Софткор
Кто круче: маленький, но полноценный рамный внедорожник или кроссоверы с полным приводом?/imgs/2015/03/09/02/93996/0bf9a5807c86fffc596cbb3c2d42dbb424a57521.jpeg)
Людям надоело ездить на обычных легковушках – седанах, универсалах и хэтчбеках. Теперь каждому подавай кроссовер: так, чтобы и «как джип», и по асфальтированным дорогам чтобы ехал достойно. Фанаты «олдскула» посмеиваются: как же это, без рамы, без блокировок дифференциалов и понижающей передачи, можно съезжать с дороги? Мы решили проверить, действительно ли современные кроссоверы настолько беззубы – и взяли на тест две машины «новой волны» и одного настоящего «динозавра».
Хит продаж последних лет – Nissan Juke. Пучеглазый, несуразный гибрид таракана и хэтчбека класса В, с тесным салоном и багажником, в котором можно перевезти разве что десяток молекул. Но ведь берут! Причем в огромных количествах. Взяли этот автомобиль на тест и мы – в самой мощной 190-сильной версии, с вариатором и полным приводом.
/imgs/2015/03/09/02/93997/46c021ff2b1578aa21c76a1d08e4617c5aff43e3.jpeg)
Неплохо в этом году стартовал и новичок в классе компактных кроссоверов – Opel Mokka. Еще до того момента, как была анонсирована версия с «автоматом», российские дилеры умудрились собрать свыше пяти тысяч заказов. Сам кроссовер построен на платформе Gamma II – той самой, на которой базируется, к примеру, маленький молодежный сити-кар Opel Adam и Chevy Spark. Казалось бы, откуда внедорожный потенциал? Но «Мокку» с 1,4-литровым турбомотором и полным приводом мы тоже взяли: проверим.
Противостоять новомодным кроссоверам будет автомобиль, который только выглядит "игрушечно", а на самом деле является "хардкорным" внедорожником – Suzuki Jimny. У него и рама, и зависимые «мосты», и подключаемый полный привод, и даже понижающая передача есть. И неважно, что он относится к вымирающему виду: «вымирает» Jimny еще с 70-х годов прошлого века, да все никак не умрет. Верные поклонники не дают, поддерживая постоянный, хотя и не такой большой, как на кроссоверы, спрос.
/imgs/2015/03/09/02/93998/73dfa1e037b29be114acafa7ba02d695400b936f.jpeg)
Suzuki позиционирует Jimny, как автомобиль для любителей приключений. Что верно, то верно! И речь не только об офф-роуде: на шоссе Jimny способен подарить массу острых, но не очень приятных впечатлений.
Честно говоря, от выпускающегося в XXI веке автомобиля такого поведения просто не ожидаешь. Более или менее адекватный разгон с мотором объемом 1,3 литра (85 сил и 110 Нм) возможен только с правой педалью в полу, в режиме кик-дауна четырехступенчатого «автомата». До ста километров в час «по паспорту» Jimny едет 17,2 секунды, но по ощущениям это целая вечность. И хоть масса машины совсем невелика – чуть больше тонны – старенький «автомат» съедает чуть ли не треть и так скромного крутящего момента.
/imgs/2015/03/09/02/93999/5963c07c6f7beb4cd14efd3b407886f6657f2ac5.jpeg)
Немолодой уже Suzuki Jimny недавно подвергся очередному рестайлингу. Но внешность осталась почти без изменений -- в основном был модернизирован салон.
Но, может, это и к лучшему? Ведь набрав на Jimny более или менее серьезную скорость, тут же хочется сбросить газ – после ста километров в час маленький Suzuki ведет себя на дороге крайне нестабильно. На каждый поворот длинного руля (четыре оборота от упора до упора) он откликается целой серией глубоких колебаний, а по неровному асфальту не едет, а перепрыгивает с ямы на яму: колесная база-то у него всего 2,25 метра. Наконец, о такой штуке, как плавность хода, говорить просто не приходится.
И отдельный привет беспомощным тормозам!
Зато в городе, когда управляемость и динамика отходят на второй план, Jimny неплох. Короткий и очень узкий (3655 и 1600 миллиметров соответственно) автомобиль может пролезть в любую щель и забраться на любой бордюр: клиренс в 190 миллиметров и короткие свесы позволяют хулиганить по-полной. Да и обзорность великолепная. Обратная сторона этой компактности – чрезвычайно тесный салон и багажник объемом чуть большим, чем ящик письменного стола.
