19780226ec732c7d6d832d9c754d661875663b3.jpg)
Но дискомфорт? Нет, для машины с тяжелой дизельной «шестеркой» и на 20-дюймовых колесах о нем говорить не приходится.
Еще удивительнее вышло с асфальтовыми впечатлениями от X3 M40i. Катаясь вперед-назад по сравнительно ровным португальским дорогам, я думал… Адепты секты свидетелей Ожегова почувствуют себя неуютно, но думал я следующее: как же здорово, что даже самая спортивная версия унаследовала эту (вдох) общекларовскую ховеркрафтовость (выдох). Короче, свойственную остальным машинам на платформе CLAR способность разглаживать любую дорожную мелочевку.
/imgs/2017/10/18/16/1397123/98399381ff7748ece37b07956c6663318a9c561e.jpg)
Рельефная разметка, швы асфальта, не слишком толстые лежачие полицейские – все это либо не прилетает в салон совсем, либо прилетает исключительно тихо и кротко. В комфортном режиме амортизаторов, разумеется – ибо спортивный куда плотнее. Работает на общую безмятежность обстановки и шикарная шумоизоляция. Шины едва шелестят, а ветер не донимает даже на высоких скоростях: коэффициент лобового сопротивления впечатляюще мал для кроссовера, всего 0,29, и это слышно. То есть, не слышно.
/imgs/2017/10/18/16/1397126/8b88f325d3b8322aa311c2babd9b3b4bd57b3fd8.jpg)
И ровно в тот момент, когда я решил, что отсутствие пневмоподвески никак не мешает «икс третьему» на равных тягаться с оснащенными ею Q5 и GLC, снова раздался ропот коллег: жесткая, мол, – не чета прежней! А я-то помню, как классно прежняя справлялась с разбитыми дорогами, но зудела и подрагивала именно на мелочах. Правда, то была версия с пакетом M Sport и на «двадцатых» колесах, но у нас сегодня вообще M Performance! Выходит, что новая X3 все же комфортнее старой…
/imgs/2017/10/18/16/1397128/44a801ea4059f0432e7a72bd04ee00287a81097c.jpg)
С двигателями и ценами вот что. Базовая версия xDrive 20i оснащается 184-сильным двухлитровым мотором, стоит от 2 950 000 рублей и будет доступна с весны. В декабре ждем тоже двухлитровый и бензиновый xDrive 30i мощностью 249 сил (от 3 270 000 рублей), а на старте продаж – с 11 ноября – будут только M40i за 4 040 -000 рублей и два дизеля. 190-сильный двухлитровый xDrive 20d обойдется минимум в 3 270 000 рублей, а трехлитровый xDrive 30d с дефорсированным с 265 до 249 лошадиных сил мотором отдадут за 3,6 миллиона ровно.
Но давайте еще немного послушаем Карвасарского. «Кларификационное замечание — особое высказывание психотерапевта, повторяющее то, что сказал пациент, в более ясных терминах. Иногда психотерапевт в точности пересказывает замечание больного; но он никогда не пытается связывать между собой факты или высказывания, полученные им от больного в различное время».
Пожалуй, эту информацию стоит взять на вооружение и повременить с диагнозом X3 до той поры, пока мы не сведем его с конкурентами в одно время и в одном месте. И в нормальных версиях: без спортивных настроек, прогрессивных реек, царь-колес и прочего. Пока уверенно можно говорить вот о чем: внутри кроссовер гораздо лучше прежнего, в списке оснащения есть все, чего вы можете пожелать, мотор M40i – превосходный, а российские продажи начнутся 11 ноября. Где-то после этого числа, стало быть, и назначим следующий прием.
BMW X3 M40i
Подробные характеристики тестируемых автомобилей
X3 M40i | X3 xDrive30d | |
---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, R6 с турбонаддувом | Дизельный, R6 с турбонаддувом |
Рабочий объем | 2998 см³ | 2993 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 360/5500-6500 | 265/4000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 500/1520-4800 | 620/2000-2500 |
Тип привода | полный | полный |
Трансмиссия | 8АКП | 8АКП |
Передняя подвеска | Независимая, McPherson | |
Задняя подвеска | Независимая, многорычажная | |
Тормоза | Дисковые, вентилируемые | |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4716 x 1897 x 1676 | 4708 x 1891 x 1676 |
Колесная база, мм | 2864 | |
Дорожный просвет, мм | 204 | |
Масса, кг | 1885 | 1895 |
Разгон 0-100 км/ч, с. | 4,8 | 5,8 |
Макс. скорость, км/ч | 250 | 240 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 8,4 | 6,0 |