500 миль Индианаполиса: гонка 1911 года
© Agence de presse Meurisse/Wikimedia Commons
Ночной питстоп 24-часовой гонки в Ле-Мане
© Porsche AG
Нам уже доводилось рассказывать, как устроены мировые гонки на выносливость, чего стоит рекорд Пайкс-Пика, почему Нюрбургринг так важен и каково проехать гонку в РСКГ. А сегодня мы закроем один важный вопрос из мира моторного спорта, который на протяжении десятилетий остаётся скорее теоретическим. Итак, что нужно знать о Тройной короне автоспорта?
24 часа Ле-Мана: перед стартом легендарного суточного марафона
© Фото: Porsche AG
Не взыщите, поклонники WRC и NHRA, но именно кольцевые гонки самые престижные в мире виды автоспорта. Здесь самое большое многообразие чемпионатов, здесь самый большой зрительский интерес. Логично, что и «Тройная корона автоспорта» — чисто кольцевой междусобойчик. Нам это кажется вполне справедливым.
Гран-при Монако — исторически главная городская гонка мира
© Фото: Mercedes-AMG Petronas Motorsport
Для начала — три гонки вполне достаточное число. Если добавлять условия в задачу, то имя победителя можно не узнать никогда. Что до самого выбора, он выглядит естественным и логичным.
500 миль Индианаполиса
© Фото: John Cote/indianapolismotorspeedway.com
«Инди-500» — одна из старейших гонок мира. Впервые она состоялась еще в 1911-м и с тех пор проводится каждый год, делая вынужденные паузы лишь на мировые войны. Кроме статуса самой известной и, пожалуй, самой престижной гонки США, «500 миль Индианаполиса» в лучшем виде представляют любимый за океаном формат овальных автодромов с профилированными поворотами. О магии «Инди-500» можно сто раз услышать, но если нет возможности увидеть, то непременно стоит прочитать репортаж Конончука.
Затычное Гран-при Монако, где так мало возможностей для обгона и так высока цена малейшей ошибки, в свою очередь отлично передает эстетский и дорогой запах Формулы-1. Пусть даже самые грандиозные гонки по улицам карликового княжества остались в прошлом.
Ну и 24 часа Ле-Мана — вершина гонок спорткаров и жесточайшее испытание на выносливость, где даже просто добраться до финиша невероятно сложно. Здесь и добавить нечего. Тем более что о Ле-Мане мы писали миллон раз. Чтобы освежить главное, рекомендуем вот этот материал Василия Костина.
Ответ вполне очевиден — ту, которой пилоту не хватает до полного комплекта.
Ну а если серьезно, то американским пилотам, с пеленок привыкшим гоняться на овалах, после бэнкинга Индианаполиса приходится традиционно сложно на трассах, где есть не одни только левые повороты. Точно также европейским пилотам непросто привыкать к овальной специфике. Все это делает обладание «Тройной короной» еще более значимым и престижным.
Вечер на автодроме Сартэ. 24 часа Ле-Мана
© Фото: Андрей Моторов
За всех, конечно, не ручаемся, но вот вам мнение некоего Фернандо Алонсо, высказанное еще в 2017 году. «Я уже дважды побеждал в Монако и готов признать, что одна из целей моей карьеры — «Тройная корона», — заявил испанец накануне дебюта в «Инди-500» — Не знаю когда мне удастся стартовать в Ле-Мане, но, думаю, шанс еще представится. Мне всего 35 лет».
Фернандо Алонсо в Ле-Мане, 2018 год
© Фото: G-Drive Racing media
Шанс действительно представился — на сегодняшний день 42-летний Фернандо уже двукратный победитель Ле-Мана. До желанной короны остается один шаг — победа в Индианаполисе. Правда, за океаном Алонсо пока не везет. Три старта, ноль побед и 21-е место как лучший результат. Последний шаг — он трудный самый.
Dallara, на которой Фернандо Алонсо стартовал в Индианаполисе
© Фото: Zach Catanzareti/Wikimedia Commons
Из продолжающих карьеру пилотов — Алонсо и Хуан-Пабло Монтойя. Колумбийцу, дважды выигравшему «Инди-500» и Гран-при Монако, не хватает как раз Ле-Мана. В главной 24-часовой гонке мира Монтойя стартовал трижды. При этом ни разу в распоряжении Хуана-Пабло не было техники, которая бы реально позволяла претендовать на победу в абсолюте. Пока лучший результат — 7-е место, но шансы еще есть.