/imgs/2015/03/09/02/94000/51a52a2e3912d9aa5bde55e8b5d351285f362942.jpeg)
Интерьер Jimny трудно назвать эталоном стиля. Но хуже, что и эргономика далека от идеала. Посадка за рулем -- вертикальная, с сильно согнутыми ногами; регулировка рулевой колонки по вылету отсутствует, а блок управления кондиционером -- родом из начала девяностых.
В принципе, чтобы составить подобную характеристику машине, брать ее на тест было не обязательно – достаточно было обратиться за советом к Капитану Очевидность. Однако мы и правда не ожидали столь колоссальной разницы с современными машинами.
Потому что Mokka на «ручке» по сравнению с Jimny воспринимается как «хот-хэтч».
Хотя в действительности 140 сил турбированного 1,4-литрового мотора едва-едва хватает, чтобы с достоинством тащить на себе полторы тонны снаряженной массы. Но по сравнению с Suzuki, который не способен разогнаться в крутую горку даже на скорости 60-80 километров в час, «Мокка» воспринимается чертовски шустрым автомобилем.
/imgs/2015/03/09/02/94001/5e667141628b3cce85a5d1d422da497e8a4eb249.jpeg)
У российских Opel Mokka первых партий клиренс составлял всего 159 миллиметров -- все дело было в резиновой "губе" под передним бампером, которая выполняла аэродинамические функции. Для нашего рынка ее специально укоротили: теперь у "Мокки" приемлемые 190 миллиметров дорожного просвета.
Сильная сторона «Мокки» – ее плотная подвеска: в меру жесткая и весьма энергоемкая. С управляемостью тоже все неплохо: Opel заходит в повороты с энтузиазмом легковой малолитражки, но с некоторой поправкой на высокий центр масс. И даже полузависимая задняя балка (немного найдется полноприводных автомобилей с подобной схемой) совсем не портит впечатления.
/imgs/2015/03/09/02/94002/65453ec60d9ad5058a2413628e774faa2b18698e.jpeg)
Интерьер "Мокки" - наиболее современный из нашей троицы. Качественный мягкий пластик, классный дизайн, скрупулезное внимание к деталям. Посадка за рулем тоже хороша: диапазоны регулировки кресла и рулевой колонки велики. Единственное замечание по эргономике: чрезмерное обилие кнопок -- сходу в них не разберешься.
Но еще лучше ведет себя на асфальте Nissan Juke. Мощная 190-сильная версия при старте со светофора способна удивить многих, а вариатор и мотор дружны как школьные приятели. Бесступенчатая трансмиссия в спокойном режиме активно имитирует переключения передач, но «смена» их все равно происходит очень плавно. А если поднажать, то вариатор – как, впрочем, и положено – подвисает на высоких оборотах, обеспечивая максимально эффективный разгон.
/imgs/2015/03/09/02/94003/a35f0f9be7cb9792526ee7d8c950796625d52ae8.jpeg)
Nissan Juke появился на рынке давно, но его дизайн до сих пор не "отпускает": кто-то от него в восторге, кто-то в бешенстве. Нам на тест досталась машина из ограниченной серии Ministry of Sound: она выкрашена в черный цвет, а детали -- дверные ручки, зеркала, колеса -- белые.
Подвеска «Ниссана» жестковата, но без экстрима: работает плотно и тихо. Именно то, что ценят любители активной езды. Из нашей троицы «Джук» управляется наиболее азартно: он все делает играючи и легко. Кренов в поворотах почти нет, а на каждое движение руля Nissan откликается с охотой "подогретого" хэтчбека. Обратная сторона – Juke немного нервозен, особенно на неровной дороге. Однако с тем, как начинает буянить на аналогичном покрытии Jimny, это не идет ни в какое сравнение.
/imgs/2015/03/09/02/94004/263a6f4916d282f2a98e9870bda9265379705e75.jpeg)
Интерьер Nissan Juke в спецверсии Ministry of Sound -- тоже черно-белый. В целом эргономика неплоха: неудобны только нерегулиремая по вылету рулевая колонка и некоторые клавиши, расположенные в труднодоступных местах. А вот музыка, несмотря на наличие "музыкального" партнера, ничем не впечатляет.
Но когда дороги заканчиваются, ситуация ожидаемо меняется. Насколько радикально?
После свалившихся на Москву и Подмосковье в этом сезоне проливных дождей, любое поле превращается в непреодолимое препятствие. Раскисший грунт, глубокие лужи, колеи, скользкие склоны – условия действительно очень тяжелые. Тут не то, что ехать – на ногах устоять трудно!
На таком бездорожье Suzuki Jimny – король. Небольшая масса, жестко подключаемая передняя ось, суперкороткие свесы и относительно зубастые шины (остальные кроссоверы с завода «обуты» в асфальтовые покрышки) – вот те составляющие, которые позволяют не особо задумываться о том, какое покрытие под колесами. Все, что нужно сделать – перевести трансмиссию в полноприводный режим.
/imgs/2015/03/09/02/94005/cc0b652748d98bbadff1771cfcee59ee70babafb.jpeg)
На бездорожье расхлябанная подвеска Jimny преображается: любые неровности Jimny преодолевает без намека на пробой.
В Jimny не предусмотрено блокировок межколесных дифференциалов, но при гражданской эксплуатации они не очень-то и нужны! Даже в "базе" по уровню проходимости Jimny вполне может соперничать с такими грандами бездорожья, как Defender или Wrangler. А в некоторых ситуациях «Джимни» выглядит даже предпочтительней – из-за небольшой массы и скромных габаритов, позволяющих, например, уверенно пробираться по лесу между деревьями.
Недостатки – очень уж задумчивый «автомат» (который, впрочем, можно заблокировать на любой из трех низших ступеней) и слабосильный бензиновый мотор. Тяги на низах у него не хватает, а раскрутив двигатель, можно сорвать колеса в ненужную пробуксовку. На внедорожных шинах это ощущается не так сильно – а вот на обычных могут возникнуть проблемы.
/imgs/2015/03/09/02/94006/e0fe8f2a016b16f978dd4db1a454b1d55894a134.jpeg)
Короткая колесная база не только улучшает геометрическую проходимость, но и делает Jimny особенно "вертлявым" на скользком покрытии. Аккуратнее с заносами!
Впрочем, справиться с нехваткой тяги можно просто: включив пониженный ряд передач. В режиме 4WD-L «Джимни» ползет на первой передаче со скоростью улитки: можно запросто выйти и идти рядом с автомобилем.
Если честно, подавляющее большинство владельцев кроссоверов вряд ли решились бы сунуться в подмосковную жижу вслед за Jimny. Но у нас выбора не было... И, к большому удивлению, мы проехали почти везде, где только что прошел рамный внедорожник на хороших покрышках. Конечно, за рулем кроссоверов нет такой потрясающей уверенности, как у водителя старого «самурая», и грязевые ванны пластмассовые тельца городских модников принимают без удовольствия. Но едут же!
/imgs/2015/03/09/02/94007/5ee10b3158ae672cf2b9c13069cdc62e4f8db0ed.jpeg)
Забитый протектор дорожных шин заставляет водителя гораздо точнее обращаться с акселератором, плавно дозируя тягу. Иначе и Juke, и Mokka просто застывают на месте, беспомощно вращая колесами. С включенной системой стабилизации кроссоверы в подобных условиях встают вообще практически сразу: ESP безбожно обрубает подачу топлива, а без бензина автомобиль, как известно, ехать не может.
Зато с выключенной системой стабилизации по ровной, пусть и очень вязкой поверхности, оба кроссовера идут без особых проблем. Да, реакции в поворотах сильно размазаны, между первоначальным сносом или пробуксовкой передних колес и следующим после переброса трансмиссией крутящего момента назад – пропасть. Но приноровившись, можно заставить и "Ниссан" и "Опель" эффектно грести всеми колесами сразу, и даже скользить боком. Здесь чемпион опять Juke – пара его муфт на задней оси позволяют эффективнее перераспределять момент между колесами. Правда, для этого требуется определенная сноровка, а тормоза, помогающие муфтам замедлять слишком сильно буксующее колесо, страдают сильнее, чем у «Мокки». После 20-минутных выкрутасов Nissan остановился весь в дыму.
/imgs/2015/03/09/02/94008/33c9cfe653bc55ba703c9474d55ea7c871408c07.jpeg)
С включенной системой стабилизации Nissan Juke беспомощен: при малейшем намеке на пробуксовку колес электроника резко обрубает подачу топлива. Но если систему выключить, Juke весьма бодро гребет всеми четырьмя колесами, а в поворотах охотно ставится "боком".
Mokka перебрасывает тягу назад более топорно и грубо, но и ловить этот момент водителю намного легче, чем на Juke. Пустить «Мокку» в занос проще, но управлять автомобилем в скольжении интереснее на «Ниссане».
Но по проходимости на прямой у обоих автомобилей паритет.