Хуан-Пабло Монтойя за рулем Bugatti Chiron
© Bugatti
Даже если считать еще и легенды прошлых лет, список всё равно получится небольшой. Два из трех в свое время выбивали:
© Коллаж: Motor.ru via Wikimedia Commons
Тацио Нуволари (Ле-Ман 1933, Гран-при Монако 1932, не хватает «Инди-500»)
Морис Тринтиньян (Ле-Ман 1954, Гран-при Монако 1955 и 1958, не хватает «Инди-500»)
Эй-Джей Фойт («Инди-500» 1961, 1964, 1967 и 1977, Ле-Ман 1967, не хватает Гран-при Монако)
Брюс Макларен (Ле-Ман 1966, Гран-при Монако 1961, не хватает «Инди-500»)
Йохен Риндт (Ле-Ман 1965, Гран-при Монако 1970, не хватает «Инди-500»)
Вот собственно и всё.
Эй Джей Фойт пересекает финиш Инди-500 1977 года. Тогда он стал первым пилотом, выигравшим эту гонку четыре раза
© Фото: IMS Digital Archive
Вы совершенно правы. Поскольку «Тройная корона автоспорта» всё-таки неофициальный титул, то и в правилах случались разночтения. Действительно, достаточно долгое время вместо Гран-при Монако в списке необходимых для короны достижений шел титул в Формуле-1. Споры вообще-то не утихают до сих пор. Одни резонно считают, что чемпионат сложнее выиграть, чем один Гран-при. Раз так, то и для самого престижного звания в мире гонок разумно применить это условие.
Есть и не менее убедительное обратное мнение. Поскольку «Инди-500» и Ле-Ман входят в условия получения короны как отдельно стоящие гонки, то и в «Формуле-1» имеет смысл придерживаться той же схемы. Последний довод, если честно, и нам кажется более убедительным.
Так выглядит легендарная трасса в Монте-Карло в обычный день. Рекорд по числу выигранных Гран-при Монако принадлежит Айртону Сенне: шесть. На счету Грэма Хилла и Михаэля Шумахера по пять, у Алена Проста — четыре
© Фото: Андрей Моторов
Совсем не намного. Из звезд прошлых лет добавятся шестеро:
© Коллаж: Motor.ru via Wikimedia Commons
Майкл Хоторн (титул Ф-1 в 1958, Ле-Ман 1955, не хватает «Инди-500»)
Фил Хилл (титул Ф-1 в 1961, Ле-Ман 1958, 1961 и 1962, не хватает «Инди-500»)
Джим Кларк (титул Ф-1 в 1963 и 1965, «Инди-500» 1965, не хватает Ле-Мана)
Эмерсон Фиттипальди (титул Ф-1 в 1972 и 1974, «Инди-500» 1989 и 1993, не хватает Ле-Мана)
Марио Андретти (титул Ф-1 в 1978, «Инди-500» 1968, не хватает Ле-Мана)
Жак Вильнев (титул Ф-1 в 1997, «Инди-500» 1995, не хватает Ле-Мана)
Любопытно, что Вильнев-младший и Андретти-старший остановились буквально в шаге от этого варианта «короны». У обоих есть серебро в абсолютном зачете Ле-Мана. При этом Жак достаточно спокойно относится к суете вокруг «трипл краун». Зато легендарный Марио долго и упорно пытался украсить свою корону недостающим бриллиантом.
82-летний Марио Андретти на гонке ветеранов Legends Day в 2022 году, Индианаполис
© Фото: Chris Jones/indianapolismotorspeedway.com
Боевое крещение в Ле-Мане американец принял еще в 1966-м, а последний (на сегодняшний день, во всяком случае) раз на старт кольца Сартэ выходил в 2000-м. И ни разу не выиграл!
Вы еще не догадались? Конечно же, это Грэм Хилл — единственный в истории человек, выигравший все главные гонки мира.
Грэм Хилл во время Гран-при Нидерландов, 1971 год
© Фото: Nationaal Archief
Англичанин пять раз побеждал в Монако (больше побед только у Айртона Сенны), в 1969-м объехал всех на овале Индианаполиса, а еще через три года поднялся на высшую ступеньку пьедестала в Ле-Мане. Таким образом, чемпионский норматив Хилл выполнил полвека назад!
Грэм Хилл пилотирует British Racing Motors P57, 1962 год
© Фото: Ing. L. de Voogd/Wikimedia Commons
Кстати, сам Грэм был приверженцем альтернативных правил «Тройной короны». Чемпионский титул F1 он ставил выше победы в Гран-при Монако. Но и с этим у него тоже все хорошо — на счету Хилла два выигранных чемпионата в сезонах 1962 и 1968 годов.
Что тут скажешь — великий! /m