Проблемы у кроссоверов начинаются тогда, когда на их пути появляется даже незначительный, но уклон. Если пытаться атаковать склон с места, то ни Juke, ни Mokka не только не заедут вверх, но и начнут скатываться назад. Им элементарно не хватит зацепа: колеса будут вращаться, и полторы тонны снаряженной массы рано или поздно потащат кроссоверы вниз. Для штурма подобных преград существует одно проверенное средство – разгон. Но использовать его можно только тогда, когда поверхность более-менее ровная. В противном случае легко повредить гораздо более «нежные» и хрупкие, нежели чем у Jimny, детали подвесок и приводов.
/imgs/2015/03/09/02/94009/66ced2b2cca33a0a7b7d2d44cd13370511fac19d.jpeg)
Наличие механической коробки передач обеспечивает "Мокке" наибольшее в этой троице удобство управления тягой.
А еще нужно беречь муфты. Если засадить Juke или Mokka по уши в грязь или песок и начать бездушно издеваться над не предназначенным для этого автомобилем, то муфта перегреется, оставив вас наедине с передним приводом, и заставит обращаться за помощью к трактористам. Но на наших испытаниях муфты не проявляли никаких признаков перегрева.
/imgs/2015/03/09/02/94010/f6d0a1aee2f5ebb0304cd5d93fcc4bd383390387.jpeg)
Вердикт по результатам нашего теста оказался неожиданным даже для нас самих. Казалось, что Suzuki Jimny положит кроссоверы на обе лопатки, не оставив им ни единого шанса в тяжелых внедорожных условиях. И Jimny действительно штурмует бездорожье с уверенностью гусеничного танка. Но и «молодняк» проявил себя неплохо! Причем парочке кроссоверов больше всего мешали не свесы или подключаемый полный привод, а «гражданские» дорожные шины. Обуть бы их в покрышки, как у Jimny – и они поехали бы еще увереннее.
Хотя в этом случае встанет вопрос о надежности капризных полноприводных трансмиссий с электронным управлением – возросшую нагрузку они могут и не вынести.
С другой стороны, разница по уровню комфорта, управляемости и практичности между парочкой Opel Mokka / Nissan Juke и Suzuki Jimny составляет такую пропасть, что покупку настоящего внедорожника мы бы рекомендовали только тем людям, для которых поездки по жесткому офф-роуду – не развлечение по выходным, а ежедневная необходимость. Так что подумайте еще разок – так уж ли оно вам нужно, это самое бездорожье?
Nissan Juke. Полноприводная трансмиссия японского кроссовера уникальна: здесь используются две муфты, заведующие подключением каждого заднего колеса в отдельности. Это помогает эффективно использовать преимущества полного привода не только в грязи, но и на асфальте, улучшая управляемость. Система стабилизации отключается полностью.
Технические характеристики
Suzuki Jimny AT | Opel Mokka МТ | Nissan Juke CVT | |
---|---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый L4 | Бензиновый-турбо L4 | Бензиновый-турбо L4 |
Рабочий объем | 1328 см³ | 1364 см³ | 1618 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 85 / 6000 | 140 / 4900 -- 6000 | 190 / 5500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 110 / 4100 | 200 / 1850 -- 4900 | 240 / 2000 -- 5200 |
Тип привода | Полный (подкл. передняя ось) | Полный | Полный |
Трансмиссия | 4-ступенчатая АКП | 6-ступенчатая МКП | Вариатор CVT |
Передняя подвеска | Зависимая | Независимая McPherson | Независимая McPherson |
Задняя подвеска | Зависимая | Полузависимая | Независимая |
Тормоза | Дисковые вентилируемые спереди и барабанные сзади | Дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади | Дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 3655 × 1600 × 1705 | 4278 × 1777 × 1658 | 4135 × 1765 × 1565 |
Колесная база, мм | 2250 | 2555 | 2530 |
Снаряженная масса, кг | 1050 | 1447 | 1436 |
Макс. скорость, км/час | 135 | 202 | 200 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 17,2 | 10,7 | 8,4 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 8,1 | 6,4 | 7,6 |
Объем топливного бака, л | 40 | 54 | 46 |
Объем багажного отделения, л | 113 -- 816 | 362 -- 1372 | 207 -- 786 |
Выбросы СО2, г/км | 184 (Euro 4) | 149 (Euro 5) | 175 (Euro 4) |
Размер шин (пер./зад.) | 205 / 70 R15 | 215 / 55 R18 | 215 / 55 R17 |
Цена, рублей | от 785 000 | от 895 000 | от 975 000 |